kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Глаголы - исключения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка русского языка по программе "Перспектива" 4 класс. Авторы учебника Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Глаголы - исключения"»

Урок русского языка

Тема: Глаголы-исключения

Цель: изучить глаголы-исключения и научиться определять их спряжение.

Задачи:

-познакомить с глаголами-исключениями

- способствовать формированию умения выбирать способ определения спряжения глагола;

- уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;

- расширять знания детей по теме «Глагол»;

-развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в парах, индивидуально, фронтально;

-развивать умение детей анализировать и делать выводы;

-формировать интерес к урокам русского языка.


Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, сигнальные карточки, таблица «Разбор глагола», учебник «Русский язык» 4 класс авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.


Ход урока

1. Оргмомент. 1 мин

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам -------- (ГЛАГОЛ)

2. Актуализация знаний

Что вы уже знаете о глаголах?

У каждого из вас на столе карточка с вопросами.

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов и подготовьте небольшое сообщение о глаголе.

Карточка

  1. Глагол -  это

А) Часть слова

Б) Член предложения

В) Часть речи

  1. Глагол обозначает

А) Действие предмета

Б) Признак предмета

В) Название предмета

  1. В предложении глагол бывает

А) Второстепенным членом

Б) Чаще всего сказуемым

В) Подлежащим

  1. Глаголы изменяются

А) Только по числам

Б) Только по временам

В) По временам, по лицам, по числам.

5. Глаголы могут (cклоняться, спрягаться)

Высказывания детей

Что такое спряжение? (изменение глаголов по лицам и числам)

Сколько существует спряжений?

Как мы их отличаем? (по окончаниям)

Назовите окончания 2 спряжения.

-им, -ишь, -ите, -ит, -ат, -ят

Какая буква чаще всего встречается в окончаниях 2 спряжения? И

Мы сегодня будем повторять написание буквы И. Расскажите всё, что вы про неё знаете? (обозначает гласный звук, может быть ударным и безударным)

3. Каллиграфическая пятиминутка.

Ии Ии Ии -им, -ишь, -ите, -ит

Из словаря с. 129-130 выпишите глаголы 2 спряжения с данными окончаниями: включим, включишь, включит, звонишь, звонит, повторим

- Что вы заметили одинакового у глаголов? (ударные окончания)

-Составьте предложение с одним из слов.

Мы сегодня повторим правила написания окончаний глаголов.

-Разбор предложения по членам и частям речи. (памятка) (Повеств., невоскл., распр.)

4. Словарная работа. На доске карточки.

Игра «Путаница»

Вы должны собрать слова, переставив буквы в правильном порядке.

оиттср строит ояагд ягода еезжол железо оркётс костёр аргети играет ыиштд дышит

-На какие 2 группы можно разделить слова, написанные на доске? Обоснуйте свой ответ.

(Существительные (словарные слова), отвечают на вопрос что? и глаголы отвечают на вопрос что делает?)

-Назовите словарные слова.

-Запишите в тетрадь в 1 столбик словарные слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Во второй столбик запишите глаголы, выделите их окончания, определите спряжение.



Проверка по карточкам. Какие окончания у глаголов?

5. Постановка учебной проблемы.

Как определить спряжение глаголов, если окончания безударные?

(по неопределённой форме глаголов)

Объясните алгоритм.

Если окончание безударное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс. Есть –и-, то 2 спряжение, все остальные суффиксы бывают у глаголов 1 спряжения.


Карточки. Писать в тетрадь.

Образуйте от неопределённой формы глаголов форму 2 лица ед. числа. Определите спряжение.

Строить –

Ехать –

Лечить –

Гаснуть –

Терпеть –

Дышать –

- Что у вас получилось?

Терпеть и дышать по неопределённой форме относятся к 1 спряжению, а по окончаниям ко 2 спряжению.

- У нас противоречие. Значит, в русском языке существуют глаголы, которые не подчиняются правилу.

Определите тему нашего урока.

Глаголы-исключения.

Их нельзя проверить, надо запомнить.

Таких глаголов несколько.

Чтобы их лучше выучить существуют стихи.

Работа с учебником с. 105 – чтение стихотворения.


Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!

Сколько таких глаголов? 11 гл.

Сколько глаголов оканчиваются на - еть? 7 гл.;. На -ать ? 4 гл.


Несмотря на то, что личные окончания у них безударные, и глагольные суффиксы - е и -а– в начальной форме, они относятся ко 2 спряжению

Послушаем сказку о глаголах.


Сказка.

Откуда появились глаголы-исключения.

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1спряжение и 2 спряжение.

Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили:

2 спряжение: Я буду править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить.

1 спряжение – А я буду править всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Некоторые семьи оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

-По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на - ить. Издал царь Глагол Указ.Я, царь Глагол, повелеваю:

жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении.

Так и появились глаголы – исключения.

Запомните их, ребята! (Карточки со словами прикрепить на доску.)

Давайте теперь определим спряжение глаголов дышать и терпеть.

- Они являются глаголами-исключениями и, хотя они в неопределённой форме оканчиваются на –ать и –еть, но относятся ко 2 спряжению.

О каких глаголах 1 спряжения говорится в Указе царя Глагола?

- брить и стелить. На какие суффиксы они заканчиваются? На ить.

Но так как они являются глаголами-исключениями, писать в окончаниях надо гласную е, а во множественном числе 3 лица окончания -ут, -ют.

Проспрягаем их в тетради.

1л. Я брею, стелю. Мы бреем, стелем.

2л. Ты бреешь, стелешь. Мы бреем, стелем.

3л. Он, она, оно стелет, бреет. Они стелют, бреют.

6. Физкультминутка. Дети выполняют упражнения под музыку.

7. Первичное закрепление.

Работа с учебником с. 105.

Выполнение №175. Самостоятельная работа. Дети выписывают глаголы-исключения с существительными. Взаимопроверка.

! Инд. работа 2 человека: образуйте от глаголов-исключений однокоренные глаголы с помощью приставки и разберите их по составу: подержит, увидишь, загоним, высмотрят, потерпите, услышат.

Как вы думаете, приставки изменят склонение глаголов? Нет.

Прочитайте высказывания Мудрого совёнка с. 106.

8. Индивидуальная работа по карточкам.

– Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.

1 карточка

2 карточка

  1. Различать, воспринимать звуки –

  2. Причинить огорчение –

  3. Воспринимать окружающее с помощью зрения –

  4. Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь –

  5. Не давать упасть, вырваться –

  6. Укладывая, раскладывать по поверхности –

  1. Втягивать и выпускать воздух –

  2. Срезать волосы до корня –

  3. Подчиняться другим –

  4. Испытывать неприязнь или огорчение –

  5. Безропотно и стойко переносить что – либо неприятное, нежелательное –

  6. Приводить в круговое движение –

Взаимопроверка.

- Работа по рабочей тетради №1 с. 56 - №64 – отгадать загадки, вставить пропущенные буквы в окончания глаголов и определить спряжение. Работа в парах. Проверка с помощью карточек.


9 .Рефлексия.

Какова была тема урока?

- Глаголы-исключения.

С какой проблемой мы с вами столкнулись?

Что нового для себя узнали?

Игра «Доскажи словечко».

Учитель читает стихотворение, а дети хором подсказывают подходящее слово.

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________смотреть
Целый мир прекрасно  ______________ видеть
Всё плохое _______________ ненавидеть

Научиться боль ______________терпеть
Чтоб никто не мог ________________обидеть
Чтоб от сильных  не _____________________зависеть
Чтобы слабым не ________________вертеть

Как же хочется всё ________________слышать
Птицу синюю в руках _______________ держать
Чистым свежим воздухом _________________ дышать
Не спешите мысли ______________ гнать
Как прекрасно помечтать.

- Что вы узнали про глаголы-исключения?

- Их надо выучить, т.к. по начальная форма одних оканчивается как у глаголов 1 спряжения, а окончания пишутся такие, как у глаголов 2 спряжения. И, наоборот, глаголы на –ить относятся к 1 спряжению.


Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Доска с обратной стороны.

Писать, дышать, бежать, читать.

Гореть, петь, смотреть, лететь.

Ходить, чистить, купить, стелить.

Гнать, удерживать, слышать, держать.


10. Итог.

Оцените, на какую вы сегодня заслужили .

«отлично» – все задания выполнял правильно;
«хорошо» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«удовлетворительно» – часто ошибался при выполнении заданий;
«плохо» – почти ничего не смог выполнить правильно.


11. Домашнее задание. С. 106 учебника № 177

На «3»: Дописать окончания глаголов, указать спряжение.

Мы мечта..м, он рыбач…т, вы стреж…те, они обеща…т, ты взлета…шь, мы посол…м, они куп…т, ты посад…шь, вы корм…те, он свет…т, ты пуст…шь.


На «4»: Вставить пропущенные буквы, указать спряжение глаголов.

Смотр…т: коршун в мор… тон…т

И не птич…им криком стон…т,

Лебедь ок…ло плывёт,

Зло… коршуна клюёт,

Гибель бли…кую тороп…т,

Б…ёт крылом и в мор… топ…т.


На «5»: Дополнить пословицы глаголами, противоположными по смыслу, указать спряжение.

Ласточка день начина…т , а соловей … . Смелый вою…т, а трус горю…т. Мир стро…т , а война … .Дождик вымоч…т, а солнышко… . От радости смеются, а от горя … . Человек от лени боле…т, а от труда … .


- Послушайте стихотворение о мальчике, который учил глаголы. (Читает заранее подготовленный ученик)

Я пришёл из школы, я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод!
Применяется он так, новый метод этот:
Кричать – кричу, вертеть – верчу,
Двигать – двигаю, прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед (он живёт под нами)
Не причёсан, не одет – в тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья! Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед, никого в квартире нет.
Я пришёл из школы и учу глаголы…
(В. Воскобойников)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Глаголы - исключения"

Автор: Карпенко Людмила Валентиновна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока русского языка в 4 классе. Глаголы - исключения "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "226181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440103083"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Методическая разработка по русскому языку в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "162252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422339439"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическая разработка урока "Буквы о-а в корнях -лаг- -лож-""
    ["seo_title"] => string(61) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_bukvy_o_a_v_korniakh_lag_lozh"
    ["file_id"] => string(6) "483617"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541425537"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства