Цели урока:
Предметные: распознавать фразеологизмы в тексте; заменять указанные свободные сочетания слов фразеологизмами; подбирать толкование к указанным фразеологизмам; употреблять их в речи
Метапредметные: адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения.
Личностные: осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; осознание отражения во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.
Наглядность: «Фразеологический словарь русского языка»; иллюстрации, рисунки; материал для лабораторной работы (каждому ученику); портреты А.С. Пушкина и И.А. Крылова.
Ход урока:
1 Организация класса.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку …
(дети хором…»пять2)
2 Слово учителя
- Сегодня мы продолжаем изучение фразеологических оборотов. Давайте вспомним определение.
(… )
- На прошлом уроке мы говорили об отличиях фразеологизмов от свободных словосочетаний. Вспомним их.
(В свободном словосочетании любое слово можно заменить другим, а во фразеологизме нельзя; в свободном словосочетании слова сохраняют самостоятельный смысл, а во фразеологизме — теряют; лексическое значение имеет фразеологизм в целом; словосочетания создаются в речи, не требуют запоминания; фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания.)
- Вспомним примеры свободных словосочетаний и фразеологизмов.
(Повесить белье — повесить нос, золотой браслет — золотые руки, волчий хвост — волчий аппетит.)
- Сегодня на уроке мы должны углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка. Для этого проведем лабораторную работу, на которой исследуем синонимию и антонимию фразеологизмов. Обратим внимание на произношение некоторых устойчивых словосочетаний. Будем учиться находить и использовать их в речи, чтобы сделать ее более образной и красочной.
3. Работа по теме урока
- Обратимся к словам русского критика В.Г. Белинского: «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его самобытное, самородное богатство».
- Как вы смысл высказывания?
(высказывания уч-ся)
- Помогать нам будут словари (их вы видите на стенде): прежде всего «Фразеологический словарь русского языка» (сост. Н.Ф. Татьянченко), «Словарь русского языка» (С.И. Ожегов), сборник «Крылатые слова» (Н.С. Ашукин и М.Г. Ашукина).
- Значения русских фразеологизмов не всегда понятны иностранцам. Один художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось.
- Назовите эти устойчивые сочетания, запишите их, подчеркните безударные гласные в корне, подберите (устно) проверочные слова, объясните значения.
(Рисунки - на доске; один ученик записывает фразеологизмы на доске, остальные - в тетрадях.)
Заметать следы (скрывать истину)
Писать как курица лапой (неаккуратно, неразборчиво)
Ходить по струнке (дрожать перед кем-либо)
Крокодиловы слезы (притворная, лицемерная жалость)
- Устойчивые сочетания известны не только в русском языке. Предлагаем вам прочитать шуточные поговорки некоторых народов и решить исходя из общего значения, какой фразеологизм соответствует им в русском языке.
Когда луна превратится в зеленый сыр (англ.).
Когда хвост верблюда коснется земли (кирг.).
Когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабкается (болг.).
Когда собаки залают хвостами (нем.).
Когда камень зацветет (лезгинск.).
- Записать на доске русский фразеологизм Когда рак на горе свистнет, подсчитать безударные гласные и непроизносимые согласные, объяснить значение (никогда).
- Как видите, героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.
На ухо наступил (медведь);
покупать ... в мешке (кот);
смотрит как ... на новые ворота (баран);
биться как ... об лед (рыба) — тщетно, безрезультатно прилагать усилия;
4. Физминутка
5. Лабораторная работа (работа в парах)
Цель: ознакомиться с особенностями произношения некоторых устойчивых оборотов, научиться подбирать синонимы и антонимы к ним, определять тропы.
- А теперь переходим к лабораторной работе
(у каждого учащегося карточки с заданиями)
Орфоэпическая минутка
- Обращайте внимание на ударение:
Гроша ломаного не стоит.
Пока суд да дело.
Семи пядей во лбу.
Губа не дура.
- Как называется явление, представленное в следующем предложении? (Синонимия.)
Стали искать проводника, а его и след простыл; его поминай как звали; он сквозь землю провалился.
- Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой
(ССП с союзом а).
- Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака, запишите, подсчитайте безударные гласные в глаголах.
Приводить в ярость — действовать на нервы —доводить до белого каления — выводить из равновесия.
- Как называются слова с противоположными значениями?
(антонимы )
- Антонимы встречаются и среди фразеологизмов.
- Подбери антонимичную пару:
кот наплакал;
слова не вытянешь;
хоть глаз выколи
хоть иголки собирай;
куры не клюют;
рта не закрывают.
- В образной основе многих фразеологизмов лежат художественные приемы, или тропы, о которых мы не раз говорили на уроках литературы. Вспомните, что такое
литота;
гипербола;
сравнение.
- Выпишите из предложенных фразеологизмов те, в которых встречаются эти тропы (по вариантам): 1-й — с гиперболой; 2-й — с литотой; 3-й — со сравнением.
Лететь стрелой (сравн.);
грош цена в базарный день (литота);
вырос до неба (гиперб.);
капля в море (литота);
как за каменной стеной (сравн.);
нет живого места (гиперб.);
как кошка с собакой (сравн.);
от горшка два вершка (литота).
- Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова, например, А.С. Пушкина и И.А. Крылова. - Подпишите под их фамилиями фразеологизмы, которые стали известны благодаря таланту писателей, объясните значения (у каждого учащегося карточки)
А.С. Пушкин. И.А Крылов
Остаться у разбитого корыта А воз и ныне там
Спору нет Так поди же попляши
Белены объелась А ларчик просто открывался
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Ты вспоминай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
«Ты слово должен нужное найти,
А не его троюродного брата».
- Почему здесь ставятся кавычки? Объясните эти слова. Согласны ли вы с их автором?
- Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет):
Глеб у доски повесил ... (нос),
Краснеет до корней ... (волос),
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь ... (землю провалиться).
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши ... с утра? (бил)
- Найдите фразеологизмы в шуточном стихотворении П.Хмары, подчеркните их и объясните значение.
ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ЭЛЕГИЯ
Я был в зачарованном мире,
В далеких волшебных краях.
Он плавает в сказочном море
На трех легендарных китах.
Там песнь лебединая льется,
Там гадкий утенок живет,
Там ищут заблудшие овцы
Баранов у новых ворот.
Там водится синяя птица,
Свистит по-разбойному рак,
Там лают на девять псов-рыцарей
Нерезаных десять собак.
Верблюд там в ушко от иголки
Пролезть почитает за труд,
И в шкурах овечьих там волки
Козлов отпущенья дерут.
Там льют крокодиловы слезы,
Там раки зимуют у них.
Веселым создателям прозы
Растят там телят золотых.
Премудрый пескарь там ютится,
Сверкает жар-птица огнем,
И кляча истории мчится
В упряжке с троянским конем...
Как любим зверей этих все мы!
Но брел я, печален и зол:
Где наши собаки на сене?
Где наш буриданов осел?
Неужто совсем невозможно
Нам выдумать наших зверей?
Поэт! Современник! Художник!
Зажгись!
Вдохновись!
Озверей!
Пускай же немедля взлетает
Фантазии красный петух!
И пусть нам слонов не хватает,
Мы будем их делать из мух!
(П.Хмара)
- Итак, сегодня мы расширили имевшиеся знания о фразеологизмах русского языка, показали богатство устойчивых сочетаний, учились самостоятельно определять значения и правильно употреблять в речи.
6.Проверка выполнения лабораторной работы самооценка деятельности
7. Запишите домашнее задание (по выбору)
Запишите как можно больше фразеологизмов со словом голова, составьте с одним из них сложное предложение.
Составьте сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм.
Напишите стихотворение или историю, используя несколько фразеологизмов.
8. Рефлексия
- Продолжите фразу: «В конце урока я знаю …»
«В конце урока я умею…»
- С какими трудностями встретились на уроке?
- Как вы их преодолевали?