kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Причастие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 7 классе разработан в соответствии с требованями ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Причастие как часть речи"»

Урок 13

Тема: Причастие как часть речи.

Цели урока:

  1. повторить грамматические признаки имени прилагательного и глагола; дать понятие о причастии как новой языковой категории; научить отличать причастие от глагола и от имени прилагательного, употреблять причастия в речи; 2) развивать организационные навыки самостоятельной деятельности и деятельности в коллективе; развивать логическое мышление (сравнивать, обобщать, анализировать); развивать умение корректировать результаты своей работы; 3) воспитывать культуру умственного труда, доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность в поиске достижения цели, дисциплинарные навыки, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: знать характеристику причастия, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; воспитание интереса к предмету через разные виды работы; формирование нравственных качеств.

Ход урока

  1. Организационный момент

Игра «Знаете ли вы?..»

Знаете ли вы, какое сегодня число?

Знаете ли вы, кто сегодня дежурный?

Знаете ли вы, кто сегодня отсутствует?

Знаете ли вы, какое было домашнее задание?

  1. Проверка домашнего задания

Игра «Верите ли вы, что?..»

Морфология – это раздел науки о языке, который изучает морфемы?

Части речи бывают самостоятельные и несамостоятельные?

К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное и глагол?

К служебным частям речи относятся союз, частица?

Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

Имена прилагательные изменяются по падежам и числам?

Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида?

Глаголы не изменяются по временам?

  1. Самоопределение к деятельности

Прочитайте предложения.

  1. На яблоне краснеет яблоко.

  2. Я сорвал красное яблоко.

  3. На ветке висело краснеющее яблоко.

Что вы можете сказать о выделенных словах? (Это однокоренные слова).

Определите, какой частью речи являются выделенные слова. (Краснеет – глагол, красное – имя прилагательное, краснеющее – глагол/прилагательное).

С одной стороны, слово краснеющее похоже на прилагательное (какое? - краснеющее), с другой стороны, напоминает глагол (кто-то может задать вопрос что делающее? - краснеющее). Так чем же отличается прилагательное красное от слова краснеющее? Оба слова отвечают на вопрос какой? Однако слово красный обозначает просто признак предмета: какой? – красный. Слово краснеющее – обозначает признак предмета по действию, то есть, то, которое краснеет.

А это значит, что глагольные признаки в этом слове соединяются с признаками прилагательного. Что же получается в результате? Получаются слова, как говорил, В.И. Даль, «причастные к глаголу в образе прилагательного».

Такие слова, как краснеющее – это не что иное, как (сформулируйте тему урока) ПРИЧАСТИЯ.

Причастие как часть речи.

Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

  1. Первичное усвоение новых знаний

  1. Слово учителя

Историю об этой части речи легко можно запомнить. Представьте себе, что однажды прилагательное и глагол решили пожениться. И вскоре появилось у них маленькое причастие.

Маленькое причастие постепенно росло и вскоре стало вполне самостоятельным. Но, несмотря на всю свою самостоятельность, причастие помнило о своих родителях и старалось быть похожим как на прилагательное, так и на глагол.

Ученые так и не решили, что же такое причастие: самостоятельная часть речи или особая форма глагола. В разных учебниках вам могут встретиться разные варианты.

Что же унаследовало причастие от других частей речи?

Признаки прилагательного

Признаки глагола

  1. Обозначает признак предмета.

  2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

  3. Может изменяться по родам, числам и падежам.

летящий самолет, летящая птица, летящее облако

летящий самолет – летящие самолеты

летящая птица – летящей птицы – летящей птице...

  1. Согласуется с существительными в роде, числе, падеже.

птицу (какую?) летящую

  1. Некоторые причастия могут иметь краткую форму.

выполненный – выполнен,

прикрытый – прикрыт

  1. В предложении полное причастие является определением.

Сорванный цветок увял.

  1. Обозначает не просто признак, а признак по действию.

краснеющее – то, которое краснеет

  1. Образуются от глагола.

подобреть – подобревший

покрасить – покрашенный

  1. Может стоять в форме настоящего или прошедшего времени, но формы будущего времени не имеет.

птица, которая летит – летящая птица

птица, которая летела – летевшая птица

  1. Может быть совершенного или несовершенного вида.

что делать? – читать – читающий

что сделать? – прочитать – прочитанный

  1. В предложении краткое причастие является сказуемым.

Цветок сорван.

  1. Чтение теоретических сведений учебника

Что же нам требуется запомнить?

Причастие – это самостоятельная часть речи. Оно обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.

Причастия изменяются по числам, по падежам и по родам (только в единственном числе).

В предложении обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.

  1. Первичная проверка понимания

Найди выдумку (работа в парах)

  1. В предложении «Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути» причастие совершенного вида.

  2. В предложении «Небо было в звездах, излучающих ровный тихий свет» есть два причастия.

  3. В предложении «Изумительны эти растения, которые живут под снегом» нет причастий.

  1. Динамическая пауза

Причастие – тянемся вверх.

Прилагательное – наклоняемся вперед.

Написанная картина,

кирпичный гараж,

сломанная ветка,

маленький котенок,

милая улыбка,

поющие птицы,

гуляющие дети,

веселый человек,

растущие цветы,

замороженные ягоды.

  1. Первичное закрепление

Прочитайте стихотворение Ольги Высотской «Осеннее утро». В первый столбик выпишите прилагательные, во второй – причастия. Определите их грамматические признаки (род, число, падеж – у прилагательных и род, число, падеж, вид, время – у причастий).

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.


Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат.

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.


Тишину вспугнув тревожную

В чутко дремлющем бору,

Бродят лоси осторожные,

Гложут горькую кору.


Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.


  1. Контроль усвоения

  1. Прослушайте отрывки из песен и выпишите из них причастия.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.


Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай,

Тот цветущий и поющий яркий май.

Вихри венцев в русском вальсе сквозь года

Помнит сердце, не забудет никогда.


Светилась, падая, ракета

Как догоревшая звезда.

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.


Раскудрявый клен зеленый, лист резной,

Я влюбленный и смущенный пред тобой,

Клен зеленый, да клен кудрявый,

Да раскудрявый, резной!


Какая тема объединяет все эти песни? Что вам известно о Великой Отечественной войне? (Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и продолжалась 4 долгих года до мая 1945 года. Она стала самой кровавой и разрушительной войной за всю историю России).

Великая Отечественная война – это героическая и яркая, но в то же время кровопролитная и тяжелая страница нашей истории. Эта война названа Великой не только из-за ее огромных людских потерь, материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, победившего фашистскую Германию. 

  1. Я хочу представить вашему вниманию картину Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости». Оборона Брестской крести вошла в историю как одно из первых сражений Великой Отечественной войны, в ходе которого, несмотря на победу немецких войск, советские солдаты проявили невероятный героизм и стойкость. Вам необходимо составить 3-4 предложения, описывающие картину, используя для этого причастия.

  1. Рефлексия

Вот и пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Перед вами лежат бланки телеграмм. Вам необходимо написать телеграмму соседу по парте о том, что нового вы узнали о причастии, используя сами причастия.

ТЕЛЕГРАММА

Кому: _______

Текст: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

От кого: _______

Выставление и комментирование оценок.

  1. Домашнее задание

Уровень А (на «3»)

Найдите скороговорки с причастиями, выучите их наизусть.

(Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая).

Уровень В (на «4»)

М.В. Ломоносов сказал: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». О какой части речи говорит ученый-лингвист? Докажите его мнение.

Уровень С (на «5»)

Придумайте лингвистическую сказку о причастии и его грамматических признаках.

Возможное начало:

Однажды тихую и размеренную жизнь в государстве Морфология взволновало необычное известие: молодой, сильный, деятельный князь Глагол, который всегда держался немного особняком и постоянно работал, вдруг задумал жениться…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Причастие как часть речи"

Автор: Хайруллина Лейла Саубановна

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок по теме "Причастие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "230299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073813"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Причастие как часть речи "
    ["seo_title"] => string(28) "prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "125799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415046850"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологии Критического мышления .Урок русского языка в 7 классе  "Понятие о причастии как части речи". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-poniatiie-o-prichastii-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430760844"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок русского языка в  7 классе « Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-prichastiie-kak-chast-riechi-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225473"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка теста по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429161013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства