Методическая разработка рабочей программы по предмету "Русский язык"
Методическая разработка рабочей программы по предмету "Русский язык"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень), с учетом Примерной программы общеобразовательного учебного предмета «Русский язык» профиль обучения:естественно - научный. (базовый уровень),
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка рабочей программы по предмету "Русский язык"»
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИМОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.01 Русский язык
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Форма обучения: очная
Партизанск – 2022
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень), с учетом Примерной программы общеобразовательного учебного предмета «Русский язык» профиль обучения:естественно - научный.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом, который изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурной межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствованиеспособности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков
освоение знанийо русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; норме речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениямиопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры; орфографической и пунктуационной грамотности.
Для реализации цели определены следующие задачи:
- закрепление знаний и развитие умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов;
- закрепление и расширение знаний студентов о тексте, совершенствование навыков конструирования текстов;
- представление общих сведений о языке;
- развитие речи и мышления студентов на межпредметной основе.
Освоение содержания учебного предмета «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие темы);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждения; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение);
соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдать нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
коммуникативные целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
предметных:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимать места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуации речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка. уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
иметь предусмотренный образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выражением собственных суждений о прочитанном – в устной и письменной формах;
владеть орфографической, пунктуационной речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
писать отзыв о научно-популярной статье;
составлять реферат по нескольким источникам, выступая с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать/понимать:
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
участвовать в диспуте, дискуссии.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы (всего)
207
в том числе:
Объем учебной нагрузки (всего)
138
в том числе:
теоретические занятия
98
практические занятия
лабораторные занятия
40
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
69
в том числе:
выполнение индивидуального проекта
-
выполнение рефератов, подготовка сообщений, решение задач и т.д.
-
Консультации
-
Промежуточная аттестация в форме экзамена
-
2.2 Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоятельная работа студентов
1
2
3
4
5
102
Введение
2
Язык и речь. Функциональные стили речи.
24
8
Лексика и фразеология
24
10
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
30
10
Морфемика, словообразование, орфография.
28
8
Морфология и орфография.
30
10
Служебные части речи.
28
8
Синтаксис и пунктуация.
34
14
Резерв учебного времени.
6
-
Итого:
207
69
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка; о роли русского языка в современном мире; об отражении в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов, понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2
Самостоятельная работа № 1 Сообщение по теме: «Русский язык в современном мире».
2
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили языка 24
Тема 1.1. Язык и речь.
Виды речевой деятельности, речевая ситуация и её компоненты, основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
4
Самостоятельная работа № 2. Написать рецензию на статью Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь?»
4
Тема 1.2. Функциональные стили языка
Функциональные стили речи и их особенности (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили речи); текст как произведение речи (признаки, структуру текста, тему, основную мысль текста, средства и виды связи предложений в тексте). Функциональные стили речи и их особенности.
4
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
4
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
4
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
2
Практические занятия
Лингвостилистический анализ текста.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).
Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Самостоятельная работа Подобрать примеры публицистического стиля на экологическую тему.
Самостоятельная работа Написать резюме.
4
Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ 24
Тема 2.1. Лексика
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
4
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
4
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
2
Практические занятия
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
2
Самостоятельная работа №5. Подготовить сообщение на тему: «Толковые словари и их создатели».
2
Самостоятельная работа №6. Подготовить сообщение на тему: «Типы омонимов».
2
Тема 3. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
4
Практические занятия
Лексико-фразеологический разбор.
2
Самостоятельная работа №7. Найти в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «крылатые фразы» и объяснить их значение.
Самостоятельная работа № 8. .
2
Раздел 4. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ 30
Тема 3.1 Фонетика
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.
4
Практические занятия
Фонетический разбор слова.
4
Самостоятельная работа №8. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
4
Тема 3.2 Графика, орфография
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ъ. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
6
Правописание приставок на -З/С-. Правописание И-Ы после приставок.
4
Самостоятельная работа №11. Провести исследование на тему: «Наиболее распрастраненные орфографические ошибки».
6
Раздел 5. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
28
Тема 4.1. Морфемика, словообразование
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.
4
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии.
4
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему: «Словообразование: как делаются слова».
4
Тема 4.2. Орфография
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
4
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
6
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
30
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Употребление форм имен существительных в речи.
2
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи.
2
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
2
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
2
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
2
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
2
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий
2
1
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
2
Практические занятия
Основные выразительные средства морфологии. Морфологический разбор имени существительного. Морфологический разбор имени прилагательного. Морфологический разбор наречия.
Морфологический разбор имени числительного. Морфологический разбор местоимения.
Морфологический разбор причастия.
Морфологический разбор деепричастия.
4
Самостоятельная работа Подготовить презентацию на тему: «Ещё одна часть речи? (Категория состояния) Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи».
Самостоятельная работа Подготовить презентацию на тему: «Слова, не относящиеся к частям речи».
Самостоятельная работа Подготовить реферат на тему: 1.«Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.»
2. «Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.»
10
Раздел 6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 28
Тема 6. 1 Предлоги
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение,вследствие и др.) от слов-омонимов.
4
Самостоятельная работа. Сделать карточки «Использование производных предлогов в речи».
4
Тема 6. 2 Союзы
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
4
Тема 6.3. Частицы, междометия
Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
6
Самостоятельная работа № 17. Написать сообщение на тему: «Использование междометий в разговорной речи».
4
Практические занятия
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
4
Раздел 7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 34
Тема 7.1 Словосочетание
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
2
Тема 7.2 Простое предложение. Виды осложнения.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
2
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи
4
Тема 7.3 Осложненное простое предложение
Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
2
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
2
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
2
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
2
Способы передачи чужой речи. Оформление диалога.
2
Самостоятельная работа №18. Сделать тематические карточки с использованием предложений с обособленными определениями и приложениями.
Самостоятельная работа № 19. Подготовить сообщение на тему: «Авторская пунктуация».
6
Практические занятия
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при цитатах.
Знаки препинания при диалоге.
4
Тема 7.4
Сложное предложение.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
2
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
2
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
2
Самостоятельная работа № 20. Подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».
4
Практические занятия
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличия учебного кабинета русского языка и культуры речи.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- компьютер
- проектор
- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Власенков А.И. Русский язык 10-11 кл. / А.И. Власенков. - М.: Просвещение, 1999. – 314с.
Греков В.Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: Просвещение, 2002.- 286с.
Солганик Г. Я. «Стилистика русского языка и культура речи». М.: 2008.- 256с.
Гольцова Н. В. ,Шамшин И. В., Мищерина М. А. «Русский язык 10-11 классы». М.: Русское слово. 2009.-430с.
Дополнительная литература:
Ожегов С.И. «Словарь русского языка».- М.; 2007.-1198с.
Борунова С. Н., Воронцова В. Л. Орфографический словарь русского языка.- М., Издательство «Русский язык», 1997.- 684с.
Локшина С. М., Корицкий Б. Ф. Словарь иностранных слов.- М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей 1954. - 853с.
Тихонов А. Н. Морфемно – орфографический словарь – М.: Астрель, 2004.- 928с.
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Орфоэпический словарь. – М.: Рус. яз., 1984.- 810с.
Жуков А. В. Лексико- фразеологический словарь русского языка.- М., ООО «Издательство Астрель», 2003.- 603с.
Словарь грамматических трудностей русского языка. Розенталь Д. Э., М.А.Теленкова М. А.- Москва. 1987.- 989с.
Хлебинская Г. Ф. «Русский язык в 10-11 классах». М.: «Оникс 21 век», «Мир образования». 2003.- 285с.
Академический словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1985.-342с.
Словарь трудностей русского языка для школьников. Ушакова С. А.:- Москва. 2007.-983с.
Бушуева М.М. «Русский язык. Орфография».- М.:-1994.-667с.
Сборник упражнений по русскому языку. М.:- «Просвещение». 1991.- 203с.
Даль В. И. «Толковый словарь русского языка». М:. ЭКСМО. 2007. - 736с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Оценка устных ответов;
Оценка контрольных работ по тематике разделов;
Наблюдение за подготовкой индивидуальных заданий;
Оценка выполнения индивидуальных заданий;
Оценка тестирования.
Орфографический диктант. Пунктуационный анализ предложения, орфографический диктант, контрольный диктант, участие в дискуссии, анализ текста. Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование. Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья). Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Разные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический). Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Рецензирование. Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.
Уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидности языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной ( на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы.
Наблюдение за подготовкой презентаций и (или) рефератов;
Оценка готовых презентаций и (или) рефератов и умения их защитить;
Оценка умений работать с картами, первоисточниками, историческими документами.
Устные сообщения обучающего (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения)
Выборочный диктант с языковым разбором, языковой анализ текста.
Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Лингвистический анализ текста.
Различать виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное.
Работа со словарями:
Творческие работы обучающегося ( статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).
Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование, фронтальный опрос. Доклад обучающегося (учитывается ораторское искусство).
Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения
Фонетический разбор слова, морфемный разбор слова, орфоэпический анализ слова.
Русского литературного языка; соблюдать в практике и на письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)