kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ  ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»

 

 

 

Построю замок из песка,

И нарисую в памяти картину,

Кораблик белый и река,

И в уголочке паутину...

 

 

 

Актуальность нашей, педагогической  работы, обусловлена становлением новой системы образования в Казахстане, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, можно сделать вывод: наши дети не такие, какими были их сверстники раньше. Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с учениками даже не столь далекого прошлого. У нас рынок, информационный бум. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

        Принципиально, отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

ü  В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

ü  Какие условия для этого необходимы?

ü  Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при         этом  определенные коммуникативные умения,

ü  возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

И сразу возникает несколько вопросов:

·         Как учить детей без принуждения?

·         Как помочь им раскрыть свои возможности?

·         Как сделать предмет интересным для всех?

·         Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления. Изучая, и внедряя в свою работу приемы, способствующие развитию критического мышления на уроках истории, меня заинтересовала, и я решила попробовать связать методы развития КМ с  «Песочной терапией», с некоторыми приемами которой я познакомилась при прохождении  3-х уровневых курсов. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Мои наблюдения  и небольшой опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Именно это меня и заинтересовало, как учителя .

 

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

 

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

 

Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть?

Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на речном берегу играть с песком и водой.

Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды.

И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?

Да, давненько это было…  Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного. ИКТ конечно, позволяет вспомнить картины из детства, создать эмоциональный фон на занятиях, но не может заменить естественную  активность ребёнка на уроке. Именно поэтому можно использовать песок, развивающие и обучающие занятия. Внедряя методы критического мышления, я осознавала, что должна подбирать на каждый урок информативный материал (для насыщенности урока), способствующий развитию критического мышления и использовать разнообразные формы работы (индивидуальная, парная и групповая) и правильно использовать методы критического мышления на уроках. Вот мне и пришла в голову мысль, совместить РКМ с элиментами «Песочной терапии». Строя картины из песка, проектируя прошлое, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, опыт поколений, познаются законы окружающего мира , кроме этоговзаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее усваивает новую тему. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект,  нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно  для детей с проблемами в обучении (слабоуспевающие).

Песочная терапия решает следующие задачи:

*развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

*Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;

*развитие общей и тонкой моторики.

Игры на песке - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

           Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого , на уроках, я  подбираю задание, соответствующее возможностям ребенка; формулирую инструкцию; исключаю негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход. В ходе работы с песком, происходит “Оживление” абстрактных исторических личностей, государств, событий и пр. Это позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями того или иного исторического времени. Осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли батыра, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Также , мы можем путешествовать и по нашей истории: создавать селения древних племен из кошмы, дерева и камня, строить оборонительные крепости, защищаясь от врагов, воссоздавать быт кочевых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать государства. Мы восхищаемся диорамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это не что иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все САМ построить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, нет секрета в том, что профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий.

 

 

До прохождения Кембриджских курсов мои знания о технологии критического мышления были невелики. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению, изучая  иинтернет-ресурсы, я стараюсь максимально использовать всю полученную информацию при планировании моих уроков. Раньше мне приходилось видеть скучающие лица отдельных учеников на уроках, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. А сейчас могу с уверенностью сказать, используя новые подходы в обучении, с подобными проблемами, я стала сталкиваешься меньше, надеюсь со временем и вообще избавлюсь.
       Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от его собственных, размышлять о своих чувствах и мыслях и оценивать их и т.п. Этому можно и нужно учить в школе, в том числе и на уроках истории. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрение его инициативы и самостоятельности. Учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации, критическое ее осмысление и оценку. Поэтому мне приходится изучать и использовать на своих уроках технологию развития критического мышления, которая и позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным.

Заключение Надеюсь, вы поняли, что песок дает мне еще один способ развития ребенка, его мышления , как познавательного так и личностного, т.к взаимодействие с песком действует успокаивающее на нервную систему, активизирует внимание, развивает мелкую моторику, фантазию и т.д. Возможности – безграничны.

И в завершение хочется всем, нам , учителям ,пожелать

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали, и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» »

Район им. Г.Мусрепова

Новосельская средняя школа

Матюшко Ксения Дмитриевна

Учитель истории

[email protected]


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»




Построю замок из песка,

И нарисую в памяти картину,

Кораблик белый и река,

И в уголочке паутину...




Актуальность нашей, педагогической работы, обусловлена становлением новой системы образования в Казахстане, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, можно сделать вывод: наши дети не такие, какими были их сверстники раньше. Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с учениками даже не столь далекого прошлого. У нас рынок, информационный бум. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Принципиально, отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

  • В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

  • Какие условия для этого необходимы?

  • Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,

  • возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

И сразу возникает несколько вопросов:

  • Как учить детей без принуждения?

  • Как помочь им раскрыть свои возможности?

  • Как сделать предмет интересным для всех?

  • Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления. Изучая, и внедряя в свою работу приемы, способствующие развитию критического мышления на уроках истории, меня заинтересовала, и я решила попробовать связать методы развития КМ с «Песочной терапией», с некоторыми приемами которой я познакомилась при прохождении 3-х уровневых курсов. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Мои наблюдения и небольшой опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Именно это меня и заинтересовало, как учителя .

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка



Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть?

Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на речном берегу играть с песком и водой.

Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды.

И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?

Да, давненько это было… Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного. ИКТ конечно, позволяет вспомнить картины из детства, создать эмоциональный фон на занятиях, но не может заменить естественную активность ребёнка на уроке. Именно поэтому можно использовать песок, развивающие и обучающие занятия. Внедряя методы критического мышления, я осознавала, что должна подбирать на каждый урок информативный материал (для насыщенности урока), способствующий развитию критического мышления и использовать разнообразные формы работы (индивидуальная, парная и групповая) и правильно использовать методы критического мышления на уроках. Вот мне и пришла в голову мысль, совместить РКМ с элиментами «Песочной терапии». Строя картины из песка, проектируя прошлое, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, опыт поколений, познаются законы окружающего мира , кроме этоговзаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее усваивает новую тему. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении (слабоуспевающие).

Песочная терапия решает следующие задачи:

*развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

*Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;

*развитие общей и тонкой моторики.

Игры на песке - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого , на уроках, я подбираю задание, соответствующее возможностям ребенка; формулирую инструкцию; исключаю негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход. В ходе работы с песком, происходит “Оживление” абстрактных исторических личностей, государств, событий и пр. Это позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями того или иного исторического времени. Осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли батыра, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Также , мы можем путешествовать и по нашей истории: создавать селения древних племен из кошмы, дерева и камня, строить оборонительные крепости, защищаясь от врагов, воссоздавать быт кочевых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать государства. Мы восхищаемся диорамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это не что иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все САМ построить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, нет секрета в том, что профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий.



До прохождения Кембриджских курсов мои знания о технологии критического мышления были невелики. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению, изучая иинтернет-ресурсы, я стараюсь максимально использовать всю полученную информацию при планировании моих уроков. Раньше мне приходилось видеть скучающие лица отдельных учеников на уроках, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. А сейчас могу с уверенностью сказать, используя новые подходы в обучении, с подобными проблемами, я стала сталкиваешься меньше, надеюсь со временем и вообще избавлюсь.
 Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от его собственных, размышлять о своих чувствах и мыслях и оценивать их и т.п. Этому можно и нужно учить в школе, в том числе и на уроках истории. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрение его инициативы и самостоятельности. Учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации, критическое ее осмысление и оценку. Поэтому мне приходится изучать и использовать на своих уроках технологию развития критического мышления, которая и позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным.

Заключение Надеюсь, вы поняли, что песок дает мне еще один способ развития ребенка, его мышления , как познавательного так и личностного, т.к взаимодействие с песком действует успокаивающее на нервную систему, активизирует внимание, развивает мелкую моторику, фантазию и т.д. Возможности – безграничны.

И в завершение хочется всем, нам , учителям ,пожелать

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали, и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матюшко Ксения Дмитриевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства