Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки по литературе»
Тема: Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
7 класс
Цели:
- познакомить ребят с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях;
- формировать практическое умение: верно определять гласную перед н;
- повторить правописание полных и кратких страдательных причастий.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение большой темы «Причастие». Мы уже многое знаем об этой новой для вас части речи. Знаем, как образуются действительные и страдательные причасти, поэтому урок начнём с повторения уже изученного материала.
- Один ученик самостоятельно работает у доски. Задание: от данных глаголов образовать все возможные формы причастий:
-строить - унести
- Проверка знания теоретического материала. Один ученик у доски отвечает на вопросы учащихся класса по теме «Причастие»
- Что такое причастие? Примеры.
- Каким словосочетанием мы можем заменить любое причастие?
- Что такое причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется запятыми?
- Какие причастия называются действительными? страдательными?
- По какой части слова мы можем узнать причастие?
2. Проверка домашнего задания (№110)
- Какое правило вы вспоминали, выполняя домашнее упражнение? (н и нн в прилагательных)
- Какие причастия встретились вам при выполнении д/з?
- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени, какие у них суффиксы?
3. Объяснение нового материала.
Учащиеся образовывают от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени (полные и краткие) и объясняют, какая гласная будет стоять перед суффиксами –н,-нн и от чего это зависит.
Рассчитать – рассчитанный, рассчитана
Развеять – развеянный, развеяна
Обидеть - обиженный, обижен
Построить – построенный, построена.
- Сравните суффиксы глаголов и причастий.
- Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной перед н в суффиксе причастия?
Читаем правило и образец рассуждения §20
.
5. Закрепление нового материала. Выполнение упражнения 111.
1).Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.
2).Игра (устно). Даны две загадочные буквы: РК. Составьте любые словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми.
3). Написать страдательные причастия прошедшего времени от основы данных глаголов.