РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»
Построю замок из песка,
И нарисую в памяти картину,
Кораблик белый и река,
И в уголочке паутину...
Актуальность нашей, педагогической работы, обусловлена становлением новой системы образования в Казахстане, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, можно сделать вывод: наши дети не такие, какими были их сверстники раньше. Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с учениками даже не столь далекого прошлого. У нас рынок, информационный бум. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Принципиально, отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.
ü В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
ü Какие условия для этого необходимы?
ü Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,
ü возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.
И сразу возникает несколько вопросов:
· Как учить детей без принуждения?
· Как помочь им раскрыть свои возможности?
· Как сделать предмет интересным для всех?
· Как дать стимул к обучению?
Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления. Изучая, и внедряя в свою работу приемы, способствующие развитию критического мышления на уроках истории, меня заинтересовала, и я решила попробовать связать методы развития КМ с «Песочной терапией», с некоторыми приемами которой я познакомилась при прохождении 3-х уровневых курсов. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Мои наблюдения и небольшой опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Именно это меня и заинтересовало, как учителя .
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть?
Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на речном берегу играть с песком и водой.
Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды.
И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?
Да, давненько это было… Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного. ИКТ конечно, позволяет вспомнить картины из детства, создать эмоциональный фон на занятиях, но не может заменить естественную активность ребёнка на уроке. Именно поэтому можно использовать песок, развивающие и обучающие занятия. Внедряя методы критического мышления, я осознавала, что должна подбирать на каждый урок информативный материал (для насыщенности урока), способствующий развитию критического мышления и использовать разнообразные формы работы (индивидуальная, парная и групповая) и правильно использовать методы критического мышления на уроках. Вот мне и пришла в голову мысль, совместить РКМ с элиментами «Песочной терапии». Строя картины из песка, проектируя прошлое, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, опыт поколений, познаются законы окружающего мира , кроме этоговзаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее усваивает новую тему. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении (слабоуспевающие).
Песочная терапия решает следующие задачи:
*развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
*Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
*развитие общей и тонкой моторики.
Игры на песке - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!
Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого , на уроках, я подбираю задание, соответствующее возможностям ребенка; формулирую инструкцию; исключаю негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход. В ходе работы с песком, происходит “Оживление” абстрактных исторических личностей, государств, событий и пр. Это позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями того или иного исторического времени. Осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли батыра, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Также , мы можем путешествовать и по нашей истории: создавать селения древних племен из кошмы, дерева и камня, строить оборонительные крепости, защищаясь от врагов, воссоздавать быт кочевых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать государства. Мы восхищаемся диорамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это не что иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все САМ построить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, нет секрета в том, что профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий.
До прохождения Кембриджских курсов мои знания о технологии критического мышления были невелики. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению, изучая иинтернет-ресурсы, я стараюсь максимально использовать всю полученную информацию при планировании моих уроков. Раньше мне приходилось видеть скучающие лица отдельных учеников на уроках, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. А сейчас могу с уверенностью сказать, используя новые подходы в обучении, с подобными проблемами, я стала сталкиваешься меньше, надеюсь со временем и вообще избавлюсь.
Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от его собственных, размышлять о своих чувствах и мыслях и оценивать их и т.п. Этому можно и нужно учить в школе, в том числе и на уроках истории. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрение его инициативы и самостоятельности. Учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации, критическое ее осмысление и оценку. Поэтому мне приходится изучать и использовать на своих уроках технологию развития критического мышления, которая и позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным.
Заключение Надеюсь, вы поняли, что песок дает мне еще один способ развития ребенка, его мышления , как познавательного так и личностного, т.к взаимодействие с песком действует успокаивающее на нервную систему, активизирует внимание, развивает мелкую моторику, фантазию и т.д. Возможности – безграничны.
И в завершение хочется всем, нам , учителям ,пожелать
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали, и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.