Этап актуализация опорных знаний | 10мин | Укажите количество грамматических основ . 1. Надо видеть, видеть, надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению. 2. Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птолемея составил фразу «подобно мёду», а из имени царицы Арсинои –«фиалки Геры». 3.Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи, и, когда нет этой полноты, оно улетучивается. 4.И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней. 5.Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире. 6.Многие думают, что интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. 7.Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. 8.А раз бывают – значит, не всё пропало и можно жить дальше. 9.Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. 10.Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой. Что такое БСП? Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП? Когда ставится двоеточие в БСП? | Ребята отвечают на вопросы 3 2 3 5 3 3 3 3 3 3 Самоооценивание. “5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6. |
Этап изучения нового материала | 5 мин | - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила. Цифровой диктант. Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно. Хочешь добиться уважения – начинай с себя. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Идёт – лебёдушка плывёт. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. Лето припасает – зима поедает. Совесть потеряешь – другой не купишь. Посмотрит – рублём подарит. Условие / время | | Следствие, результат | | Противопоставление | | Быстрая смена событий | | Сравнение | | - Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника. | Дети работают в парах, а затем обсуждают в группе. Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы 1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Примеры выбирали из сборника текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. 2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. Примеры взяли из произведений писателей г.Кыштыма. 3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит – лень портит. В качестве примеров использовали пословицы и поговорки. 4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово – соловей поёт. Примеры искали в художественной литературе. Взаимоооценивание. |
Этап первичного закрепления знаний | 6 мин | Графический тест. Знаки препинания при БСП. Кончил дело – гуляй смело. За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал. Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам. Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку. Поедем домой: будет холодно. В поле потемнело: надвигалась гроза. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь. Мы очень зябли : ночи были уже холодные. Солнце дымное встает – будет день горячий. День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром. Выполнение Упр. 274 на с.208. | Ребята определяют значения частей БСП Моделирование способов правильного понимания материала, выработка алгоритмов действия. Наблюдение за стилистическим богатством русского языка Знаки препинания | Предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Запятая | | | | | | | | | | | Двоеточие | | | | | | | | | | | Тире | | | | | | | | | | | Взаимопроверка и взаимооценивание. |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия | 10 мин | - Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Настанет утро - двинемся в путь. Будешь книги читать – будешь все знать. Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки. Труд человека кормит – лень портит. Дрова все вышли – топить нечем. Составить синкейн на тему «ТИРЕ» Пpедлaгaет жеcтaми oпpеделить cтепень учacтия в paбoте гpупп и нa cтикеpaх пишут пoжелaние и клеят нa cмaйликaх; «Три пальца» - я мог бы быть более активным. «Пять пальцев» - сегодня на уроке я больше работал самостоятельно. «Кулак» - я продуктивно поработал для общего успеха группы. | Моделирование способов правильного выполнения заданий, выработка алгоритмов действия Сочетание устной и письменной работы. Построение схем изученных видов предложений Взаимоооценивание. Учащиеся самостоятельно формулируют выводы по теме, высказывают мнения |