Тема урока: Приставка
Цели урока: познакомить с частью слова – приставкой; с его ролью
(образование слова); с его местом в слове (перед корнем).
развивать умения образовать новые слова при помощи
приставки.
воспитывать любовь к животным
Тип урока:комбинированный
Оборудование:раздаточно-дидактический материал,учебник,интерактивная доска, слайды. схема
Ход урока
1.Организационный момент:
Приветствие, отметитить отсутствуюших, проверка посещаемости, готовить к уроку
2.Проверка домашнего задания
1)Что входить в состав слова?
2)Какая часть слова называется основой?
3)Какая часть слова называется окончанием?
4)Что такое суффикс?
5)Какие суффиксы вы знаете?
6) Назовите суффиксы обозначающий профессий людей?
3. Объяснение нового материала
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, и на письме ее нельзя отделять от корня: гулять -погулять, учить – отучить, ходить – входить, дать-передать, вошел, написал, пришкольный.
В казахском языке приставок нет.
Упражнение 163 (устно)
Послушайте текст
Не только радость, но и обязанность.
Наверное,очень многие хотят иметь собаку. Но держат ее далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия.
Собака – это не только радость но и забота, обязанность чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы не опоздать в школу. Надо вывести и днем – ведь она живое существо.А если в это время захочется пойти в кино,на стадион?
Собаку надо обучать.И не день,не два-году.Многие не выбрасивают. На дождь,на мороз. Тощие,злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это,у кого – то не дрогнула рука,не дрогнула сердце
Новые слова
не позволяют – м?мкіндік жо?,
чем-то поступиться- ?з еркімен безу
с потухшими глазами – м??ды к?здерімен
обрек- душар етті
сердце- ж?рек
Упражнение 164 ( письменно)
Выводить – обводить,
Заводить- проводить,
Отводить –приводить.
Упражнение 165 (устно)
Как Егор Федора выручил
Как всегда, вечером вынесла я ужин Егору – так мою сабаку зовут.Смотрю, Егор почему –то в свою конуру никак не идет. Заглянула туда, а там устроился кот Федор, каторого я перед сном погулять выпустила.
Утро повторилось то же самое – снова Федор к Егору в гости забрался. И я никак не могла его от этого отучить. А через два дня увидела, что Егор совсем не сердится и они подружились.
Однажды на Федора напали наши мальчишки и стали бросать в него камешки. Я только хотела выйти отогнать обидчиков, но вруг выскочил Егор и начал лаять на мальчишек. Они убежали и с тех пор больше Федора не трогают.
Упражнение 166(письменно)
Образуйте слова с помошью данных приставок.Напишите их в два столбика: в 1-й – со значением приближения, во 2-й со значением удалением.
приближение
удаление
Подползти
отползти
Поднести
отгонять
Принести
убежать
Притащить
уходить
А теперь ребята вы наверно устали, давайте сделаем и музыкальную паузу
Упражнение 167 (письменно)
Спешите,вставляя глагол писать с нужной по смыслу приставкой.
Новые слова следует записать в словарику.С доски надо списать однокоренные слова. Из текста нужно написать слова одинаковой приставкой. Плохо выполненное задание лучше не списать.
Упражнение 168 (письменно)
Спешите однокоренные слова. Объясните их значение.Выделите приставку.
Выучить,доучить,заучить,изучить,научить,недоучить,обучить,отучить, переучить,поучить,поучать,подучить,приучить,разучить.
Упражнение 169 (письменно)
Сравните значение данных глаголов.Укажите приставку.Найдите антонимы.
Вышел-пришел,уехал –приехал, привез- отвез,
гоняль-отгоняль, смотрел-посмотрел, сказал - рассказал
4)Закрепляющие вопросы
1) Какая часть слова является обшей для всех родственных слов?(Корень)
2)Что такое приставка?
3) Что такое суффикс?
4)Какая часть слова является изменяемой?(Окончание)
5)Что такое состав слова?
5)Итог урока оценование.
6)Задание на дом.Запомнить теорию, развитие речи.Упражнение 170
(письменно)