№ урока | Дата | Дата | Тема урока Тема | Колчас. | Слова для справок | Вид деятельности учащихся | Наглядность | Цель урока | |
1 | 02.09 | | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | Развитой, прославляет | Работа с текстом | Толковый словарь русского языка. В.И.Даль | Закрепить полученные обучающимися в предшествующие годы обучения представления о языке | |
| | | Повторение пройденного | | | | | | |
2 | 04.09 | | Фонетика и графика. | 1 | Фонетика, графика | Словарный диктант | Учебник | Систематизировать и обобщить знания обучающихся о звуковом составе слова, об алфавите. | |
3 | 06.09 | | Состав слова и словообразование. Части речи. | 1 | | Тестовые задания. Разбор по составу | Таблица | Повторить знания обучающихся о морфемном составе слова, об основных способах словообразования | |
4 | 09.09 | | . Развитие речи. Сочинение «Как я провел лето» | 1 | Стюардесса, перрон, купе, плацкартный | | | Развивать умение правильно строить и употреблять предложения | |
5 | 11.09 | | Синтаксис и пунктуация. Простое предложение | 1 | | Урок-повторение | Текст «Лес осенью» (По И. Соколову-Микитову) | Сформулировать понятие о синтаксисе и пунктуации русского языка, повторить основные признаки предложения | |
6 | 13.09 | | Предложения с однородными членами. | 1 | Музей, галерея | Словарный диктант | Учебник | Повторить признаки однородных членов предложения и правила постановки запятой между ними | |
7 | 16.09 | | Предложения с обращением | 1 | Письмо | Работа с текстом Воспроизвед. поэт-х строк с обращениями | Стихи русских и башкирских поэтов | Повторить и углубить знания учащихся о предложениях с прямой речью | |
8 | 18.09 | | Сложное предложение | 1 | Расстилается | Синтаксический разбор Создание текста «Летом» | Таблица | Расширить знания обучающихся о сложных предложениях. Повторить структурные различия между простыми и сложными предложениями | |
9 | 20.09 | | Предложение с прямой речью | 1 | Сокровище | Письмо по памяти | Сборник диктантов | Совершенствовать пунктуационные навыки при написании предложений с прямой речью | |
10 | 23.09 | | Контрольный диктант. Царство бурана. | | | | «С березовый листок величиной…»Тексты для диктантов по русскому языку краеведческой тематики (5-9 класс) Т.Н. Дорожкина . – Уфа.,2010 | | |
| | | Текст | | | | | | |
11 | 25.09 | | Тема. Основная мысль. | 1 | Кедровки | Работа с текстом | Учебник | Учить сопоставлять тему и основную мысль текста. Сформировать умение определять основную мысль | |
12 | 27.09 | | Смысловые части текста. План. Развитие мысли в тексте | 1 | Зачин Дмитрий Иванович Менделеев | План рассказа «Желтый свет» Сочинение «Удивительное рядом» | Текст. Опорная схема | Отрабатывать умение делить текст на части; учить составлять план текста с опорой на тему. Сформировать умение следить за развитием мысли в тексте | |
13 | 30.09 | | Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений. | 1 | Примета Ландыш | Урок получения новых знаний | Текст | Совершенствование знания обучающихся о связи предложений в тексте; познакомить с цепной связью | |
14 | 02.10 | | Параллельная связь предложений | | | | | | |
15 | 04.10 | | Развитие речи. Изложение. «Ровное наследство» | 1 | | | Сборник изложений по русскому языку для общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским(неродным) языком обучения. Уфа. Китап, 2012 | Проверить знания обучающихся по орфографии и пунктуации | |
| | | Речь | | | | | | |
16 | 07.10 | | Типы речи. Повествование. | 1 | Матерый | Работа с текстом | Текст | Познакомить обучающихся с текстами повествования; проверить умение создавать такие тексты самостоятельно. | |
17 | 09.10 | | Описание. Описание в повествовательном тексте. | 1 | Можжевельник Сверстницы | Словарный диктант | Картина с описанием русского пейзажа (по выбору) | Закрепить представление об основных типах речи; закрепить умение различать типы речи. | |
18 | 14.10 | | Общее понятие о рассказе | 1 | Кульминация | Анализ текста «Шторм» | | Познакомить обучающихся структурой рассказа; | |
19 | 16.10 | | Стили речи. Разговорный и книжный стили. | 1 | | | Учебник | Обобщить знания о стилях русского литературного языка; выработать умение определять стиль текста. | |
20 | 18.10 | | Научный стиль. | 1 | Виктория-регия | Творческий диктант | Словари, энциклопедии | Систематизировать знания о научном стиле; способствовать речевому развитию обучающихся; | |
21 | 21.10 | | Деловой стиль. | 1 | Заявление, справка, | | Доверенность, расписка, протокол, акт, объявления из газет | Систематизировать знания обучающихся о деловом стиле; формировать нормативные речевые умения и навыки. | |
22 | 23.10 | | Стиль художественной литературы. | 1 | Обстановка | | Художественная литература | Дать понятие стилю художественной литературы | |
23 | 25.10 | | Развитие речи. Сочинение – рассуждение по рассказу В.Шукшина | 1 | | Развитие речи | Учусь писать сочинение (В.С.Мавлетов.- Уфа, 2001.стр 82 | | |
| | | Синтаксис и пунктуация. | | | | | | |
24 | 28.10 | | Словосочетание. Согласование. | 1 | Примесь, добродетель | Описание внешности человека | Толковый словарь русского языка | Углубить и закрепить знания о словосочетаниях; выработать умение устанавливать связь между главным и зависимым словами. | |
25 | 30.10 | | Управление. | 1 | Четверть | Работа с таблицей | Таблица «Виды подчинительной связи» | Закрепить и углубить знания обучающихся об именных и глагольных словосочетаниях. | |
26 | 06.11 | | Примыкание. | 1 | Манера | Выборочный диктант | Сборник диктантов | Совершенствовать умение различать виды подчинительной связи; Формирование умение выделять примыкание из предложения. | |
27 | 08.11 | | Типы простого предложения | 1 | Безнравственность | Разбор предложений по членам | | Познакомить обучающихся с типами простого предложения | |
28 | 11.11 | | Сложные предложения с союзами. | 1 | Предсказание | Творческая работа с упражнениями | Таблица «Сложные предложения» | Углубить знания обучающихся о сложном предложении; добиться усвоения основных признаков сложного предложения в сопоставлении с простыми предложениями | |
29 | 13.11 | | Контрольный диктант. «Ель» | 1 | | | Сборник диктантов | Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | |
| | | Лексика | | | | | | |
30 | 15.11 | | Прямое и переносное значение слова | 1 | Кислый | | Словарь синонимов и антонимов | Дать понятие о прямом и переносном значении слов; сформировать умение различать эти значения. | |
31 | 18.11 | | Омонимы. | 1 | Ключ | Словарный диктант | Сборник диктантов | Дать понятие об омонимах; | |
32 | 20.11 | | Синонимы. | 1 | Немощный | | Словарь синонимов | Дать обучающимся общее понятие о синонимах, обогатить их речь словами-синонимами | |
33 | 22.11 | | Антонимы. | 1 | Сердечный | | Пословицы | Сформировать понятие об антонимах в русском языке; выработать умение подбирать антонимы к словам. | |
34 | 25.11 | | Контрольная работа по теме «Лексика». | 1 | | | | Способствовать развитию навыков употребления синонимов, антонимов и омонимов в речи. | |
| | | Морфология и орфография | | | | | | |
35 | 27.11 | | Имя существительное как часть речи. | 2 | Честное слово | Повторение. | Таблица Фразеологический словарь | Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; раскрыть роль существительного в речи. | |
36 | 29.11 | | Имена существительные общего рода. | 1 | Непоседа | Работа с текстом | Таблица «имена существительные» | Дать понятие о существительных общего рода | |
37 | 02.12 | | Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. | 1 | Кизил | Воспроизведение предложений | | Сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа | |
38 | 04.12 | | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. | 1 | | Словарный диктант | Басня Л.Толстого «Ученый сын» | Сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только множественного числа | |
39 | 06.12 | | Развитие речи. Изложение. «Девочка и грибы». | 1 | | | Сборник изложений по русскому языку для общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским(неродным) языком обучения. Уфа. Китап, 2012 | Развитие навыков связного изложения текста повествовательного характера | |
40 | 09.12 | | Склонение имен существительных типа день, сон, лед. | 1 | | Работа над склонением существительных | Опорные схемы | Познакомить с особенностями склонения некоторых существительных | |
41 | 11.12 | | Склонение имен существительных на –ий, -ие, -ия. | 1 | Стремя, темя | Предупредительный диктант | | ; Отработать навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных на –ий, -ие, -ия. | |
42 | 13.12 | | Разносклоняемые имена существительные | 1 | | Синтаксический разбор предложений | Таблица склонений существительных | Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными | |
43 | 16.12 | | Склонение имени существительного путь, мать и дочь. | | | | | Формирование умения правильного склонения существительного путь | |
44 | 18.12 | | Несклоняемые имена существительные | 1 | Кашне, пенсне | Словарный диктант | Сборник диктантов | Познакомить обучающихся с несклоняемыми существительными | |
45 | 20.12 | | Образование имен существительных с помощью приставок и суффиксов | 1 | Очарование | Работа с карточками | Карточки с заданием | Образование имен существительных с помощью приставок и суффиксов | |
46 | 23.12 | | Сложные имена существительные | 1 | Радиоастрономия | Выборочный диктант «Белочка» | Сборник диктантов. с,130 | Правописание сложных имен существительных | |
47 | 25.12 | | Правописание не с именами существительными | 1 | Рябчик | Объяснительный диктант «Неряха» Отгадывание загадок | Сборник диктантов. с,140 Загадки | Правописание не с именами существительными | |
48 | 27.12 | | Контрольный диктант по тексту дирекции. | 1 | | Синтаксический разбор | Сборник диктантов.с,143 | Обобщить и закрепить знания по именам существительным | |
| 49 | 13.01 | | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | Багряное(зарево) | Анализ текста | Таблица №4 карточки - рисунки | Значения и грамматические признаки имен прилагательных |
| 50 | 15.01 | | Качественные имена прилагательные. | 2 | Трели птиц | Орфографическая работа | Теоретический материал с. 168 | Признаки качественных прилагательных, уметь находить их в речи, определять синтаксическую роль |
| 51 | 17.01 | | Полные и краткие имена прилагательные. | 1 | Шапка Мономаха | Выполнить задания к упражнениям | Карточки-рисунки | Грамматические значения кратких и полных прилагательных |
| 52 | 20.01 | | Имена прилагательные в роли сказуемого. | 1 | | Выполнение упражнений | | Синтаксическая роль прилагательных |
| 53 | 22.01 | | Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной. степени. | 2 | Красивее, свободнее, удобнее | Разбор предложений по членам. | Таблица, карточки с заданием | Знать о сравнительной степени имен прилагательных |
| 54 | 24.01 | | Развитие речи. Сочинение по картине. | 1 | | | Учусь писать сочинение. Мавлетова с, 2001 | Использование в связном тексте имена прилагательные |
| 55 | 27.01 | | Образование превосходной степени имен прилагательных | 1 | Эрмитаж | Выполнение упражнений с заданиями | | Определять роль прилагательных в предложении |
| 56 | 29.01 | | Относительные имена прилагательные. | | Искус - искусный- искусственный, талант | Творческий диктант «Звери» | Сборник диктантов. с,151 | Грамматические признаки относительных прилагательных |
| 57 | 31.01 | | Притяжательные имена прилагательные. | 1 | | Склонение прилагательных | Карточки с заданием | Правильно писать и употреблять притяжательные прилагательные |
| 58 | 03.02 | | Образование имен прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | Мель Мартышкин труд | Письмо по памяти «Зима» Разбор по составу | Таблица№118-119. карточки с заданием | Значения суффиксов имен прилагательных Способы образования имен прилагательных с помощью суффиксов |
| 59 | 05.02 | | Имена прилагательные с суффиксами н енн онн ан, ян. | 1 | | Морфемный разбор | Компьютерная презентация | Совершенствование знаний обучающихся о морфемном разборе прилагательных |
| 60 | 07.02 | | Имена прилагательные суффиксом ин, ов, ев | 1 | | Работа по карточкам | | |
| 61 | 10.02 | | Сложные имена прилагательные. | 1 | Кедр | Индивидуальная работа по карточкам | Карточки с заданием | Условия употребления дефиса в сложных прилагательных |
| 62 | 12.02 | | Правописание не с именами прилагательными. | 1 | | Объяснительный диктант «Медведь» | Сборник диктантов. с,146 | Правильно применять правило для написания не с именами прилагательными |
| 63 | 14.02 | | Контрольный диктант. «Рыбалка» | 1 | | Контрольные вопросы и задания | Сборник диктантов, с.152 | Обобщить и закрепить знания об именах прилагательных |
| 64 | 17.02 | | Имя числительное как часть речи. | 1 | Считалка | Урок получения новых знаний | Карточки с заданием | Признаки числительного как части речи, отличие числительных от других частей речи с числовым значением |
| 65 | 19.02 | | Простые, сложные и составные имена числительные. | 2 | Миллион, миллиард | Работа с текстом. Выборочный диктант «Экологическое бедствие» | Сборник диктантов, с.153 | Обозначение числительных одним или несколькими словами |
| 66 | 21.02 | | Количественные имена существительные. | 1 | Мультипликация | Перевод на родной язык числительных | Таблица | Значение и грамматические признаки количественных имен числительных |
| 67 | 24.02 | | Разряды количественных имен числительных. | | | | | |
| 68 | 26.02 | | Правописание количественных имен числительных | | Бассейн, девяносто | Предупредительный диктант «Звезда» | Сборник диктантов, с.153 | Правильно писать и употреблять количественные имена числительные |
| 69 | 28.02 | | Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа | | Парашют, брошюра | Работа с текстом | Таблица№116-№117, карточки с заданием | Особенности склонения количественных имен числительных, обозначающих целые числа |
| 70 | 03.03 | | Развитие речи. Изложение. Текст №72. Туча. | 1 | | | Сборник изложений по русскому языку для общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским(неродным) языком обучения. Уфа. Китап, 2012 | Уметь письменно пересказывать предложенный текст. |
| 71 | 05.03 | | Склонение сложных количественных имен числительных | 1 | Фейерверк | Выборочный диктант «Кто дольше всех живет» | Сборник диктантов, с.117 | Особенности склонения сложных количественных имен числительных |
| 72 | 07.03 | | Склонение составных количественных имен числительных. | 1 | | Выполнение арифметических примеров | Карточки с заданием | Особенности склонения составных количественных имен числительных |
| 73 | 10.03 | | Склонение дробных имен числительных. | 1 | Подъезд, разъезд | | Таблица№116-117 | Особенности склонения дробных имен имени числительных |
| 74 | 12.03 | | Склонение собирательных имен числительных. | 1 | Сталевар | Цифровой диктант «Цена минуты» | Сборник диктантов, с.155 | Особенности склонения собирательных имен числительных |
| 75 | 14.03 | | Порядковые имена числительные. | 1 | Мелодия | Индивидуальная работа по карточкам | Карточки с заданием | Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными |
| 76 | 17.03 | | Контрольная работа по теме «Числительное» | 1 | | Диктант, тестовые задания. | | Проверка ЗУН по теме «Числительное. Правописание». |
| 77 | 19.03 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | | Сборник диктантов, с.160. | Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя числительное» |
| 78 | 21.03 | | Местоимение как часть речи. | 1 | Экскурсовод | Работа с текстом. | Пословицы | Роль местоимений как средство связи предложений в тексте |
| 79 | 31.03 | | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 1 | Грамматика | Объяснительный диктант. «Мертвая царевна» | Сборник диктантов, с.161 | Особенности склонения местоимений, правильно употреблять их в речи |
| 80 | 02.04 | | Разряды местоимений. Определительные, указательные и притяжательные местоимения. | 1 | Вывести из себя | | компьютерная презентация; | Систематизировать знания о разрядах местоимений, проверить степень усвоенности материала. |
| 81 | 04.04 | | Разряды местоимений. Вопросительные и относительные местоимения. | 1 | Завихрение | | компьютерная презентация; | Продолжение знакомства с ролью местоимений в речи, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять |
| 82 | 07.04 | | Разряды местоимений. Неопределенные и отрицательные местоимения. | 1 | Благоуханный Неиссякаемый Пурпурный | Выборочный диктант с грамматическим заданием | | |
| 83 | 09.04 | | Урок-практикум по теме: «Опознавание в тексте разрядов местоимений» | 1 | | | Работа с текстом. | Закрепление и обобщение материала, уметь находить и определять разряды местоимений в тексте |
| 84 | 11.04 | | Обобщение по теме «Местоимения» | 1 | | Коллективная работа | | Склонение местоимения себя |
| 85 | 14.04 | | Развитие речи. Сочинение на свободную тему. | 1 | | | | |
| 86 | 16.04 | | Глагол как часть речи. | 1 | Сигнал | Повторение и углубление знаний о глаголе. Выполнение упражнений | | Значение и грамматические признаки глагола. |
| 87 | 18.04 | | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | Снасть | Словарно-грамматический диктант. | Сборник диктантов,с.164 | Знать о разноспрягаемых глаголах, уметь правильно писать окончания в данных глаголах |
| 88 | 21.04 | | Возвратные глаголы. | 1 | Невежда, попасть впросак | | Басня «Свинья под дубом»(И.Крылов) | Особенности возвратных глаголов |
| 89 | 23.04 | | Одновидовые и двувидовые глаголы. | 1 | Притворство | Письмо по памяти. | | Уметь различать одновидовые и двувидовые глаголы |
| 90 | 25.04 | | Глаголы, обозначающие действия, происходящие один или много раз. | 1 | | | Текст «Что значит быть честным» | Уметь определять основную функцию глагола в речи. |
| 91 | 28.04 | | Глаголы, обозначающие постоянные действия. | 1 | Птичья банька | | | |
| 92 | 30.04 | | Глаголы с приставками. | 1 | Золотой линь | Работа с текстом. | Текст «Как нужно вести себя дома» | Способы образования глаголов при помощи приставок. |
| 93 | 02.05 | | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | Пересмешники | | Тесты | |
| 94 | 05.05 | | Контрольный диктант. | 1 | | | Сборник диктантов. | |
| | | | Обобщающее повторение | | | | | |
| 95 | 07.05 | | «Морфология и синтаксис» Морфологический разбор. | 1 | Рулады | Синтаксический разбор различных видов предложений | Компьютерная презентация | Знать, что изучает морфология , синтаксис. |
| 96 | 12.05 | | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | | | | Углубить знания обучающихся о синтаксическом разборе предложений |
| 97 | 14.05 | | Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | | | |
| 98 | 16.05 | | Лексика и фразеология. | 1 | | | | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова |
| 99-100 | 19.05 21.05 | | Орфография. | 2 | | Орфографическая работа. Словарный диктант | Работа по карточкам. | Знать корни с чередованием гласных и согласных, уметь их выделять, знать основные случаи правописания слов с чередованием а\о,е\и |
| 101 | 23.05 | | Проверочная работа по итогам года. | 1 | | | Сборник диктантов,с.175 | Проверка орфографических и пунктуационных навыков |
| 102 | 26.05 | | Систематизация и обобщение материала на основе диктанта Итоговый урок по курсу. | 1 | | | | |