kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы развития критического мышления в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Сегодня, согласно новым стандартам  образования, в казахстанских школах необходимо практиковать универсальные способы познания и освоения мира для развития функциональной грамотности. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы развития критического мышления в образовательном процессе»

Витковская Т.В.

учитель русского языка

и литературы Казанской СШ

Жамбылского района, СКО.


Методы развития критического мышления в образовательном процессе.

В личностно-ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности. Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед школой в современных условиях. Всем хорошо известно, что интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, все возрастающим объёмом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. А современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций, поэтому мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Сложившаяся социальная ситуация качественно по-новому поставила проблему формирования критического мышления учащихся, потребовала педагогического переосмысления содержания этого понятия.

Сегодня, согласно новым стандартам образования, в казахстанских школах необходимо практиковать универсальные способы познания и освоения мира для развития функциональной грамотности. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.  Вот поэтому необходима практическая основа для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся и их творческую самореализацию.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, это шаг к активным, творческим методам. Целью технологии является обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. А для этого педагогу необходимо владеть методами критического мышления.

Безусловно, для воспитания критически мыслящего ученика нужна соответствующая структура учебного занятия. Композиция урока, направленного на формирование критического мышления, представляет собой три фазы: первая – стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Вторая – осмысление содержания (получение новой информации). Третья – стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли

проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Это, на первый взгляд, схема любого урока. Однако уже на первом этапе урока учитель посредством специальных приемов создает обстановку, когда ученики активно вспоминают все, что когда-то слышали, знали по проблеме урока, ощущая при этом недостаточность собственных знаний, их неполноту, пытаются предугадать тему, цель, дальнейший ход урока, затем соотносят: совпали их предположения или нет. Возникает мотивация на поиск новых источников знания. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.

Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не транслирует ее, а анализирует и оценивает. Помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесении старых знаний с новыми оказывает 2 стадия – осмысление.

Данная стадия – содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется очень широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Когда ученики читают текст, слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не учителем вопросы. Ученики не просто механически слушают или читают, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных интересов.

Помощь в самостоятельном обобщении изученного материала и определением направления в дальнейшем его изучении оказывает 3 стадия – рефлексия. Она необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуальных целей. Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному вопросу. Ученики размышляют по-деловому, активно, непредубежденно, видят собственные промахи, стремятся найти лучшее решение проблемы, при этом фиксирует свое продвижение сам для себя. Это позитивный результат урока для каждого ученика.

Содержание и материалы, полученные на курсах, позволяют говорить о пользе и значимости применения технологии критического мышления. Поэтому я и хочу предложить следующие методы развития критического мышления, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.


Название метода

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Инсерт»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
  - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, куда выписываются основные положения из текста.

+

-

!

?


 

 

 



Осмысление

«Круги Эйлера-Венна»

При сравнении понятий во внешних кругах следует указывать отличительные признаки, а внутри – общие признаки.

Осмысление

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе.

Рефлексия

«Синквейн»

Пятистишие:

Тема

2 прилагательных, описывающих тему
3 глагола, характеризующих действие
Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
Синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, поэтому и не должно быть однокоренных слов.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Как звали…?

Было ли…?



Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?



Вызов

Осмысление

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста с остановками и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Таксономия вопросов:

Простые (фактические)
Уточняющие: Ты так считаешь? То есть ты сказал..?
Объясняющие: «Почему?»
Творческие: в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оценочные: выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»
Практические: вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»
Вопросы можно оформить в виде ромашки и использовать при проведении опроса в группах.

Осмысление

«Ролевая игра»

Инсценировка.

Осмысление

«Перепутанные

логические цепи»

Отрывки из текста необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Осмысление


«Ассоциации»

Коллективная работа. Все ассоциации записываются.

Вызов

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока. На втором этапе записывают интересующие их вопросы во вторую колонку. На протяжении изучения темы заполняют третью колонку (ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме)

Осмысление

Рефлексия

«Бортовой журнал»

Перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответ на вопрос: что я уже знаю по этой теме? После изучения материала записывают ответ на вопрос: что нового я узнал по этой теме?

Осмысление

Рефлексия

«Взаимоопрос»

Чтение текста в парах по одной части. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу тексту. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.

Осмысление

«Карусель»

Групповая и парная работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся обсуждают и дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

«Галерея»

После «Карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

5 «П»

 – просмотри текст (бегло);

 – придумай к нему вопросы;

 – пометь карандашом самые важные места;

 – перескажи текст (используя ключевые слова);

 – просмотри текст повторно и ответь на вопросы.

Осмысление

«Корзина идей»

Учитель фиксирует все сведения кратко в виде тезисов в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Вызов

«Верные и неверные утверждения»

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраивают на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вызов

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию, а 2 ученик выписывает новую информацию. Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.

2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы.

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2. 1 этап – мозговой штурм (идеи)
2 этап – систематизация, оформление в кластер
3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Используя в своей практической деятельности методы критического мышления, я пришла к пониманию, что они применимы на разных стадиях урока, активизируют мыслительную деятельность, развивают познавательные способности и коммуникативные умения учащихся. А это важно для развития функционально грамотной личности.


Литература:

1. Критическое мышление – углубленная методика: подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мьшления». IIoc.lV. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

2. Основы критического мышления (междисциплинарная программа): обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление». ПосЛ./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

3. Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление». Пос.П./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методы развития критического мышления в образовательном процессе

Автор: Витковская Татьяна Владимировна

Дата: 21.05.2022

Номер свидетельства: 607556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин"
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiavprotsiessieizuchieniiaobshchieobrazovatielnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "331954"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464789153"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка» "
    ["seo_title"] => string(170) "itoghovaia-rabota-na-tiemu-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-sposobnostiei-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "206533"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430210133"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Технология развития критического мышления", статья "
    ["seo_title"] => string(60) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169685"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423457822"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ  ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» "
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiie-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-istorii-primieniaia-elimienty-piesochnoi-tierapii"
    ["file_id"] => string(6) "119074"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413310822"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Планирование и рефлексивный отчет о коучинг-занятии для учителей "Использование приемов критического мышления в процессе обучения""
    ["seo_title"] => string(138) "planirovaniieirieflieksivnyiotchietokouchinghzaniatiidliauchitielieiispolzovaniiepriiemovkritichieskoghomyshlieniiavprotsiessieobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "278023"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453030615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства