Начало урока 2 мин | Приветствие с говорением и психологический настрой на урок. Учащиеся хором: Небо ясное над нами Твердь земная под ногами. Мир дороги открывает, Солнце свет нам посылает. Я хочу учиться, Я хочу работать. Я хочу, учась, работать Я хочу, работая, учиться. Деление на две группы | Дети вместе, хором прговаривают приветствие Ученики делятся на группы | |
Фронтальный опрос 5минут Групповая работа Составление кластера 10 минут Словарная работа 10 минут Осложненное списывание 10 минут Синтаксический разбор предложения Итог урока Работа по таблице 7 минут Комментирование оценок Домашнее задание | -Ребята, Мы изучаем грамматику, котрая включает два раздела: морфологиюи синтаксис. 1. что изучает морфология? 2. на какие группы делятся части речи? 3. на какие вопросы отвечает имя существительное? 4. что обозначет имя существительное? 5. какие морфологические признаки имеет? Имя существительное 1 группе дается задание, выписать выделенное слово с удвоенной согласной поставьте в И.п. определите род. Шоссе, сверкая, вьется Вдаль лентой голубой. Я плаваю в бассейне Я в классе всех сильней На трассу мы выходим Веселою гурьбой. Люблю игать я в теннис, Зимой люблю хоккей Гуляем по аллее, В траве растет нарцисс. Пойдем мы на прогулку В зеленый наш массив. 2 группе дается задание определить падеж имени существительного в словосочетаниях. Украшали елку (В.п.), покрыто узором (Т.п.), прыгала по веткам (Д.п.), писал о Пушкине (П.п.), посинеть от мороза (Р.п.), пришла весна (И.п.) По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Подберите у именам нарицательным имена собственные Косонавт – Тохтар Аубакиров, писатель – Александр Сергеевич Пушкин, композитор – Петр Чайковский, город – Астана, газета – Аманкелды арайы, село - Рассвет Раздам ученикам предложения Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Даю возможность сделать вывод Общее грамматическое значение | Предмет: кто?что? | Морфологические признаки | Пост.,собств./нариц., одуш./неодуш., род, склонение. Непост: число, падеж. | Синтаксическая роль | Подлежащее, дополнение, обстоятельство | Написать сочинение об Астане, используя собственные имена существительные | Ответы учеников: Морфология – раздел грамматики, в котором слова изучаются как сати речи Самостоятельные, служебные Кто?что? Предмет Род, склонение, число, падеж неодушевленные одушевленные собственные Имя существительное падеж род число склонение нарицательные Составляют кластер, повторяют сведения об имени существительном Ребята выполняют задание, сообща, в группе. Выступающий защищает работу своей группы Шоссе – ср.р., трасса – ж.р., аллея – ж.р., нарцисс – м.р., бассейн – м.р., класс- м.р., теннис- м.р., хоккей – м.р., массив – м.р. Ученики подбирают к нарицательным собственные имена существительные Ученики разбирают предложения, делают вывод Вывод: в предложениях имя существительное бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством Дети работают по таблице | Фломастеры, флипчарт Карточки с заданием Нарицательные имена существительные Таблица |