Просмотр содержимого документа
«Определение. Согласованные и несогласованные определения.»
Синтяпова Галина Николаевна,
МБОУ «СОШ №16»,
Берёзовского городского округа,
учитель русского языка и литературы
Определение. Согласованные и несогласованные определения.
Цели урока:
Обучающие:
активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;
расширение понятия об определении – согласованные и несогласованные определения;
наблюдение над ролью определений в речи.
Развивающие:
формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;
развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.
Воспитательная:
воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Задачи:
уметь различать второстепенные члены предложения;
определять с помощью вопросов определение и способы его выражения;
использовать определение как средство выразительности речи.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы:
Словесный метод (беседа).
Объяснительно-иллюстрированный метод (презентация).
Репродуктивный метод (работа с карточками, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом).
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.
Восприятие и первичное осмысление новых знаний.
Закрепление изученного материала.
Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Организационные моменты
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок-прощание с осенью. Мысленно перенесемся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени. Шуршат падающие листья, шумит ветерок, посвистывают синички. Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей.
Сегодня на улице уже глубокая осень, её конец.
Вздохнул ноябрь тихонько невзначай,
Ему бы солнышка сейчас в ладошках,
Вниманья и тепла совсем немножко…
И чтобы кто-нибудь позвал на чай…
Художники, писатели, поэты воспевали в своих произведениях красоту родной природы осенью. И сегодня мы увидим эти картины глазами поэтов.
Работа по рядам (повторение темы «Второстепенные члены» дополнение, художественные средства)
Задание №1
Перед вами рабочие материалы:
Какой второстепенный член предложения мы с вами изучили?
– Дополнение.
Какие бывают дополнения?
– Прямые и косвенные.
В предложении №1 найдите и назовите прямые и косвенные дополнения.
1 ряд. Уже безмолвие лесноеналетом ветра смущено.
2 ряд. Я помню осенние ночи, березовыйшорох теней.
3 ряд. Но никто под окрикжуравлиный не разлюбит отчие края.
Беседа
Итак, что такое прямое и косвенное дополнение?
– Прямое сочетается с существительными или местоимениями в родительном или винительном падеже без предлога, остальные – косвенные.
Без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показали поэты?
– Имена прилагательные (лесное, осенние, березовый, журавлиный, отчие).
Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова?
– Эпитеты.
Что такое эпитет?
– Художественное определение.
Каким членом предложения являются данные слова?
– Определением.
Определение темы урока, цели
Мы подошли к теме урока.
Значит, о чем мы будем сегодня говорить?
– Об определении.
Какие бывают определения? §21, стр.133
– Согласованные и несогласованные.
Записываем тему.
Наша цель: умение определять согласованные и несогласованные определения, наблюдение над ролью определений в речи.
Изучение новой темы
Задание №2
Перед вами стихотворные тексты, у каждого – свой. Выписать по три словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом красочные пейзажи, определить вид подчинительной связи.
1 ряд.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. (Ф. И. Тютчев)
2 ряд.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
3 ряд.
В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море – бледные медузы
И красная подводная трава. (И. Бунин)
1 ряд.
в осени первоначальной
короткая пора
дивная пора
хрустальный день
2 ряд.
расписной терем
терем лиловый
терем золотой
терем багряный
веселой стеной
пестрой стеной
над светлою поляной
3 ряд. какие?
сухие стебли следы колес (управл.)
блеклая ботва
в холодном море
бледные медузы
красная трава
подводная трава
Вид подчинительной связи – согласование.
Учитель: Это согласованные определения.
Как связаны слова «согласование» и «согласованное»?
Что нужно сделать, чтобы узнать, какие определения согласованные, а какие несогласованные? (Определить вид связи.)
Способ определения согласованного и несогласованного определения.
Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
Задание. Сравните текст. Какую роль играют синтаксические и художественные средства выразительности в создании картин осени?
1)
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста,
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа. (Н.А. Заболоцкий)
2)
Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной. (И.А. Бунин)
Саша: Синтаксические средства выразительности.
1-ое четверостишие – состояние природы во время дождя, 2-ое – скорее всего после дождя (чернеет грязь). Оба стиха состоят из 4-х строк, это катрены. Первое четверостишие состоит из 4-х предложений: все двусоставные, два распространенных и два нераспространенных. В целом – предложение с Р.В.С.
2-ое четверостишие состоит из 2-х предложений. Первое – ССП, вторая часть осложнена однородным членом предложения: раскрытый, обнаженный. Второе предложение второго катрена – простое, осложненное.
Бунин использует в основном эпитеты: седое (небо), раскрытый, обнаженный (лес) и очень красивый эпитет – лимонный (листва).
Есть ещё уточнение (вдоль просеки лесной).
Определения все согласованные.
Все художественные средства помогают полно и точно описать состояние природы.
Задание №5
I ряд. Какие художественный определения вы бы использовали для описания отличного осеннего настроения?
радостное
солнечная улыбка
ласковый взгляд
прекрасное настроение
утренняя осенняя свежесть
мои одноклассники
теплые вечера
ковер из листьев (несогл.)
легкий морозец
иду с радостью в школу (с большой) – предл-е.
II ряд. Вставить в текст определения.
За Доном в лесу прижалась (тихая, ласковая) осень. С шелестом падали с тополей (сухие) листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и (красные) ягоды в (редкой) листве их пылали, как (осенние) язычки. (Горький, всепобеждающий) запах (сопревшейдубовой) коры заполнял лес. (М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
Вывод: Таким образом, художественные определения придают тексту яркость, образность описания.
III ряд. Анализтекста (работаем вместе с учителем).
Помню раннее, свежее, тихое утро…Помню большой , весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (И.А. Бунин «Антоновские яблоки»)
Беседа
Тема?
– Осенний сад.
Идея?
– Красота осеннего сада.
Тип речи?
– Повествование с элементами описания.
Стиль речи?
– Художественный.
Какие средства художественной выразительности использовал автор?
– Художественные определения, эпитеты.
Найдите несогласованные определения.
– Запах меда.
Задание. Придумайте и запишите предложение, которое начинается со слова «помню», чтобы в нем были определения.
– Помню добрые бабушкины глаза.
– Помню сказочное лето.
– Помню божественное море, на котором я побывал этим прекрасным и таким далеким летом.
– Помню свое интересное, но неграмотное сочинение, за которое я получил 5/2.
– Помню, когда я был маленький, мне купили красочную книгу-атлас. Помню, какое яркое, неописуемое впечатление произвела на меня эта великолепная книга с плотными листами из картона.
Проверка заданий.
1-ый ряд (художественные определения для описания отличного осеннего настроения).
Работа в паре: Саша и Элиза.
3-ий ряд (предложения со словом «Помню»).
2-ой ряд (если останется время).
Закрепление. Рефлексия
Согласованное определение – работают руки, несогласованное – ноги.
Ясная даль (руки)
Наука о языке (ноги)
Коралловая рябина (руки)
Желание любоваться (ноги)
Прохладная тишина (руки)
Листок осени (ноги)
Выполните действия.
– Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.
Да – правая рука, нет – левая.
– Я знаю, как определить согласованное определение.
Да – оглянитесь назад, нет – разведите руками.
– Я знаю, как определить несогласованное определение.
Да – улыбнитесь соседу, нет – с огорчением разведите руками.
– Работу в классе я выполнял без ошибок.
Да – похлопайте в ладоши, нет – с большим огорчением разведите руками.
Домашнее задание
Я увидела, что не всем все сразу удалось. Ничего страшного, мы еще будем работать. Дома закрепить материал §21, упр.245 (по заданию).
Вывод
А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по алле к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И.А. Бунин)
Учитель. Эта тема впереди, а пока мы прощаемся с осенью и через несколько дней скажем: «Мороз и солнце. День чудесный….», потому что впереди хрустальный лед, великолепная лыжня и белый, пушистый, искрящийся снег…
И с нами снова будут определения, помогающие восхищаться великолепной матушкой-зимой.
Спасибо за урок!
До свидания, осень!
Сдайте ваши работы, оценки за сегодняшний урок получите все.