Программа составлена на основе примерной программы Министерства образования и науки по литературе, программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
- Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухина).
Учебно-тематическое планирование рассчитано на 105 ч. в соответствии с Программой литературного образования.
Учитывая рекомендации, изложенные в письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1, 2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2010г.), хрестоматию, обеспечивающие процесс обучения. К данному варианту программы прилагается методическое пособие «Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. / Егорова Н.В., Золотарёва И.В. – М. «Вако», 2012».
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
Учащийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
В 11 классе формируется представление об историко-литературном процессе в 20 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.
Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями , литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.
Увеличено количество часов на изучение русской литературы, внесены изменения в количество и виды творческих работ учащихся. Больше внимания уделяется теории литературы. В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.
Большое значение имеет меж предметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).
Программа предусматривает овладения знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Традиции и новаторство литературы. Модернизм
С.А.Есенин. Очерк жизни и творчества С.Есенина. Духовный мир поэта. Тема Родины в творчестве С.Есенина. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Особенности новой поэзии. Темы, идеи и образы.
№ п/п | Дата прове дения урока | Содержание раздела, темы | Вид занятия | Коли-чество часов | Виды самостоятельной работы | Домашнее задание | Приме-чания |
1 | | Литература рубежа веков (1ч) Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Традиции и новаторство литературы. Модернизм | Лекция | 1 | Запись тезисов учителя, владение монологической и диалогической речью | Выучить по тетради лекцию учителя, индивидуально - по учебнику (по вариантам с. 20-21, 22-24, 24-25, 26), индивидуально – сообщение об И. А. Бунине | ТР |
2 | | ПРОЗА конца ХIХ – начала ХХ вв. И.А.Бунин (4ч +2рр) Творческая судьба писателя. Основные темы творчества писателя. Отношение писателя к революции: «Окаянные дни» | Лекция, беседа | 1 | Конспект | | |
3 | | Лирика И.А.Бунина: философичность, мир природы, судьба родины и народа. Поэтическое мастерство | Практикум | 1 | Свободная работа со стихотворными текстами | Анализ стихотворения | |
4 | | РР . Входной контроль. Анализ лирического стихотворения: И.А. Бунин «Забытый фонтан» | Урок контроля | 1 | | Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». | РР |
5 | | Проза Бунина. Отличительные особенности прозы Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования | Практикум | 1 | Обоснование суж-дений, приведение доказательств, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Прочитать рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», индивидуально – по учебнику о рассказе «Господин из Сан-Франциско», с. 45-46. | |
6 | | Тема любви в рассказах Бунина. Поэтическое своеобразие новелл «Чистый понедельник», «Солнечный удар» и др. | Лекция,беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Подобрать материал для сочинения | |
7 | | РР 2 (С). Классное сочинение по творчеству И.А.Бунина. | Урок развития речи | 1 | | | С |
8 | | А.И.Куприн (4ч+1) А. И. Куприн – человек прекрасной души, кипучей натуры, яркого и своеобразного таланта. Творческая судьба писателя. Нравственные проблемы, социальная тематика в творчестве писателя (обзор) | Лекция, беседа | 1 | Сообщения учащихся, конспект, работа с текстом. | Индивидуально – сообщение об А. И. Куприне , прочитать рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет» | |
9 | | Тема любви в творчестве Куприна. «Гранатовый браслет» - appossionato» человеческой любви. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» | Практикум | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики | Прочитать по учебнику о рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник», с. 53-54, всем – прочитать повесть А. И. Куприна «Олеся». | |
10 | | «Олеся» - «печальная сказка Полесья». Поэтика рассказа «Олеся». | Практикум | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики | Прочитать индивидуально – по учебнику о повести «Поединок», с. 62-64. | |
11 | | РР (С) Подготовка к сочинению по творчеству Куприна. | Урок развития речи | 1 | Обоснование суж-дений, создание собственного текста и его редактирова-ние. | Написать сочинение. | С |
12 | | А.М.Горький (6ч + 1рр) Очерк жизни и творчества. Роль Горького в судьбе русской куль-туры. Новое о Горьком: Горький и революция «Несвоевременные мысли» | Урок-литературный портрет | 1 | Конспект, запись тезисов учителя, владение, беседа. | Законспектировать статью А. М. Горького «Несвоевременные мысли». | |
13 | | Раннее творчество Горького. Романтический пафос и художест-венное своеобразие ранних рассказов «Старуха Изергиль». | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Выучить по учебнику о «Несвоевременных мыслях», с. 180-181. | |
14 | | Литературные портреты Горького, их своеобразие. Литературный портрет как жанр. | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Прочитать 1-18 главы романа А. М. Горького «Мать», подготовиться к обзорному обсуждению романа. | |
15 | | Горький и Художественный театр. Пьеса «На дне» - социально-философская пьеса. | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Прочитать 1-2-ое действия пьесы А. М. Горького «На дне». | |
16 | | Суровая и беспощадная правда о жизни «низов» в пьесе «На дне». Трагическая судьба людей «дна». | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Дочитать пьесу А. М. Горького «На дне». | |
17 | | Философский конфликт в пьесе «На дне» Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их столкновение. | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Монолог Сатина «Человек…» наизусть. | |
18 | | РР (С). Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.М.Горького. | Урок развития речи | 1 | Обоснование сужде-ний, приведение дока-зательств, создание собственного текста и его редактирование. | Написать сочинение | С |
19 | | Литература 20-х годов (обзор) (7ч) Общая характеристика литератур-ного процесса. Литературные группировки и журналы. Основ-ные направления, темы и пробле-мы литературы 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве писателей старшего поколения. | Лекция | 1 | Конспект, запись тезисов учителя, владение, беседа. | Выучить лекцию | |
20 | | Тема России и революции: романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в творчестве поэтов и писателей нового поколения | Лекция | 1 | Запись тезисов учителя, владение монологической и диалогической речью. | Проработать статьи учебника | |
21 | | Тема России и революции: И.Бабель «Конармия». Изображение человека в «истекающем кровью мире» | Беседа, практикум | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики, сообщения учащихся | Индивидуальное сообщение- презентация по творчеству И.Бабеля | |
22 | | Антиутопия Е. Замятина «Мы» - история Единого государства в сюжете романа. Разрушение личности в тоталитарном государстве. | Беседа, практикум | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики, сообщения учащихся | Ответить на вопросы | |
23 | | Сатирическое изображение эпохи в произведениях М.Зощенко, Тэффи, И.Ильфа и Е.Петрова. Направленность сатиры | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики, сообщения учащихся | Подготовить сообщение о Н. А. Тэффи., М.Зощенко. | |
24 | | Своеобразие и объекты сатиры Аркадия Аверченко. | Беседа, практикум | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики, сообщения учащихся | Подготовиться к контрольной работе | |
25 | | Контрольная работа по теме «Человек и эпоха 20-х годов в литературе 20-х годов» | Урок контроля | 1 | | | КР в формате ЕГЭ |
26 | | Серебряный век русской поэзии (10ч +1рр) Серебряный век русской поэзии: общая характеристика. Проблемы традиции и новаторства в литературе разных направлений начала века | Лекция | 1 | Запись тезисов учителя, владение монологической и диалогической речью. | Выучить по тетради лекцию учителя. | |
27 | | Символизм, его философская основа и эстетические принципы. Своеобразие поэтики символистов. Творческий портрет поэтов -символистов (З.Гиппиус, Вяч. Иванов, А.Белый и др) | Лекция | 1 | Запись тезисов учителя, владение монологической и диалогической речью | Индивидуальные сообщения. Таблица «Русский символизм». | |
28 | | В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Стихотворения: проблематика произведений, стиль и образы | Практикум | 1 | Конспект, работа со стихотворными текстами. | Выучить наизусть стихотворение «Грядущие гунны». | |
29 | | Акмеизм как литературное направление. Своеобразие поэтики акмеистов | Лекция | 1 | Запись тезисов учителя, владение монологической и диалогической речью | Выучить лекцию учителя | |
30 | | Особенности художественного мира Николая Гумилева | Практикум | 1 | Конспект, работа со стихотворными текстами. | Выучить наизусть любое стихотворение Н. С. Гумилёва, обосновать свой выбор. | |
31 | | Футуризм: эстетика и поэтика. Эксперименты В.Хлебникова, И.Северянина, Д.Бурлюка, А.Кручёных | Лекция | 1 | Конспект, чтение стихов наизусть, работа со стихотворными текстами | Выучить по учебнику с. 143-146. Индивидуально – подготовить сообщение о М. И. Цветаевой. | |
32 | | Поэты вне групп: М.И.Цветаева. Сложная судьба Цветаевой. Важнейшие темы творчества. Самобытность и неповторимость поэзии | Лекция | 1 | Запись лекции учителя, сообщения учащихся, работа со стихами | | |
33 | | Поэзия Цветаевой – монолог-исповедь. Образ лирического героя | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, чтение стихов наизусть, работа со стихами. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение М. И. Цветаевой, обосновать свой выбор. | |
34 | | РР 5. Слово о поэте Серебряного века. Защита творческих работ по теме «Серебряный век русской поэзии» | Урок развития речи | 1 | Обоснование сужде-ний, приведение доказательств,создание собственного текста и его редактирование. | Подготовиться к контрольной работе | ЗР |
35 | | Контрольная работа по теме «Серебряный век русской поэзии» | Урок контроля | 1 | | | Формат ЕГЭ. |
36 | | А.А.Блок (7ч+1 рр) Очерк жизни и творчества. Блок и революция. Проблемы революционной эпохи в статье «Интеллигенция и революция» | Лекция | 1 | Запись тезисов учителя, владение монологической и диалогической речью, работа со стихами. | Выучить по вариантам с. 186-188, с. 188-189. | |
37 | | Стихотворения. Романтический мир раннего Блока. Особенности поэтики «Стихи о Прекрасной Даме» «Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Я всё гадаю над Тобою…» и | Практикум | 1 | Конспект, работа со стихотворными текстами. | Сообщение «Тема страшного мира в лирике Блока», выучить наизусть стихотворение «Фабрика». | |
38 | | Тема Родины в лирике Блока «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге». | Практикум | 1 | Конспект, чтение стихов наизусть, работа со стихотворными текстами. | Выучить наизусть стихотворение «Россия». | |
39 | | Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмысления события революции. Сюжет поэмы и её герои | Практикум | 1 | Конспект, работа с текстом поэмы. | Выучить по учебнику с. 204-208. Монолог по выбору наизусть.Индивидуальная работа по статье Интеллигенция и революция». | |
40 | | Финал поэмы. Неоднозначность трактовки финала | Практикум | 1 | Конспект, работа с текстом поэмы. | Выучить по учебнику с. 204-208. | |
41 | | Особенности поэтики «Двенадцать». «Вечные» образы в поэме | Практикум | 1 | Конспект, работа с текстом поэмы. | Таблица «Символы в поэме «Двенадцать». | |
42 | | Подготовка к сочинению по творчеству А.А.Блока | Урок развития речи | 1 | Обоснование сужде-ний, приведение доказательств,создание собственного текста и его редактирование. | Написать сочинение | С |
43 | | С.А.Есенин (5ч + 1рр) С. А. Есенин – поэт «великой песенной силы». Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!» | Лекция | 1 | Запись лекции учителя, сообщения учащихся, работа со стихами. | Выучить наизусть стихотворение «Гой ты, Русь моя родная!»или «Письмо к матери» | |
44 | | Тема России в творчестве С.Есенина «Я покинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Возвращение на родину» и др. | Практикум | 1 | Конспект, чтение стихов наизусть, работа со стихотворными текстами | Выучить наизусть стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая». | |
45 | | Своеобразие поэтики С.Есенина: народно-песенная основа лирики, Любовная лирика. | Практикум | 1 | Конспект, чтение стихов наизусть, работа со стихотворными текстами. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор. | |
46 | | РР Анализ стихотворения С.Есенина | Практикум | 1 | Работа со стихотворными текстами. | Прочитать поэму С. А. Есенина «Анна Снегина». | |
47 | | Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. | Лекция, беседа | 1 | Запись лекции учителя, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Подготовка к уроку - концерту | |
48 | | Урок-концерт «Поющее сердце России» | Концерт | 1 | Публичное выступление | | |
49 | | В.В.Маяковский (7ч) Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Новаторство поэзии В.Маяков-ского. Маяковский и футуризм. Худо-жественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирическая лирика. «Прозаседавшиеся» и др. | Лекция | 1 | Запись лекции учителя, сообщения учащихся, работа со стихами. | Выучить по учебнику с. 283-287. | |
50 | | Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах». | Практикум | 1 | Конспект, сообщения учащихся, работа со стихотворными текстами. | Выучить по учебнику по вариантам с. 287-289, с. С. 289-290. | |
51 | | Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенине». | Практикум | 1 | Конспект, сообщения учащихся, работа со стихотворными текстами. | Прочитать драмы В. В. Маяковского «Клоп», «Баня». | |
52 | | Драматические произведения В. В. Маяковского. «Клоп», «Баня». | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Выучить по учебнику с. 301-304. | |
53 | | Контрольная работа по теме «Творчество В.В.Маяковского» | Урок контроля | 1 | | Прочитать «Разгром» А.Фадеева | КР |
54 | | Тема Гражданской войны в советской литературе (обзор) А.А.Фадеев (2ч) Тема революции и Гражданской войны в романе А.Фадеева «Разгром». Сюжет романа (обзор) | Беседа, практикум | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | | |
55 | | Нравственные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции | Лекция, беседа | 1 | Запись лекции учителя, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | | |
56 | | Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор) (1ч) Общая характеристика литературного процесса в 30-е годы. Основные темы и проблемы в литературе этого периода | Лекция | 1 | Запись лекции учителя | Выучить лекцию | |
57 | | М.А.Булгаков (8ч + 1рр) Жизнь, творчество и личность. Новаторство писателя. Судьба произведений. Введение в роман «Белая гвардия»: молодость в огне. | Лекция | 1 | Запись лекции учителя, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Подготовить сообщение «Интеллигенция и революция в романе «Белая гвардия». | |
58 | | «Береги честь смолоду»: нравственная проблематика романа Булгакова «Белая гвардия». | Практикум | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Выучить по учебнику с. 50-51(II) | |
59 | | Художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия». | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Прочитать роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» | |
60 | | Роман «Мастер и Маргарита» как роман-лабиринт: особенности сюжета, композиции, образной системы. Проблематика произведения. Вопрос о жанровом определении произведения. | Лекция | 1 | Свободная работа с текстом: умение обобщать, сравнивать, анализировать, строить самостоятельное раз-вёрнутое высказыва-ние, выделять основ-ные сатирические приёмы и их роль в создании образа города, соотносить с мировосприятием писателя, определять традиции и новатор-ство в освещении этой темы. | Выучить по учебнику по вариантам с. 65-66 (II), с. 68-69 (II), с. 69-70 (II). | |
61 | | Нравственное звучание «ершалаимских» глав. Анализ глав о Понтии Пилате с привлечением евангельского контекста. Образ Понтия Пилата и тема совести. Человеческое и божественное в Иешуа. | Урок-творческая мастерская. | 1 | Свободная работа с текстом: умение ана-лизировать эпизод произведения, отража-ющие основную проб-лематику, авторский замысел | Выучить по учебнику по вариантам с. 66 (II), с. 67-68 (II). | |
62 | | Сатирическое изображение Москвы 30-ых годов через «похождения» Воланда и его свиты. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» (отработка понятий «карнавальный смех», «буффонада»). | Урок-творческая мастерская. | 1 | Свободная работа с текстом: умение выделять основные эпизоды, давать срав-нительную характе-ристику, обобщать в соответствии с авторским замыслом, определять основные приёмы и средства изображения героев | Ответить на проблемный вопрос | |
63 | | Тема любви и творчества в романе. Анализ сюжетной линии Мастера и Маргариты в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. | Урок-семинар | 1 | Свободная работа с текстом: умение выделять основные эпизоды, давать срав-нительную характе-ристику | Подготовить сообщение об образах Мастера и Маргариты. | |
64 | | Контрольная работа Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». | Урок развития речи | 1 | Написание сочинения •«Проблема совести и образ Понтия Пилата». •«История любви Мастера и Маргариты» •«Проблема Добра и Зла в романе «Мастер и Маргарита». | | КР |
65 | | Контрольная работа Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». | Урок развития речи | 1 | Написание сочинения •«Проблема совести и образ Понтия Пилата». •«История любви Мастера и Маргариты» •«Проблема Добра и Зла в романе «Мастер и Маргарита». | Индивидуально подготовить сообщение об А. П. Платонове | КР |
66 | | А.П.Платонов (3ч ) «Инакомыслящий Платонов». Жизнь и творчество. (1899-1951). Повесть «Котлован». | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики | Читать произведение А.П.Платонова "Котлован" | |
67 | | Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова Щедрина. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти и значение финала. | Урок-семинар | 1 | Анализирование прозаического произведения в рамках отражения творчества писателя, его основ-ных тенденций и художественных осо-бенностей. | Выучить по учебнику с. 50-51(II), | |
68 | | Символика в романе. Образ Насти и строителей «общепролетарского дома». Нравственные уроки повести | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики | Индивидуально - подготовить презентацию и сообщение о А.Толстом | |
69 | | А.Н.Толстой. «Пётр Первый» (обзор) (1ч) Взлёты и падения А. Толстого. Роман «Пётр Первый». Тема русской истории в романе. Образ Петра. Проблема выдающейся личности и её роль в судьбе страны | Лекция, беседа | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Выучить по учебнику с. 121-124 (II). | |
70 | | А.А.Ахматова (4ч +1рр)Анна Ахматова как явление в литературе. Творческая судьба поэтессы. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой. (Анализ стихотворений из сборников «Вечер», «Чётки», «Белая стая»). | Лекция | 1 | Запись лекции учителя, сообщения учащихся, работа со стихами. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение М. И. Цветаевой, обосновать свой выбор, индивидуально – подготовить сообщение об А. А. Ахматовой. | |
71 | | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. Патриотизм и гражданственность лирики. («Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет».«Молитва», «Когда в тоске самоубийства»). | Урок творческая мастерская | 1 | Запись лекции учителя, сообщения учащихся, чтение стихов наизусть, работа со стихами. | «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» - наизусть. Анализ стихотворения | |
72 | | Классное сочинение на тему: «Размышляя над строкой Ахматовой… Восприятие, истолкование и оценка стихотворений Ахматовой» | Урок развития речи | 1 | Обосновывание суж-дений, приведение доказательств, создание собственного текст | | С |
73 | | Поэма Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы. Тема памяти и любви в поэме. Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | Практикум | 1 | Работа с текстом. Нахождение евангельских мотивов и их интерпретация. | Выучить по учебнику с. 178-182 (II). | |
74 | | Трагизм поэмы Ахматовой «Реквием». | Практикум | 1 | Работа с текстом. Нахождение евангельских мотивов и их интерпретация. | | |
75 | | ТВОРЧЕСТВО О.Э.МАНДЕЛЬШТАМА (2 ЧАСА) Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. | Урок - портрет | 1 | Запись лекции учителя | Выучить лекцию | |
76 | | Трагический конфликт поэта и эпохи в лирике О.Мандельштама | Урок-мастерская | 1 | Анализирование, обобщение, сравнение, самостоятельная рабо-та с литературовед-ческим и критическим материалом | Индивидуальные задания | |
77 | | М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы». Трагический пафос произведения. | Лекция | 1 | Запись лекции учителя, свободная работа с текстом, понимание его специфики | Перечитать эпизоды романа «Тихий Дон», посвящённые гражданской войне | |
78 | | «Тихий Дон» как роман-эпопея. История создания, жанровые особенности. Художественное мастерство писателя. | Беседа | 1 | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Выучить по учебнику с. 213-215 (II) | |
79 | | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики | Индивидуально – сообщение о Григории Мелехове. | |
80 | | Урок-семинар. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | Урок-семинар | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики | Выучить по учебнику с. 222-225 (II), индивидуально – сообщение об Аксинье Астаховой и Наталье Мелеховой | |
81 | | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики | Выучить по учебнику по вариантам с. 219-220 (II), 220-222 (II). | |
82 | | Контрольная работа Сочинение по роману-эпопее «Тихий Дон» | Урок развития речи | 1 | Создание сочинения различных жанров на литературные темы. | | С |
83 | | Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет (обзор) (1ч) Война и духовная жизнь общества. Человек на войне и правда о нём. Поэзия подвига | Практикум | 1 | Сообщения учащихся с презентациями ИКТ. | | |
84 | | Литература второй половины ХХ века ( 2 ч.) Поэзия 60-х годов. Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина). Н.Рубцов: гармония в лирике поэта человека и природы. Тема Родины. | Урок-семинар. | 1 | Уметь давать целост-ную характеристику произведению с точки зрения воплощения основного замысла, традиций и новатор-ства, художественного мастерства, уметь ви-деть в произведении автора и его отноше-ние к героям, событиям | «Представление» произведе-ний с с использованием технологий ИКТ. | |
85 | | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Тема Великой Отечественной войны в отечественной литературе. Герои и проблематика военной прозы и лирика (Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Астафьев, К.Воробьёв, В.Кондратьев, В.Быков) | Урок-конференция | 1 | Уметь давать целост-ную характеристику произведению с точки зрения воплощения основного замысла, традиций и новатор-ства, художественного мастерства, уметь видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям | «Представление» произведе-ний с с использованием технологий ИКТ. | |
86 | | А.Т.Твардовский. (2 ч.) Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. | Лекция, беседа | 1 | Запись лекции учите-ля, свободная работа с текстом, понимание его специфики | Индивидуальные задания. | |
87 | | Поэма «По праву памяти». Тема исторической памяти в поэме | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Выучить по учебнику с. 300-303 (II) | |
88 | | Б.Л.Пастернак (3ч)Поэт, писатель, человек. Очерк жизни и творчества. Тематика и проблематика произведений Пастернака. Философская лирика | Лекция, практикум | 1 | Анализ стихотворе-ний «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачу-щий сад» с привлече-нием схемы самосто-ятельного анализа текста в соответству-ющем разделе учебника. | Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» - наизусть. | |
89 | | Роман«Доктор Живаго»( обзор). Тема интеллигенции и революции в романе | Лекция | 1 | Обзорный анализ глав романа с частичным привлечением «Стихо-творений Юрия Жива-го» и отработкой жанрового понятия «лирико-религиозный роман». | Подготовить сообщение «Гражданская война в романе Пастернака «Доктор Живаго». | |
90 | | Гражданская война и её итоги в изображении Пастернака | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Выучить по учебнику с. 155-162 (II) | |
91 | | А.И.Солженицын ( 2 ч). Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Лекция | 1 | Запись лекции учителя, сообщения учащихся. | Выучить по учебнику с. 320-321 (II), прочитать повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», письменный анализ текста или ответ на проблемный вопрос (см.темы письменных работ | |
92 | | Рассказ «Матрёнин двор»: воспроизведение в образе Матрёны черт «человека-праведника», носителя народной нравственности. Значение рассказа для развития деревенской прозы в литературе 2 половины 20 века. | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Выучить по учебнику с. 317-318 (II) | |
93 | | В.Т.Шаламов ( 1ч). Жизнь и творчество. История создания «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия лагерной темы. Характер повествователя. | Лекция, беседа | | Запись лекции учителя, сообщения учащихся. | Рецензия на рассказ (по выбору учащихся) | |
94 | | Деревенская проза в современной литературе ( 2ч). В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». | Практикум | 1 | Самостоятельный анализ художествен-ного произведения, поиск дополнитель-ной информации, обо-бщение, отбор главно-го, выступление перед аудиторией, оформле-ние сообщений, выс-тупление с использо-ванием компьютерных технологий | Индивидуальные задания. | |
95 | | В.Распутин «Прощание с Матёрой»: символика названия, нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений в произведении. | Практикум | 1 | Самостоятельный анализ художествен-ного произведения, поиск дополнитель-ной информации, обо-бщение, отбор главно-го, выступление перед аудиторией, оформле-ние сообщений, вы-ступление с использо-ванием компьютерных технологий | Индивидуальные задания. | |
96 | | Поэзия Иосифа Бродского. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, работа со стихами. | Выучить по учебнику с. 359-368 (II), готовить сообщения и презентации о бардах. | |
97 | | Авторская песня. | Практикум | 1 | Сообщения учащихся, показ презентаций. | Выучить по учебнику по вариантам с. 324-327, 327-328, 328, 328-331, 331-332, 332, 333-339, 339-342, 357-359, 368-373 (II). | ТК |
98 | | В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. История создания «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия лагерной темы. Характер повествователя. | Лекция | 1 | Запись лекции учителя, работа с текстом | Пересказ одного из рассказов | |
99 | | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. Видения на холме», «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице». | Лекция, практикум | 1 | Сообщения учащихся, свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Чтение наизусть стихотворения, анализ стихотворения. | |
100 | | Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта «До свидания, мальчики», «Ты течёшь , как река. Странное название…». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду…». | Практикум | 1 | Работа со стихотворными текстами | Наизусть стиховорение ( по выбору) | |
101 | | «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». | Практикум | 1 | Самостоятельный анализ художествен-ного произведения, поиск дополнитель-ной информации, обо-бщение, отбор главно-го, выступление перед аудиторией, оформле-ние сообщений, вы-ступление с использо-ванием компьютерных технологий | Эссе | |
102 | | Литература народов России. Р.Гамзатов. Проникновенное звучание темы родины. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта. | Урок-концерт | 1 | Показ проекта | | |
103 | | Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Итоговый контроль | Урок-конференция | 1 | Сообщения: об основ-ных тенденциях совре-менного литературно-го процесса, о послед-них публикациях новейших произведе-ний, о современных писателях и поэтах. | Индивидуальные задания. | ТК |
104 | | Зарубежная литература ХХ века. Обзор. | Лекция,беседа | 1 | Сообщения учащихся, запись лекции учителя. | Прочитать повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». | |
105 | | Э.М.Хемингуэй. Слово о писателяи его романах. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море» | Лекция | 1 | Сообщения учащихся, запись лекции учителя. | Список рекомендуемой литературы для прочтения летом | |
1. Входной контрольный тест.
1. Итоговый контрольный тест.
14) Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны"