Просмотр содержимого документа
«Лексика. Слово и его значение»
р
Учебный модуль по курсу «Русский язык» (2 класс)
Тема: Лексика. Слово и его значение
Количество часов:7
Структура
модуля
Кол-во часов
Форма и содержание уроков
Кол-во минут
Вводная часть
1урок
Знакомство со структурой учебного модуля
Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.
Вводная лекция учителя ( с использованием информационных технологий, наглядных пособий)
Домашнее задание.
5
10
27
2
Диалогическая часть
2-3 урок
Определение целей и задач.
Теоритическое изучение материала «Лексическое значение слова», «Многозначные слова»
Обучающая игра.
Домашнее задание.
5
10
70
5
4 урок
Определение целей и задач.
Закрепление материала «Прямое и переносное значение слова»
Индивидуально-групповая работа на основе разноуровневых заданий.
Домашнее задание.
5
10
25
5
5-6 урок
Определение целей и задач урока.
Закрепление материала по теме «Синонимы и их роль в речи», «Антонимы и их роль в речи»
Урок взаимобучения.
Домашнее задание.
5
10
70
5
Итоговая часть
7 урок
Определение целей и задач урока.
Тестирование.
Взаимопроверка.
5
30
10
Учащиеся должны знать:
что такое лексическое значение слова;
какие значения бывают у слов;
прямое и переносное значение слов;
какие слова называются синонимами, антонимами;
каки еслова называются однозначными и многозначными.
Учащиеся должны уметь:
раскрывать лексическое значение слов;
определять прямое и переносное и переносное значение слова;
подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи, пользоваться словарями;
распознавать многозначность слов.
Урок 1
Тема:Слово и его значение.
Ход урока: 1. Организацигнный момент.
2. Знакомство с содержанием и структурой модуля.
3. Определение целей и задач.
4. Лекция (краткое содержание темы)
Во вводной части учащиеся знакомятся с основными понятиями, стандартом по теме.
Вводная лекция учителя.
Наблюдение по схеме «А»
Работа со схемой «А»
-заполните схемы-опры «А»
1 ученик озвучивает.
Работа со схемой «В»
Слова многозначные
Работа со схемой «С»
Антонимы. Синонимы.
2.Работа с листом взаимоконтроля.
Закрепление по новой теме. Учитель подробно рассказывает как работать с листом контроля. Дети самостоятельно отвечают на вопросы в нем.
3.Самопроверка с использованием образцов-ответов.
4. Д. З.: с 127-144 просмотреть
Урок 2-3
Тема:Лексическое значение слова. Многозначные слова.
Ход урока:
Организационный момент.
Обращение к струкуре модуля определение целей и задач.
Озвучивание учащимися опрной схемы у доски.
Обучающая игра «Снежный ком».
1.Первые 10 минут занятия используются для вступительного слова. На этом этапе учитель определяет цель занятия, а также знакомит учащихся с правилами игры.
2.Затем учащиеся рассаживаются за свои игровые столы, причем задания дают возможность детям применять полученные знания.
На подготовку задания отводится 10-15 минут.
3.По истечении подготовительного времени учитель обьявляет начало первого тура.
4.Учащиеся по своим маршрутным картам занимают места за определенными игровыми столами и делятся друг с другом информацией. На каждый тур отводится 12 минут. Учитель переходя от стола к столу контролирует выступления детей, поправляя их по мере необходимости. По завершению первого тура учитель напоминает участникам игры о необходимости отмечать в своих маршрутных картах номера лучших выступающих.
По окончании игры учитель с двумя тремя учениками, выполнявшими функции помощников, собирают маршрутные карты с номерами лучших выступающих. Затем по оценочной таблице ( на доске) определяются первые три призовых места
Урок 4
Тема: Прямое и переносное значение слова.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Определение целей и задач.
Разноуровневая работа.
На данном уроке ученики имеют право выбора заданий в зависимости от уровня подготовки. На столах перед каждым учеником лежат листы с вопросами всех трех уровней
Оценки будут выставляться выбранному уровню.
Ученикам дается время выбрать для себя соответствующий уровень.
Учащиеся, выбравшие вопросы 1-вого уровня садятся отдельно.
Затем учащиеся, получив 5-7 минут на подготовку, приступают к выполнению своих заданий.
По истечении времени ученики приступают к ответам на первые вопросы выбранных уровней. Те кто выбрал задания 2-3 уровня отвечают друг другу. Получив от учителя образцы ответов, сопоставляют ответы оноклассников и учитывая их соответствие, выставляют друг другу оценки по пятибальной шкале. Для этого у них есть листы, куда выставляются оценки. Учитель находится в постоянном движении, помогая ученикам приподготовке, следя за обьективностью выставляемых оценок. Учащимся, избравшим вопросы 1 уровня учитель выставляет сам.
Далее по такой же схеме ученики готовятся, отвечают, оценивают друг друга по следующим вопросам своих уровней.
По окончанию работы, в завершении урока, ребята, работавшие по 2и 3 уровню, на основе оценок за каждый вопрос выводят одну общую оценку своему однокласснику и передают ее учителю. Учеников, работавших над заданиями 1 уровня учитель оценивает сам.
Д. З:с 134-136
Урок 5-6
Тема: Синонимы и их роль в речи. Антонимы и их роль в речи. Урок взаимообучения.
Ход урока:
Организационный момент.
Определение целей и задач.
Игра «Счастливый случай»
Ход игры:
Класс делится на две команды, каждая команда имеет своего капитана и название.
1 гейм. «Разминка»
Командам задают по 10 вопросов, на обсуждение которых дается 5 минут. Отвечает представитель комады, а команда соперников контролирует правильность ответов по образцу. Выигрывает та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов.
2 гейм. «Заморочки из бочки»
Участники команды достают из бочонка шарики с номерами. Ведущий читает на каждый номер загадку или вопрос. После обсуждения капитаны команд дают ответы.
3 гейм. «Темная лошадка»
Побеждает та команда, которая быстрее ответит на вопрос ведущего. Если ответ готов, команда поднимает сигнальный флажок или руку.
4 гейм. «Ты- мне, я- тебе»
Команды задают вопрос друг другу(домашнее задание)
5 гейм. Гонка за лидером.
Отвечают на вопросы все участники. Выигрывает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.
1 гейм. «Разминка»
Команда «А»
1.Что такое лексическое значение слова?
2.Что называют словом?
3. Сколько значений имеет слово?
4.Какие слова называют однозначными?
5.Какие слова называют многозначными?
6.Какое значение у слова называется прямым?
7. Какое значение называют переносным?
8.Какие слова называют антонимами?
9. Какие слова называют синонимами?
10.Какие слова делают нашу речь образной и выразительной?
Команда «Б»
1.Что имеет каждое слово?
2. Какие значения имеют слова?
3.Как называются слова, близкие по значению?
4. Как называют слова, противоположные по значению?
5. Слова в каком значении делают описание ярким, образным, выразительным?
6.Какие слова помогают избежать повторов в тексте?
7.Какие слова служат для точности в речи?
8.Что такое прямое значение слова?
9. Что такое переносное значение слова?
10.Что такое многозначные слова?
2 гейм «Заморочки из бочки»
Найди в пословицах слова с противоположным значением.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
Хороша коса длинная, а речь короткая.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Чужой земли мы не хотим, а своей не отдадим.
Тяжело в учебе, легко в бою.
2.Золотое кольцо и золотые руки. В каком словосочетании слово золотой употреблено в переносном значении. Объясни.