kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка, в которой дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, предлагается в помощь учителям русского языка, работающим в 8 классе.

В серии последовательных уроков формируются навыки распознавания и выделения знаками препинания уточняющих членов предложения, закрепляются знания учащихся по теме «Уточняющие члены предложения». В ходе уроков используются разнообразные формы и методы, способствующие формированию прочных знаний. Задания подобраны так, чтобы  можно было не только обобщить и повторить теоретический материал по теме «Обособленные уточняющие члены предложения», но и систематизировать, обобщить материал по другим разделам языка, что также способствует повышению знаний учащихся по русскому языку.
             Материал рассчитан на 3 учебных часа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку »

Методическая разработка серии последовательных уроков по теме « Уточняющие члены предложения»

Мендалиева Нурия Валитовна

Средняя школа имени Х.Санбаева, Макат

nuria.1966@mail.ru


Аннотация:

Данная разработка, в которой дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, предлагается в помощь учителям русского языка, работающим в 8 классе.

В серии последовательных уроков формируются навыки распознавания и выделения знаками препинания уточняющих членов предложения, закрепляются знания учащихся по теме «Уточняющие члены предложения». В ходе уроков используются разнообразные формы и методы, способствующие формированию прочных знаний. Задания подобраны так, чтобы можно было не только обобщить и повторить теоретический материал по теме «Обособленные уточняющие члены предложения», но и систематизировать, обобщить материал по другим разделам языка, что также способствует повышению знаний учащихся по русскому языку.
Материал рассчитан на 3 учебных часа. 


Среднесрочное планирование серии уроков по теме «Уточняющие члены предложения»

Пояснительная записка

Тема

« Уточняющие члены предложения»

Серии уроков

3

Цель урока

Способствование формированию представления об уточняющих членах предложений и формирование навыков правописания и употребления их в речи.

Общие задачи

-Способствовать формированию знаний, умений и понятий по теме «Уточняющие члены предложения» и разитие потребности пользоваться русским языком как средством общения через внедрение семи модулей. -Совершенствовать навыки самостоятельного обучения.

-Создать условия для самореализации накопленных знаний при решении поставленных в ходе уроков задач.

Основное содержание темы, термины и понятия

Обособление, уточняющие члены, выделение, интонация


Ожидаемый результат

-определение понятия «Уточняющие члены предложения»;

-определение роли обособленных уточняющих членов в предложении и тексте;

-умение находить пунктуационные ошибки по обособлению уточняющих членов и исправлять их в тексте и предложениях.

Тема, цель, задачи и результаты обучения.

Какие знания, умения и понимания я хотела бы сформировать в своих учениках по завершению серии последовательных уроков.

Активные формы работы

(ГР, ПР, ИР)

Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения обучения

Использование ОдО

Вовлечение всех учеников в классе (талантливых, одаренных).

Как вы преодолеете барьеры в обучении.

Оценивание (формативное и суммативное)

Урок № 1

Тема: « Уточняющие члены предложения»

Цель урока:

вырабо­тать умение осознать и осмыслить понятие об уточняющих обособленных членах через модули новой программы.


Задачи:

1. Обучающая: дать представление об уточняющих членах предложений.

2. Развивающая: Способствовать развитию навыков обращения к межпредметным связям; навыков работы с текстом, умению анализировать, делать выводы, работать в группе.

3. Воспитательная: Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

I.Этап побуждения:

1. Мотивация

– работа над текстом.

2. Мозговой штурм (диалоговое обучение)

II.Этап осмысления (реализация урока):

1. Индивидуальная работа:

Используя знания, полученные на уроках русского языка об обособленных членах, самостоятельно заполнить столбцы ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ (метапознание, новые подходы)

2. Работа в парах:

Обсуждение и оценивание в парах работы соседа, обмен информацией (кумулятивная беседа)

3. Работа в группах:

Учащиеся обмениваются информацией о новой теме (критическое мышление)

4. Презентация (лидерство и управление)

5. Задание учащимся на корректирование текста (саморегуляция,

одаренные и талантливые, исследовательская беседа)

6. Закрепление нового материала – презентация

(использование ИКТ), вывод – ответ на поставленную задачу

7. Заполнение столбца УЗНАЛ после обсуждения в группе (диалоговое обучение)

8. Карта самооценивания (формативное оценивание)

III. Этап рефлексии

1. Рефлексия

2. Оценивание урока

3. Обратная связь

- Наблюдение


- Устное поощрение















- Лист самооценки








- Презентация работ групп

- Активные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс.



















-Одаренные и талантливые дети представляют выполненное самостоятельное задание


-Этап побуждения - мотивация

-Поставленная

в начале урока задача мобилизует внимание учащихся


-Разнообразие форм организации работы на уроке


-Использование разных видов диалогового обучения, через которые учащиеся решат поставленную перед ними задачу

Формативное оценивание:

-Наблюдение учителя за работой учащихся

-Презентация проекта

-Постановка вопросов

-Оценивание проекта – умение делать выводы и обобщать материал

-Лист самооценки









Суммативное оценивание:

Выведение итоговой оценки

Урок № 2

Тема: «Условия обособления уточняющих членов предложений»

Цель урока:  Углубление и обобщение знаний об уточняющих членах предложения и умения выделять их в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией.

Задачи:

Осмыслить

_______________

Повторить

_______________

Отработать

_______________

Психологический тренинг

1этап «Знание»

1.Целеполагание. Работа над обратной связью

( Метапознание)

2.Составление алгоритма «Уточняющие члены предложения»

( диалоговое обучение, ИКТ)

2 этап «Понимание»

1.Работа с ресурсами

«Условия обособления уточняющих членов предложения»

(исследовательская работа)

3 этап «Применение»

1.Работа с текстом

( лидерство,одаренные и талантливые)

2.Работа с учебником.

(саморегуляция)


4 этап «Анализ»

Задание: «Верные и неверные утверждения»

Вопрос

Ответ

+

-

Проверка по ключу

(критическое мышление)

5 этап «Синтез»

Игра «Мнемо-турнир»

( формативное оценивание)

6 этап «Оценка»

1.Рефлексия

2.Задание на дом



-Осмысление изученного









- Презентация работы







-Самопроверка







-Взаимопроверка




-Одаренные и талантливые дети ведут исследовательскую работу по новой теме




-Совместное целеполагание - мотивация

-Проведенный тренинг создает позитивный психологический настрой к уроку



-Использование разных форм, приемов и методов работы позволит достичь цель урока

Формативное оценивание:

-Наблюдение учителя за работой учащихся



-Оценивание исследовательской работы – умение делать выводы и обобщать материал


-Самооценка




-Взаимооценка









Суммативное оценивание:

Выведение итоговой оценки

Урок № 3

Тема: «Обобщение и закрепление пройденного материала»

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся по изученной теме.

Задачи урока:

Знать: знать понятия «обособленное определение», «обособленное приложение», «обособленное обстоятельство», « уточняющие члены».

Понимать: понимать условия постановки знаков препинания при обособлении.

Применять: находить в тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения, находить грамматические и пунктуационные ошибки.

Анализировать: анализировать тексты с точки зрения целесообразности использования в них конструкций с обособленными членами.

Обобщать: составлять предложения и тексты, используя конструкции с обособленными членами предложения.

Оценка: осуществлять самооценку выполняемых заданий.



Вводная часть урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3.Обзор рефлексии прошлого урока.(саморегуляция)

4.Повторить термины, презентация( использование ИКТ)

5.Ознакомление с «Оценочным листом»

(формативное оценивание)

Основная часть урока:

А) 1 этап (знание).

Задание 1. Соотнести строки таблицы

Задание 2. Соотнести строки таблицы, указать, чем выражено обособление; вспомнить, какие случаи обособления здесь не приведены.

(парная работа,

кумулятивная беседа)

Б) 2 этап (понимание).

Задание 1. Расставьте, где нужно, знаки препинания в предложениях.

Задания 2. Распределите предложения в 2 столбика: с обособленными и необособленными членами предложения, поставив необходимые знаки препинания, объясните распределение.

(групповая работа)

В) 3 этап (применение)

Задание 1. Расставить знаки препинания в предложениях.

Задание 2. Расставить знаки препинания в предложениях, сделать графический разбор последних 3 предложений.

(индивидуальная работа)

Г) 4 этап (анализ).

Задание 1.

а) Замените выделенную часть предложения причастием

б) замените выделенную часть деепричастным оборотом


Задание 2. Выполните задание А на раздаточном материале.

А.Прочитайте текст, в котором допущены ошибки, и выполните задания А1, А2.

А1.Найдите пунктуационную ошибку и объясните, в чем она заключается.

А2.Объясните, какая грамматическая ошибка содержится в этом тексте и как ее следует исправить.

(исследовательская работа)

5 этап (синтез)

Задание. Распространите предложения составленными вами обособлениями. Запишите полученные варианты.

( одаренные, лидерство )

Заключительная часть урока:

6 этап ( оценивание)

1.Рефлексия:

- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

1.Было трудно…

2.Было интересно…

3.Теперь я могу…

4.Я бы хотел …

(формативное оценивание)

2. Оценивание учащихся.

3. Задание на дом.


-Наблюдение




-Самопроверка


































-Применение знаний и умений



















-Самоконтроль









- Разноуровневые задания вовлекают в учебный процесс всех учащихся.



-Обзор рефлексии прошлого урока

в начале этого урока побуждает учащихся на решение поставленных задач урока


- Разнообразные формы и методы работы помогут решить трудные вопросы темы


- Взаимопомощь учащихся


- Разноуровневые задания


Формативное оценивание:

-Наблюдение учителя за работой учащихся



-Оценивание и поощрение умения учащихся делать выводы и обобщать материал


-Самооценка




-Взаимооценка









Суммативное оценивание:

Выведение итоговой оценки






В соответствии  среднесрочному планированию я разработала поурочный план урока по теме « Уточняющие члены предложения»  для учащихся 8 класса, целью которого было создание условия для осознания и осмысления изученного материала через семь модулей.

