Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
Цели:
Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели.
Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.
Совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи.
Формирование умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы.
Воспитание интереса к изучению родного языка.
Оборудование:
Ход урока:
I. Орг. момент. (слайд 1)
II. Проверка домашнего задания.
III. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.
-- Запишите под диктовку предложение.
Язык, чтобы оставаться средством общения, должен постоянно развиваться.
(А. Корнилов)
-- О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.
(Роль языка в жизни общества)
-- Произведите полный синтаксический разбор предложения по схеме на стр. 66.
(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы .
[ , ( чтобы ), ].
-- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
(СПП с придаточными обстоятельственными цели)
IV. Изучение нового материала.
Самостоятельное изучение нового материала на стр. 104. Составление опорного конспекта «ВОПРоС» (слайд 2)
В – вопросы (зачем? С какой целью?)
О – относится (ко всей главной части)
П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )
Р – разделяется запятой
о
С – стоит (местоположение свободное)
Лингвистический рассказ по опорному конспекту о СПП с придаточным обстоятельственным цели.
Закрепление изученного
Конструирование предложений. (слайд 3)
-- Продолжите начатые предложения.
Мы должны изучать родной язык,
Нужно так относиться к родному языку, чтобы…
С помощью языка передается опыт поколений,
-- Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод.
(Союз ЧТОБЫ – многозначный)
Комплексный анализ текста.
Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
А. Леонтьев.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
Задания: (слайд 4)
1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?
2) Определите тип и стиль речи.
3)Произведите различные виды разбора:
1 ряд – фонетический разбор слова ЯЗЫК
2 ряд – морфемный разбор слова ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНАЯ
3 ряд – орфографический разбор слова ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
4) Найдите все СПП, укажите их вид.
5) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
[ для того ], ( чтобы ).
Продолжение текста.
-- Продолжите мысль автора. Составьте еще 2 – 3 предложения на тему: «Зачем нужен язык?», используя СПП с придаточными обстоятельственными цели.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание: §26, выучить правило (стр. 95); упр. 155 (стр. 96).