Тема урока: «Умеет ли разговаривать природа?»
Цели:
Создание благоприятных условий для формирования таких понятий и качеств как:
• живое как ценность;
• человек как субъект жизни, а не как потребитель;
• моральные качества: ответственность, бережливость, забота, трудолюбие,
терпение;
• не природа существует во имя меня, а я – во имя природы.
Задачи:
• обучающие – способствовать пробуждению у учащихся фантазии, воображения на основе приёма «оживления», одухотворения предметов природы; создать условия для выразительного чтения стихотворений, определения главной мысли текста;
• развивающие - развивать творческое мышление, эмоциональную сферу,
воображение, память, произвольное внимание, речь.
• воспитательные - воспитывать доброту ко всему, что нас окружает, умение чувствовать красоту слова, взаимоуважение.
Задачи урока:
• Создать условия для отработки темпового чтения.
• Читать небольшие тексты с использованием правил выразительности: делать паузы
между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснять название текстов.
• Организовать работу в парах.
• Способствовать развитию желания придумывать свой рассказ по заданной теме.
Планируемые результаты:
• Научиться читать небольшой текст с использованием правил выразительности:
делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснить название текста.
• Плодотворная работа в парах.
• Разнообразные рассказы детей по заданной теме.
• Метапредметные результаты указаны в конспекте урока на каждом этапе.
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• компьютер.
Ход урока.
Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
- Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Ребята, посмотрите и улыбнитесь своим товарищам. Пусть вам станет легко и весело, и пусть это поддерживает вас на протяжении всего урока.
- Я надеюсь,что у вас всё получится, потому что вы все молодцы! А я буду вам помогать, чтобы у нас с вами всё получилось. А если что-то и не получится, то мы с вами всё исправим на следующих уроках. Договорились?
Актуализация знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации; выражать свои эмоции.
- Закройте глаза и послушайте меня – я в это время буду читать вам стихотворение, которое, возможно, кому-нибудь поможет в определении темы урока.
Природа говорит с тобой.
Опушка леса. Ясный день,
Лучи играют по росе,
Сосна отбрасывая тень,
Волной стелиться по траве.
А если взглянешь на просвет,
Через сплетения ветвей,
Увидишь в мареве рассвет,
Предвестник ярких светлых дней.
Прислушайся к тиши лесной,
И ты услышишь много песен,
Природа говорит с тобой,
Она поёт, как мир чудесен.
Постановка учебной задачи.
Планируемые результаты:
Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; принятие цели урока.
Предметные: рассматривание портрета писателя.
Регулятивные, познавательные: рассматривание иллюстрации к тексту, слайда, чтение заголовка. На основании заголовка и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании стихотворения. Готовность к чтению и обсуждению текста.
- Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно, о природе. Но давайте уточним нашу тему, сделаем её конкретней. (СЛАЙД 1)
- Откройте Азбуку на с.84. Проверьте, правильно ли мы определили тему? Прочтите тему по учебнику все вместе. А какая будет цель урока? (научиться разговаривать с Природой и понимать, как и о чём она говорит).
- А что такое природа? А домашние животные – это природа? Мы уже знаем, что они умеют разговаривать. Как вы думаете, только домашние животные могут разговаривать? Посмотрите на доску( разминка артикулярного аппарата), прочитайте, что там написано.
Пи – пи – пи
Ш – ш – ш
Шур - шур - шур
Кар – кар - кар
- Кто так говорит? (мыши, змеи, листья, вороны).
- А мы сейчас прочитаем это так, как будто мы маленькие мышки, сердитые змеи, лёгкие листочки, огромные вороны.
Проверка Д/з.
А сейчас посмотрите на СЛАЙД 2. Вы видите портрет Ирины Токмаковой.
- Как вы думаете, почему портрет этой женщины появился на уроке?
Планируемые результаты:
Регулятивные: учиться высказывать свою версию на основе темы урока.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: соотносить автора с темой урока
- На странице 84 есть стихотворение И. Токмаковой.
- Прочитайте, как оно называется. О чём же могут говорить Ива и Дождь. СЛАЙД 3.
( Чтение детьми).
Открытие нового знания
Планируемые результаты:
Регулятивные, предметные: самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность).
Познавательные, предметные: умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст.
Коммуникативные: проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и разгадать авторские подсказки в тексте.
- Посмотрите на стр.87 и прочитайте заголовок.
- Кто автор этого произведения? (СЛАЙД 4) – МАТВЕЕВА
- Как вы думаете, что мы узнаем в этом произведении?
- Чтобы проверить наши предположения, что надо сделать? (Прочитать)
Послушайте, как я прочту это произведение, а вы слушайте внимательно, т.к. потом ответите на мои вопросы. Чтение учителем вслух «Ромашки в январе»
Беседа после чтения.
Планируемые результаты:
Личностные: эмоциональное переживание.
Коммуникативные: умение выразительно читать текст.
- В какое время года происходили события в рассказе?
- Как зовут друзей? Кто они такие?
- Почему холодной зимой друзьям вдруг стало тепло?
- Какими названы цветы? А лето?
- А какими вы видите цветы и лето?
- Какую важную мысль хотел донести до читателей автор?
- Вы молодцы, слушали меня внимательно, поэтому и отвечали хорошо!
- А теперь покажите, как вы умеете читать по цепочке вслух.
ФИЗМИНУТКА
Продолжение темы урока.
- Сегодня мы с вами прочтем произведения других авторов. Найдите стр. 88 и посмотрите на экран (СЛАЙД 5). Произведение какого автора будем читать?
Планируемые результаты:
Регулятивные: учиться высказывать свою версию на основе темы урока.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: соотносить автора с темой урока
-Прочтите про себя произведение, чтобы познакомиться с содержанием.
- Сравните изображения птиц на картинках и их описание в стихотворении. (СЛАЙДЫ 6 – 10)
- Благодаря чему птицы стали похожи на людей?(их одели как людей).
- Выборочное чтение о птицах.
ФИЗМИНУТКА
Первичное закрепление. Работа в парах.
Планируемые результаты:
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выражать свои эмоции.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого рассказа в форме диалога); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре;
Личностные: умение эмоционально «проживать» свою роль, выражать свои эмоции; понимать эмоции других.
Познавательные: воспринимать на слух рассказы в исполнении обучающихся.
Коммуникативные: учиться работать в парах
Чтение в паре стихотворения «Она умеет превращаться» и ответы на вопросы:
- Кто автор стихотворения?
- Как автор описывает кошку?На самом ли деле кошка может превращаться как волшебница? (СЛАЙД 11)
- Какое сравнение показалось вам самым интересным? Прочтите друг другу это сравнение.
- Любит ли автор кошек и птиц, о которых мы с вами читали сегодня? А вы?
Домашнее задание
Планируемые результаты:
Регулятивные: определять цель с помощью учителя.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике.
Предметные: умение осмысленно, правильно читать
- А кто хочет познакомиться с птицами и кошкой, тот может прочитать стихотворения на стр. 88.
Подведение итогов
Планируемые результаты:
Предметные: демонстрация главного итога: ответы на вопросы учителя
- Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос нашего урока? (Ответы детей).
- Что надо делать, чтобы слышать то, что говорит Природа? (Ответы детей).
Рефлексия деятельности
Планируемые результаты:
Личностные: оценка и рефлексия собственной деятельности и своего настроения
- Понравился вам урок? А что больше всего понравилось? А что-то не понравилось, может кому-нибудь? Почему? Оцените свою работу и настроение. У каждого из вас есть карточки: солнышко и тучка.
Солнышко – всё понравилось на уроке, тучка – было грустно, скучно. (Подводится общий итог в зависимости от того, какую карточку использовали дети) И я вместе с вами оценю нашу работу (СЛАЙД 12) Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен!