kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексическое богатство русского языка. Урок в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок можно проводить по учебнику русского языка любого автора на этапе повторения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексическое богатство русского языка. Урок в 5 классе.»

















Открытый урок по русскому языку

«Лексическое богатство русского языка»

























Тема урока: «Лексическое богатство русского языка».

Цели:

-образовательные: формировать умение подбирать синонимы, антонимы, омонимы; находить прямое и переносное значение слов; совершенствовать умение работы со словарями разных типов;

-развивающие: развивать творческое мышление, активность обучающихся;

-воспитательные: прививать любовь к слову; воспитывать бережное отношение к родному языку.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

  1. На доске записан эпиграф: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен »( А.И. Куприн) Слайд 2.

Ребята, как вы понимаете слова эпиграфа? Чему же мы будем учиться на уроке?

Запишите слова эпиграфа в виде предложения с прямой речью двумя способами.

2. Прежде чем говорить о богатстве русского языка, выполним терминологический диктант. По лексическому значению определите термин и запишите его.

1)      Словарный состав языка (лексика).

2)      Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка (лексикология).

3)      Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

4)      Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

5)      Скрытое сравнение (метафорf).

6)      Слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (омофоны).

7)      Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

8)      Слова, которые одинаково пишутся, но звучат по-разному и имеют разное лексическое значение (омографы).

9)      Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы).

10. Перенесение свойств и действий человека на предметы и явления природы (олицетворение)

11. Запас слов и выражений человека ( лексикон)

Один ученик выполняет задание за доской, позже проверяем.



- А что делает наш родной язык певучим, выразительным, ловким и вместительным? ( Ответы детей)

Различные средства языковой выразительности, которые делают речь яркой, точной, а образы – насыщенными.

3.Распределите в три столбика тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения) Слайд 3.

Свинцовые тучи, железные нервы, золотая листва, тяжелые мысли, задрожали звезды, костер рябины красной, горит восток, льются крики, ветер воет, зима злится, улыбнулись сонные березки.

- А что ещё делает наш язык богатым, могучим и выразительным?

4. Поиграем в игру «Четвертый лишний» Слайд 4.

а) тьма – свет, узкий – широкий, мелкий – глубина, богатство – нищета;

б) мимолетный, непродолжительный, ненастный, краткий;

в) верста, заяц, груша, звезда;

г) ключ, изморозь, лук, котик

5. - Ребята, какова роль синонимов в тексте и почему очень важно внимательно подбирать слово в предложение из синонимического ряда?

( Синонимы используются для передачи оттенков мысли, для того чтобы речь сделать точной и выразительной, избежать повторов).

Замените выделенное слово синонимом, чтобы сделать предложение выразительнее и эмоциональнее. Слайд 5

Иван-царевич посмотрел на чудище и засмеялся.

Болельщики долго радовались по поводу победы нашей сборной.

Сегодняшние новости нас удивили.

В свой день рождения мама выглядела хорошо.

На ладошке мальчугана лежало маленькое зернышко.

6. Слово учителя. Синонимы – наши большие друзья и помощники. Поэтому надо почаще обращаться к словарю для пополнения своего словарного запаса. Запишем предложение в тетрадь и объясним постановку знаков препинания.

Синонимы – наши большие друзья и помощники.

7. - А могут ли синонимы стать антонимами? Проведем эксперимент. Подберите синонимы к слову ХОЛОДНЫЙ.

Холодный ( воздух) –прохладный – свежий

Холодный ( человек) – равнодушный – черствый

А что можем сказать о словах «свежий» и «черствый» ( хлеб)? Как такое возможно? Слайд 6

  1. Запишите рядом со словом синоним, состоящий из стольких же букв.

Слайд 7

Лес

Горе

Стужа

Хотеть

Потемки

Почтение

Разрешить

Искрящийся



  1. Прежде чем перейти к следующему языковому явлению, посмотрим сценку.



- А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю овсянку! – добавил Сашка

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она желтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

- Какое явление русского языка иллюстрирует эта сценка? ( омонимия)

- Как называются выделенные слова? Слайд 8

Несет меня ЛИСА в дремучие ЛЕСА.

У двери висят книжные ПОЛКИ. ПОЛКИ пошли в наступление.

ЯЛЕЧУ людей. Завтра я ЛЕЧУ в Париж.

  1. На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по картине Куинджи «Березовая роща». Обратимся к картине.

Ученик рассказывает о Куинджи. Слайд 9.

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Куинджи по-турецки — «золотых дел мастер». Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.

С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски и красил забор. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника.

Слово учителя.

«Берёзовая роща» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Слайд 10, 11

Картина «Берёзовая роща» была впервые показана в 1879 году. И художники, и зрители, посетившие выставку, отметили необычность картины, которой впоследствии было суждено стать одной из самых известных картин Куинджи. Картина написана художником в стиле романтического пейзажа. Как и в других картинах Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения. Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса. Картина разделена на две части протекающим по центру ручьём.

Сегодня мы постараемся написать сочинение-миниатюру по картине, используя различные средства языковой выразительности, синонимы.

Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю, словарю синонимов, словарю эпитетов.



На переднем плане художник изобразил … стволы берез с … бугорками коры. Стволы деревьев выглядят …, … .Слева они освещены…солнцем и сами как будто … , справа… . …. свет заливает поляну. … зелень … травы кажется …. Ряска болотца выглядит…. .

На картине «Березовая роща» Куинджи создал… образ…природы. Полотно поражает …., …., создает …. настроение.

Чтение вариантов сочинения-миниатюры. Делаем вывод.

  1. Рефлексия.

-Что вы узнали нового на уроке?

- Что вызвало затруднения?

-Что показалось неожиданным?



Слово учителя.

В 17-томном Словаре современного русского литературного языка содержится 20 480 слов, в Словаре произведений Пушкина – 22 тысячи, лексикон взрослого человека, имеющего высшее образование, состоит из 12 тысяч слов, а ваш (ученика 5 класса) – 3600. Желаю вам заниматься языком, развивать свой речь, улучшать лексикон, и тогда вы достигнете успехов.

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине Куинджи «Березовая роща»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексическое богатство русского языка. Урок в 5 классе.

Автор: Сычева Оксана Анатольевна

Дата: 25.12.2022

Номер свидетельства: 621515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "КТП Русский язык 3 класс "
    ["seo_title"] => string(25) "ktp-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "151021"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420623824"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Обобщающий урок no теме «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ» "
    ["seo_title"] => string(61) "obobshchaiushchii-urok-no-tiemie-frazieologichieskiie-oboroty"
    ["file_id"] => string(6) "157232"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421573781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства