Подчинительные союзы как средства связи частей СПП
Подчинительные союзы как средства связи частей СПП
Закреплять знания учеников о СПП; дать представление о его строении; учить различать союзы и союзные слова в СПП; совершенствовать пунктуационные навыки; повторить порядок разбора слова по составу, порядок морфологического разбора слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подчинительные союзы как средства связи частей СПП»
Урок 19.
Тема: Подчинительные союзы как средства связи частей СПП.
Цель: Закреплять знания учеников о СПП; дать представление о его строении; учить различать союзы и союзные слова в СПП; совершенствовать пунктуационные навыки; повторить порядок разбора слова по составу, порядок морфологического разбора слова.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие. Сообщение целей урока.
Весной пр…брежный край становится похожим на море с редкими остр…вами3. Только самые высокие м…ста выступают из воды. Туда со всех ст…рон3 плывут звери лоси и медведи, волки и лисицы, зайчики и горностайчики.
3.Объяснение нового материала
-Чем различаются ССП и СПП?
-Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?
-Каково место придаточных предложений по отношению к главному?
-Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе СПП?
Структура СПП. Позиции придаточных предложений.
Придаточные предложения могут занимать следующие позиции:
-после главного. Приходи сегодня ко мне в гости, если сможешь.
-перед главным. Если сможешь, приходи сегодня ко мне в гости.
-в середине главного. Приходи, если сможешь, сегодня ко мне в гости.
Союзные слова – это относительные местоимения (который, что, кого, чем, кем и другие) и наречия
(где, куда, откуда и другие) используемые в роли подчинительных союзов. Союзные слова в
придаточном предложении являются членами предложения, например:
Мир – это зеркало, которое возвращает каждому его собственное отражение.
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом
4.Закрепление.
Синтаксический разбор
Мы остановились в доме, который стоял на пригорке.
Дом, где мы остановились, стоял на пригорке.
Я уйду, как только подует северный ветер.
Когда начался снег, мы вернулись домой.
Над долиной, где мы ехали, сгущались тучи.
Он не явился, потому что заболел.
Коли не забудете, пришлите мне номерок «Севера» для знакомства.
Схематический диктант.
Построить схемы предложений, определить вид придаточного.
Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь. (И. В. Гёте)
Коль дать ей вздумаешь поблажку, освобождая от работ, она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)
Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека. (Л. Н. Толстой)
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Н. Толстой)
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов)
Выйду, дому поклонюсь, тихо Богу помолюсь и пойду искать края, где живет любовь моя.
Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с ним добрые неравнодушные люди.
5.Итог.
-Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
6.Домашнее задание: параграф 9, упражнение 79, страница 55. Спишите, каждое из данных
предложений отнесите к одной из трех групп сложноподчиненных предложений.
Подчинительные союзы как средства связи частей СПП.
Весной пр…брежный край становится похожим на море с редкими остр…вами3. Только самые высокие м…ста выступают из воды. Туда со всех ст…рон3 плывут звери лоси и медведи, волки и лисицы, зайчики и горностайчики.
Синтаксический разбор
Мы остановились в доме, который стоял на пригорке.
Дом, где мы остановились, стоял на пригорке.
Я уйду, как только подует северный ветер.
Когда начался снег, мы вернулись домой.
Над долиной, где мы ехали, сгущались тучи.
Он не явился, потому что заболел.
Коли не забудете, пришлите мне номерок «Севера» для знакомства.
Схематический диктант.
Построить схемы предложений, определить вид придаточного.
Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь. (И. В. Гёте)
Коль дать ей вздумаешь поблажку, освобождая от работ, она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)
Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека. (Л. Н. Толстой)
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Н. Толстой)
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов)
Выйду, дому поклонюсь, тихо Богу помолюсь и пойду искать края, где живет любовь моя.
Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с ним добрые неравнодушные люди.
Весной пр…брежный край становится похожим на море с редкими остр…вами3. Только самые высокие м…ста выступают из воды. Туда со всех ст…рон3 плывут звери лоси и медведи, волки и лисицы, зайчики и горностайчики.
Синтаксический разбор
Мы остановились в доме, который стоял на пригорке.
Дом, где мы остановились, стоял на пригорке.
Я уйду, как только подует северный ветер.
Когда начался снег, мы вернулись домой.
Над долиной, где мы ехали, сгущались тучи.
Он не явился, потому что заболел.
Коли не забудете, пришлите мне номерок «Севера» для знакомства.
Схематический диктант.
Построить схемы предложений, определить вид придаточного.
Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь. (И. В. Гёте)
Коль дать ей вздумаешь поблажку, освобождая от работ, она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)
Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека. (Л. Н. Толстой)
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Н. Толстой)
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов)
Выйду, дому поклонюсь, тихо Богу помолюсь и пойду искать края, где живет любовь моя.
Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с ним добрые неравнодушные люди.