| № урока п/п | № урока в теме | Дата проведения | Содержание учебного материала | Примечания |
| 7-А |
| План | Факт |
| | | | | Тема № 1. Введение. Русский язык как развивающееся явление. Повторение изученного в 5, 6 классах. (12 ч) | |
| 1 | 1 | | | Введение. Русский язык как развивающееся явление. | |
| 2 | 2 | | | Синтаксис. Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т. п). | |
| 3 | 3 | | | Синтаксический разбор. | |
| 4 | 4 | | | РР 1. Текст как продукт речевой деятельности. | |
| 5 | 5 | | | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | |
| 6 | 6 | | | Лексика и фразеология. | |
| 7 | 7 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | |
| 8 | 8 | | | РР 2. Функционально-смысловые типы текста. | |
| 9 | 9 | | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы. | |
| 10 | 10 | | | Морфология и орфография. Опознавательные признаки морфологии, морфемики, орфографии, синтаксиса, пунктуации. | |
| 11 | 11 | | | Морфологический разбор слова. | |
| 12 | 12 | | | КР № 1. Тестовые контрольные задания. | |
| | | | | Тема № 2. Причастие. Ч. 1. (10 ч) | |
| 13 | 1 | | | Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. | |
| 14 | 2 | | | Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. | |
| 15 | 3 | | | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | |
| 16 | 4 | | | РР 3. Диалог как текст. Виды диалога. | |
| 17 | 5 | | | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | |
| 18 | 6 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | |
| 19 | 7 | | | РР 4. Стили литературного языка. | |
| 20 | 8 | | | Действительные и страдательные причастия. | |
| 21 | 9 | | | Культура речи. Употребление причастий с суффиксом – ся. | |
| 22 | 10 | | | КР № 2. Контрольный диктант. | |
| | | | | Тема № 3. Причастие. Ч. 2. (10 ч) | |
| 23 | 1 | | | Полные страдательные причастия. | |
| 24 | 2 | | | Краткие страдательные причастия. | |
| 25 | 3 | | | Образование действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | |
| 26 | 4 | | | Образование действительных причастий прошедшего времени. | |
| 27 | 5 | | | Образование действительных причастий прошедшего времени. | |
| 28 | 6 | | | РР 5. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. | |
| 29 | 7 | | | Образование страдательных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | |
| 30 | 8 | | | Образование страдательных причастий прошедшего времени. | |
| 31 | 9 | | | КР № 3. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
| 32 | 10 | | | Культура речи. Правильная постановка ударений в полных и кратких страдательных причастиях. | |
| | | | | Тема № 4. Причастие. Ч. 3. (12 ч) | |
| 33 | 1 | | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | |
| 34 | 2 | | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | |
| 35 | 3 | | | Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | |
| 36 | 4 | | | Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | |
| 37 | 5 | | | РР 6. Изложение текста с описанием действия. | |
| 38 | 6 | | | Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | |
| 39 | 7 | | | Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | |
| 40 | 8 | | | Морфологический разбор причастия. | |
| 41 | 9 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | |
| 42 | 10 | | | Культура речи. Согласование причастий с определяемыми существительными. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. | |
| 43 | 11 | | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |
| 44 | 12 | | | КР № 4. Контрольное изложение. | |
| | | | | Тема № 5. Деепричастие. Ч. 1. (11 ч) | |
| 45 | 1 | | | Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. | |
| 46 | 2 | | | Деепричастие как часть речи. Лексическое и грамматическое значение, речевая функция, нормы употребления деепричастий. | |
| 47 | 3 | | | Синтаксическая функция деепричастий, нормы употребления. | |
| 48 | 4 | | | РР 8. Развёрнутые и сжатые аргументы. Развёртывание аргументов с помощью примеров. | |
| 49 | 5 | | | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. | |
| 50 | 6 | | | Культура речи. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. | |
| 51 | 7 | | | Культура речи. Текстообразующая роль деепричастий. | |
| 52 | 8 | | | Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). | |
| 53 | 9 | | | Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). | |
| 54 | 10 | | | КР № 5. Контрольное сочинение. | |
| 55 | 11 | | | РР 7. Публицистический стиль речи, его жанры, языковые особенности, виды публичных общественно-политических выступлений, их структура. Создание высказывания в публицистическом стиле. | |
| | | | | Тема № 6. Деепричастие. Ч. 2. Наречие. Ч. 1. (9 ч) | |
| 56 | 1 | | | Не с деепричастиями. | |
| 57 | 2 | | | Деепричастия несовершенного вида и их образование. | |
| 58 | 3 | | | Деепричастия несовершенного вида и их образование. | |
| 59 | 4 | | | Деепричастия совершенного вида и их образование. | |
| 60 | 5 | | | Морфологический разбор деепричастия. | |
| 61 | 6 | | | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. | |
| 62 | 7 | | | Разряды наречий. | |
| 63 | 8 | | | Разряды наречий. | |
| 64 | 9 | | | КР № 6. Контрольный диктант. | |
| | | | | Тема № 7. Наречие. Ч. 2. (14 ч) | |
| 65 | 1 | | | Степени сравнения наречий и их образование. | |
| 66 | 2 | | | Морфологический разбор наречия. | |
| 67 | 3 | | | РР 9. Сочинение-рассуждение о пользе чтения: «Книга – наш друг и советчик». | |
| 68 | 4 | | | Правописание не с наречиями на –О и –Е. | |
| 69 | 5 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- в наречиях. | |
| 70 | 6 | | | РР 10. Учебно-научная речь. Отзыв о прочитанной книге. | |
| 71 | 7 | | | Одна и две буквы н в наречиях на –О и –Е. | |
| 72 | 8 | | | Одна и две буквы н в наречиях на –О и –Е. | |
| 73 | 9 | | | РР 11. Сочинение-репортаж, сочинение-впечатление на основе увиденного на картине. | |
| 74 | 10 | | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | |
| 75 | 11 | | | РР 12. Учебный доклад. | |
| 76 | 12 | | | Дефис между частями слова в наречиях. | |
| 77 | 13 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | |
| 78 | 14 | | | КР № 7. Контрольный диктант. | |
| | | | | Тема № 8. Наречие. Ч. 3. Категория состояния. Самостоятельные и служебные части речи. (14 ч) | |
| 79 | 1 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | |
| 80 | 2 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | |
| 81 | 3 | | | РР 13. Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный). | |
| 82 | 4 | | | Культура речи. Правильное употребление наречий в речи. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы. | |
| 83 | 5 | | | Категория состояния (безлично-предикативные слова) как часть речи, ее отличие от наречий. Разряды слов категории состояния по образованию. | |
| 84 | 6 | | | Семантические, морфологические и синтаксические признаки категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | |
| 85 | 7 | | | РР 14. Описание внешности человека. Виды описания внешности человека: деловое, научное, художественное. Создание текста – деловое описание одноклассника («Один из нас»). | |
| 86 | 8 | | | Семантические, морфологические и синтаксические признаки категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | |
| 87 | 9 | | | РР 15. Художественное описание внешности человека. Понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Выборочное изложение (художественное описание портера литературного героя). | |
| 88 | 10 | | | Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи. | |
| 89 | 11 | | | Предлог как часть речи. | |
| 90 | 12 | | | Текстообразующая роль предлогов. | |
| 91 | 13 | | | Производные предлоги. | |
| 92 | 14 | | | КР № 8. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
| | | | | Тема № 9. Предлог как служебная часть речи. (12 ч) | |
| 93 | 1 | | | Непроизводные предлоги. | |
| 94 | 2 | | | Простые предлоги. | |
| 95 | 3 | | | Составные предлоги. | |
| 96 | 4 | | | РР 16. Изложение текста подробное, выборочное и сжатое. | |
| 97 | 5 | | | Морфологический разбор предлога. | |
| 98 | 6 | | | Слитное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). | |
| 99 | 7 | | | Раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). | |
| 100 | 8 | | | Дефис в предлогах из-за, из-под, по-над. | |
| 101 | 9 | | | Культура речи. Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; использование в речи предлогов-синонимов. | |
| 102 | 10 | | | Культура речи. Использование в речи предлогов-синонимов. | |
| 103 | 11 | | | КР № 9. Контрольное сочинение. | |
| 104 | 12 | | | РР 17. Составление рассказа по картине. | |
| | | | | Тема № 10. Союз как служебная часть речи. Ч. 1. (10 ч) | |
| 105 | 1 | | | Союз как служебная часть речи. | |
| 106 | 2 | | | Синтаксическая роль союзов в предложении. | |
| 107 | 3 | | | Простые союзы. | |
| 108 | 4 | | | Составные союзы. | |
| 109 | 5 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | |
| 110 | 6 | | | Сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях | |
| 111 | 7 | | | Сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях | |
| 112 | 8 | | | Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. | |
| 113 | 9 | | | Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. | |
| 114 | 10 | | | КР № 10. Контрольное изложение. | |
| | | | | Тема № 11. Союз как служебная часть речи. Ч. 2. Частица как служебная часть речи. Ч. 1. (11 ч) | |
| 115 | 1 | | | Текстообразующая роль союзов. | |
| 116 | 2 | | | Морфологический разбор союза. | |
| 117 | 3 | | | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. | |
| 118 | 4 | | | Культура речи. Правильное использование в речи союзов-синонимов. | |
| 119 | 5 | | | Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. | |
| 120 | 6 | | | Формообразующие и смыслоразличительные частицы. Текстообразующая роль частиц. | |
| 121 | 7 | | | Раздельное и дефисное написание частиц. | |
| 122 | 8 | | | РР 18. Устное сочинение на основе самостоятельно выбранной картины (открытки, иллюстрации) с заключением-рассуждением. | |
| 123 | 9 | | | Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. | |
| 124 | 10 | | | Морфологический разбор частицы. | |
| 125 | 11 | | | КР № 11. Контрольный диктант. | |
| | | | | Тема № 12. Междометие как часть речи. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. (11 ч) | |
| 126 | 1 | | | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. | |
| 127 | 2 | | | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. | |
| 128 | 3 | | | Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. | |
| 129 | 4 | | | РР 19. Сжатое изложение с описанием природы. | |
| 130 | 5 | | | Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Фонетический разбор. | |
| 131 | 6 | | | Лексика. Лексическое значение слов. Толковые словари. Фразеология. | |
| 132 | 7 | | | Морфемика. Словообразование. Морфемный разбор слов. Словообразовательный разбор слов. | |
| 133 | 8 | | | Морфология. Морфологический разбор слов. Орфография. | |
| 134 | 9 | | | КР № 12. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
| 135 | 10 | | | РР 20. Употребление слов категории состояния в художественной речи. | |
| 136 | 11 | | | Повторение изученного материала. | |