Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка; о роли русского языка в современном мире; об отражении в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов, понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 2 | |
| Самостоятельная работа № 1 Сообщение по теме: «Русский язык в современном мире». | 2 | |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили языка 24 |
Тема 1.1. Язык и речь. | Виды речевой деятельности, речевая ситуация и её компоненты, основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 4 | |
| Самостоятельная работа № 2. Написать рецензию на статью Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь?» | 4 | |
Тема 1.2. Функциональные стили языка | |
| Функциональные стили речи и их особенности (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили речи); текст как произведение речи (признаки, структуру текста, тему, основную мысль текста, средства и виды связи предложений в тексте). Функциональные стили речи и их особенности. | 4 | |
| Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 4 | |
| Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 4 | |
| Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | 2 | |
| Практические занятия Лингвостилистический анализ текста. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | | |
| Самостоятельная работа Подобрать примеры публицистического стиля на экологическую тему. Самостоятельная работа Написать резюме. | 4 | |
Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ 24 |
Тема 2.1. Лексика | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 4 | |
| Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). | 4 | |
| Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 2 | |
| Практические занятия Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2 | |
| Самостоятельная работа №5. Подготовить сообщение на тему: «Толковые словари и их создатели». | 2 | |
| Самостоятельная работа №6. Подготовить сообщение на тему: «Типы омонимов». | 2 | |
Тема 3. ФРАЗЕОЛОГИЯ | | |
| Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. | 4 | |
| Практические занятия Лексико-фразеологический разбор. | 2 | |
| Самостоятельная работа №7. Найти в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «крылатые фразы» и объяснить их значение. Самостоятельная работа № 8. . | 2 | |
Раздел 4. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ 30 |
Тема 3.1 Фонетика | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. | 4 | |
| Практические занятия Фонетический разбор слова. | 4 | |
| Самостоятельная работа №8. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 4 | |
Тема 3.2 Графика, орфография | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ъ. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 6 | |
| Правописание приставок на -З/С-. Правописание И-Ы после приставок. | 4 | |
| Самостоятельная работа №11. Провести исследование на тему: «Наиболее распрастраненные орфографические ошибки». | 6 | |
Раздел 5. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ | 28 | |
Тема 4.1. Морфемика, словообразование | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. | 4 | |
| Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. | 4 | |
| Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему: «Словообразование: как делаются слова». | 4 | |
Тема 4.2. Орфография | Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 4 | |
| Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. | 6 | |
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ | 30 | |
| Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | |
| Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | |
| Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | |
| Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 2 | |
| Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | 2 | |
| Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 2 | |
| Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий | 2 | 1 |
| Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 2 | |
| Практические занятия Основные выразительные средства морфологии. Морфологический разбор имени существительного. Морфологический разбор имени прилагательного. Морфологический разбор наречия. Морфологический разбор имени числительного. Морфологический разбор местоимения. Морфологический разбор причастия. Морфологический разбор деепричастия. | 4 | |
| Самостоятельная работа Подготовить презентацию на тему: «Ещё одна часть речи? (Категория состояния) Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи». Самостоятельная работа Подготовить презентацию на тему: «Слова, не относящиеся к частям речи». Самостоятельная работа Подготовить реферат на тему: 1.«Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.» 2. «Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.» | 10 | |
Раздел 6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 28 |
Тема 6. 1 Предлоги | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение,вследствие и др.) от слов-омонимов. | 4 | |
Самостоятельная работа. Сделать карточки «Использование производных предлогов в речи». | 4 | |
Тема 6. 2 Союзы | Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 4 | |
Тема 6.3. Частицы, междометия | Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 6 | |
| Самостоятельная работа № 17. Написать сообщение на тему: «Использование междометий в разговорной речи». | 4 | |
| Практические занятия Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 4 | |
Раздел 7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 34 |
Тема 7.1 Словосочетание | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 2 | |
Тема 7.2 Простое предложение. Виды осложнения. | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 2 | |
| Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи | 4 | |
Тема 7.3 Осложненное простое предложение | Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 2 | |
| Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 2 | |
| Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 2 | |
| Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. | 2 | |
| Способы передачи чужой речи. Оформление диалога. | 2 | |
| Самостоятельная работа №18. Сделать тематические карточки с использованием предложений с обособленными определениями и приложениями. Самостоятельная работа № 19. Подготовить сообщение на тему: «Авторская пунктуация». | 6 | |
| Практические занятия Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания при диалоге. | 4 | |
Тема 7.4 Сложное предложение. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | |
| Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 | |
| Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | 2 | |
| Самостоятельная работа № 20. Подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации». | 4 | |
| Практические занятия Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | |