kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить идею произведения; авторскую позицию, анализируя текст; содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.

Оборудование: презентация, портрет М. А. Шолохова, текст произведения.

Ход урока.

Слайд № 1(Портрет М. Шолохова)

Слайд № 2

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

А.Твардовский         

Орг. момент.

Работа на уроке.

Актуализация знаний

Слайд №3

Одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека». Так ли это на самом деле? Что вы можете сказать?

Ребята, у М. Шолохова судьба одного героя- это судьба всего советского народа.

Давайте вспомним начало рассказа. Какие слова передают настроение пейзажа?

Ответьте на вопросы по содержанию текста.

Что вы можете сказать о композиции этого произведения?(Рассказ в рассказе. Исповедь А. Соколова достоверна, потому что это рассказ из первых уст.)

Каковы основные вехи судьбы А. Соколова? Что помогло выстоять?

Слайд№4

Довоенная жизнь; уход на фронт и прощание с семьей ;плен ;гибель семьи ;встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

От кого мы узнаем о судьбе А. Соколова?

Откуда он родом?

Почему у него нет родственников?

Чем занимался до женитьбы?

Как сложилась семейная жизнь А. Соколова?

 Сколько детей у него было, почему он ими гордился?

 Исследовательская работа

Чтобы понять авторскую позицию обратимся к центральным эпизодам рассказа.

В чем видит свое счастье герой до войны? (подтвердите примерами из текста)

Почему мы не видим в течение рассказа А. Соколова с оружием в руках, хотя рассказ о войне?

Охарактеризуйте поступки А. Соколова в плену (в церкви, побег из плена, поединок с Мюлллером).

Охарактеризуйте поступки А. Соколова после войны. Почему рассказ называется «Судьба человека»?

Шолохов – мастер детали. Какой деталью в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

Скажите, что значит «присыпанные пеплом»?

Почему у нашего героя, несмотря на потерю всех родных, не «засохло» сердце?

В каких словах Соколов выражает свой взгляд на долг человека, мужчины солдата?

Рефлексия.

Что я понял сегодня, чему научился?(В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа-всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага.)

Закончите предложение.

Урок дал мне для жизни…

Слайд №5

    Синквейн (образ главного героя)

        Соколов

      трудолюбивый, мужественный,

     трудится, не сдается, борется,

      настоящий человек.

Д/З  Посмотреть фильм, написать рецензию

Литература: В. Я. Коровина, В.П. Журавлев.

Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011год.

И.В. Золотарева, Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс – М.:ВАКО, 2015 год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шолохов урок»

Урок литературы по рассказу М. Шолохова « Судьба человека».

Цель: выявить идею произведения; авторскую позицию, анализируя текст; содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.

Оборудование: презентация, портрет М. А. Шолохова, текст произведения.

Ход урока.

Слайд № 1(Портрет М. Шолохова)

Слайд № 2

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

А.Твардовский

  1. Орг. момент.

  2. Работа на уроке.

Актуализация знаний

Слайд №3

Одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека». Так ли это на самом деле? Что вы можете сказать?

Ребята, у М. Шолохова судьба одного героя- это судьба всего советского народа.

Давайте вспомним начало рассказа. Какие слова передают настроение пейзажа?

Ответьте на вопросы по содержанию текста.

Что вы можете сказать о композиции этого произведения?(Рассказ в рассказе. Исповедь А. Соколова достоверна, потому что это рассказ из первых уст.)

Каковы основные вехи судьбы А. Соколова? Что помогло выстоять?

Слайд№4

Довоенная жизнь; уход на фронт и прощание с семьей ;плен ;гибель семьи ;встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

  • От кого мы узнаем о судьбе А. Соколова?

  • Откуда он родом?

  • Почему у него нет родственников?

  • Чем занимался до женитьбы?

  • Как сложилась семейная жизнь А. Соколова?

  • Сколько детей у него было, почему он ими гордился?

  1. Исследовательская работа

Чтобы понять авторскую позицию обратимся к центральным эпизодам рассказа.

  • В чем видит свое счастье герой до войны? (подтвердите примерами из текста)

  • Почему мы не видим в течение рассказа А. Соколова с оружием в руках, хотя рассказ о войне?

  • Охарактеризуйте поступки А. Соколова в плену ( в церкви, побег из плена, поединок с Мюлллером).

  • Охарактеризуйте поступки А. Соколова после войны. Почему рассказ называется «Судьба человека»?

  • Шолохов – мастер детали. Какой деталью в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

  • Скажите, что значит «присыпанные пеплом»?

  • Почему у нашего героя, несмотря на потерю всех родных, не «засохло» сердце?

  • В каких словах Соколов выражает свой взгляд на долг человека, мужчины солдата?



Рефлексия.

Что я понял сегодня, чему научился?(В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа-всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага.)

Закончите предложение.

Урок дал мне для жизни…



Слайд №5

Синквейн (образ главного героя)

Соколов

трудолюбивый, мужественный,

трудится, не сдается, борется,

настоящий человек.

Д/З Посмотреть фильм, написать рецензию

Литература: В. Я. Коровина, В.П. Журавлев.

Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011год.

И.В. Золотарева, Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс – М.:ВАКО, 2015 год.









Просмотр содержимого презентации
«Презентация Судьба человека»

Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов (11 мая 1905, хутор Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) — 21 февраля 1984, станица Вёшенская, Ростовская область). Рассказ «Судьба человека» опубликован в 1957 году.

Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов (11 мая 1905, хутор Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) — 21 февраля 1984, станица Вёшенская, Ростовская область). Рассказ «Судьба человека» опубликован в 1957 году.

Грянул год, пришел черед,  Нынче мы в ответе  За Россию, за народ  И за все на свете.  А.Твардовский

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

А.Твардовский

Одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека». Так ли это на самом деле? Что вы можете сказать?

Одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека». Так ли это на самом деле? Что вы можете сказать?

Каковы основные вехи судьбы А. Соколова? Что помогло выстоять? Довоенная жизнь; уход на фронт и прощание с семьей ;плен ;гибель семьи ;встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

Каковы основные вехи судьбы А. Соколова? Что помогло выстоять? Довоенная жизнь; уход на фронт и прощание с семьей ;плен ;гибель семьи ;встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

Синквейн (образ главного героя)  Соколов  трудолюбивый,мужественный,  трудится, не сдается, борется,  настоящий человек.

Синквейн (образ главного героя)

Соколов

трудолюбивый,мужественный,

трудится, не сдается, борется,

настоящий человек.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека»

Автор: Колесникова Тамара Анатольевна

Дата: 12.07.2016

Номер свидетельства: 337368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства