kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование по русскому языку в 9 классе казахской школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные планы по русскому языку для 9 класса казахской школы на II четверть. Планы можно доработать, адаптировать для своих учеников. При планировании использованы казахстанские учебники, материалы из социальной сети. Надеюсь, что планирование пригодится другим учителям в подготовке к урокам. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«поурочное планирование по русскому языку в 9 классе казахской школы »

Поурочные планы по русскому языку для 9 класса по учебнику издательства Арман-ПВ.

Использованы упражнения из учебника для 9 класса издательства «Мектеп»

урок № 1


Тема урока: Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки.

Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия.

Цели урока:

образовательные

сформировать знания о роли языка в жизни общества, о роли русского языка в Казахстане и мире

развивающие

развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

воспитательные

воспитывать нравственные и общечеловеческие ценности, стремление изучать язык, учиться грамотно излагать свои мысли

Тип урока

повторение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

учебное пособие, тексты о русском языке


Ход урока


І. Организационный момент.

а/ поздороваться с учениками;

б/ проверить посещаемость учащихся;

в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности/

ІІ. Беседа о летнем отдыхе детей.

Знакомство с учебником

  1. Рассматривание обложки, форзаца, знакомство с авторами, условными обозначениями в учебнике.

  2. Чтение учениками обращения к ученикам авторов учебника (с.4)

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Деление на группы.

Задание:подготовить пословицы и поговорки о языке

на русском(2 балла) и казахском языке(1 балл).

Записать пословицы на листе и вывесить на доске.

Чтение пословиц и объяснение их значения.

Взаимооценивание.

IV. Формирование новых знаний.

Самостоятельное изучение в группах текстов упр.1 на с.5 и 8

Синтаксический разбор предложений

Русский язык является международным. Он играет важную роль в культурной и научной жизни Казахстана. Уважение и любовь к русскому языку не мешает нам любить родной язык.

Подготовка учениками выступления по теме урока на основе текстов упр.1 на с.5 и 8

V. Закрепление и применение знаний

  1. Задания к упр.1(с.6). Выполнение заданий

1. Как вы понимаете выражения «выполняет много различных функ-
ций", «служит взаимопониманию», «обмениваться мыслями»,
далёкие потомки», «коллективный опыт человечества», «дого-
вариваться при совместной деятельности», «усваиваете дости-
жения общественного опыта», «сомнения», «размышлять».

  1. Какую роль в человеческом обществе играет язык? Чтобы обосно-
    вать свой ответ, используйте приведённые ниже вопросы.

  2. Какие функции выполняет язык в обществе?

  3. При помощи какого средства люди могут понять друг друга, дого-
    вориться о чём-либо, попросить о помощи, поддержать в трудную
    минуту?

  4. Можно ли, не используя язык, без слов:

а) попросить о помощи;

б) понять, что собеседник согласен с говорящим или возражает ему;

в) выразить свою радость или боль;

г) договориться о встрече?

  1. Какое из средств вы считаете самым удобным? Почему?

  1. Упр.2 с.6

Объясните правописание выделенных орфограмм в тексте предыду-
щего задания. Выпишите словосочетания со словами, в которых вы-
делены буквы, укажите главное и зависимое слова, к какой части речи
каждое из них относится.

  1. Упр.7-9. Сравнение роли языка и мимики, жестов при общении.

Формулировка вывода о роли языка в жизни человека.

  1. Самостоятельная работа в парах: упр.4,5,9.

  2. Проверка самостоятельной работы

ҮІ. Этап информации о домашнем задании

Мини –сочинение (8-10предложений) о роли языка в жизни человека,

упр.3, 9 с.6, 7, подобрать пословицы о языке

ҮІІ. Подведение итогов занятий

Какая наука изучает язык?

Составьте тезисы по теме урока.

Взаимооценивание.



урок № 2


Тема урока: Диктант «Природа Казахстана»

Цели урока:

образовательные

выявить пробелы в знаниях учащихся, освежить в памяти учащихся изученное ранее

развивающие

развивать умение писать под диктовку, использовать знания на письме

воспитательные

воспитывать любовь к природе, к своей стране

Тип урока проверка знаний

Форма организации урока диктант


Дидактическое обеспечение урока

«Сборник диктантов для 9 класса» Н. Н. Шманова, К. А.Байбурина, Н. А. Байбурина с.8

Ход урока

  1. Организационный момент.

а/ приветствие;

б/ проверка посещаемости учащихся;

в/ проверка готовности класса к уроку

  1. Проверка домашнего задания.

а/ зачитывание мини-сочинений;

б/ пословицы и поговорки


  1. Объявление темы, цели урока

  2. Чтение текста

Природа Казахстана

Казахстан — страна многоводных рек, больших озёр, высоких гор. На вершинах Алатау лежит вечный снег.

Ранним утром снег розовеет это из-за гор встаёт золотое светило. Навстречу ему распускаются цветы: фиалки, эдельвейсы, гиацинты. 11,ветам и солнцу поют песню птицы. Птицы поют, а круторогие архары молча смотрят на солнце. Солнце золотит их рога. Кажется, что если золотые рога тронет ветер, они запоют.

Рога будут петь. А большая скала, похожая на льва, кажется, зарычит.

Похожие на зверей скалы? Есть такие скалы в Казахстане. Долгие годы ветер вытачивал, обтачивал их. И вот сегодня скалы стали похожи на башни, на львов, на всадников. (96 слов)

(По Г. Циферову)

  1. Знаки препинания в сложных предложениях; предложениях с однородными членами и обобщающими словами.

  2. Вводные слова.


  1. Словарная работа

многоводных

круторогие

фиалки, эдельвейсы, гиацинты

Упражнение в выразительном чтении

Словарная работа: правописание слов детство, русский, чувство, сердце


  1. Письмо под диктовку.

  2. Самопроверка.

  3. Этап информации о домашнем задании.

Повторить изученное о фонетике, составить сообщение, используя справочники, стенд и т. д.

  1. Итог урока.



урок № 3

Тема урока: Повторение и обобщение пройденного материала. Фонетика

Цели урока:

образовательные

повторить и систематизировать знания о языке

развивающие

развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

воспитательные

воспитывать нравственные и общечеловеческие ценности, стремление изучать язык, учиться грамотно излагать свои мысли

Тип урока

повторение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

учебное пособие, тексты о русском языке


Ход урока


І. Организационный момент.

а/ поздороваться с учениками;

б/ проверить посещаемость учащихся;

в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности/

ІІ. Проверка домашнего задания.

Прослушивание сообщений о фонетике

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Деление на пары

Задание:подготовиться к одной из тем «Лексика», Фонетика, «Части слова», «Морфология»

IV. Формирование новых знаний.

Самостоятельное изучение в группах текстов упр.1 на с.5 и 8

Синтаксический разбор предложений

Русский язык является международным. Он играет важную роль в культурной и научной жизни Казахстана. Уважение и любовь к русскому языку не мешает нам любить родной язык.

Подготовка учениками выступления по теме урока на основе текстов упр.1

на с.5 и 8

V. Закрепление и применение знаний

  1. Задания к упр.1(с.6). Выполнение заданий

1. Как вы понимаете выражения «выполняет много различных функ-
ций", служит взаимопониманию», «обмениваться мыслями»,
далёкие потомки», «коллективный опыт человечества», «дого-
вариваться при совместной деятельности», «усваиваете дости-
жения общественного опыта», «сомнения», «размышлять».

  1. Какую роль в человеческом обществе играет язык? Чтобы обосно-
    вать свой ответ, используйте приведённые ниже вопросы.

  2. Какие функции выполняет язык в обществе?

  3. При помощи какого средства люди могут понять друг друга, дого-
    вориться о чём-либо, попросить о помощи, поддержать в трудную
    минуту?

  4. Можно ли, не используя язык, без слов:

а) попросить о помощи;

б) понять, что собеседник согласен с говорящим или возражает ему;

в) выразить свою радость или боль;

г) договориться о встрече?

  1. Какое из средств вы считаете самым удобным? Почему?

  1. Упр.2 с.6

Объясните правописание выделенных орфограмм в тексте предыду-
щего задания. Выпишите словосочетания со словами, в которых вы-
делены буквы, укажите главное и зависимое слова, к какой части речи
каждое из них относится.

  1. Упр.7-9. Сравнение роли языка и мимики, жестов при общении.

Формулировка вывода о роли языка в жизни человека.

  1. Самостоятельная работа в парах: упр.4,5,9.

  2. Проверка самостоятельной работы

ҮІ. Этап информации о домашнем задании

Упр.3,4 с.9


ҮІІ. Подведение итогов занятий

Какая наука изучает язык?

Составьте тезисы по теме урока.

Взаимооценивание.




урок № 4

Тема урока: Лексика и фразеология

Цель урока:

образовательная

освежить в памяти учащихся знания о лексике , о синонимах, антонимах

развивающая

развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

воспитательная

воспитывать нравственные и общечеловеческие ценности, стремление изучать язык, учить грамотно излагать свои мысли

Тип урока

повторение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

учебное пособие, образец фонетического разбора

Ход урока


І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Прослушивание сообщений о фонетике

  1. ІІІ. Актуализация опорных знаний

Прослушайте стихотворение, вспомните языковые понятия (стихотворение может быть разыграно тремя заранее подготовленными учениками).



АНТОНИМЫ, СИНОНИМЫ

Как думаете, кто они?

Антонимы — воители,

Синонимы — строители.

Антоним — вечно спорит.

Синоним — ряд построит.

Синоним сообщает,

Что алый, тот же красный,

Антоним возражает:

Цвет черный тоже страстный!

Ему скажешь: -Холодный!

-Горячий бесподобно!

Предложишь: -Помолчим.

-Нет. Лучше покричим!

И в спорах постоянно
Твердит свое упрямо.

Синоним же покладист,

Свои слова приладит.

Зеленый? -Изумрудный!

Вопрос тяжелый.-Трудный!

Не правда ли, чудесно?

Еще бы! Все прелестно!

Антонимы, синонимы.

Теперь понятно, кто они?

  1. Закрепление материала по повторению

Игра — словарный диктант «Кто быстрей вспомнит?»

К доске идет от ряда тот, кто вспомнил слово (словосочетание), которым можно продолжить фразу, записывает его на доске, учащиеся списывают в тетради.

Побеждает ряд, который даст больше правильных ответов.
Все слова языка образуют его словарный состав, или. (лексику).
Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка. (лексикология).

То, что обозначает слово, — это его (лексическое значение).

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются. (однозначными).

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются.(многозначными).

Слова, кроме прямого значения, могут иметь. (переносное).

Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются. (антонимами).

Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются. (омонимами).

Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию, называются. (синонимами).

Объяснение нового материала

  1. Слово учителя

  1. Мы повторили термины, которые нам понадобятся при изучении новой темы «Лексикология». Будьте внимательны к словам, пишите их грамотно!

Обратите внимание на схему: весь язык как будто делится пополам на литературный язык, который используют все, и вкрапления в язык, которые используют определенные группы людей. Между ними прослойка — просторечие: это уже не правильный литературный язык, а несколько искаженный.

  1. Богатство языка. Выставка словарей

Учитель. Обратите внимание на словари, которые помогают нам найти точное слово, выражение, украсить свой язык. Каждый словарь существует для определенных целей: открыв один, мы сможем узнать
лексические значения нужных слов, выражений; открыв другой, — историю слова (учитель демонстрирует словари, приводит примеры).

Рассказ учителя о выдающемся авторе толкового словаря В. И. Дале (или чтение статьи учебника, с. 28).

  1. Закрепление материала

  1. «Наш друг— учебник»

  2. Работа в тетрадях

Задание

Выпишите из параграфа учебника значения слов: общеупотребительные слова, необщеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова.

ҮІ. Этап информации о домашнем задании

упр.7,8 с.10


ҮІІ. Подведение итогов занятий

  1. Итог урока

Беседа

  1. Что нового вы узнали о словар


урок № 5


Тема урока: Морфемика и словообразование

Цель урока:

образовательная

освежить в памяти учащихся знания о составе слова, о способах словообразования

развивающая

развивать умение определять части слова, способы словообразования, развивать устную и письменную речь;

воспитательная

воспитывать нравственные и общечеловеческие ценности, стремление изучать язык, учить грамотно излагать свои мысли

Тип урока

повторение и систематизация знаний

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

таблицы по составу слова

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Определить количество звуков и букв в словах

Ягода, солнце, класс, лето, осень.

  1. Определить лексическую категорию слов:

Дружный класс - просторный класс

Замечательный фильм – восхитительный фильм

Здороваться – прощаться

Стрелы для лука – суп без лука

Золотое кольцо – золотые слова


  1. Актуализация опорных знаний

Разобрать по составу слова

Подставка, подвижный, перечитывать, удивительно, молча.

Определить способ словообразования


  1. Закрепление материала по повторению

Образование слов при помощи суффикса -……способ

Образование слов при помощи суффикса и приставки- …… способ

Образование слов при помощи приставки- …… способ

Образование слов отсечением суффикса или окончания - ….

Образование одного слова из двух –

Если прилагательное стало существительным –


  1. Объяснение нового материала

  1. Слово учителя

Мы повторили термины, которые нам понадобятся при изучении новой темы «Морфемика и словообразование».

  1. Что изучает морфемика?

  2. Что изучает словообразование?

  3. Как связаны эти разделы языкознания?

  4. Как помогает знание частей слова при правописании?

  5. Как вы думаете, для чего нужны словари:

орфографический, орфоэпический, словообразовательный, толковый, фразеологический?

  1. Закрепление материала

  1. Собери пословицы из частей в левом и правом столбиках. Запиши их, объясни правописание приставок.



Что п...сеешь,

плесенью п...крывается.

Жизнь пр...жить —

...ломаешь — не п...чинишь,

Дружба как стекло,

пока не п...репрыгнешь.

Лбом стены

то и п...жнёшь,

Лежачий камень

не поле п...рейти.

Не говори гоп,

Не пр...шибёшь.

Разбери слова по составу.

Бумажник, связка, льдина, чайник, погрузить, апрельский, важничать, пришкольный, градусник, белиз¬на, настольный.

  1. Образуй сложные существительные. Укажи соедини­тельную гласную.

  1. Тот, кто варит сталь. 2. Тот, кто варит кашу. 3. Тот, кто ловит птиц. 4. Тот, кто пишет басни. 5. Тот, кто ловит рыбу. 6. Тот, кто возит воду.


  1. Спиши, вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Определи способы словообразования имён существительных. Укажи состав сложных слов.

  1. Двена...цат...летка, тепл...воз, северо (восток), тр...угольник, сорок...ножка, авт...дело, супер...бложка, агр...техника.

  2. Гос...кзамен, перекати (поле), генерал (майор), вице (ми­нистр).

  3. Борт (механик), радио (теле) ателье, вело (мото) гон­ки, (экс) чемпион, (авиа) почта, (теле) интервью.


  1. «Наш друг — учебник»

Работа по тексту на с.11 упр.1

  1. Чтение

  2. Словарная работа

  3. Работа по содержанию

  1. Этап информации о домашнем задании

упр.4 с.13


  1. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.



урок № 6


Тема урока: Грамматика. Морфология. Наречие

Цель урока:

образовательная

освежить в памяти учащихся знания о наречии, о способах образования и правописания наречий

развивающая

развивать умение определять части слова, способы словообразования, развивать устную и письменную речь;

воспитательная

воспитывать нравственные и общечеловеческие ценности, стремление изучать язык, учить грамотно излагать свои мысли

Тип урока

повторение и систематизация знаний

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

таблицы «Разряды наречий»

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. упр.4 с.13


  1. Актуализация опорных знаний

Что такое грамматика?

Что изучает морфология?

Что вы знаете о наречии?


  1. Закрепление материала по повторению

Части речи изучает …

Признак действия обозначает…


  1. Изучение нового материала

  1. Определить разряд наречий

Быстро, рано, далеко, справа, давно, вчера, нарочно, сгоряча, слегка.

  1. Определить способы образования наречий.

  2. Вспомнить правописание суффиксов О, А на конце наречий.

  3. Что изучает морфемика?

  1. Закрепление материала.

  1. Упр.7 на с.15

Чтение

Словарная работа

Работа по содержанию.

определение частей речи в тексте

определение наречий в тексте

  1. Упр.2

Знакомство с теоретическим материалом на с.12, 13, 14

  1. Упр.3 на с.12


  1. Этап информации о домашнем задании

Упр.10, 11 с.16


  1. Подведение итогов занятий

Что вы узнали на уроке?.


язык урок № 7


Тема урока: Служебные части речи: союз, частицы. Их разряды по значению,

структуре и употреб лению. Междометие как особая часть речи

Цель урока:

образовательная

освежить в памяти учащихся знания о служебных частях речи, об их разрядах, структуре, употреблению, о междометии как особой части речи

развивающая

развивать умение определять части речи, устную и письменную речь;

воспитательная

воспитывать нравственные и общечеловеческие ценности, стремление изучать язык, учить грамотно излагать свои мысли

Тип урока

повторение и систематизация знаний

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

таблицы по составу слова

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Упр.10, 11 с.16

Мини-тест (я зачитываю задание, ученики записывают ответ):

  1. Имя прилагательное – самостоятельная или служебная часть речи?

  2. Самостоятельных частей речи –сколько?

  3. Служебных частей речи – сколько?

  4. Перечислить служебные части речи.

  5. Проверка заданий - зачитывание ответов


  1. Актуализация опорных знаний

Деление учеников на группы: предлоги, союзы, частицы

В городе, перед зданием, для детей.

Выучил бы, ни свет ни заря, завтра же

Я не знал, куда идти.

Учителя и ученики

То дождь, то ветер


  1. Составление сообщения о предлогах, союзах, частицах.

  1. Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Для связи независимых и равноправных слов и предложений употребляются сочинительные союзы. По значению сочинительные союзы делятся на

три группы: соединительные (и, да в значении и, тоже, также); противительные (а, но, да в значении но, зато, однако); разделительные (или, либо, то-то, не mo-не то). Например: Все пели, и я пел. Все смеялись и пели. Дайте мне журнал или

газету.

  1. Частица служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.

Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

По значению и роли в предложении частицы делятся на 3 разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

  1. Предлоги выражают различные отношения.
    Например: временные (заниматься с утра до
    вечера, гимнастика перед уроками), причинные (про-
    пустил занятия из-за болезни, допустил ошибку по
    невнимательности), пространственные {работает
    на заводе, дорога в аэропорт, живёт в городе).

  2. По своему происхождению предлоги делятся на:
    1) первообразные, или непроизводные (например: в,без, от, к, с, на, у, о, под, через, при); 2) производные, то есть образованные от других частей речи путём перехода самостоятельных частей речи в служебные.
    Например: предлог вокруг (ходить вокруг дома) происходит от наречия вокруг (хорошо видно вокруг); предлог в течение (в течение дня) происходит от существительного течение с предлогом в (в течении реки); предлог благодаря (благодаря заботе матери)
    образован от деепричастия благодаря (Расходились спокойно, благодаря руководителей выставки.). Обычно производные предлоги употребляются с каким-либо одним падежом .

Метод «Джиксо» - представители групп перемещаются по часовой стрелке в другие группы и объясняют свой материал .

  1. Проверка усвоения нового: вставить союз, определить к какой группе союзов относится.

1. Не презирай совета ничьего,... прежде рассмотри его. (Кр.) 2. Будьте упорны, ... не упрямы. (В. Обр.) 3.Поэтом можешь ты не быть, ... гражданином быть обязан. (Н.) 4. И растёт ребёнок там не по дням,... по часам.(П.) 5. Он рощи полюбил, уединение, тишину... ночь,...

  1. Сгруппируйте словосочетания так: а) с временным значением; б) с пространственным значением; в) с причинным значением предлогов. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому, предлог заключите в квадрат.

Выглянуть из-за туч, белеют под облаками, прыгать от радости, работать в течение дня, заниматься с утра до вечера, смотреть по вечерам, растут около дома, приехать в начале зимы.

  1. Закрепление материала по повторению

Записать сочинительные союзы, подчинительные.

Записать разряды частиц.

Привести примеры производных, непроизводных предлогов.

  1. Повторение изученного о междометии

  1. Слово учителя

Что вы знаете о междометии?

Междометия употребляются в речи для выражения различных чувств: восторга, удивления, страха, горя, огорчения. Например: Ой, страшно\ Ух, как холодно! Ах, очень жаль.

Некоторые междометия употребляются в речи для побуждения к действию. Например: Эй\ Иди сюда!

Междометия не изменяются и не являются членами предложения.

После междометий в предложении ставится запятая или восклицательный знак. Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис.
Например: ай-ай, ой-ой, ну-ну.

  1. Закрепление изученного о местоимении

1. Эй ямщик, смотри: что там такое чернеется? 2. Ба знакомые всё лица! (Гр.) 3. Увы он счастия не ищет и не от счастия бежит. (Л.) 4. Ну-ну Савельич! Полно, помиримся, виноват. (77.) 5. “Эх Остап, Остап”, — закричал Бульба, пробираясь к нему, 6. Ах я чем виноват? (Кр.) 7. Ура Мы ломим, гнутся шведы! (77.)


  1. Этап информации о домашнем задании

упр.2, 3 с.18

  1. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.


урок № 8


Тема урока: Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

Цель урока:

образовательная

освежить в памяти учащихся знания о синтаксисе, сформировать знания о б основных единицах синтаксиса;

развивающая

развивать устную и письменную речь;

воспитательная

воспитывать нравственные и общечеловеческие ценности, стремление изучать язык, учить грамотно излагать свои мысли

Тип урока

повторение и систематизация знаний

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

таблицы по составу слова

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. упр.2, 3 с.18

Мини-тест (я зачитываю задание, ученики записывают ответ):

  1. различные отношения выражают …

  2. оттенки значения в предложение вносит …

  3. связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного …

  4. для выражения различных чувств употребляются ….


  1. Актуализация опорных знаний

Деление учеников на группы: словосочетание, простое предложение, сложное предложение.

  1. Работа над новым материалом.

Составление сообщения о синтаксисе, словосочетании и предложении.

Метод «Джиксо» - представители групп перемещаются по часовой стрелке в другие группы и объясняют свой материал .


  1. Проверка усвоения нового: каждая группа рассказывает тот материал, который лучше усвоила.


  1. Закрепление материала

упр.3, 4 на с. 19.


  1. Этап информации о домашнем задании

  2. упр.6, 7 с.21

  3. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.



урок № 9


Тема урока: Простое и сложное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении

Ожидаемые результаты

ученик сможет

1. Найти грамматическую основу предложения

2. Определить простое или сложное предложение

3. Определить, чем осложнено простое предложение

Тип урока

урок комплексного применения знаний и способов действий


Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

карточки для деления на группы

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

упр.6, 7 с.21


III. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока

A. Деление на группы:

1. Простое предложение с однородными членами

В Казахстане дружно живут казахи, русские, татары, корейцы.

В школе мы изучаем русский, английский, казахский языки.

Листья желтеют, кружатся, падают.

2. Простое предложение с обособленными членами

Все, кроме брата, собрались за столом.

Вернувшись домой, Магжан лёг отдохнуть.

Письмо, написанное сестрой, привёз наш сосед.

3. Сложное предложение

Туристы задержались, так как погода была чудесная.

Труд кормит, а лень портит.

Небо прояснилось, и засверкало солнце.


B. Обратная связь

Работа над ошибками.

C. Определение темы урока, краткие сообщения по теме группы.


IV. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

A. упр.5 с.20

Различение простых и сложных предложений по грамматической основе

Определение обособленных членов в предложении

Определение однородных членов в предложении

B. упр.6 с.20. Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы.

V. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий


VI. Постановка домашнего задания: упр.9 с.21 наизусть


VII. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.


урок № 10


Тема урока: Сложное предложение (Материал для изучения)

Цель урока:

ученик сможет

1. Определять грамматическую основу предложения

2. Определять простое это предложение или сложное

3. Определять средства связи в сложном предложении (союзное, бессоюзное)

Тип урока

изучение новых знаний и способов действия

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

ППД «Сложное предложение»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

a) упр.9 с.21

III. Актуализация опорных знаний

Как определить, предложение простое или сложное?

Что такое грамматическая основа предложения?

IV. Ознакомление с новым материалом

1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (упр.1 на с.24)

Словарная работа:

Нагой = голый (здесь: без листьев).

Отряжать - сбрасывать.

Застыть - замёрзнуть, покрыться льдом.

Краса (устар.)

Хлад (устар.)

Сени (устар.) - прихожая (здесь: на опушке, с краю).

Бранить = ругать.

Работа по содержанию по вопросам на с.25

1. Как вы понимаете выражения «дохнул осенний хлад», «пышное

природы увяданье», «в багрец и в золото одетые леса», «в их сенях ветра шум и свежее дыханье», «мглой волнистою покрыты небеса»?

2. О каком времени года идёт речь в стихотворении?

3. Как описывает поэт это время года?

4. Какое время года любит автор?

5. Почему поэт поменял слова местами, изменив привычный порядок

слов в следующих предложениях: «Люблю я пышное природы увя-

данье», «И отдалённые седой зимы угрозы»?

2. Выполнение упр.2 на с. 25

3. Работа с теоретическим материалом на с.25, 27

По составу (наличию грамматических основ) предложения могут быть простыми и сложными.

Простыми называются предложения с одной грамматической основой: Пришла долгожданная весна. Тепло. С юга прилетели птицы.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений (грамматических основ): Пришла долгожданная весна (1), тепло (2), с юга прилетели птицы (3).

Простые предложения в составе сложного друг от друга отделяются запятыми.

4. Составление вопросов по теоретическому материалу.

V. Первичное закрепление новой темы

A. Упр.3 – по вариантам. У доски- с комментированием

Сгруппируйте предложения: сначала выпишите простые, затем - сложные. Объясните знаки препинания.

1. Прозвенел звонок весёлый, начинается урок. 2. Листья в поле пожелтели. (Л.) 3. Шёл дождь, падал снег, трещал мороз, выла и посвистывала метель. (В.Ш.) 4. Стало темнеть, и внезапно испортилась погода. (Тел.) 5. Вода вокруг не шумит, а ревёт. (Пауст.) 6. Метель надвинулась сразу. (Н.О.) 7. И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота. (Ник.) 8. Сейчас ей хотелось плакать не то от горя, не то от счастья. (Сим.) 9. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоревших в лампе мошек. (Пауст.) 10. Я отправился пешком, а Павел Митрич ехал за мной верхом. (М.-С.)


B. Уровневые задания – упр.8 - «5»

упр.4 – «4»

упр.9 – «3»


VI. Этап информации о домашнем задании

упр.5, 7 с..26-27


VII. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.




урок № 11


Тема урока: Изложение «Золотой луг»

(с.47 «Сборник диктантов для 9 класса» Н. Н. Шманова, К. А.Байбурина, Н. А. Байбурина)

Цель урока:

ученик сможет

1. Определять микротемы в тексте

2. Составлять план текста

3. Последовательно излагать содержание текста

Тип урока

Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.

Форма организации урока практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока «Сборник диктантов для 9 класса» Н. Н. Шманова, К. А.Байбурина, Н. А. Байбурина с. 47

Ход урока

I. Орг. момент

II. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания подробного изложения.

III. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях.

- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

- Что должно быть отражено в изложении?

• основное содержание текста;

• тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;

• главные мысли основных микротем.

- Что особенно важно при написании изложения?

отобрать основное содержание текста;

исключить второстепенное, выделить главное;

соблюдать связность текста;

заменить большие по объему предложения синонимичными.

IV. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

A. Первичное знакомство с текстом:

чтение текста учениками.

Золотой луг

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки. Это было похоже на то, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые, и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.

Утром, когда солнце взошло, я увидел, как одуванчики раскрывают свои “ладони”, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых инте¬ресных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами вставали. {140 слов)

(По М. Пришвину)

B. Словарная работа:

Одуванчик — бакбак. Лепестки-жапырактары

Ладони-алакан. Удить- кармакпен аулау

Сжал – жабылды. Около полудня – туске карай

Кулак- жудырык

C. Работа по содержанию:

a. Где жил автор?

b. Почему луг был золотой?

c. Что заметил Пришвин рано утром?

d. Что увидел писатель в полдень?

e. Почему писатель стал наблюдать?

f. С чем сравнивает автор одуванчики?

g. Почему одуванчики стали для детей самыми интересными цветами?

V. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.

A. Составление плана

Беседа по вопросам.

- какова тема текста?

- основная мысль?

- определим количество микротем (абзацев) в тексте.

- выделите в каждой микротеме основные факты и действия

На сколько частей можно разделить текст?

Как озаглавим каждую часть?

Примерный план

1. Цветущий луг.

2. Луг меняет цвет.

3. Сжатые лепестки.

4. Утром.

5. Интересный цветок.

B. Чтение по плану и пересказ каждой части.

VI. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях.

Работа над составлением текста изложения:

продумать каждое предложение, прочитать каждую часть,

откорректировать её, прочитать написанное полностью,

после этого можно писать в тетрадях


VII. Подведение итогов (на данном и последующих уроках).


урок № 12


Тема урока: Сложносочиненное предложение. (Материал для изучения)

Цель урока:

ученик сможет

1. Определять ССП

2. Определять средства связи в сложном предложении

3. Знать случаи, когда запятая в ССП не ставится

Тип урока

изучение новых знаний и способов действия

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

ППД «Сложное предложение»

Ход урока


1. Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания.

упр.9 с.21


4. Актуализация опорных знаний

Как определить, предложение простое или сложное?

Что такое грамматическая основа предложения?


5. Ознакомление с новым материалом

6. Чтение текста упр.1на с.29

Словарная работа

Вещественный

Духовный

Добросердечный

Добросовестный - относящийся к порученному делу серьёзно и ответственно, выполняющий его «на совесть».

Хаос = беспорядок, суета.

Разруха = разрушение.

Уповать (устар.) - верить, надеяться.

Тотальный = всеобщий.

Работа по содержанию по вопросам на с.30-31

1. Как вы понимаете выражения

«нашёл Николая Добролюбова», «отвел слову «добро» в своём словаре пять с половиной колонок текста», «добро вещественное», «добро духовное», «основа народной мудрости», «вмещаются в объёмное казахское слово «иман», «нравственные ценности сходны», «будить человека в человеке»?

2. О каком словаре В.Даля говорится в тексте?

3. Какие из приведённых сложных слов с корнем «добро» устарели, какие используются в современном русском языке?

4. Приведите примеры добра вещественного и духовного.

5. Какое предложение состоит из одних антонимов?

6. Работа с теоретическим материалом на с.31, 32

Сложное предложение, части которого равноправны, не зависят друг от друга, соединены сочинительными союзами и, а, но и др.,называется сложносочинённым: Прозвенел третий звонок, и в зале погас свет. Свет в зале погас после третьего звонка, а спектакль не начинался. Спектакль не начинался, но зрители терпеливо ждали выхода любимых актёров.

Сочинительные союзы бывают повторяющимися — то ..., то; не то ..., не то-и неповторяющимися - а, но, зато, да (в значении «но»), тоже, также, же: Сегодня целый день то солнце выглянет, то вдруг его закроет туча. В читальном зале нужно соблюдать строгие правила, зато работать очень удобно.

Союзы и, да (в значении «и»), или, либо могут повторяться в сложносочинён ном предложении и не повторяться: Наступила весна, и дни стали длиннее, и люди стали добрее. Или я серьёзно готовлюсь и поступаю в университет, или мне придётся искать работу.

Запятая ССП перед и не ставится.

• если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член: Глаза у всех устремились и косы вытянулись по направлению к письму. (Гонч.),

• если простые предложения в составе ССП имеют общее придаточное предложение: Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу дома в Васильевском. (Т.);

• между двумя назывными предложениями: Прогулка в парке и катание на лодках.


7. Составление вопросов по теоретическому материалу.


8. Первичное закрепление новой темы. Выполнение упр.2 на с. 31


9. Уровневые задания – упр.8 - «5»

упр.5– «4»

упр.3– «3»


10. Этап информации о домашнем задании

упр.6, 7 с.33

11. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.


урок № 13


Тема урока: Сочинительные союзы как средства связи частей сложносочиненного предложения

Цель урока:

ученик сможет

1. Определять средства связи в ССП

2. Определять тип сочинительного союза

3. Ставить знаки в ССП

Тип урока

изучение новых знаний и способов действия

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

ППД «Сложное предложение», карточки с заданиями

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

упр.6, 7 с.33

III. Актуализация опорных знаний

Как определить, предложение простое или сложное?

Что такое грамматическая основа предложения?

Какие предложения называются ССП?

Деление на группы:

Сложные предложения

Простые предложения

Словосочетания

Карточка 1

1. Будет очень жарко, или разразится гроза.

2. То падал как будто ту¬ман, то вдруг припускал ко¬сой крупный дождь

3. Восток чуть посветлел , но звёзды ещё сверкали. ярко.

4. В полдень солнце припекало, но к вечеру стало холоднее.

5. Вечер был пасмурный, а ночь, вероятно, будет светлой.

6. Клюква растёт на болотах летом.

7. В лесу тепло и темно.

8. Заботливый хозяин убирает свой урожай.

9. Ласточки и соловьи улетают в сентябре.

10. Лес звенел от птичьих голосов.

11. Встретить друга

12. Осенний ветер

13. Ответил хорошо

14. Живёт в городе

15. Интересный вопрос


IV. Ознакомление с новым материалом

Работа в группах:

Чтение теоретического материала на с.36

Подготовка презентаций по изученному материалу – 10 минут

Выступление групп и взаимооценивание – 10 минут


V. Первичное закрепление новой темы.

1. Карточка 2

Задание 1 – сгруппировать предложения по типам союзов.


Задание 2 – выписать ССП с определённым типом союзов, определить грамматическую основу, поставить запятые, составить схему.

1. Корень учения горек зато плоды его сладки. (Посл. )

2. То ветер подует и тронет верхушки то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. (Ч)

3. Сыпались звёзды да иглы звенели. (Щип.)

4. Сегодня было ясно солнечно завтра тоже ожидается хорошая погода.

5. Вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук.

6. Не было бы счастья да несчастье помогло. (Посл.)


2. Составление вопросов по теоретическому материалу.

«Горячий стул», работа эксперта


VI. Этап информации о домашнем задании

Упр. 8, 9с.36-37


VII. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.



урок № 14


Тема урока: Типы сложносочиненных предложений

Цель урока:

ученик сможет

4. Определять средства связи в ССП

5. Определять тип сочинительного союза

6. Ставить знаки в ССП

Тип урока

изучение новых знаний и способов действия

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

ППД «Сложное предложение», карточки с заданиями

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Упр. 8, 9с.36-37


III. Актуализация опорных знаний

Как определить, предложение простое или сложное?

Что такое грамматическая основа предложения?

Какие предложения называются ССП?

Деление на группы:

ССП с разделительными союзами

ССП с противительными союзами

ССП с соединительными союзами


Карточка 1

1. Будет очень жарко, или разразится гроза.

2. То падал как будто ту¬ман, то вдруг припускал ко¬сой крупный дождь

3. Восток чуть посветлел , но звёзды ещё сверкали. ярко.

4. Солнце уже спряталось, и на цветущей рж растянулись вечерние тени..

5. Вечер был пасмурный, а ночь, вероятно, будет светлой.

6. Солнышко сьет...т ярко и лучи его купа...тся в лужах.

7. Сыпались звёзды да иглы звенели. (Щип.)

8. Сегодня было ясно солнечно завтра тоже ожидается хорошая погода.

9. Вот откуда-то доносится тревожный крик птицы или раздаётся неопределённый звук.

10. Не было бы счастья да несчастье помогло. (Посл.)

11. Корень учения горек, зато плоды его сладки.

12. Или мы пойдём вместе, или я уйду один.

IV. Ознакомление с новым материалом

Работа в группах:

Чтение теоретического материала на с.36

Подготовка презентаций по изученному материалу – 10 минут

Выступление групп и взаимооценивание – 10 минут


V. Первичное закрепление новой темы.

3. Карточка 2

Задание 1 – сгруппировать предложения по типам союзов.


Задание 2 – выписать ССП с определённым типом союзов, определить грамматическую основу, поставить запятые, составить схему.

7. Корень учения горек зато плоды его сладки. (Посл. )

8. То ветер подует и тронет верхушки то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. (Ч)

9. Сыпались звёзды да иглы звенели. (Щип.)

10. Сегодня было ясно солнечно завтра тоже ожидается хорошая погода.

11. Вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук.

12. Не было бы счастья да несчастье помогло. (Посл.)


4. Составление вопросов по теоретическому материалу.

«Горячий стул», работа эксперта


VI. Этап информации о домашнем задании

упр.2, 3 с.42

VII. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.



урок № 15


Тема урока: Типы сложносочиненных предложений

Цель урока:

ученик сможет

1. Определять средства связи в ССП

2. Определять тип сочинительного союза

3. Ставить знаки в ССП

Тип урока

изучение новых знаний и способов действия

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

ППД «Сложное предложение», карточки с заданиями

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

упр.2, 3 с.42


III. Актуализация опорных знаний

При помоши чего в ССП соединяются простые предложения?

На какие группы делятся сочинительные союзы?

Назовите их.

Деление на группы:

ССП с разделительными союзами

ССП с противительными союзами

ССП с соединительными союзами


IV. Ознакомление с новым материалом

Работа в группах:

Подготовить выступление о союзах (по теме группы)

Выступление групп и взаимооценивание – 10 минут


V. Первичное закрепление новой темы.

1. Карточка 2

Задание 1

Из простых предложений составьте сложносочинённые,

используя нужные по смыслу сочинительные союзы и. а. но.

1. Весна началась. 1. Перелётные птицы зато-

ропились домой.

2. На высокой ёлке 2. Ворона уже сделала себе

ещё лежал снег. гнездо.

3. В лесу ещё темно. 3. Небо постепенно светлеет 4. В полях тает. 4. В лесу деревья стоят в

снежном плену.

5. Всё вокруг зазеленело 5. Чёрный хвойный лес от

зелени белых берёз поседел.

6. Пришла осень. 6. Заботливый хозяин уби-

рает свой урожай.

7. Грачи прилетают в 7. Ласточки и соловьи при-

марте. летают в мае.

8. Был конец апреля 8. Лес звенел от птичьих

голосов.

9. Клюква растёт на 9. Собирают её поздней осе

болотах летом. нью.

10. В лесу тепло. 10. Зеленеет трава.

Задание 2 .

Прочитайте. Скажите, в каких предложениях союз и соединяет однородные члены в простом предложении, а в каких —простые предложения. Спишите, выделяя главные члены в простых и сложносочинённых предложениях.

1. Весной вернулись грачи, и зазвенели птичьи голоса.

1. Пингвины замечательно плавают и ныряют. 3. Мы вышли из дома на рассвете и вернулись поздно вечером. 4. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. (Л.Т.) 5. На востоке заалело, и звёзды стали бледнее. 6. Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник. (Марш.) 7. Луна

сильно светила и озаряла город. (Гарии) 8. Стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее. (Балъм.) 9. Скоро осень проснётся и заплачет спросонья. (Балъм.) 10. С вечера моросило, и наступило серое весеннее утро. (Пришв.) 11. В лесу запахло берёзовой и осиновой корой. 12. Весенний ручей не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве. (Пришв.) 13. Начало

октябрьской ночи было торжественно и прекрасно. (В.Бианки) 14. Весна, весна! И слышишь свежий запах сада и тёплый запах талых крыш. (Бун.)

спросонья — уйкылы кезбен

талые крыши — здесь: крыши с тающим снегом

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Добавьте названия других известных вам птиц. Переведите названия птиц на казахский язык.

Грач, ласт...чка, в...рона, скв...рец, жав...ронок, сол...вей, вор...бей, голуб..., журавл..., сн...гирь, сок...л, с...рока, ор...л, берк...т, с.-.ница, рябч...к, фил...н, к...кушка, п...репёлка.


2. Составление вопросов по теоретическому материалу.

«Горячий стул», работа эксперта


VI. Этап информации о домашнем задании

упр.4. с.42

VII. Подведение итогов занятий

Запишите тезисы урока.



урок № 16


Тема урока: Диктант «Культ предков»

Цели урока:

образовательные

выявить пробелы в знаниях учащихся, освежить в памяти учащихся изученное ранее

развивающие

развивать умение писать под диктовку, использовать знания на письме

воспитательные

воспитывать любовь к природе, к своей стране

Тип урока проверка знаний

Форма организации урока диктант


Дидактическое обеспечение урока

«Сборник диктантов для 9 класса» Н. Н. Шманова, К. А.Байбурина, Н. А. Байбурина с.14

Ход урока

I. Организационный момент.

а/ приветствие;

б/ проверка посещаемости учащихся;

в/ проверка готовности класса к уроку

II. Проверка домашнего задания.

а/ зачитывание мини-сочинений;

б/ пословицы и поговорки


III. Объявление темы, цели урока


IV. Чтение текста


Культ предков

У казахов бытует культ почитания старших, культ предков, что является основой морально-этических и нравственных устоев. Бабушки и дедушки являются главами семейств, пользуются уважением и любовью домочадцев. Быт семьи складывается из интересов старых людей. По положению стариков определяется уровень материального благосостояния семьи. Культ предков, сложившийся в пору исторических испытаний, — почитание их памяти, сохранение фа-

мильного очага, продолжение рода — является залогом сохранения народа. Каждый казах обязан знать свою родословную. При знакомстве казахи прежде всего выясняют друг у друга, знают ли они своих предков до седьмого колена, из какого они рода-племени. Ответы на эти вопросы должен

знать даже семилетний ребенок. Незнание своего происхождения считается невежеством и невоспитанностью. (110 слов)

(Из печати)

V. Словарная работа

культ — табыну

устои — то, что сложилось, устоялось; основы

VI. Письмо под диктовку.

VII. Самопроверка.

VIII. Этап информации о домашнем задании.

Повторить изученное о фонетике, составить сообщение, используя справочники, стенд и т. д.

IX. Итог урока.



№ 17


Тема урока: Типы сложносочиненных предложений

Цель урока:

ученик сможет

  1. Определять средства связи в ССП

  2. Определять тип сочинительного союза

  3. Ставить знаки в ССП

Тип урока

закрепление знаний и способов действия

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

ППД «Сложное предложение», карточки с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Повторение типов ССП

III. Актуализация опорных знаний

Как простые предложения соединяются в ССП?

На какие группы делятся сочинительные союзы? Назовите их.

IV. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.

Задание 1

Прочитайте, вставляя в каждое предложение нужные по смыслу союзы. В каких предложениях явления чередуются, в каких — из двух явлений возможно одно?

... я тебя не понимаю, ... же ты не хочешь меня понять. 2. ... солнце пригрело опустевшие поля, ... северный ветер гнал быстрые тучи. 3. ... вы ошиблись, ... я вас неправильно понял. 4. ... светит солнце, ... льёт дождь. 5. ... сегодня от сестры мы получим телеграмму, ... завтра она приедет сама. 6. Голова ли слишком разгорелась от мороза, ... натопили непомерно печь. (А.Л.Т.) 7. ... холодно, ... очень жарко. {Ер.) 8. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, ... коней табун игривый молчанье дола возмутит. (Л.)

2. Задание 2 .Тест. Сложносочинённые предложения 1

1. Укажите сложносочинённое предложение:

А) Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения.

В) До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но всё же он возлагал все надежды на будущее.

С) Он был твёрдо уверен, что он имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное.

Д) Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя, однако был рад за жену и дочь.

Е) Китайцы, которых он выписывал себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит.

2. Сложносочинённое предложение, в котором указывается на возможность одного явления из двух:

А) Тогда царь осторожно раздвигает руками ветки, тихо пробирается между колючими кустами и выходит на открытое место.

В) Царь Соломон не достиг ещё среднего возраста- сорока пяти лет, а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности двора распространились за пределы Палестины.

С) Всё ближе слышится голос, и вот он совсем рядом, за раскидистыми кедрами, за тёмной зеленью можжевельника.

Д) Тысячи людей вязали срубленные деревья и плоты, и сотни моряков сплавляли их морем в Иоффу.

Е) Не то утренний ветер приносит аромат цветущего винограда, не то разносится тонкий, благоухающий запах резеды и варёного вина.

3. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

А) Будем брести, пока не свалимся.

В) Уже по одному свисту ветра и по туману чувствуется, как глубоко овладела поздняя ночь горами.

С) Как ночь, надвигалась на меня горести и страдания, и наступал час разлуки со всем родным.

Д) Ветер валит меня с ног, но я не обращаю на него внимания.

Е) И, скрепивши сердце, опять я брал в руки свой страннический посох, а подъёмы к новому счастью были высоки и трудны.

4. Сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

А) Волга, Днепр, Обь именно текут, так как они несут к морям тяжёлые воды.

В) В широте движения рек была сила и настойчивость.

С) Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, а жизненный путь не прогулка по ровной дороге.

Д) По меткому замечанию Пушкина, Дон не течёт, а льётся, и в этом удивительная точность определения.

Е) То облака медленно тонули в его омутах, то воды, позванивая на перекате, серебрились от ветра.

5.В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами:

А) указывается на чередование явлений

В) второе предложение дополняет смысл первого

С) перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

Д) противопоставляется одно явление другому

Е) указывается на возможность одного явления из двух или нескольких

6. Предложение Клич «Аблай идёт на контайчи!» опередил на много переходов его отряд и с каждой верстой войско росло как снежный ком.

А) Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным

В) Сложноподчинённое с придаточным образа действия С) Сложносочинённое

Д) Простое с однородными членами Е) ) Сложноподчинённое с придаточным определительным

7. Сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

А) Либо уж убьёт кого-нибудь гроза либо дом сгорит. В) Он хотел было что-то сказать ему но толстяк уже исчез.

С) Горек чужой хлеб и тяжелы ступени чужого крыльца. Д) Создаёт человека природа но развивает и образует его общество Е) Ещё земли печален вид а воздух уж весною дышит.

8. Укажите сложносочинённое предложение:

А) Если ты честный человек, не обижай бедного, не покровительствуй злодею.

В) «Ты достиг цели, стал знатным, добился власти»

С) После первой песни – приветствия он изменил напев, и слова изменились вместе с ним.

Д) «Не обирай в жадности народ, не губи его счастья, не виси у него на шее»

Е) Байкокше, хмурый и тощий, пел, даже не поднимая век, все похвалы не производили на него никакого впечатления.

9. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

А) Но и этот семидесятилетний старик живёт не только прошлым, а и заботами сегодняшнего дня.

В) То вспыхнет вершина, то явится яма, то венчик победы, то холмик утраты.

С) Я отправился пешком, а Павел Митрич ехал за мной верхом.

Д) Луга за Волгой окрасились в бурый цвет, в городе также все краски поблёкли.

Е) Юрка скосил глаза, но земли не увидел.

10. . Сложносочинённое предложение с противительным союзом:

А) То Анна Сергеевна слушала, ограничиваясь лёгкими восклицаниями, то при самом прощании она высказывала прежнее дружелюбие, как при первой встрече.

В) Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

С) Ещё никто не просыпался, и она пошла в сад, наблюдая за снованием птиц и насекомых.

Д) Павел Петрович вышел из сада и, медленно шагая, добрался до леса, там он оставался тоже довольно долго.

Е) И Базаров и Аркадий ответили ей безмолвным поклоном, сели в экипаж и, уже нигде не останавливаясь, отправились домой, в Марьино.

VI. Этап информации о домашнем задании упр.7, 8 с. 47

VII. Подведение итога урока.


урок № 18


Тема урока: Сложноподчиненное предложение (СПП). Подчинительные союзы как средства связи частей СПП

Цель урока:

ученик сможет

1. Определять средства связи в СПП

2. Определять подчинительные союзы

3. Составлять схему СПП

Тип урока

изучение новых знаний и способов действия

Форма организации урока

практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока

ППД «Сложное предложение»


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

упр.6, 7 с.33

III. Актуализация опорных знаний

Какие предложения называются ССП?

Назовите соединительные, разделительные, противительные союзы

IV. Ознакомление с новым материалом

Работа в группах:

Чтение теоретического материала на с.50

Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, состоящее из неравноправных частей: главной и придаточной. Придаточное предложение зависит от главного, отвечает на его вопрос и присоединяется подчинительным союзом.на письме части сложноподчинённого предложения отделяются запятой.


Подготовка презентаций по изученному материалу с акцентом на различие ССП и СПП – 5 минут

Выступление групп и взаимооценивание –5 минут

Составление вопросов по теоретическому материалу.



V. Первичное закрепление новой темы.

1. Упр.1на с.49

a) Чтение текста

b) Определение основной мысли

c) Озаглавливание текста


2. Упр.2 на с.50

Выписывание выделенных предложений и составление схем


VI. Уровневые задания:

Простой – упр.3 на с.51

Средний-упр.6 на с.52


Сложный-упр.7 на с.52


Проверка заданий.

Коллективное выполнение упр.8 на с.52


VII. Этап информации о домашнем задании

упр.4, 5 с.52


VIII. Подведение итогов занятий




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
поурочное планирование по русскому языку в 9 классе казахской школы

Автор: Каргажанова Гульжан Задаевна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Поурочные планы русский язык в казахской школе 3 четверть"
    ["seo_title"] => string(65) "pourochnyie_plany_russkii_iazyk_v_kazakhskoi_shkolie_4_chietviert"
    ["file_id"] => string(6) "413140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1493875186"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "уроки русского языка в 9 классе казахской школы. II четверть "
    ["seo_title"] => string(66) "uroki-russkogho-iazyka-v-9-klassie-kazakhskoi-shkoly-ii-chietviert"
    ["file_id"] => string(6) "116433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412485638"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Поурочное планирование по казахскому языку для учащихся 2 класса в школах с русским языком обучения "Суық су ішемін""
    ["seo_title"] => string(80) "pourochnoe_planirovanie_po_kazakhskomu_iazyku_dlia_uchashchikhsia_2_klassa_v_shk"
    ["file_id"] => string(6) "510421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1557939040"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Поурочное планирование по русскому языку 34 урока для казахской школы 3 и 4 четверть "
    ["seo_title"] => string(93) "pourochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-34-uroka-dlia-kazakhskoi-shkoly-3-i-4-chietviert"
    ["file_id"] => string(6) "228117"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441119480"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Краткосрочное  планирование уроков  русского языка в 3 классе с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(98) "kratkosrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-3-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "112519"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408714099"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства