Просмотр содержимого документа
«: Обобщение по теме «Местоимение»»
Класс: 7
Тема: Обобщение по теме «Местоимение»
Цели:
1.Образовательные:
– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении;
– дополнить полученные ранее знания новыми;
– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;
– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.
2. Развивающие:
– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать,
выделять, обобщать);
– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на
практике.
3.Воспитательные:
– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское”
отношение к изучению русского языка;
– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске.
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Едут два человека в трамвае. Один говорит другому:
- А на вам муха!
- Не на "вам", а на "вас".
- На мине?
- Да не на "мине", а на "мне"!
- А я и говорю на вам!
- Какие слова вызывают комический эффект?
- Местоимения!
- Назовите слова, которые вы считаете местоимениями в этом маленьком тексте. К какому разряду местоимений они относятся? В чём заключается ошибка одного из героев этой историйки? Как бы вы употребили местоимение, вызвавшее затруднения, в других падежах? (сл.7)
- Определим тему урока. (Дети сами формулируют тему - "Местоимение")
1.Прочитайте текст. Спишите, вставляя слова, которыми можно заменить существительные (7минут):
Молоко пьют свежим и кислым. …иногда заменяет воду.
Медленно шагают верблюды. …как будто плывут по песчаному морю.
Верблюд может долго обходиться без воды. …может не пить целых три недели.
Ночной буран замел дорогу. …перегородил ее сугробами.
Собаки предчувствуют перемену погоды.…много спят и мало едят перед дождем или бураном.
2.Прочитай. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены.
В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
3.Вот стихотворение, в нём нужно
подчеркнуть все местоимения 1,2,3-го
лица:
Как-то я шагал домой
И болтал с самим собой.
Говорит мне Сам Собой:
Ты приятель сам не свой!
Я ведь знаю по себе,
Что тебе не по себе!
Я ответил:
Интересно!
Ну-ка, что тебе известно?
Поскорее признавайся,
Только правду говори!
Он сказал:
Не притворяйся!
И добавил:
Не хитри!
Разве я сейчас не видел,
Как ты девочку обидел?
Я прошу тебя: вернись
И сейчас же извинись!
Я на миг остановился:
Где же я её найду?
Сам собою разозлился:
Ну тогда я сам пойду.
Мы друг другу подмигнули
И обратно повернули.
4. Крассворд
Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.
5. Стадия рефлексии.
- Я пишу пять строчек. Что это за строчки? Сочиняем синквейн (Сл. 21) Работаем в группах.