Цели: 1)воспитывать ценностное отношение детей к слову, закрепить представление о слове как двусторонней языковой единице; ;
2) формировать представление учащихся о понятийном (обобщающем) значении слова; 3) расширять словарный запас учащихся словами разных тематических групп.
4) прививать интерес к новым знакомствам значения слов, навыки работы с толковым словарем.
Аннотация : Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса младших школьников.
Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.
Проблематизация:
-Что может обозначать слово ?
-На какие группы делятся слова?
-Для чего нужны слова?
-Зачем нужны вежливые слова?
-Что означает «синонимы» ,«антонимы» «омонимы»?
-Какие слова называются «однозначными»и «многозначными»?
-Почему слова называются однокоренными?
Реализация проекта:
-Определение темы (краткая характеристика)
- Для чего нам нужны те или иные слова?
-Примеры.
-Пословицы и поговорки.
-Инсценировки .
-Рисунки .
Презентация работ по группам:
1 группа – многозначные слова.
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
(С. П.Данилов
2 группа –однокоренные слова.
Корень есть у дерева,
Есть и у цветов.
И конечно корень
Есть у разных слов.
Сыпят СОЛь в СОЛонку.
СОЛят огурцы.
Любят все СОЛенья
РасСОЛы лишь отцы.
3 группа-Вежливые слова
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
4группа –синонимы, антонимы, омонимы
– синонимы , антонимы, омонимы
Это слова близкие по значению;
отвечают на один и тот же вопрос;
различаются оттенками значений;
помогают разнообразить нашу речь;
позволяют убрать повторы;
помогают объяснить значение слов
Рефлексия:
Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки.
Каждое дело «просит» проверки.
-Какие цели вы ставили готовясь к этому уроку?
-Достигли ли вы своих целей?
-Что вам больше всего понравилось?
-Какие задания дались трудно, а какие легко?
-Довольны ли вы своей работой на уроке?
Итоговая рефлексия:
-Я научился …
- Мне было интересно…
-Трудно было …
-Я думаю , если…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Слово и его значение" »
Слово и
его значение
Антонимы Омонимы
Слова
Слова
Слова
Слова
Слова
Слова
Словаоднокоренные
Синонимы
Вежливые слова
Подготовила : Данашева Амани Халидовна
учитель начальных классв
МБОУ «Мекенская СОШ»
Всему название дано:
и зверю, и предмету.
Вещей вокруг
полным-полно,
А безымянных нету.
цели
1)воспитывать ценностное отношение детей к слову, закрепить представление о слове как двусторонней языковой единице; ;
2) формировать представление учащихся о понятийном (обобщающем) значении слова; 3) расширять словарный запас учащихся словами разных тематических групп.
4) прививать интерес к новым знакомствам значения слов, навыки работы с толковым словарем.
аннотация
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса младших школьников.
Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.
проблематизация
Что может обозначать слово ?
На какие группы делятся слова?
Для чего нужны слова?
Зачем нужны вежливые слова?
Что означает «синонимы» ,«антонимы» «омонимы»?
Какие слова называются «однозначными»и «многозначными»?
Почему слова называются однокоренными?
Поискво-исслеовательский этап
1 группа – многозначные слова.
2 группа –однокоренные слова.
3 группа – синонимы , антонимы,
омонимы
4группа –вежливые слова .
Реализация проекта
Определение темы (краткая характеристика)
Для чего нам нужны те или иные слова?
Примеры.
Пословицы и поговорки.
Инсценировки .
Рисунки .
1 группа – «Однозначные и многозначные слова»
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком ».
(С. П.Данилов)
Вот ключ скрипичный мы нашли, а этот бъёт из-под земли, а это просто ключ дверной, его мы повернём в замке с тобой!
В небе яркая звезда И на сцене звезда Я по берегу прошелся и на звезду опять наткнулся.
2 группаоднокоренные слова.
Корень есть у дерева, Есть и у цветов. И конечно корень Есть у разных слов. Сыпят СОЛь в СОЛонку. СОЛят огурцы. Любят все СОЛенья РасСОЛы лишь отцы.
.
Общая часть родственных слов называется корнем , а родственные слова - однокоренными
Лист,листок,листик,листочек.
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сад а Вам рас сад а, Вот ещё посадки рядом, А вот сад овод. С ним сад овник идёт. Очень интересно Гулять в сад у словесном
Отгадать загадки и подобрать к отгадкам однокоренные слова
Кто рыбачит на реке С тонкой удочкой в руке?
Рыб ак- рыб олов, рыб а, рыб ный(суп)
Кто хлопочет с поварёшкой, Варит вкусный суп с картошкой?
По вар , по вар енок, по вар ешка, от вар , за вар ка.
Выберите лишнее слово
Гусь, гусыня, гусеница, гусиная (лапа)
Летчик, летит, летний , лётная (школа)
Соль, солнце, соленый
3 группа-вежливые слова
Спасибо
Благодарю
Пожалуйста!
Доброго пути
Добро пожаловать
Вам помочь
Поздравляем
Прошу прошенья
Извини
С добрым утром
Добрый день
Добрый вече
Спокойной ночи
Сладких снов
Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Спасибо с улыбкой сказать так несложно,Но нет его в мире порою дороже!.
На закате мотылёкЗалетел на огонек.Мы, конечно, рады встрече.Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
Бегемот и Слон, поверь,Не пролезут вместе в дверь.Тот, кто вежливей, сейчасСкажет: «Только…»
(после вас!)
4 группа Синонимы
Это слова близкие по значению;
отвечают на один и тот же вопрос;
различаются оттенками значений;
помогают разнообразить нашу речь;
позволяют убрать повторы;
помогают объяснить значение слов
Зима
Снежная,холодная
Метёт,воет,морозит
Настоящая королева
Сказка.
Слова , которые произносятся по- разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами
Родина , Отчизна , ОтечествоСмелый , храбрый, отважный
Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.
Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Пользуйтесь словами для справок.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
антонимы
маленький
Большой
Анти –
«против»
Добрый – злой Трусливый – смелый
Тяжелый -легкий Чёрный – белый
Чистить – пачкать День – ночь Все сюда! – ступайте прочь!
Антонимы подчеркивают различие, усиливают его .
А Н тонимы меняют смысл предложений и текстов.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Знай больше, а говори меньше.
Думай медленно , работай быстро.
Счастливый скачет, бесчестный плачет Покой пьёт воду, а беспокойство — мёд. Мир строит ,а война разрушает.
Ласточка день начинает , а соловей кончает.
Не дорого начало , похвален конец.
Труд – безделье Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья!
Омонимы
Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка». - А у меня дома овсянка. - Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.
- Люблю я овсянку! - И я люблю! - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная! Особенно зимой да с молоком! - Как это вкусная? Как с молоком? - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку! - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела. - Каша песни пела?! - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать!
Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,запиши их рядом .
Омонимы –звучат одинаково, но имеют разное значение
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички! ____________ , ____________
Шуточные вопросы.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________
Какую соль не кладут в суп? _________________
Какой кистью не красят стену?___________________
Коса, язык звезда,месяц,ключ…
Может хоть потоп устроить, Хоть в стакан воды налить, Стоэтажный дом построить, И состав остановить.
(кран)
Есть она у чемодана И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой.
(ручка)
Кто с него снимает кожу, Будет в три ручья реветь, Без него стрела не сможет До мишени долететь.
(лук)
Летом зеленел на грядке, Наземь осенью упал, Есть и в книжке, и в тетрадке, Даже музыку писал.
(лист)
Без нее машину сложно От машины отличить, И ее, вдобавок, можно, От конверта отмочить.