  Алгоритм урока  составлялся на трехфазовой структуре: вызов, осмысление и рефлексия.



Технологическая карта урока № 1

Разработчик:

Мендалиева Нурия Валитовна

Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Тип урока

Урок применения предметных умений.

Технология урока

(методы, формы организации деятельности)

ИКТ, технология развития проблемного и критического мышления

(работа в паре, группах, самоконтроль)



Тема

Уточняющие члены предложения

Цель

Углубление и обобщение знаний об уточняющих членах предложения и умения выделять их в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией.

Задачи урока

-Формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных уточняющих членах.

-Определить роль обособленных уточняющих членов в предложении.

- Анализировать предложения и систематизировать правила в ходе практической деятельности.

-Уметь сотрудничать в паре, группе

- Оценивать собственный вклад и участие каждого члена группы в работу группы.

Ожидаемые результаты

-обобщение знаний постановки знаков препинания при обособленных уточняющих членах.

-определение роли обособленных уточняющих членов в предложении и тексте, умение находить пунктуационные ошибки по обособлению уточняющих членов и исправлять их в тексте и предложениях.

- умение определять цель и алгоритм выполнения учебной деятельности на уроке;

- умение слушать объяснения одноклассников, учитывать ошибки и их корректировать в практической и речевой деятельности своих и товарищей , уметь сотрудничать в парах, в группе.

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний с целью применения предметных умений.

4) Применение знаний и умений в новой ситуации

5) Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Основные понятия и термины

Обособление, уточняющие члены, выделение, интонация


Источники информации

Г.Бадамбаева, М.Тюлебаева, Б.Исмагулова. Русская речь 8 класс, Мектеп, 2008

Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 8-9 классов школ с казахским и русским языками обучения. Алматы «Жетi жаргы», 2005

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Организационный этап.

Приветствует учащихся.

Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.

Проводит тренинг «Круг радости»

  1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

  2. Участвуют в тренинге.

I.Этап побуждения

1.Для определения темы урока проводит работу над текстом. Задание: Расставить знаки препинания.

В море нередко можно видеть стайку из нескольких дельфинов, обгоняющих судно. Развив под водой большую скорость они одновременно выпрыгивают из воды.

Дельфины обитают во всех морях связанных с океаном.

Важнейшая способность дельфинов – их стремительное передвижение по воде.

2.»Мозговой штурм»

1. Читают текст, анализируют предложения, расставляют знаки препинания и формулируют тему урока.

2. Повторение теоретического материала о разрядах обособленных членов.

II.Этап осмысления


Работа над таблицей


Знаю

Хочу знать

Узнал

Обособленные дополнения, определения, обстоятельства, приложения

Хочу узнать о следующем разряде обособленных членов



Ученики заполняют 1,2 графы таблицы

3.Актуализация знаний с целью применения предметных умений.

1.Предлагает учащимся распределиться по группам.

2. Учитель организует работу в группах, дает задания:

Задание 1 Внимательно прочитать ресурс, обсудить в паре с соседом.

Задание 2.Обмен информацией в группе.

Задание 3. Выделить графически определения

Задание 4. Приготовить отчет о проделанной работе (защита проекта)

1.Ученики распределяются по группам. 2.Выполняют задания в группах:

1. Учащиеся знакомятся с информацией по теме

2. Обсуждают полученные сведения в группе.

3. Отображают информацию в схеме.

4. Готовят отчет о выполнении задания – защищают проект.


Применение знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Предлагает учащимся выполнить упражнение №1

2.Самостоятельная работа « Корректор»

3. Проверка выполнения работы в группе


Заключительный этап. Рефлексия

1.Организует выступления групп

2.Предлагает заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ».

3. Карта обратной связи

1. Представители групп выступают с отчетом о выполнении заданий.

2.Делают выводы, что нового они узнали об обособлении определений. Заполняют таблицу.

Делают вывод о практической значимости знаний по теме.

  1. Заполняют карту обратной связи.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

  1. Выучить правило

  2. Выполнение упражнения № 2


Рефлективный отчет урока

В соответствии  среднесрочному планированию я разработала поурочный план урока по теме « Уточняющие члены предложения»  для учащихся 8 класса, целью которого было создание условия для осознания и осмысления изученного материала через семь модулей.

  Алгоритм урока  составлялся на трехфазовой структуре: вызов, осмысление и рефлексия.

На организационном этапе урока был проведен тренинг «Круг радости», где учащиеся пожелали друг другу продуктивного дня и хорошего настроения.

С  целью  активного включения в процесс получения информации  и вовлечения в беседу я применила идеи и стратегии критического мышления, диалогового обучения, ИКТ. При подготовке заданий мною были учтены возрастные особенности детей. Во время тренинга класс разделился на группы. Групповая работа позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.

Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта,  рациональнее организовывать рабочие группы самой с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.

Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. Для определения темы урока была проведена работа над текстом. Повторяя теоретический материал о разрядах обособленных членов, ученики указали на еще не пройденный разряд и определили тему урока. Также для для проверки качества знаний прошлой темы провела «Мозговой штурм». Подобный вид заданий я проводила и ранее, поэтому учащиеся быстро справились с ним.

На стадии осмысления изучение нового материала проходило с применением стратегии  критического мышления - таблица «знаю, хочу знать, узнал». Учащиеся сначала индивидуально, а потом в группе заполняли графы таблицы. В первую колонку была собрана уже известная детям информация.

Заполнение второй графы приятно меня порадовало. Почти все группы задали много интересных вопросов. Учащиеся заполнили первую и вторую графы таблицы «ЗХУ».

Во время работы групп я наблюдала за деятельностью учащихся, все учащиеся были вовлечены в деятельность, так как спикеры команд распределили задания между членами групп.

Во время объяснения нового материала была применена  интерактивная доска и ряд заданий и вопросов. Вовлечение детей в диалог позволило акцентировать внимание детей на важных моментах и удерживать их внимание. В этом большую помощь оказывает и применение технических средств.На данном уроке учащимся была предложена работа с ресурсами, в ходе просмотра которого было выполнено несколько заданий.

В итоге, после обсуждения в группе накопилось достаточное количество информации у всех учеников. Наблюдая за это работой, я заметила, что сильные ученики в группах взяли на себя роль учителей и передавали имеющуюся у них информацию всей группе. Таким образом,  даже те ученики, у которых низкий темп работы или слабые способности получили возможности вновь проработать материал.

 На этом уроке группы были созданы методом жеребьевки.  Поэтому многим учащимся приходилось решать не только учебные задачи, но и проявить свои коммуникативные качества.

Для применения знаний и умений в новой ситуации, контроля усвоения была проведена работа « Корректор», во время которой ученики выявили допущенные ошибок и смогли их исправить.

На заключительном этапе урока учащиеся заполнили карту обратной связи, в которой сделали выводы, что нового они узнали об обособлении уточняющих членов предложений, какие были трудности в усвоении новой темы, давали оценку своей работе во время урока. С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.

Таким образом, на этом уроке я использовала:

1.     Модуль критическое мышление применялся через стратегию заполнения таблицы «Знаю, хочу знать, узнал»

2.      ИКТ

3.     Практически на всех этапах урока дети оказывались в ситуации, когда ученики вступали в диалог друг с другом и с учителем (лекция с элементами беседы, обсуждение заполненных граф таблицы).

4.     При подборе информации к уроку и заданий для детей я ориентировалась на возрастные особенности детей.

В целом урок достиг поставленных целей. Использование модулей сделало урок более результативным и интересным.

Приложение № 1

Карта обратной связи

Дата заполнения:_________________________

Ф.И. уч-ся _____________________________________________________________________________

Что вы чувствовали сегодня на уроке и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________

Что произвело сегодня на вас наибольшее впечатление, удивило, запомнилось на уроке?

_________________________________________________________________________________________________________________________

Над какой темой работали? Чему научились на уроке? _________________________________________________________________________________________________________________________

Чем вы руководствовались в процессе принятия решения, когда работали индивидуально, в группе? (интуицией, знаниями или жизненным опыт) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитывалось ли вами при совершении действий мнение участников группы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как вы оцениваете свои действия и действия группы?__________________________________________________________________________________________________________________


Если бы вы участвовали в работы группы (принимали участие в данном мероприятии) еще раз, что бы вы изменили в модели своего поведения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие задания вызвали у вас затруднения? _________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы считаете, что можно сделать, чтобы урок был лучше? _________________________________________________________________________________________________________________________

На 5 балльной шкале отметьте кружочком свой уровень понимания нового материала, насколько урок был интересным и полезным для вас, т.е на каком уровне по вашему мнению вы находитесь. Оцените сами себя.

1________________2_________________3____________________4___________________5

После того как отметили свой уровень, обоснуйте свою оценку, то есть изложите подробно, почему вы так оценили себя? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Технологическая карта урока № 2


Следующие уроки уроки я провела на основе технологического процесса с применением таксономической карты по Б. Блуму, по которой урок проводится по 6 уровням развития познавательских способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка своих знаний.


Титульный лист

Каталог компетенций

Тема

1

Базовая компетенция

Умение учиться

Условия обособления уточняющих членов предложения

1.1

Составляющая компетенция:

Использовать базовые умения при выполнении заданий

Дисциплина

1.1.1

Метод, прием, форма:

Работа с текстом, «Верные и неверные утверждения», «Мнемо-турнир», обратная связь, групповая, парная, индивидуальная работа, самоконтроль.

Русская речь


Класс

8



Учитель



Мендалиева Нурия Валитовна



Дидактическая степень/ категория: учитель высшей категории


Информационная составляющая:

Цель урока:

Углубление и обобщение знаний об условиях обособления уточняющих членах предложения.

Задачи урока:

Учебное заведение:

1.

Осмыслить

Средняя школа имени Х.Санбаева

2.

Повторить

Базовый учебник:

3.

Отработать

Г.Бадамбаева, М.Тюлебаева, Б.Исмагулова. Русская речь 8 класс, Мектеп, 2008

Тип урока:

Урок применения предметных умений.


Организация урока

Учебное задание

Таксономия учебных задач по БЛУМУ (уровень)

Организационная форма

Форма оценивания

1

Организационный этап




2

1.Целеполагание

( Работа над обратной связью урока №1)

2.Вспомните алгоритм «Уточняющие члены предложения», запишите.

1этап «Знание»

Групповая работа

Составление алгоритма Уточняющие члены предложения

конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения.

Дополнительные вопросы:

когда именно? где именно? куда именно? откуда именно? как именно?

кто именно? какой именно?

Часто относятся к словам:

этот, тот, такой, там, туда, оттуда, тогда и др.

Уточняющими могут быть:

- обстоятельства места, времени, образа действия;

- несогласованные определения, обозначающие цвет, размер, возраст;

- дополнения с предлогами: кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, в отличие от, по сравнению с, в том числе, притом;

-приложения и другие члены предложения (в зависимости от контекста), присоединяемые при помощи слов: то есть, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, особенно, именно.

Уточняющие члены предложения обособляются.

взаимооценка + оценка учителя

3

Работа с ресурсами

«Условия обособления уточняющих членов предложения»

2 этап «Понимание»

Работа в группе

взаимооценка + оценка учителя

4

1.Работа с текстом

Задание: Найти в тексте предложения с обособленными членами, расставить знаки препинания, определить, чем выражены обособленные уточняющие члены предложения.

2.Работа с учебником.

Выполнение упражнения № 2 (стр. 243)

3 этап «Применение»

Индивидуальная работа

самооценка + оценка учителя

5

Задание: «Верные и неверные утверждения»

Вопрос

Ответ

+

-

Проверка по ключу







4 этап «Анализ»

Работа в паре

самооценка + оценка учителя

6

Игра « Мнемо-турнир»

5 этап «Синтез»

Индивидуальная работа

взаимооценка + оценка учителя

7

Рефлексия

6 этап «Оценка»

Индивидуальная работа

самооценка + оценка учителя

8

Задание на дом: Упр. №3 (стр.244)





Рефлективный анализ урока

Тип данного урока – объяснение нового материала и применения предметных умений. Была использована технология групповой и фронтальной работы. В начале урока для ребят был дан настрой на работу в учебном сообществе. Это повысило активность на учебную деятельность. Урок проводился по 6 уровням развития познавательных способностей на основе технологического процесса с применением таксономической карты по Б. Блуму.

Урок начался с анализа « Карты обратной связи», которую ученики заполняли на предыдущем уроке. Вспоминая материал прошлого урока, проводилась кумулятивная беседа.

В ходе беседы возросла познавательная активность и самостоятельность учащихся, глубокое осмысление учебного материала. Практический и теоретический материалы соотносились друг с другом.

Решить задачи урока помогло формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательного интереса учащихся различными средствами самого материала урока: формулировками заданий, выполнение упражнений разного характера с демонстрацией правильного ответа. В силу своих психолого – возрастных особенностей учащимся легче и интереснее было отрабатывать материал в визуальной и интерактивной форме, чем в текстовой.

На уроке также проводилась самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Надеюсь, что детям на уроке не было скучно, они были активны.

Финал урока очень понравился ученикам. Я попросила детей положить в тетрадь картинку, если урок понравился, а если нет – не класть. Сразу смогла понять, понравился ли урок или нет: у всех картинки были в тетрадях.

На этом уроке я использовала:

1.     Модуль критическое мышление применялся в соответствии с категориями таксономии Блума.

2.      Проводилась индивидуальная, парная, групповая формы работы.

3.     Ученики вступали в кумулятивную беседу, которая способствовала развитию познавателькой деятельности.

4.     Задания были подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

Цель урока была достигнута. Урок на основе шести уровней направлен на развитие познавательной активности учащихся и способностей каждого отдельного ученика.





Приложение №1


Игра «Мнемо-турнир»


№ 1

Предложения

Разряд обособленного члена предложения

Степень уверенности

Оценка правильного ответа







Уверены +( 1 балл)

Не уверен – (0 баллов)




Приложение № 2

Критерий оценок




ФИ ученика (-цы)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Самооценка

Итоговая оценка

1










2










3










4










5










6










Приложение №3


Оценочный лист


Уровни

Баллы

Дескриптор

« Я знаю»


Знание

Понимание

5

Я отлично усвоила, понимаю материал, могу безошибочно найти уточняющие члены предложения.

4

Я хорошо усвоила материал, могу определить в предложении.

3

Я знаю теория, но на практике испытываю определенные трудности.

