Цели деятельности педагога: создать условия для выделения различия и сходства разных видов транспорта; научить определять транспорт электрический и работающий на бензине (керосине), грузовой и легковой.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся выделять различия и сходства разных видов транспорта; определять транспорт электрический и работающий на бензине (керосине), грузовой и легковой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Транспорт"»
Тема урока: КТО РАБОТАЕТ НА ТРАНСПОРТЕ
(Урок открытия нового знания)
Цели деятельности педагога: создать условия для выделения различия и сходства разных видов транспорта; научить определять транспорт электрический и работающий на бензине (керосине), грузовой и легковой.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся выделять различия и сходства разных видов транспорта; определять транспорт электрический и работающий на бензине (керосине), грузовой и легковой.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: осуществление учебных действий – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – познакомиться со старинными и современными видами транспорта; формировать представление о назначение транспорта, выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный); - познакомиться с профессиями, связанными с транспортом; отличать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности (работа в малых группах);
взаимодействие – строить понятные высказывания.
Личностные:смыслообразование – осознавать значение учебной деятельности; проявлять навыки сотрудничества в практической деятельности, уметь не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций; нравственно-этическая ориентация – проявлять уважительное отношение к истории родного народа; осознавать ответственность человека за общее благополучие; проявлять готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Оборудование: фотографии, рисунки и загадки про транспорт; схема «Виды транспорта», конверты с заданиями для учащихся по группам, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Мотивация к учебной деятельности.
Вы любите путешествовать?
Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие.
Слайд № 1
Отгадайте загадку:
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала,
Глядите, побежала
Телега без коня! (Машина.)
-А как другими словами можно назвать машину? ( Транспортное средство)
-Кто управляет машиной? (Водитель)
-О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы будем сегодня говорить о машинах и их водителях, о транспорте и о тех, кто работает на транспорте)
Слайд № 2
- Правильно. Тема нашего урока «Транспорт. Кто работает на транспорте»
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
Речевая разминка
Спрашивай - отвечай
Я люблю ездить на …, а ты?
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
- Итак, вы готовы отправиться в путешествие?
- Тогда в путь!
Слайд № 3
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».
Зачем человеку нужен транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на небольшие расстояния.
-Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…?
Слайд № 4
Первые транспортные средства появились в XII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. (Чем отличаются друг от друга телега и сани?)
(Дети сравнивают изображения этих предметов.)
Затем появились кареты.
Карета – это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.
А с помощью кого передвигался этот транспорт?
Отгадайте загадку:
Не землепашец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
– Почему в этой загадке лошадь называют первым на селе работником?(На селе на лошади пахали землю, перевозили грузы, ездили на ней.)
Слайд № 5
Одним из первых видов общественного транспорта была конка.
Конка – это небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.
Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы.
В середине XIX века появился первый велосипед.
– Чем привлекателен этот вид транспорта? (Мы не только едем, но и занимаемся спортом, дышим свежим воздухом.)
А в конце XIX века появились первые автомобили.
Всё это было хорошо, но люди ещё с древних времен мечтали летать…
Слайд № 6
В XVIII веке был совершён полет на воздушном шаре. Затем в небо поднялся дирижабль, которым мог управлять человек, и, наконец, самолёт.
Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год –
Появился самолет!
Вот так ребята с каждым годом, веком совершенствовался транспорт.
Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
(1—2 — стойка на носках, руки вверх,
ладони образуют «купол ракеты»;
3—4 — основная стойка.)
Первичное осмысление и закрепление (работа в группах)
Слайд № 7 (рисунок из учебника с.76)
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения: по земле, по воде, в воздухе, под землей)
«Кто здесь лишний?» Дидактическая игра
Знакомство с простейшей классификацией транспорта: учащиеся получают карточки с различными видами транспорта, их задача найти лишнее.
-Ребята, возьмите со своих столов конверты с заданием № 1.Каждый из вас хотя бы раз играл в игру «Кто здесь лишний». В конверте лежат несколько картинок, одна из них явно лишняя. Найдите её и объясните, почему она лишняя. Наклейте на лист бумаги изображения транспорта одного вида и выберете из предложенных вам вариантов название вида этого транспорта.
(Выполняется работа в группах)
1-я команда: - Нам достались четыре картинки: автобус, автомобиль, поезд и катер. Среди них картинка с катером лишняя, потому что катер передвигается по воде, а все остальное по земле. Это наземный транспорт.
2-я команда: - Нам достались картинки с лодкой, катером, пароходом и вертолетом. Мы считаем, лишний среди них вертолет, потому что он летает по воздуху, а все остальное плавает по воде. Это водный транспорт.
3-я команда: - У нас в конверте лежали четыре картинки с самолетом, вертолетом, дельтапланом и автомобилем. Автомобиль здесь лишний, т.к. он ездит по земле, а самолет, вертолет и дельтаплан летают по воздуху. Это воздушный транспорт.
Параллельно с ответами детей открываются виды транспорта на доске
Вывод: Транспорт бывает:
Какой ещё вид транспорта мы не назвали? Ответить на этот вопрос Вам поможет загадка:
Слайд № 8
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
Что мы отнесём к подземному транспорту?( Метро.)
-Замечательно, а теперь немного отдохнем и разомнемся
Физкультминутка
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух.
Паровоз пыхтит,
- Тороплюсь! – гудит. –
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплю – у – усь!
- Ну, вот, немного отдохнули и можно двигаться вперед.
Нас уже ждет новое задание «Соображай-ка».
Все названные транспортные средства служат одной цели. Какой? (перевозке)
- Что же они перевозят? (грузы, людей)
- Таким образом, в зависимости оттого, что перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы.
(Определение функций транспорта: команды учащихся выполняют задания учителя, определяя функции транспорта.)
- Внимание, сейчас на экране будут появляться картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что объединяет эти картинки.
Слайд –№ 9: (автобус, поезд, теплоход, самолёт)
- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей.
- Хорошо, а как же называют людей, передвигающихся на этих транспортных средствах?
- Все эти виды транспортных средств перевозят грузы.
- Значит какой это транспорт?
- Грузовой.
-Очень хорошо, а сейчас небольшая загадка:
(Знакомство с автомобилями специального назначения)
Слайд № 11
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, —
Набери скорей ноль-три...
И приедет...(Скорая помощь)
Какие еще автомобили специального назначения вы знаете?
- Скорая помощь, пожарная машина, милиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, и другие.
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
(На доске получается следующая схема)
-Итак, давайте подведем небольшой итог.
Для чего же сегодня нам служат машины?
- Чтобы перевозить грузы, пассажиров и помогать людям в разных трудных ситуациях.
- Ни одна машина не может передвигаться без помощи человека.
Учитель проводит игру «Кто управляет этим видом транспорта?».
–Назовите профессии людей, которые управляют определённым видом транспорта:
(слайды – № 12-13)
автобус – водитель автобуса;
ракета - космонавт;
корабль – капитан;
поезд – машинист;
самолёт – лётчик;
трактор – тракторист;
подъемный кран – крановщик;
трамвай – вагоновожатый.
Ребята, возьмите на своих столах конверты с заданием № 2, в этих конвертах вас ожидает очередное задание.
( Дублируется на интерактивной доске)
Слайд № 14
Игра «Заправь бензобак».
– А сейчас вы будете работниками заправочной станции. «Заправьте» машины необходимым топливом. На листе справа и слева изображены различные виды транспорта: автобус, поезд, велосипед, автомобиль, троллейбус и другие; в центре – АЗС и опора линии электропередачи.
Нужно нарисовать дорожки от транспорта к этим станциям, в зависимости от того, передвигается ли он с помощью электричества или с помощью топлива.
Выполнение задания. Коллективная проверка.
К какому транспорту вы не провели ни одной дорожки? Почему?
(К велосипеду. Ему не нужно топливо, он приводится в движение силой нажатия на педали. Телегу везёт лошадь, ей топливо тоже не нужно)
ВЫВОД: Какой транспорт можно назвать экологически чистым?(Велосипед и лошадь с телегой.)
Итог урока.
–На какие виды делится весь транспорт? (Наземный, водный, воздушный и подземный.)
-Каким видом транспорта вы пользуетесь в нашем городе?
Когда-то основным транспортным средством людям служили повозки, запряжённые лошадьми. Сейчас автомобили стали для людей неотъемлемой частью жизни. Люди, конечно, выигрывают от такой замены. А природа?
- Как же быть?
Рефлексия
-Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, и теперь я прошу вас оценить урок и нашу с вами работу на уроке.