Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Какой бывает транспорт?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Обучающие - познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначение транспорта, учить высказывать свое мнение, учить обобщать, анализировать.
Развивающие - развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления,совершенствовать устную речь учащихся.
Воспитательные – воспитывать любознательность,интерес к работе.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать транспортные средства; рассказывать об истории транспорта,используя информацию из дополнительных источников; запомнят номера телефонов экстренных служб.
Оборудование: презентация видов транспорта (транспорт прошлого и настоящего), карточки с названиями видов транспорта, картинки для проверки.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
II. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте стихотворение( отрывок из сказки К.Чуковского «Тараканище»):
Ехали медведи на велосипеде.
Аза ними кот задом наперед.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
- Что использовали звери для передвижения?
-Предположите о чем будем говорить на уроке?(Какой бывает транспорт?)
Слайд1(Тема урока: «Какой бывает транспорт?»
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
-Как вы думаете,что означает слово «транспорт»?(Транспорт –это средства передвижения предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другой.)
-Оказывается слово «транспорт» не русское. А откуда оно пришло?
Сообщение ученика: Слово «транспорт» ввел в русский язык царь Петр I.Когда он составлял в 1720 году Морской устав(правила для военных моряков),то назвал транспортами корабли. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным– давно взяли его из латинского. Оно означало «переносить», «перемещать». Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считал чужим. Правда значение его изменилось. Транспортами мы называем не только корабли.но и другую технику.
III Работа по теме урока.
1.Предлагаю поработать в группах. Повторим правила работы в группах.(Уважай своего товарища.Умей каждого выслушать.Не согласен – предлагай.)
-У вас на столах картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы, для этого на конвертах есть основания для разбиения.
1группа делит виды транспорта в зависимости от места передвижения.
2группа делит виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет транспорт.
3 группа делит транспорт в зависимости от владельца транспортом.
-Послушаем, на какие группы вы разделили виды тр0анспорта?
-Проверим себя, правильно ли мы разделили транспорт на группы?
(На экране появляются слайды)
Слайд2(Таблица: транспорт бывает6 наземный- водный –воздушный -подземный)
Слайд 3 (Транспорт бывает: грузовой пассажирский - специальный)
Слайд 4 (Транспорт бывает: личный – общественный)
-Ребята,перед вами лежат 3 круга: зеленого, желтого и красного цвета. С помощью данных кругов оцените свою работу в группе. Нарисуйте колесо на одном из кругов. Зеленый -это молодец, желтый- хорошо, красный –старайся.
2.Сообщения детей о транспорте из дополнительных источников.
-Узнаем из сообщения детей о истории возникновения воздушного и водного транспорта.
Слайд 5
С древних времен люди мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко- высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду люди сложили в Древней Греции. Но люди продолжали мечтать. В 18 веке была еще одна попытка совершить полет, но на воздушном шаре. Затем люди изобрели самолеты и вертолеты.
Слайд 6
С давних времен люди использовали деревья для передвижения по воде. Славяне выдалбливали середину древесного ствола, заостряли концы- получался челн. Жители далекого Севера сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Получалась легкая лодочка – каяк. Затем появились корабли, пароходы, теплоходы, катера.
Слайд 7
В далеком прошлом люди ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния. Первые транспортные средства - телега, сани. Затем появились кареты. Карета- это крытая телега. Предназначалась для перевозки людей причем богатых. Это был личный транспорт, а не общественный, которым пользуются большинство людей. В конце 19 века появились первые автомобили. (200леи назад) Автомобилей на земном шаре уже более миллиарда. Число будет расти довольно быстро.
Слайд 8
Одним из первых видов общественного транспорта была конка. Конка-это небольшой вагончик, который двигался по рельсам, а везли его лошади. Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы и теплоходы. Но со временем они усовершенствовались и превратились в поезда и электровозы.
-Какой вид транспорта мы не назвали? Посмотрите на схему.(Подземный)
-Что относится к подземному транспорту? Что вы о нем знаете?
-Метро- самый быстрый и удобный вид городского транспорта. Обычно его строят в крупных городах для того чтобы каждый день миллионы людей могли быстро добраться через весь город на работу, домой, в гости.
Слайд 9( Физминутка )
Вагончики зеленые бегут, бегут,бегут.
А круглые колесики все тук, да тук, да тук.
Самолет летит, летит.Летчик смелый в нем сидит.
А теперь с тобой в двоем, мы на лодочке плывем.
К берегу пристала лодка, мы на берег спрыгнем ловко.
3. Работа в парах по учебнику. Специальный транспорт.
-Прослушайте стихотворение
Поднялась температура?
В горле боль? Болит живот?
Может быть нужна мекстура?
Но какая подойдет?
-Что нужно сделать в этом случае?
-К какому виду транспорта относится скорая помощь?
-Как вы понимаете специальный транспорт?(ответы)
-Прочитаем на стр.117 учебника, почему этот вид транспорта называют «Специальным»
-С помощью стрелок соедините номера телефонов и специальный транспорт, изображенный на иллюстрациях.(проверка в парах)
-Оцените свою работу.
-Ребята, а как вы считаете, есть ли другие виды специального транспорта?
-Зачем нам нужен специальный транспорт?
4. Практическая работа.Работа в группах
-Ребята, попробуем построить различные виды транспорта из геометрических фигур.
-Покажите и расскажите,что у вас получилось? Оцените свою работу в группе.(Работы вывешиваются на доске)
-Работа какой группы вам больше понравилась?
5 Тест: «Какой бывает транспорт?»(КИМ «Окружающий мир»2класс)
Слайд9
Проверьте и оцените свою работу.
IV Рефлексия
-Как вы считаете транспорт нам приносит вред или пользу? -Оцените вашу работу на уроке.Покажите кружок того цвета, где больше всего колесиков. - Что вам напоминают эти кружки? Для чего нужен светофор на дорогах? Если есть светофор,то Выполняй закон простой: Красный свет зажегся стой! Желтый вспыхнул подожди! А зеленый свет – иди!
Урок окончен.