Цель: выявить идею произведения; авторскую позицию, анализируя текст; содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.
Оборудование: презентация, портрет М. А. Шолохова, текст произведения.
Ход урока.
Слайд № 1(Портрет М. Шолохова)
Слайд № 2
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А.Твардовский
Орг. момент.
Работа на уроке.
Актуализация знаний
Слайд №3
Одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека». Так ли это на самом деле? Что вы можете сказать?
Ребята, у М. Шолохова судьба одного героя- это судьба всего советского народа.
Давайте вспомним начало рассказа. Какие слова передают настроение пейзажа?
Ответьте на вопросы по содержанию текста.
Что вы можете сказать о композиции этого произведения?(Рассказ в рассказе. Исповедь А. Соколова достоверна, потому что это рассказ из первых уст.)
Каковы основные вехи судьбы А. Соколова? Что помогло выстоять?
Слайд№4
Довоенная жизнь; уход на фронт и прощание с семьей ;плен ;гибель семьи ;встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном
От кого мы узнаем о судьбе А. Соколова?
Откуда он родом?
Почему у него нет родственников?
Чем занимался до женитьбы?
Как сложилась семейная жизнь А. Соколова?
Сколько детей у него было, почему он ими гордился?
Исследовательская работа
Чтобы понять авторскую позицию обратимся к центральным эпизодам рассказа.
В чем видит свое счастье герой до войны? (подтвердите примерами из текста)
Почему мы не видим в течение рассказа А. Соколова с оружием в руках, хотя рассказ о войне?
Охарактеризуйте поступки А. Соколова в плену (в церкви, побег из плена, поединок с Мюлллером).
Охарактеризуйте поступки А. Соколова после войны. Почему рассказ называется «Судьба человека»?
Шолохов – мастер детали. Какой деталью в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?
Скажите, что значит «присыпанные пеплом»?
Почему у нашего героя, несмотря на потерю всех родных, не «засохло» сердце?
В каких словах Соколов выражает свой взгляд на долг человека, мужчины солдата?
Рефлексия.
Что я понял сегодня, чему научился?(В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа-всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага.)
Закончите предложение.
Урок дал мне для жизни…
Слайд №5
Синквейн (образ главного героя)
Соколов
трудолюбивый, мужественный,
трудится, не сдается, борется,
настоящий человек.
Д/З Посмотреть фильм, написать рецензию
Литература: В. Я. Коровина, В.П. Журавлев.
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011год.
И.В. Золотарева, Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс – М.:ВАКО, 2015 год.
Просмотр содержимого документа
«Шолохов урок»
Урок литературы по рассказу М. Шолохова « Судьба человека».
Цель: выявить идею произведения; авторскую позицию, анализируя текст; содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.
Оборудование: презентация, портрет М. А. Шолохова, текст произведения.
Ход урока.
Слайд № 1(Портрет М. Шолохова)
Слайд № 2
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А.Твардовский
Орг. момент.
Работа на уроке.
Актуализация знаний
Слайд №3
Одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека». Так ли это на самом деле? Что вы можете сказать?
Ребята, у М. Шолохова судьба одного героя- это судьба всего советского народа.
Давайте вспомним начало рассказа. Какие слова передают настроение пейзажа?
Ответьте на вопросы по содержанию текста.
Что вы можете сказать о композиции этого произведения?(Рассказ в рассказе. Исповедь А. Соколова достоверна, потому что это рассказ из первых уст.)
Каковы основные вехи судьбы А. Соколова? Что помогло выстоять?
Слайд№4
Довоенная жизнь; уход на фронт и прощание с семьей ;плен ;гибель семьи ;встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном
От кого мы узнаем о судьбе А. Соколова?
Откуда он родом?
Почему у него нет родственников?
Чем занимался до женитьбы?
Как сложилась семейная жизнь А. Соколова?
Сколько детей у него было, почему он ими гордился?
Исследовательская работа
Чтобы понять авторскую позицию обратимся к центральным эпизодам рассказа.
В чем видит свое счастье герой до войны? (подтвердите примерами из текста)
Почему мы не видим в течение рассказа А. Соколова с оружием в руках, хотя рассказ о войне?
Охарактеризуйте поступки А. Соколова в плену ( в церкви, побег из плена, поединок с Мюлллером).
Охарактеризуйте поступки А. Соколова после войны. Почему рассказ называется «Судьба человека»?
Шолохов – мастер детали. Какой деталью в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?
Скажите, что значит «присыпанные пеплом»?
Почему у нашего героя, несмотря на потерю всех родных, не «засохло» сердце?
В каких словах Соколов выражает свой взгляд на долг человека, мужчины солдата?
Рефлексия.
Что я понял сегодня, чему научился?(В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа-всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага.)
Закончите предложение.
Урок дал мне для жизни…
Слайд №5
Синквейн (образ главного героя)
Соколов
трудолюбивый, мужественный,
трудится, не сдается, борется,
настоящий человек.
Д/З Посмотреть фильм, написать рецензию
Литература: В. Я. Коровина, В.П. Журавлев.
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011год.
И.В. Золотарева, Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс – М.:ВАКО, 2015 год.
Просмотр содержимого презентации
«Презентация Судьба человека»