kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение. Согласованные и несогласованные определения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План проведения открытого урока по русскому языку в 8-х классах на тему "Определение. Согласованные и несогласованные определения".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение. Согласованные и несогласованные определения.»

Синтяпова Галина Николаевна,

МБОУ «СОШ №16»,

Берёзовского городского округа,

учитель русского языка и литературы


Определение. Согласованные и несогласованные определения.

Цели урока:

  1. Обучающие:

  • активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;

  • расширение понятия об определении – согласованные и несогласованные определения;

  • наблюдение над ролью определений в речи.

  1. Развивающие:

  • формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;

  • развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.

  1. Воспитательная:

  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Задачи:

  • уметь различать второстепенные члены предложения;

  • определять с помощью вопросов определение и способы его выражения;

  • использовать определение как средство выразительности речи.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы:

  1. Словесный метод (беседа).

  2. Объяснительно-иллюстрированный метод (презентация).

  3. Репродуктивный метод (работа с карточками, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом).



План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.

  3. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.

  1. Организационные моменты

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок-прощание с осенью. Мысленно перенесемся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени. Шуршат падающие листья, шумит ветерок, посвистывают синички. Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей.

Сегодня на улице уже глубокая осень, её конец.

Вздохнул ноябрь тихонько невзначай,

Ему бы солнышка сейчас в ладошках,

Вниманья и тепла совсем немножко…

И чтобы кто-нибудь позвал на чай…

Художники, писатели, поэты воспевали в своих произведениях красоту родной природы осенью. И сегодня мы увидим эти картины глазами поэтов.

  1. Работа по рядам
    (повторение темы «Второстепенные члены» дополнение, художественные средства)

Задание №1

Перед вами рабочие материалы:

  1. Какой второстепенный член предложения мы с вами изучили?

– Дополнение.

  1. Какие бывают дополнения?

– Прямые и косвенные.

  1. В предложении №1 найдите и назовите прямые и косвенные дополнения.

1 ряд. Уже безмолвие лесное налетом ветра смущено.

2 ряд. Я помню осенние ночи, березовый шорох теней.

3 ряд. Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие края.

Беседа

  1. Итак, что такое прямое и косвенное дополнение?

– Прямое сочетается с существительными или местоимениями в родительном или винительном падеже без предлога, остальные – косвенные.

  1. Без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показали поэты?

– Имена прилагательные (лесное, осенние, березовый, журавлиный, отчие).

  1. Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова?

– Эпитеты.

  1. Что такое эпитет?

– Художественное определение.

  1. Каким членом предложения являются данные слова?

– Определением.

  1. Определение темы урока, цели

Мы подошли к теме урока.

  1. Значит, о чем мы будем сегодня говорить?

– Об определении.

  1. Какие бывают определения? §21, стр.133

– Согласованные и несогласованные.

  1. Записываем тему.

Наша цель: умение определять согласованные и несогласованные определения, наблюдение над ролью определений в речи.

  1. Изучение новой темы

Задание №2

Перед вами стихотворные тексты, у каждого – свой. Выписать по три словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом красочные пейзажи, определить вид подчинительной связи.

1 ряд.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. (Ф. И. Тютчев)

2 ряд.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

3 ряд.

В полях сухие стебли кукурузы,

Следы колес и блеклая ботва.

В холодном море – бледные медузы

И красная подводная трава. (И. Бунин)

1 ряд.

в осени первоначальной

короткая пора

дивная пора

хрустальный день

2 ряд.

расписной терем

терем лиловый

терем золотой

терем багряный

веселой стеной

пестрой стеной

над светлою поляной


3 ряд. какие?

сухие стебли следы колес (управл.)

блеклая ботва

в холодном море

бледные медузы

красная трава

подводная трава

Вид подчинительной связи – согласование.

Учитель: Это согласованные определения.

Как связаны слова «согласование» и «согласованное»?

Что нужно сделать, чтобы узнать, какие определения согласованные, а какие несогласованные? (Определить вид связи.)

Способ определения согласованного и несогласованного определения.

Определить вид подчинительной связи в словосочетании.

Между главным и зависимым словом

Связь согласование?





Да Нет
(управление или примыкание)





Согласованное Несогласованное

определение определение

Осенний листок Листок осени

(согласованное, согласование) (управление, несогласованное)

  1. Закрепление

Задание №3

Определить, согласованное или несогласованное определение.

  1. Золотая береза – согл., т.к. согласование

  2. Лист березы – несогл., управление

  3. Её наряд – несогл., управление

  4. Береза напротив – несогл., примыкание

  5. Опустевший сад – согл., т.к. согласование

  6. Утро в ноябре – несогл., управление

Поставьте «+», если выполнили верно и «–», если неверно.

Задание №4

Сравнить два предложения. Чем выражены выделенные слова? Какими членами предложения?

Из окна открывался осенний потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий.

Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный.

Вопросы:

  1. С чем можно спутать определение?

– С именной частью составного именного сказуемого.

  1. Как не допустить ошибок: что такое сказуемое и что такое определение?

Сказуемоеглавный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи.

Определениевторостепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой?», «Чей?»



[Физкультминутка]



Перед вами осенний листок, опишите его, какой он?

– Красивый, яркий, необычный, разноцветный, осенний, упавший, солнечный, великолепный, свежий, не увядший, интересный.



Вывод

  1. Зачем нужны определения?

  2. Какую роль они выполняют?

  • помогают точно описать предмет;

  • придают яркость описанию;

  • делают речь эмоциональной;

  • обогащают нашу речь.



(!) Дать карточку для работы в парах

Работа в парах

Задание. Сравните текст. Какую роль играют синтаксические и художественные средства выразительности в создании картин осени?

1)

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста,

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа. (Н.А. Заболоцкий)

2)

Седое небо надо мной

И лес раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной. (И.А. Бунин)

Саша: Синтаксические средства выразительности.

1-ое четверостишие – состояние природы во время дождя, 2-ое – скорее всего после дождя (чернеет грязь). Оба стиха состоят из 4-х строк, это катрены. Первое четверостишие состоит из 4-х предложений: все двусоставные, два распространенных и два нераспространенных. В целом – предложение с Р.В.С.

2-ое четверостишие состоит из 2-х предложений. Первое – ССП, вторая часть осложнена однородным членом предложения: раскрытый, обнаженный. Второе предложение второго катрена – простое, осложненное.

Элиза: Художественные средства выразительности.

Заболоцкий в 1-ом четверостишии использовал развернутые метафоры: сыплет дождик горошины, рвется ветер, изнанка листа; олицетворение – тополь закрывается; эпитеты – взъерошенный, серебристой.

Бунин использует в основном эпитеты: седое (небо), раскрытый, обнаженный (лес) и очень красивый эпитет – лимонный (листва).

Есть ещё уточнение (вдоль просеки лесной).

Определения все согласованные.

Все художественные средства помогают полно и точно описать состояние природы.

Задание №5

I ряд. Какие художественный определения вы бы использовали для описания отличного осеннего настроения?

  • радостное

  • солнечная улыбка

  • ласковый взгляд

  • прекрасное настроение

  • утренняя осенняя свежесть

  • мои одноклассники

  • теплые вечера

  • ковер из листьев (несогл.)

  • легкий морозец

  • иду с радостью в школу (с большой) – предл-е.

II ряд. Вставить в текст определения.

За Доном в лесу прижалась (тихая, ласковая) осень. С шелестом падали с тополей (сухие) листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и (красные) ягоды в (редкой) листве их пылали, как (осенние) язычки. (Горький, всепобеждающий) запах (сопревшей дубовой) коры заполнял лес. (М. А. Шолохов «Тихий Дон»)

Вывод: Таким образом, художественные определения придают тексту яркость, образность описания.

III ряд. Анализ текста (работаем вместе с учителем).

Помню раннее, свежее, тихое утро…Помню большой , весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (И.А. Бунин «Антоновские яблоки»)

Беседа

  1. Тема?

– Осенний сад.

  1. Идея?

– Красота осеннего сада.

  1. Тип речи?

– Повествование с элементами описания.

  1. Стиль речи?

– Художественный.

  1. Какие средства художественной выразительности использовал автор?

– Художественные определения, эпитеты.

  1. Найдите несогласованные определения.

– Запах меда.

Задание. Придумайте и запишите предложение, которое начинается со слова «помню», чтобы в нем были определения.

– Помню добрые бабушкины глаза.

– Помню сказочное лето.

– Помню божественное море, на котором я побывал этим прекрасным и таким далеким летом.

– Помню свое интересное, но неграмотное сочинение, за которое я получил 5/2.

– Помню, когда я был маленький, мне купили красочную книгу-атлас. Помню, какое яркое, неописуемое впечатление произвела на меня эта великолепная книга с плотными листами из картона.

Проверка заданий.

  1. 1-ый ряд (художественные определения для описания отличного осеннего настроения).

  2. Работа в паре: Саша и Элиза.

  3. 3-ий ряд (предложения со словом «Помню»).

  4. 2-ой ряд (если останется время).



  1. Закрепление. Рефлексия

  1. Согласованное определение – работают руки, несогласованное – ноги.

Ясная даль (руки)

Наука о языке (ноги)

Коралловая рябина (руки)

Желание любоваться (ноги)

Прохладная тишина (руки)

Листок осени (ноги)

  1. Выполните действия.

– Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.

Да – правая рука, нет – левая.

– Я знаю, как определить согласованное определение.

Да – оглянитесь назад, нет – разведите руками.

– Я знаю, как определить несогласованное определение.

Да – улыбнитесь соседу, нет – с огорчением разведите руками.

– Работу в классе я выполнял без ошибок.

Да – похлопайте в ладоши, нет – с большим огорчением разведите руками.

  1. Домашнее задание

Я увидела, что не всем все сразу удалось. Ничего страшного, мы еще будем работать. Дома закрепить материал §21, упр.245 (по заданию).

  1. Вывод

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по алле к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И.А. Бунин)



Вопрос. Что подчеркнуто волнистой линией?

– причастный оборот;

– обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Учитель. Эта тема впереди, а пока мы прощаемся с осенью и через несколько дней скажем: «Мороз и солнце. День чудесный….», потому что впереди хрустальный лед, великолепная лыжня и белый, пушистый, искрящийся снег…

И с нами снова будут определения, помогающие восхищаться великолепной матушкой-зимой.

Спасибо за урок!

До свидания, осень!

Сдайте ваши работы, оценки за сегодняшний урок получите все.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Определение. Согласованные и несогласованные определения.

Автор: Синтяпова Галина Николаевна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок на тему: "Обособление несогласованных определений." "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-na-tiemu-obosoblieniie-niesoghlasovannykh-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "150060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420389382"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Согласованные и несогласованные определения""
    ["seo_title"] => string(52) "soghlasovannyie_i_niesoghlasovannyie_opriedielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "379784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484509614"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Определение. Согласованное и несогласованное определение"
    ["seo_title"] => string(64) "opriedielieniiesoghlasovannoieiniesoghlasovannoieopriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "299374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456504750"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Несогласованные определения выражение, место в предложении "
    ["seo_title"] => string(71) "niesoghlasovannyie-opriedielieniia-vyrazhieniie-miesto-v-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "184786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426092504"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок русского языка «Согласованные и несогласованные определения » "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-soghlasovannyie-i-niesoghlasovannyie-opriedielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "233258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443032454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства