| 1 | 
 | 
 05.09 | 
 | Введение (8 часов) Русский язык -государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.   | 
 Осознание роли русского языка, систематизация материала о его функциях. | 
 Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение. Коммуникативные (К): учет позиции партнера по совместной деятельности. | 
 Сведения по основным разделам русского языка | 
  | 2 | 
 | 05.09 | 
 | Русский литературный язык. | Осознание роли русского языка, систематизация материала о его функциях. | Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение. Коммуникативные (К): учет позиции партнера по совместной деятельности. | Сведения по основным разделам русского языка | 
  | 3 | 
 | 06.09 | 
 | Понятие о функциональных разновидностях языка.   
 | Определение принадлежности текста к функциональной разновидности языка, развитие орфографической зоркости. | Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания (П). | Сведения по стилистике, орфографии и пунктуации | 
  | 4 | 
 | 06.09 | 
 | Р/р Определение принадлежности текста к функциональной разновидности языка. | Умение определять стилистическую принадлежность текста. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). | Сведения по стилистике, орфографии и пунктуации | 
  | 5 | 
 | 07.09 | 
 |  Р/р Текст и его признаки.   
 | Усвоение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста», умение определять типы речи текста. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Сведения по стилистике, орфографии и пунктуации | 
  | 6 | 
 | 07.09 | 
 | Р/р Текст и его признаки. | Усвоение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста», умение определять типы речи текста. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Сведения по стилистике, орфографии и пунктуации | 
  | 7 | 
 | 12.09 | 
 |  Орфоэпические нормы.   
 | Овладение основными правилами литературного произношения, транскрипция, умение объяснить особенности произношения с помощью элементов транскрипции. | Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П). | Сведения по орфографии и пунктуации | 
  | 8 | 
 | 12.09 | 
 | Орфоэпические нормы.   
 | Овладение основными правилами литературного произношения, транскрипция, умение объяснить особенности произношения с помощью элементов транскрипции. | Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П). | Сведения по орфографии и пунктуации | 
  | 9 | 
 |  
  
 
 13.09 | 
 | Морфемика. Словообразование. Орфография (17 часов) Состав слова.    | 
 
 
 Актуализация знаний о составе слова, углубление знаний о морфемах словообразующих и формообразующих. | 
 
 
 Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П). | 
 
 
 Сведения по морфемике и словобразова нию | 
  | 10 | 
 | 13.09 | 
 | Состав слова. 
 | Актуализация знаний о составе слова, углубление знаний о морфемах словообразующих и формообразующих. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П). | Сведения по морфемике и словобразова нию | 
  | 11-12 | 
 | 14.09 | 
 | Основные способы образования слов в русском языке. 
 | Умение осознавать роль морфем в формо- и словообразовании, определять способ словообразования, сопоставлять морфемную структуру и способ образования. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию | 
  | 13 | 
 | 19.09 | 
 | Основные способы образования слов в русском языке. 
 | Умение осознавать роль морфем в формо- и словообразовании, определять способ словообразования, сопоставлять морфемную структуру и способ образования. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию | 
  | 14 | 
 | 19.09 | 
 | Р/р Сообщение на лингвистическую тему (устно).   | Умение читать и создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом текста. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). | Сведения по орфографии и пунктуации | 
  | 15 | 
 | 20.09 | 
 | Сложные и сложносокращенные слова.    
 
 | Умение осознавать роль морфем в формо- и словообразовании, определять способ словообразования, сопоставлять морфемную структуру и способ образования. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 16 | 
 | 20.09 | 
 | Сложные и сложносокращенные слова.   
 | Умение осознавать роль морфем в формо- и словообразовании, определять способ словообразования, сопоставлять морфемную структуру и способ образования. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 17 | 
 | 21.09 | 
 | Понятие об этимологии.   
 | Выполнение словообразовательных задач. Умение производить этимологический анализ, работать со словарем, читать и пересказывать текст. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию | 
  | 18 | 
 | 21.09 | 
 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. 
 | Умение осознавать роль морфем в формо- и словообразовании, определять способ словообразования, сопоставлять морфемную структуру и способ образования. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию | 
  | 19 | 
 | 26.09 | 
 | Буквы о/а в корнях гор/гар, зор/зар, раст/рос. 
 | Совершенствование правописных умений на основе выбора гласных в корнях с чередованием, развитие умения читать и понимать текст. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 20 | 
 | 26.09 | 
 | Буквы о/а в корнях гор/гар, зор/зар, раст/рос. 
 | Совершенствование правописных умений на основе выбора гласных в корнях с чередованием, развитие умения читать и понимать текст. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 21 | 
 | 27.09 | 
 | Правописание приставок пре/при. 
 | Развитие орфографической зоркости. Создание алгоритма написания приставок. Проверка уровня сформированности правописных умений.   | Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П), учет позиции партнера по совместной деятельности (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 22 | 
 | 27.09 | 
 | Правописание приставок пре/при. 
 | Развитие орфографической зоркости. Создание алгоритма написания приставок. Проверка уровня сформированности правописных умений. | Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П), учет позиции партнера по совместной деятельности (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 23 | 
 | 28.09 | 
 | Повторение по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».   
 | Развитие орфографической зоркости. Применение алгоритма написания корней и приставок. Проверка уровня сформированности правописных умений.   | Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П), учет позиции партнера по совместной деятельности (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 24 | 
 | 28.09 | 
 | Контрольный диктант с грамматическим заданием   
 | Развитие орфографической зоркости. Применение алгоритма написания корней и приставок. Проверка умения выполнять морфемный и словообразовательный разборы.   | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). | 
 | 
  | 25 | 
 | 03.10 | 
 | Работа над ошибками.   
 | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л0, обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий (П), формулировать собственное мнение (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 26 | 
 |  
  
 
 03.10 | 
 | Лексикология. Орфография. Культура речи (35 часов) Повторение изученного в 5 классе по лексикологии.      | 
 
 
 Умение объяснять лексическое значение слова разными способами, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств. | 
 
 
 Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П). | 
 
 
 Сведения по лексике | 
  | 27-28 | 
 | 04.10 | 
 | Повторение изученного в 5 классе по лексикологии.    | Умение объяснять лексическое значение слова разными способами, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.   | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П). | Сведения по лексике | 
  | 29 | 
 | 05.10 | 
 | Метафора.    | Умение объяснять лексическое значение слова, различать прямое и переносное значение слова, определять и использовать метафоры в тексте. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания (П), владение нормами речи (К). | Сведения по теории литературы | 
  | 30 | 
 | 05.10 | 
 | Метафора. 
 | Умение объяснять лексическое значение слова, различать прямое и переносное значение слова, определять и использовать метафоры в тексте. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания (П), владение нормами речи (К). | Сведения по теории литературы | 
  | 31 | 
 | 10.10 | 
 | Лексические выразительные средства.   
 | Умение анализировать текст с точки зрения использования лексических средств выразительности.   | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации (П), учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста (К). | Сведения по теории литературы | 
  | 32 | 
 | 10.10 | 
 | Лексические выразительные средства.   
 | Умение анализировать текст с точки зрения использования лексических средств выразительности.   | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации (П), учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста (К). | Сведения по теории литературы | 
  | 33 | 
 | 11.10 | 
 | Р/р Сочинение-описание.    | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по орфографии и пунктуации | 
  | 34 | 
 | 11.10 | 
 | Р/р Сочинение-описание. 
 | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по орфографии и пунктуации | 
  | 35 | 
 | 12.10 | 
 | Чередование гласных в корнях скак/скоч, равн/ровн, твар/твор.   
 | Совершенствование правописных умений на основе выбора гласных в корнях с чередованием, развитие умения читать и понимать текст. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 36 | 
 | 12.10 | 
 | Чередование гласных в корнях скак/скоч, равн/ровн, твар/твор.   
 | Совершенствование правописных умений на основе выбора гласных в корнях с чередованием, развитие умения читать и понимать текст. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  |  37 
 | 
 | 17.10 | 
 | Исконно русские слова. 
 | Умение проводить лексический анализ слова, работать со словарем. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации (П), учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 38 | 
 | 17.10 | 
 | Р/р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (устно). | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по лексике, орфографии и пунктуации | 
  | 39 | 
 | 18.10 | 
 | Заимствованные слова.   
 | Умение проводить лексический анализ слова, работать со словарем. | Смысловое чтение (П), учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 40 | 
 | 18.10 | 
 | Заимствованные слова.   
 | Умение проводить лексический анализ слова, работать со словарем. | Смысловое чтение (П), учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 41 | 
 | 19.10 | 
 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. 
 
 | Умение опознавать заимствованные слова, различать их, определять принадлежность к разным пластам лексики. | Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  | 42 | 
 | 19.10 | 
 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Словарный диктант. 
 | Умение опознавать заимствованные слова, различать их, определять принадлежность | Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по морфемике и словобразова нию, орфографии | 
  |  43 
 | 
 |  24.10 
 | 
 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.    | Углубление знаний о лексическом составе языка с точки зрения сферы употребления. | Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 44 | 
 | 24.10 | 
 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. 
 | Углубление знаний о лексическом составе языка с точки зрения сферы употребления. | Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 45 | 
 | 25.10 | 
 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы.    | Умение опознавать лексические явления в тексте, выбирать и употреблять лексические средства. | Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 46 | 
 | 25.10 | 
 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. 
 | Умение опознавать лексические явления в тексте, выбирать и употреблять лексические средства. | Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 47-48 | 
 | 26.10 | 
 | Профессионализмы. 
 | Умение адекватно понимать содержание текста, передавать в устной форме его содержание.   |  Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 49 | 
 | 07.11 | 
 | Р/р Изложение текста (подробное). | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Сведения по орфографии и пунктуации | 
  | 50 | 
 | 07.11 | 
 | Р/р Изложение текста (подробное). | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Сведения по орфографии и пунктуации | 
  | 51 | 
 | 08.11 | 
 | Жаргонизмы. 
 | Умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного и уместного словоупотребления. | Мотивация к учению (Л), смысловое чтение (П), пересказ с заданной степенью свернутости (К), подведение под понятие (Р). | Сведения по лексике | 
  | 52 | 
 | 08.11 | 
 | Р/р Изложение текста публицистического стиля (устно). | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Сведения по стилистике, орфографии и пунктуации | 
  | 53 | 
 | 09.11 | 
 | Стилистически нейтральная и книжная лексика.   
 | Умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного и уместного словоупотребления. | Планирование последовательности действий (Р), определение основной и второстепенной информации (П). | Сведения по лексике, орфографии и пунктуации | 
  | 54 | 
 | 09.11 | 
 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. 
 | Умение определять стилистическую принадлежность слова. | Постановка учебной задачи (Р), умение делать выводы и обобщения (П), участие в коллективном обсуждении (К). | Сведения по лексике | 
  | 55 | 
 | 14.11 | 
 | Фразеологизмы.   
 | Умение опознавать лексические явления в тексте, выбирать и употреблять лексические средства. | Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 56 | 
 | 14.11 | 
 | Источники фразеологизмов. | Умение опознавать лексические явления в тексте, выбирать и употреблять лексические средства. | Постановка учебной задачи (Р), выведение следствий (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по лексике | 
  | 57–58 | 
 | 15.11 | 
 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. 
 | Умение опознавать лексические явления в тексте, выбирать и употреблять лексические средства. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по лексике | 
  | 59 | 
 | 16.11 | 
 | Повторение темы «Лексикология. Орфография, Культура речи». 
 | Умение определять лексическое значение слова, группировать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу. | Формулирование цели деятельности (Р), осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей (П), создание монологического высказывания (К). | Сведения по лексике, орфографии и пунктуации | 
  | 60 | 
 | 16.11 | 
 | Контрольная работа по теме «Лексикология Орфография, Культура речи» (задания разного уровня сложности) | Умение читать и создавать тексты в соответствии с заданной темой и стилем речи. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). | 
 
 | 
  | 61 | 
 | 
 21.11 | 
 | Морфология (118 часов ) Части речи в русском языке. 
 | 
 Умение характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, умение читать и понимать текст, составлять схему. | 
 Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | 
 Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 62 | 
 | 21.11 | 
 | Части речи в русском языке. 
 | Умение характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, умение читать и понимать текст, составлять схему. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 63 | 
 | 22.11 | 
 | Р/р Изложение текста художественного стиля (контрольное). | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Сведения по пунктуации, орфографии | 
  | 64 | 
 | 22.11 | 
 | Р/р Изложение текста художественного стиля (контрольное). | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Сведения по пунктуации, орфографии | 
  | 65 | 
 | 23.11 | 
 | Имя существительное как часть речи.   
 | Умение характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, умение читать и понимать текст, составлять схему. | Формулирование цели деятельности (Р), подведение под понятие (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 66 | 
 | 23.11 | 
 | Имя существительное как часть речи.   
 | Умение характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, умение читать и понимать текст, составлять схему. | Формулирование цели деятельности (Р), подведение под понятие (П), монологическая речь, навыки анализа текста (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 67–68 | 
 | 28.11 | 
 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. 
 | Умение распознавать склоняемые, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, приводить примеры. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 69 | 
 | 29.11 | 
 | Имена существительные общего рода. 
 | Умение определять имена существительные общего рода, согласовывать с ними имена прилагательные и глаголы. | Формулирование цели деятельности (Р), осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей (П), работа над культурой речи (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 70 | 
 | 29.11 | 
 |  Морфологический разбор имени существительного. 
 | Умение характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, умение читать и понимать текст, работа с таблицей. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 71 | 
 | 30.11 | 
 | Словообразование имен существительных. | Умение производить словообразовательный разбор имени существительного. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации, подведение под понятия (П), монологическая речь (К). | Сведения по морфемике, орфографии | 
  | 72 | 
 | 30.11 | 
 | Словообразование имен существительных. | Умение производить словообразовательный разбор имени существительного. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации, подведение под понятия (П), монологическая речь (К). | Сведения по морфемике, орфографии | 
  | 73 | 
 | 05.12 | 
 | Сложносокращённые имена существительные.   
 | Умение правильно употреблять сложносокращенные имена существительные. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).   | Сведения по морфемике, орфографии | 
  | 74 | 
 | 05.12 | 
 | Р/р Лингвистический анализ текста. | Умение распознавать стилистическую принадлежность текста, Анализировать языковые средства текста. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфемике, орфографии, пунктуации | 
  | 75 | 
 | 06.12 | 
 | Правописание гласных в суффиксах имен существительных. 
 | Развития умения использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Сведения по морфемике, орфографии | 
  | 76 | 
 | 06.12 | 
 | Правописание гласных в суффиксах имен существительных. | Развития умения использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Сведения по морфемике, орфографии | 
  | 77 | 
 | 07.12 | 
 | Повторение темы «Имя существительное». 
 | Умение характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, применять орфографические правила. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 78 | 
 | 07.12 | 
 | Самостоятельная работа по теме «Имя существительное». 
 | Проверка уровня сформированности умений опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слов. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). | 
 | 
  | 79 | 
 | 12.12 | 
 | Работа над ошибками. | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий(П), формулировать собственное мнение(К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 80 | 
 | 12.12 | 
 | Имя прилагательное как часть речи.   
 | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 81-82 | 
 | 13.12 | 
 | Имя прилагательное как часть речи.   
 | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного. Развитие орфографической зоркости. Проверка уровня сформированности правописных умений. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 83 | 
 | 14.12 | 
 | Р/р Сочинение по картине (контрольное). 
 | Развитие умения создавать текст-описание. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 84 | 
 | 14.12 | 
 | Р/р Сочинение по картине (контрольное). 
 | Развитие умения создавать текст-описание. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 85 | 
 | 19.12 | 
 | Степени сравнениия имен прилагательных. Сравнительная степень. 
 | Умение образовывать и анализировать формы сравнительной степени. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 86 | 
 | 19.12 | 
 | Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень. 
 | Умение образовывать и анализировать формы сравнительной степени. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 87-88 | 
 | 20.12 | 
 | Сравнительная степень. 
 | Умение образовывать и анализировать формы сравнительной степени. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 89 | 
 | 21.12 | 
 | Превосходная степень. 
 | Умение образовывать и анализировать формы сравнительной и превосходной степени. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 90 | 
 | 21.12 | 
 | Превосходная степень. 
 | Умение образовывать и анализировать формы сравнительной и превосходной степени. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 91 | 
 | 26.12 | 
 | Р/р Сжатое изложение. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 92 | 
 | 26.12 | 
 | Р/р Сжатое изложение. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 93 | 
 | 27.12 | 
 | Качественные прилагательные. 
 | Умение распознавать разряд прилагательного, приводить примеры. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 94 | 
 | 27.12 | 
 | Качественные прилагательные. 
 | Умение распознавать разряд прилагательного, приводить примеры. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 95 | 
 | 28.12 | 
 | Обобщение изученного материала по темам 1, 2 четверти. | Выполнение морфологического и орфографического разборов, совершенствование орфографических и пунктуационных умений. | Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности (Л). Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по лексике, морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 96 | 
 | 28.12 | 
 | Р/р Работа над ошибками. | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий(П), формулировать собственное мнение(К). | Сведения по лексике, морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 97 | 
 | 
 | 
 | Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. 
 | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Появление желания умело пользоваться языком (Л). Р.- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. П.-умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К.- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 98 | 
 | 
 | 
 | Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. 
 | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Появление желания умело пользоваться языком (Л). Р.- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. П.-умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К.- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 99 | 
 | 
 | 
 | Относительные прилагательные. 
 | Умение распознавать разряд прилагательного, приводить примеры. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 100 | 
 | 
 | 
 | Относительные прилагательные. 
 | Умение распознавать разряд прилагательного, приводить примеры. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 101 | 
 | 
 | 
 | Притяжательные прилагательные. 
 | Умение распознавать разряд прилагательного, приводить примеры. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, конкретизация (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 102 | 
 | 
 | 
 | Р/р  Стилистический анализ текста. | Умение анализировать и характеризовать текст определенного стиля и типа. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, конкретизация (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 103 | 
 | 
 | 
 | Морфологический разбор имени прилагательного. 
 | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 104 | 
 | 
 | 
 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. 
 | Развития умения использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 105 | 
 | 
 | 
 | Одна и две н в суффиксах прилагательных. 
 | Развития умения использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 106 | 
 | 
 | 
 | Одна и две н в суффиксах прилагательных. 
 | Развития умения использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 107 | 
 | 
 | 
 | Р/р Подробный и сжатый пересказ текста (устно). | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 108 | 
 | 
 | 
 | Правописание имен прилагательных с суффиксами -к- и -ск-. 
 | Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе написания. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), выполнение упражнений, монологическая речь (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 109   | 
 | 
 | 
 | Правописание сложных прилагательных. 
 | Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе написания. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), выполнение упражнений, монологическая речь (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 110 | 
 | 
 | 
 | Правописание сложных прилагательных. 
 | Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе написания. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), выполнение упражнений, монологическая речь (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 111 | 
 | 
 | 
 | Р/р Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. Сочинение-описание. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 112 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-описание. 
 | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 113 | 
 | 
 | 
 | Повторение темы «Имя прилагательное». 
 | Умение анализировать значение и морфологические признаки имени прилагательного, применять орфографические правила. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 114 | 
 | 
 | 
 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Умение анализировать значение и морфологические признаки имени прилагательного, применять орфографические правила. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). | 
 | 
  | 115 | 
 | 
 | 
 | Работа над ошибками. | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий(П), формулировать собственное мнение(К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 116 | 
 | 
 | 
 | Имя числительное как часть речи. 
 | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 117 | 
 | 
 | 
 | Простые, сложные и составные числительные. 
 | Умение правильно образовывать и записывать имена числительные. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, конкретизация (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 118 | 
 | 
 | 
 | Простые, сложные и составные числительные. 
 | Умение правильно образовывать и записывать имена числительные. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, конкретизация (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 119 | 
 | 
 | 
 | Количественные и порядковые числительные. 
 | Умение правильно характеризовать и записывать имена числительные. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, конкретизация (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 120 | 
 | 
 | 
 | Р/р Роль числительных в тексте. | Знать особенности использования в речи имён числительных. | Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П).   | Сведения по морфологии, орфографии | 
  | 121 | 
 | 
 | 
 | Склонение числительных. 
 | Умение правильно изменять по падежам сложные и составные числительные и употреблять их в речи. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), навыки рассуждения, согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 122 | 
 | 
 | 
 | Склонение числительных. 
 | Умение правильно изменять по падежам сложные и составные числительные и употреблять их в речи. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), навыки рассуждения, согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 123-124 | 
 | 
 | 
 | Разряды количественных числительных (целые, дробные). 
 |  Углубление знаний о грамматических признаках коли-чественных числительных.  
  
 |  Постановка учебной задачи (Р), составление алгоритма действий (П), развитие умения воспринимать информацию, понимать схему, таблицу (П). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 125 | 
 | 
 | 
 | Разряды количественных числительных (собирательные). 
 |  Углубление знаний о грамматических признаках коли-чественных числительных. 
 | Постановка учебной задачи (Р), составление алгоритма действий (П), развитие умения воспринимать информацию, понимать схему, таблицу (П). | Сведения по морфологии, морфемике, орфографии | 
  | 126 | 
 | 
 | 
 | Синтаксическая роль числительных. 
 | Умение использовать числительные в речи. | Постановка учебной задачи (Р), умение делать обобщения и выводы (П), монологическая речь, ответы на вопросы (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 127 | 
 | 
 | 
 | Р/р Изложение с продолжением.   | Умение использовать имена числительные в текстах. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 128 | 
 | 
 | 
 | Р/р Изложение с продолжением. | Умение использовать имена числительные в текстах. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 129 | 
 | 
 | 
 | Р/р Приемы сжатия текста. |  Умение читать текст и анализировать его с опорой на вопросы. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 130 | 
 | 
 | 
 | Морфологический разбор числительного. 
 | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного. | Формулирование цели деятельности (Р), осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей (П), создание монологического высказывания (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 131 | 
 | 
 | 
 | Повторение темы «Имя числительное». 
 | Проверка уровня сформированности умений характеризовать значение, морфологические признаки числительного, его роль в предложении. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 132 | 
 | 
 | 
 | Самостоятельная работа по теме «Имя числительное». 
 | Проверка уровня сформированности умений характеризовать значение, морфологические признаки числительного, его роль в предложении. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р). | 
 | 
  | 133 | 
 | 
 | 
 | Местоимение как часть речи. 
 | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки местоимения. | Постановка учебной задачи (Р), умение сравнивать и сопоставлять (П), монологическая речь, ответы на вопросы (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 134 | 
 | 
 | 
 | Местоимение как часть речи. 
 | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки местоимения. | Постановка учебной задачи (Р), умение сравнивать и сопоставлять (П), монологическая речь, ответы на вопросы (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 135-136 | 
 | 
 | 
 | Личные местоимения. 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 137 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сжатое изложение текста. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), развитие устной речи (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 138 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сжатое изложение текста. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), развитие устной речи (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 139 | 
 | 
 | 
 | Возвратное местоимение «себя». 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 140 | 
 | 
 | 
 | Притяжательные местоимения. 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 141 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-описание по картине (с элементами рассуждения). | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Сведения по орфографии, пунктуации, стилистике | 
  | 142 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-описание по картине (с элементами рассуждения). | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Сведения по орфографии, пунктуации, стилистике | 
  | 143 | 
 | 
 | 
 | Указательные и определительные местоимения. 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 144 | 
 | 
 | 
 | Указательные и определительные местоимения. 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 145 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сжатое изложение (контрольное). | Умение анализировать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Умение анализировать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 146 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сжатое изложение (контрольное). | Умение анализировать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Умение анализировать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 147 | 
 | 
 | 
 | Вопросительно-относительные местоимения. 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Постановка учебной задачи (Р), умение делать обобщения и выводы, выполнение упражнений (П), монологическая речь, ответы на вопросы (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 148 | 
 | 
 | 
 | Неопределенные местоимения. | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения, использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 149 | 
 | 
 | 
 | Неопределенные местоимения. 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения, использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 150 | 
 | 
 | 
 | Р/р  Сочинение-описание по фотографии (устно). | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 151 | 
 | 
 | 
 | Отрицательные местоимения. 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения, использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 152 | 
 | 
 | 
 | Отрицательные местоимения. 
 | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения, использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи (Р), выполнение упражнений, навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 153 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-описание картины. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 154 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-описание картины. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 155 | 
 | 
 | 
 | Морфологический разбор местоимений. Повторение темы «Местоимение». 
 | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки местоимения. | Формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить (П). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 156 | 
 | 
 | 
 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки местоимения. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), установление причинно-следственных связей (П), владение письменной речью (К). | 
 | 
  | 157 | 
 | 
 | 
 | Работа над ошибками. | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий(П), формулировать собственное мнение(К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 158 | 
 | 
 | 
 | Глагол. 
 | Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль, способы словообразования. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), монологическая речь (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 159 | 
 | 
 | 
 | Глагол. 
 | Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль, способы словообразования. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), монологическая речь (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 160 | 
 | 
 | 
 | Совершенный и несовершенный вид глагола. 
 | Умение определять вид глагола, составлять видовые пары, углубление знаний о типах текста. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), речевая деятельность (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 161 | 
 | 
 | 
 | Разноспрягаемые глаголы. 
 | Умение определять тип спряжения, соотносит личные формы с инфинитивом. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений (Р). Навык анализа (П). Создание текста на нравственную тему (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 162 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-рассуждение (устно). | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 163 | 
 | 
 | 
 | Переходные и непереходные глаголы.   
 | Умение группировать глаголы по заданным морфологическим признакам, правильно употреблять при глаголах существительные в косвенных падежах. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), речевая деятельность (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 164 | 
 | 
 | 
 | Возвратные глаголы. 
 | Умение группировать глаголы по заданным морфологическим признакам, правильно употреблять при глаголах существительные в косвенных падежах. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), речевая деятельность (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 165   | 
 | 
 | 
 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. 
 | Умение группировать глаголы по заданным признакам, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в тексте. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), разноаспектный анализ текста, создание текста на нравственную тему (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 166 | 
 | 
 | 
 | Условное наклонение. | Умение группировать глаголы по заданным признакам, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в тексте. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), разноаспектный анализ текста, создание текста на нравственную тему (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 167 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-рассуждение (контрольное). 
 | Развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 168 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-рассуждение (контрольное). 
 | Развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 169 | 
 | 
 | 
 | Повелительное наклонение. 
 | Умение группировать глаголы по заданным признакам, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в тексте. | Формулирование проблемы (Р), выдвижение аргументов, анализ, сравнение (П), создание текста на нравственную тему (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 170 | 
 | 
 | 
 | Р/р Составление текста-инструкции. | Развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 171 | 
 | 
 | 
 | Употребление наклонений. 
 | Умение группировать глаголы по заданным признакам, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в тексте. | Формулирование проблемы (Р), выдвижение аргументов, анализ, сравнение (П), создание текста на нравственную тему (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 172 | 
 | 
 | 
 | Безличные глаголы. 
 | Умение анализировать предложения с безличными глаголами. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), монологическая речь (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 173 | 
 | 
 | 
 | Морфологический разбор глагола. | Умение выполнять морфологический разбор глагола. | Планирование последовательности действий (Р), универсальные логические действия (П), умение вступать в диалог (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 174 | 
 | 
 | 
 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. 
 | Умение опираться на морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по морфемике, орфографии, пунктуации | 
  | 175 | 
 | 
 | 
 | Р/р Рассказ о событии. | Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 176 | 
 | 
 | 
 | Р/р Рассказ о событии. | Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 177 | 
 | 
 | 
 | Повторение по теме «Глагол». 
 | Умение характеризовать значение, морфологические признаки. синтаксическую роль глагола, употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и орфографическими нормами. | Планирование последовательности действий (Р), продуцирование высказывания в устной форме (П), учет позиции партнера по совместной деятельности (К). | Сведения по морфологии, орфографии, пунктуации | 
  | 178 | 
 | 
 | 
 | Годовая контрольная работа (задания разного уровня сложности). | Проверка уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль глагола. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (Р), рефлексия (К). | 
 | 
  | 179 | 
 | 
 | 
 | Синтаксис и пунктуация (20 часов) Основные единицы синтаксиса. 
 | 
 
 Актуализация знаний о синтаксисе. Умение отличать словосочетания от предложений. | 
 
 Постановка учебной задачи (Р), навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К). | 
 
 Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 180 | 
 | 
 | 
 | Основные единицы синтаксиса. 
 | Актуализация знаний о синтаксисе. Умение отличать словосочетания от предложений. | Постановка учебной задачи (Р), навык анализа (П), согласованное выполнение действий (К). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 181 | 
 | 
 | 
 | Простое предложение.   
 | Умение определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, отличать предложение от других языковых единиц. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 182 | 
 | 
 | 
 | Простое предложение. Словарный диктант 
 | Умение определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, отличать предложение от других языковых единиц. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 183 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-описание картины. | Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 184 | 
 | 
 | 
 | Р/р Сочинение-описание картины. | Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по орфографии, пунктуации | 
  | 185 | 
 | 
 | 
 | Простое осложнённое предложение. 
 | Умение распознавать осложнённые предложения, определять функции обращений и вводных слов. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), развитие речи (К). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 186 | 
 | 
 | 
 | Простое осложнённое предложение. 
 | Умение распознавать осложнённые предложения, определять функции обращений и вводных слов. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), развитие речи (К). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 187 | 
 | 
 | 
 | Р/р Рассуждение. Составление плана. 
 | Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 188 | 
 | 
 | 
 | Р/р Письменный пересказ текста. 
 | Развитие умения анализировать, редактировать, создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Сведения по стилистике, орфографии, пунктуации | 
  | 189 | 
 | 
 | 
 | Порядок слов в предложении. 
 | Умение распознавать прямой и обратный порядок слов. | Смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение работать в команде (К). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 190 | 
 | 
 | 
 | Порядок слов в предложении. 
 | Умение распознавать прямой и обратный порядок слов. | Смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение работать в команде (К). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 191 | 
 | 
 | 
 | Сложное предложение. 
 | Умение определять вид сложного предложения, средства связи частей сложного предложения. | Постановка цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации из различных источников (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 192 | 
 | 
 | 
 | Сложное предложение. 
 | Умение определять вид сложного предложения, средства связи частей сложного предложения. | Постановка цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации из различных источников (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 193-194 | 
 | 
 | 
 | Синтаксический разбор простого и сложного предложения. | Опознавать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания в них. Выделять среди предложений сложные путём нахождения их грамматических основ. | Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе (Л). Р.- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. П.-выделять существенную информацию из сообщений разных видов. К.-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Сведения по синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 195-196 | 
 | 
 | 
 | Обобщение изученного материала по темам 3,4 четверти. | Выполнение морфологического и орфографического разборов, совершенствование орфографических и пунктуационных умений. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий (П), формулировать собственное мнение (К). | Сведения по морфологии, синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 197 | 
 | 
 | 
 | Обобщение изученного материала по темам 3,4 четверти. | Выполнение морфологического и орфографического разборов, совершенствование орфографических и пунктуационных умений. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий (П), формулировать собственное мнение (К). | Сведения по морфологии, синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 198 | 
 | 
 | 
 | Р/р Работа над ошибками. | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий(П), формулировать собственное мнение(К). | Сведения по морфологии, синтаксису, орфографии, пунктуации | 
  | 199 | 
 | 
 | 
 | Повторение (6 часов) Повторение по разделу «Морфология. Орфография». | 
 Умение распознавать, использовать в речи и правильно оформлять на письме самостоятельные и служебные части речи | 
 Выбор ценностных ориентиров (Л), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К), постановка и формулирование цели деятельности (Р). | 
 Сведения по морфологии, орфографии, словообразова нию, пунктуации, синтаксису | 
  | 200 | 
 | 
 | 
 | Повторение по разделу «Морфология. Орфография». | Умение распознавать, использовать в речи и правильно оформлять на письме самостоятельные и служебные части речи | Выбор ценностных ориентиров (Л), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К), постановка и формулирование цели деятельности (Р). | Сведения по морфологии, орфографии, словообразова нию, пунктуации, синтаксису | 
  | 201 | 
 | 
 | 
 | Повторение по разделу «Морфология. Пунктуация». | Выполнение морфологического и орфографического разборов, совершенствование орфографических и пунктуационных умений | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий (П), формулировать собственное мнение (К), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р). | Сведения по морфологии, орфографии, словообразова нию, пунктуации, синтаксису | 
  | 202 | 
 | 
 | 
 | Повторение по разделу «Морфология. Пунктуация». | Выполнение морфологического и орфографического разборов, совершенствование орфографических и пунктуационных умений | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию (Л), прогнозировать результат и уровень освоения способов действия, осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий (П), формулировать собственное мнение (К), обращаться к способу действия, оценивая свои возможности (Р). | Сведения по морфологии, орфографии, словообразова нию, пунктуации, синтаксису | 
  | 203 | 
 | 
 | 
 | Итоговое повторение по изученным разделам | Умение распознавать, использовать в речи и правильно оформлять на письме самостоятельные и служебные части речи | Выбор ценностных ориентиров (Л), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К), постановка и формулирование цели деятельности (Р). | Сведения по морфологии, орфографии, словообразова нию, пунктуации, синтаксису | 
  | 204 | 
 | 
 | 
 | Итоговое повторение по изученным разделам | Умение распознавать, использовать в речи и правильно оформлять на письме самостоятельные и служебные части речи | Выбор ценностных ориентиров (Л), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К), постановка и формулирование цели деятельности (Р). | Сведения по морфологии, орфографии, словообразова нию, пунктуации, синтаксису |