« Я применяю»


Применение

Анализ

5

Я отлично знаю условия обособления уточняющих членов, могу безошибочно применить на практике.

4

Я могу найти обособленные уточняющие члены в предложений.

3

Я нахожу уточняющие члены, но затрудняюсь объяснить постановку запятых.

« Я интегрирую»


Синтез

Оценка

5

Могу составлять предложения и тексты, используя конструкции с уточняющими членами предложения.

4

Могу составлять предложения и тексты, используя конструкции с обособленными членами предложения, но иногда ошибаюсь.

3

Могу выполнить задания с помощью товарищей.




Технологическая карта урока № 3


Тема: «Обобщение и закрепление обособленных уточняющих членов предложения»

Тип урока: обобщение изученного материал

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся по изученной теме.

Задачи урока: (формулируют ученики по ключевым словам)

Знать: знать понятия «обособленное определение», «обособленное приложение», «обособленное обстоятельство», « уточняющие члены».

Понимать: понимать условия постановки знаков препинания при обособлении.

Применять: находить в тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения, находить грамматические и пунктуационные ошибки.

Анализировать: анализировать тексты с точки зрения целесообразности использования в них конструкций с обособленными членами.

Обобщать: составлять предложения и тексты, используя конструкции с обособленными членами предложения.

Оценка: осуществлять самооценку выполняемых заданий.


План урока:

Орг. момент

Сообщение темы и цели урока

Ознакомление с «Оценочным листом»

Обобщение изученного

Подведение итогов урока


Ход урока

Вводная часть урока:


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3.Обзор рефлексии прошлого урока.

4.Повторить термины, презентация

Виды обособленных членов предложения

Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения

Обособленные члены предложения со значением сравнения

Обособленные члены предложения со значением уточнения, присоединения

1

обособленные определения и

приложения

сравнительные обороты

уточняющие члены предложения

2

обособленные обстоятельства


присоединительные члены предложения

3

обособленные дополнения



Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании.

Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения имеют признаки:

смысловые: вносят в предложение дополнительное значение

грамматические: являются членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями)

интонационные: произносятся с особой выделительной интонацией

пунктуационные: на письме выделяются запятыми.


5.Ознакомление с «Оценочным листом»


Основная часть урока:

А) 1 этап (знание).

- Прочитайте задания ПЕРВОГО этапа. Задания помогут увидеть, как хорошо вы знаете теорию.

- Посмотрите, сколько баллов можно получить за каждое. Выберите то задание, которое вам по силам.

- В «Оценочном листе» в графе «Мои баллы» впишите заработанный вами балл.


1 этап


Задание 1. Соотнести строки таблицы


1. обособленные однородные определения

а) Хлестакова, мелкого чиновника, приняли за важную птицу

2. обособленное обстоятельство

б) Лил дождь, косой и крупный

3.обособленное приложение

в) Он вышел на палубу, заставленную ящиками

4.обособленное распространенное определение

г) Холмы и долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки


Проверка.

Задание 1: 1-б, 2-г, 3-а, 4-в

Задание 2. Соотнести строки таблицы, указать, чем выражено обособление; вспомнить, какие случаи обособления здесь не приведены.


Задание 2: 1-б, 2-г, 3-а, 4-в

а) распространенное приложение после имени собственного

б) однородные определения, стоящие после определяемого слова

в) обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова

г) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

Не хватает:

- Обособляются определения и приложения, относящиеся к личному местоимению. (Изумленный, он не сразу нашел ответ. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.)

- Обособляются определения с дополнительным обстоятельственным значением (Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)


Б) 2 этап (понимание).

- Второй этап покажет, насколько хорошо вы понимаете тему.

- Прочитайте задания. Посмотрите в «Оценочном листе», как оценивается каждое. Выберите, какое задание вы будете выполнять.

(После выполнения заданий проводится фронтальная проверка).

- Впишите в «Оценочный лист» те баллы, которые заработали вы.

2 этап

Задание 1. Расставьте, где нужно, знаки препинания в предложениях.

Задания 2. Распределите предложения в 2 столбика: с обособленными и необособленными членами предложения, поставив необходимые знаки препинания, объясните распределение.


1.Распластав белые крылья пролетает над тундрой сова.

2.Она бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

3. Мы слушали затаив дыхание.

4. Выдающийся ученый Ломоносов проявил себя в различных областях знания.

5. Ребята расставаясь обменялись адресами.

6. Мы внуки старались чаще навещать бабушку.

7. Монголов прирожденных всадников учат сидеть на лошади с раннего возраста.

8. Не вставайте, отвечайте сидя.

Проверка.

1.Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова.

2.Она бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

3. Мы слушали, затаив дыхание.

4. Выдающийся ученый Ломоносов проявил себя в различных областях знания.

5. Ребята, расставаясь, обменялись адресами.

6. Мы, внуки, старались чаще навещать бабушку.

7. Монголов, прирожденных всадников, учат сидеть на лошади с раннего возраста.

8. Не вставайте, отвечайте сидя.

В) 3 этап (применение)

- Третий этап покажет, как хорошо вы умеете применять знания на практике.

- Ознакомьтесь с заданиями. Посмотрите в «Оценочном листе», как оцениваются эти задания. Выберите то задание, которое вы можете выполнить.

(Ученики сверяют свои ответы с образцом. Анализируем ошибки.)

- Общее количество баллов впишите в «Оценочный лист».


3 этап

Задание 1. Расставить знаки препинания в предложениях.

Задание 2. Расставить знаки препинания в предложениях, сделать графический разбор последних 3 предложений.


Привлеченные светом бабочки кружились около фонаря.

Тимирязев замечательный ботаник открыл закон жизни растений.

Сергей вышел потирая руки и кивнув мне уселся рядом.

Тип остановился и прислушиваясь к удаляющимся шагам пошел дальше.

Данко бросился вперед высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.


Проверка.

Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря.

Тимирязев, замечательный ботаник, открыл закон жизни растений.

Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

Тип остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.

Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.


Г) 4 этап (анализ).

- При выполнении заданий этого этапа вам надо будет проанализировать предложенный материал, дать ответ и аргументировать свой выбор.

- Прочитайте задания, посмотрите в «Оценочном листе», сколько баллов ставится за каждое. Выберите посильное для себя задание.


4 этап

Задание 1.

а) Замените выделенную часть предложения причастием

В 1825 году в Москве состоялось открытие нового театра, который возвели на месте сгоревшего в 1812 году Петровского театра.

б) замените выделенную часть деепричастным оборотом

По приезде из-за границы художник устроил выставку своих работ.

Задание 2. Выполните задание А на раздаточном материале.


А. Прочитайте текст, в котором допущены ошибки, и выполните задания А1, А2.

В залах музея, разместившегося в старинном особняке, тишина и прохлада. На стеллажах с книгами, стоящими вдоль стен, ни одной пылинки.

От заведующей музеем – Ирины Николаевны Соболевой, мы узнали много интересного о жизни писателя. Совсем недавно были обнаружены рукописи неоконченного романа, считавшиеся утраченными.


А1 Найдите пунктуационную ошибку и объясните, в чем она заключается.

А2 Объясните, какая грамматическая ошибка содержится в этом тексте и как ее следует исправить:


Проверка.

Задание 1.

1. ....театра, возведенного на месте.....

2. Приехав из-за границы, художник...


Задание 2.

1. От заведующей музеем – Ирины Николаевны Соболевой – мы...

или

От заведующей музеем, Ирины Николаевны Соболевой, мы...

2. на стеллажах (каких?) с книгами, стоящих вдоль стен, ...


Д) 5 этап

Задания 5 этапа сдаются на проверку.

- На этом этапе надо самим составить предложения.

- Прочитайте задания. Посмотрите «Оценочном листе», как они оцениваются. Выберите то задание, которое вы будете выполнять.


5 этап (синтез)

Задание. Распространите предложения составленными вами обособлениями. Запишите полученные варианты.

1)Море (обособленные определения) уснуло. 2) (Обособленные определения) оно слилось там с синим небом и крепко спит (обособленное обстоятельство). 3) Горы (обособленное определение) подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. ( По М.Горькому)



Заключительная часть урока:

1.Рефлексия:

- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

1.Было трудно…

2.Было интересно…

3.Теперь я могу…

4.Я бы хотел …

2. Задание на дом: Написать сочинение о весне, используя обособленные уточняющие члены предложения


Рефлективный анализ урока:

Данный урок направлен на обобщение и закрепление изученного материала об обособленных уточняющих членах предложений.

Основная дидактическая цель реализовывалась следующим образом:

-учтены все требования программы;

-учащиеся заинтересовались материалом, работали увлеченно;

-в ходе урока задания усложнялись.

Были учтены и задачи развития: учащиеся были вовлечены в в совершение мыслительных операций.

Основные принципы дидактики были соблюдены: использовалась интерактивная доска, учащиеся активно работали вместе с учителем; материал подбирался с учетом доступности для этого возраста; теория и практика были связаны между собой.

Учащиеся работали активно, с интересом. Обращалось внимание на культуру речи.

С « Оценочным листом» ученики уже работают, поэтому я познакомила их с дескрипторами на выполнение заданий этого урока.

Процесс урока я разделила на три части: вводная, основная, заключительная. На каждом этапе ученики выполняли разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся. У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повысило их познавательную активность. У слабых ребят появилось уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.При решении этой задачи были  учтены все особенности класса через дифференцированную работу ( в парах, группах, индивидуально).

Выбранная структура урока помогло каждому включиться в работу и увидеть свои результаты. Контроль на уроке осуществляла, также был самоконтроль и взаимоконтроль. За счет того, что заранее были разработаны критерий оценок, каждый ученик видел перспективу своей работы. Поэтому знания учащихся были оценены объективно. Интерес к достижению высокого уровня разноуровневых заданий обеспечивал высокую работоспособность.

     Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через созда­ние дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учи­теля и учеников; через организацию групповых форм работы и создание в этих микро коллективах рабочей дружеской обстановки; а также организация взаимо­проверок, рецензирование способствовали достижению воспитательных задач.

На этапе рефлексии я вместе с учащимися подвела итог урока, дети сообщили о своём отношении к уроку, что было нового, что усвоили, что урок детям понравился. На данном этапе я сообщаю учащимся о своём отношении к уроку и  благодарю учащихся за работу. Учащиеся также говорят о своих впечатлениях, которые получили во время работы на уроке.

Итог урока был подведен после выставления итоговой оценки. 

Я считаю, что все поставленные  задачи реализовала, цели достигнуты.

Приложение № 1

Оценочный лист


Фамилия, имя ученика (цы)_________________________________________________________________________________

Первый этап (знание)

Дескриптор

баллы

мои баллы

Примечания

Я соотнес верно примеры в таблице самостоятельно.

2



Я соотнес верно примеры с помощью других учеников.

Я подобрал требуемые примеры

1

2



Второй этап (понимание)

Дескриптор

баллы

мои баллы

Примечания

Я расставил знаки препинания там, где считал нужно

5



Я распределил примеры на 2 группы, понимая, почему так

8



Третий этап (применение)

Дескриптор

баллы

мои баллы

Примечания

Я расставил знаки препинания с помощью других

3



Я расставил знаки препинания самостоятельно.

Я сделал графический разбор трех предложений.

12

10



Четвертый этап (анализ)

Дескриптор

баллы

мои баллы

примечания

Я составил причастный оборот.

Я составил деепричастный оборот.

2

2



Я нашел пунктуационную ошибку.

Я нашел грамматическую ошибку.

4

4



Пятый этап (синтез)

Дескриптор

баллы

мои баллы

примечания

Я распространил все предложения

9



Я распространил не все предложения

4



Шестой этап (оценка)

40 – 48 баллов

«5»

30 – 39 баллов

«4»

19 – 29 баллов

«3»

Мои баллы


Моя оценка


Обособление является одним из трудных тем синтаксиса. Поэтому, проводя серию уроков по изучению обособленных уточняющих членов предложений, при помощи разнообразных типов у рока с использованием различных методов обучения я помогла своим ученикам уяснить , каким образом обособление, выделение той или иной словоформы, позволяет и передать оттенки смысла, и подчеркнуть значимые детали, и сообщить дополнительные сведения, необходимые для лучшего восприятия и осмысления текста, и конкретизировать, уточнить значение других членов предложения.



Использованная литература


1. Руководство для учителя

2. Г.Бадамбаева, М.Тюлебаева, Б.Исмагулова. Русская речь 8 класс, Мектеп, 2008

3. Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 8-9 классов школ с казахским и русским языками обучения. Алматы «Жетi жаргы», 2005

4. Ломизов, А. Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации / А. Ф. Ломизов. – М.: Просвещение, 1968. –  143  с.

5. Ломизов, А. Ф. Методика пунктуации в средней школе / А. Ф. Ломизов. – М.: Просвещение, 1975. – 356 с.

6. Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; Сост. Ю. С. Пичугов; Науч. ред. В. В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995. – С. 65–75.

7. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002. – С. 142–162.

8. Светлышев, Д. С. Русский язык: Учеб. пособие / Д. С. Светлышев, З. Д. Гольдин – М.: Высш. шк., 1992. – С. 78–83.

9. Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М. М. Разумовской. IIполугодие / сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 58–67, 70–80.

10. Юминова, Е. В. Пунктуация. Простое предложение: материалы для самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к ЕГЭ: часть 1 / Е. В. Юминова. – М.: Чистые пруды, 2008. – С. 25–30.

11. Яковлева, Е. А. Русский язык: Пунктуация: учеб. пособие / Е. А. Яковлева. – М.: Издательский центр учебной литературы «Марк», 1994. – С. 61–64.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка по русскому языку

Автор: Мендалиева Нурия Валитовна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка русского языка "Парные звонкие и глухие согласные" для обучающихся 3 класса с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_russkogho_iazyka_parnyie_zvonkiie_i_ghlukhiie_soghla"
    ["file_id"] => string(6) "412368"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493473841"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Методическая разработка урока "Глаголы - исключения""
    ["seo_title"] => string(53) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaglagholyiskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "329529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463946884"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Разработка рабочей программы по русскому языку в 1 классе в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(99) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "119770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413514068"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методическая разработка. Русский язык Развитие речи. Диалог.4 класс."
    ["seo_title"] => string(69) "metodicheskaia_razrabotka_russkii_iazyk_razvitie_rechi_dialog_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "559841"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602523760"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методическая разработка. Русский язык Развитие речи. Диалог.4 класс."
    ["seo_title"] => string(71) "metodicheskaia_razrabotka_russkii_iazyk_razvitie_rechi_dialog_4_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "559844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602524082"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства