kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Слово и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Слово и его значение.

Цели: 1)воспитывать ценностное отношение детей к слову, закрепить представление о слове как двусторонней языковой единице; ;

2) формировать представление учащихся о понятийном (обобщающем) значении слова; 3) расширять словарный запас учащихся словами разных тематических групп.

4) прививать интерес к новым знакомствам значения слов, навыки работы с толковым словарем.

Аннотация : Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может про­ходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной  школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса  младших школьников.

Предметом исследования являются  методические приемы активизации деятельности учащихся  при изучении лексики.

Проблематизация:

-Что  может обозначать слово ?

-На какие группы делятся слова?

-Для чего нужны слова?

-Зачем нужны вежливые слова?

-Что означает «синонимы» ,«антонимы» «омонимы»?

-Какие слова называются «однозначными»и «многозначными»?

-Почему слова называются  однокоренными?

Реализация проекта:

-Определение темы (краткая характеристика)

- Для чего нам  нужны  те или иные слова?

  -Примеры.

 -Пословицы и поговорки.

  -Инсценировки .

   -Рисунки .

Презентация работ по группам:

1 группа – многозначные слова.

 «Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

        Это потому, что я владею

         Русским всеохватным  языком». 

                                                          (С. П.Данилов

2 группа –однокоренные слова.

Корень есть у дерева,
Есть и у цветов.
И конечно корень
Есть у разных слов.
Сыпят СОЛь в СОЛонку.
СОЛят огурцы.
Любят все СОЛенья
РасСОЛы лишь отцы.

 

3 группа-Вежливые слова

  • Встретив зайку, ёж-сосед
    Говорит ему: «…»    (Привет!)
  • А его сосед ушастый
    Отвечает: «Ёжик, …»  (Здравствуй!)

 

 4группа –синонимы, антонимы, омонимы

  • – синонимы , антонимы, омонимы
  • Это слова близкие по значению;
  • отвечают на один и тот же вопрос;
  • различаются оттенками значений;
  • помогают разнообразить нашу речь;
  • позволяют убрать повторы;
  • помогают объяснить значение слов

 

Рефлексия:

 Нельзя кое-как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки.

Каждое дело «просит» проверки.

-Какие цели вы ставили готовясь к этому уроку?

-Достигли ли вы своих целей?

-Что вам больше всего  понравилось?

-Какие задания дались трудно, а какие легко?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

Итоговая рефлексия:

-Я научился …

- Мне было интересно…

-Трудно было …

-Я думаю , если…

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Слово и его значение" »

Слово и его значение  Антонимы Омонимы  Слова  Слова Слова Слова Слова Слова Слова однокоренные    Синонимы   Вежливые слова  Подготовила : Данашева Амани Халидовна  учитель начальных классв  МБОУ «Мекенская СОШ»

Слово и

его значение

Антонимы Омонимы

Слова

Слова

Слова

Слова

Слова

Слова

Слова однокоренные

Синонимы

Вежливые слова

Подготовила : Данашева Амани Халидовна

учитель начальных классв

МБОУ «Мекенская СОШ»

  •   Всему название дано:
  • и зверю, и предмету.
  • Вещей вокруг
  • полным-полно,
  • А безымянных нету. 
цели

цели

  • 1)воспитывать ценностное отношение детей к слову, закрепить представление о слове как двусторонней языковой единице; ;
  • 2) формировать представление учащихся о понятийном (обобщающем) значении слова; 3) расширять словарный запас учащихся словами разных тематических групп.
  • 4) прививать интерес к новым знакомствам значения слов, навыки работы с толковым словарем.
аннотация

аннотация

  • Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может про­ходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной  школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
  • Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса  младших школьников.
  • Предметом исследования являются  методические приемы активизации деятельности учащихся  при изучении лексики.
проблематизация

проблематизация

  • Что может обозначать слово ?
  • На какие группы делятся слова?
  • Для чего нужны слова?
  • Зачем нужны вежливые слова?
  • Что означает «синонимы» ,«антонимы» «омонимы»?
  • Какие слова называются «однозначными»и «многозначными»?
  • Почему слова называются однокоренными?
Поискво-исслеовательский этап   1 группа – многозначные слова. 2 группа –однокоренные слова. 3 группа – синонимы , антонимы,  омонимы

Поискво-исслеовательский этап

  • 1 группа – многозначные слова.
  • 2 группа –однокоренные слова.
  • 3 группа – синонимы , антонимы,

омонимы

  • 4группа –вежливые слова .
Реализация проекта

Реализация проекта

  • Определение темы (краткая характеристика)
  • Для чего нам нужны те или иные слова?
  • Примеры.
  • Пословицы и поговорки.
  • Инсценировки .
  • Рисунки .
1 группа – «Однозначные и многозначные слова»

1 группа – «Однозначные и многозначные слова»

  • «Я ко всем наукам ключ имею.
  • Я со всей вселенною знаком.
  • Это потому, что я владею
  • Русским всеохватным языком ».
  • (С. П.Данилов)
Вот ключ скрипичный мы нашли, а этот бъёт из-под земли, а это просто ключ дверной, его мы повернём в замке с тобой! В небе яркая звезда И на сцене звезда Я по берегу прошелся и на звезду опять наткнулся.

Вот ключ скрипичный мы нашли, а этот бъёт из-под земли, а это просто ключ дверной, его мы повернём в замке с тобой!

В небе яркая звезда И на сцене звезда Я по берегу прошелся и на звезду опять наткнулся.

2 группа однокоренные слова. Корень есть у дерева,  Есть и у цветов.  И конечно корень  Есть у разных слов.  Сыпят СОЛь в СОЛонку.  СОЛят огурцы.  Любят все СОЛенья  РасСОЛы лишь отцы. . Общая часть родственных слов называется корнем , а родственные слова - однокоренными

2 группа однокоренные слова.

  • Корень есть у дерева, Есть и у цветов. И конечно корень Есть у разных слов. Сыпят СОЛь в СОЛонку. СОЛят огурцы. Любят все СОЛенья РасСОЛы лишь отцы.

.

Общая часть родственных слов называется корнем , а родственные слова - однокоренными

Лист , лист ок , лист ик, лист очек.

Лист , лист ок , лист ик, лист очек.

  • Как-то много  лет  назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло –  Стало много новых слов. Вот из сад а Вам рас сад а, Вот ещё посадки рядом, А вот сад овод. С ним сад овник идёт. Очень интересно Гулять в сад у словесном
Отгадать загадки и подобрать к отгадкам однокоренные слова

Отгадать загадки и подобрать к отгадкам однокоренные слова

  • Кто рыбачит на реке С тонкой удочкой в руке?
  • Рыб ак- рыб олов, рыб а, рыб ный(суп)
  • Кто хлопочет с поварёшкой, Варит вкусный суп с картошкой?
  • По вар , по вар енок, по вар ешка, от вар , за вар ка.
  • Выберите лишнее слово
  • Гусь, гусыня, гусеница, гусиная (лапа)
  • Летчик, летит, летний , лётная (школа)
  • Соль, солнце, соленый
3 группа-вежливые слова Спасибо Благодарю Пожалуйста! Доброго пути Добро пожаловать Вам помочь Поздравляем Прошу прошенья Извини С добрым утром Добрый день Добрый вече Спокойной ночи Сладких снов

3 группа-вежливые слова

Спасибо

Благодарю

Пожалуйста!

Доброго пути

Добро пожаловать

Вам помочь

Поздравляем

Прошу прошенья

Извини

С добрым утром

Добрый день

Добрый вече

Спокойной ночи

Сладких снов

  • Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!)
  • А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
  • Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!)
  • Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Спасибо с улыбкой сказать так несложно,  Но нет его в мире порою дороже!. На закате мотылёк  Залетел на огонек.  Мы, конечно, рады встрече.  Скажем гостю: «…» ( Добрый вечер!) Бегемот и Слон, поверь,  Не пролезут вместе в дверь.  Тот, кто вежливей, сейчас  Скажет: «Только…»  ( после вас!)

Спасибо с улыбкой сказать так несложно, Но нет его в мире порою дороже!.

На закате мотылёк Залетел на огонек. Мы, конечно, рады встрече. Скажем гостю: «…»

( Добрый вечер!)

Бегемот и Слон, поверь, Не пролезут вместе в дверь. Тот, кто вежливей, сейчас Скажет: «Только…»

( после вас!)

4 группа Синонимы   Это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы; помогают объяснить значение слов  Зима  Снежная,холодная  Метёт,воет,морозит  Настоящая королева  Сказка.        

4 группа Синонимы

  • Это слова близкие по значению;
  • отвечают на один и тот же вопрос;
  • различаются оттенками значений;
  • помогают разнообразить нашу речь;
  • позволяют убрать повторы;
  • помогают объяснить значение слов
  • Зима
  • Снежная,холодная
  • Метёт,воет,морозит
  • Настоящая королева
  • Сказка.

       

Слова , которые произносятся по- разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами Родина , Отчизна , Отечество  Смелый , храбрый, отважный

Слова , которые произносятся по- разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами

Родина , Отчизна , Отечество Смелый , храбрый, отважный

  •   Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.
  • Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.
  • ________ __________ __________
  • ________ __________ __________
  • ________ __________ __________
Выберите из ряда слов по  три  слова- синонима  и подчеркните их.

Выберите из ряда слов по  три  слова- синонима  и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
  • 3 Найдите «лишнее» слово в каждом   синонимическом ряду, зачеркни его.
  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый,  решительный, смелый
  • Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
  •     Пользуйтесь словами для справок.
  •             Стояло жаркое  лето . Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
  • Слова для справок знойные, палящее, жгучими .
антонимы маленький Большой

антонимы

маленький

Большой

Анти – «против»

Анти –

«против»

Добрый – злой Трусливый – смелый Тяжелый -легкий Чёрный – белый Чистить – пачкать  День – ночь  Все сюда! – ступайте прочь!   Антонимы подчеркивают различие, усиливают его .

Добрый – злой Трусливый – смелый

Тяжелый -легкий Чёрный – белый

Чистить – пачкать День – ночь Все сюда! – ступайте прочь!

Антонимы подчеркивают различие, усиливают его .

А Н тонимы меняют смысл предложений и текстов.

А Н тонимы меняют смысл предложений и текстов.

  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Знай больше, а говори меньше.
  • Думай медленно , работай быстро.
  • Счастливый скачет, бесчестный плачет Покой пьёт воду, а беспокойство — мёд. Мир строит ,а война разрушает.
  • Ласточка день начинает , а соловей кончает.
  • Не дорого начало , похвален конец.
Труд – безделье Смех – рыданья…  Здравствуйте… и до свиданья!

Труд – безделье Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья!

Омонимы

Омонимы

  • Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка». - А у меня дома овсянка. - Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.
  • - Люблю я овсянку! - И я люблю! - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная! Особенно зимой да с молоком! - Как это вкусная? Как с молоком? - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку!  - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?  - Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела. - Каша песни пела?! - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать!
Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,запиши их рядом .   Омонимы –звучат одинаково, но имеют разное значение Суслик выскочил из норки И спросил у чёрной норки: - Где вы были? - У лисички! - Что вы  ели там? - Лисички!              ____________   ,   ____________ Шуточные вопросы.   Каким ключом нельзя отвернуть гайку?  ______________   Какую соль не кладут в суп?   _________________   Какой кистью   не  красят  стену? ___________________

Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,запиши их рядом .

Омонимы –звучат одинаково, но имеют разное значение

  • Суслик выскочил из норки
  • И спросил у чёрной норки:
  • - Где вы были?
  • - У лисички!
  • - Что вы  ели там?
  • - Лисички!              ____________   ,   ____________
  • Шуточные вопросы.
  •   Каким ключом нельзя отвернуть гайку?  ______________
  •   Какую соль не кладут в суп?   _________________

  Какой кистью   не  красят  стену? ___________________

Коса, язык звезда,месяц,ключ… Может хоть потоп устроить,  Хоть в стакан воды налить,  Стоэтажный дом построить,  И состав остановить. (кран) Есть она у  чемодана
  • Коса, язык звезда,месяц,ключ…
  • Может хоть потоп устроить, Хоть в стакан воды налить, Стоэтажный дом построить, И состав остановить.
  • (кран)
  • Есть она у  чемодана И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой.
  • (ручка)
Кто с него снимает кожу,  Будет в три ручья реветь,  Без него стрела не сможет  До мишени долететь. (лук) Летом зеленел на грядке,  Наземь осенью упал,   Есть и в книжке, и в тетрадке,  Даже музыку писал. (лист) Без нее машину сложно  От машины отличить,  И ее, вдобавок, можно,  От конверта отмочить. (марка)
  • Кто с него снимает кожу, Будет в три ручья реветь, Без него стрела не сможет До мишени долететь.
  • (лук)
  • Летом зеленел на грядке, Наземь осенью упал,  Есть и в книжке, и в тетрадке, Даже музыку писал.
  • (лист)
  • Без нее машину сложно От машины отличить, И ее, вдобавок, можно, От конверта отмочить.
  • (марка)
Рефлексия Нельзя кое-как, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки. Каждое дело «просит» проверки.

Рефлексия

  • Нельзя кое-как, положась на удачу,
  • Усвоить тему, решить задачу,
  • Правильно сшить костюм без примерки.
  • Каждое дело «просит» проверки.

  • Какие цели вы ставили готовясь к этому уроку?
  • Достигли ли вы своих целей?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Какие задания дались трудно, а какие легко?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке?
Сегодня на уроке Я научился …  Мне было интересно… Трудно было … Я думаю , если… Вместе мы всё преодолеем  Молодцы !  Спасибо всем!

Сегодня на уроке

  • Я научился …
  • Мне было интересно…
  • Трудно было …
  • Я думаю , если…

Вместе мы всё преодолеем

Молодцы !

Спасибо всем!

Спасибо всем

Спасибо всем


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Проект "Слово и его значение"

Автор: Данашева Амани Халидовна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 124024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-проект по русскому языку "Слово о словах" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-proiekt-po-russkomu-iazyku-slovo-o-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "147159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419335208"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема: Части слова. Суффикс и его роль в слове. "
    ["seo_title"] => string(47) "tiema-chasti-slova-suffiks-i-iegho-rol-v-slovie"
    ["file_id"] => string(6) "158930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421832580"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "211195"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431579176"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "презентация по теме "Лексика" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-po-tiemie-lieksika-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100390"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402379282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства