Исследование в действии - подход, предполагающий выполнение последовательных, запланированных действий, с целью совершенствования практики преподавания и обучения, совместно с систематическим мониторингом результатов, полученных в ходе его реализации.Данный подход на базе школы связан с исследованием человеческих поступков и социальных ситуаций, в которых оказываются учителя, побуждает их к процессу систематического размышления над практикой. Основной предпосылкой данного подхода является то, что все учителя психологически готовы к анализу и решению проблем, связанных с профессией учителя.Исследование в действии начинается буквально там, где в данный момент находится учитель, и совершенствует его настолько, насколько он этого желает и стремится.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование урока в действии»
Киржикбаева Рауа Амзеевна Портфолио учителя Отчет А
группа 22 2-го (основного) уровня
г.Алматы
Как подходы диалогического обучения влияют на формирование коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в 9 классе в школах с казахским языком обучения
Динамичность происходящих в мире перемен обусловила необходимость переосмысления основополагающих принципов функционирования мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира первым, ключевым вопросом и для политиков в сфере образования, и для школ в целом. И для учителей в частности, является вопрос: «Что подлежит обучению в 21-м веке?» и вторым, не менее значимым – «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» (Руководство для учителя,стр.144). За последние годы в казахстанском образовании произошли реформы и происходят значительные изменения требований к качеству образования и системе его оценки. Эти изменения были преподнесены в содержании Программы курсов повышения квалификации
педагогических работников Республики Казахстан второго уровня обучения. Обучаясь на трехмесячных курсах и осваивая Программу, состоящую из семи модулей, получила возможность совершенствовать свои знания, которые я смогу использовать на практике в школе. Изучив все семь модулей, я хотела изменить отношение к процессу преподавания. Из семи модулей Кембриджской программы я выбрала тему своего исследования «Как подходы диалогического обучения влияют на формирование коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в 9 классе в школах с казахским языком обучения». Я работаю учителем русского языка и литературы в ГУ «Казахская средняя школа №29 им.Т.Изтилеуова» аула «Турмаганбет» Кармакшинского района Кызылординской области. Тип школы: общеобразовательная средняя школа. Профиль – естественно-математический. В школе обучаются 494 ученика. За последние годы моей практики я заметила, что интерес к моему предмету падает все больше и больше. При анализе текстов классиков ученики были неспособны вовлечь себя в процесс интерпретации, сделать логические выводы. Меня волновали вопросы: Как пробудить интерес к учебе? Как повысить интерес к моему предмету? Как сделать моих пассивных учеников активными? Русский язык в нашей стране является языком межнационального общения, и в статье 7 Конституции РК сказано, что наряду с государственным казахским языком используется и русский язык как официальный. Перед преподавателями русского языка стоит задача воспитать и обучить личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Таким образом, тема моего исследования является актуальной в наше время, потому что умение грамотно обучать общению на русском языке учеников, которые не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. У детей проявляется чувство скованности, неловкости, боязни неправильно произнести слова и выражения, чувство страха, что над ними будут смеяться. И многие из них считают, что лучше промолчать и получить низкую отметку, чем быть поднятым на смех. И ожидаемого диалога не получается, эти барьеры препятствуют коммуникации детей на уроках. Значит, учителям надо проходить курсы повышения квалификации для формирования коммуникативных навыков на уроках русского языка.
Это важно в контексте моего класса, потому что главная проблема пассивности моих учеников – отсутствие языковой среды. Количество часов русского языка постоянно сокращается. В этом году опять сократили на 1 час. Наша школа с естественно-математическим уклоном, кружки и компоненты по гуманитарным предметам не предусмотрены. Мои ученики не говорят на русском языке, даже самые сильные не умеют логично выражать свои мысли. Взаимодействие в классе, общение, беседы, диалоги, шутки со сверстниками помогли бы им в обучении и коммуникации. Это важно в контексте моей школы потому , что перейдя на профиль естественно-математического направления, школа стала больше уделять внимание на уроки естественного цикла. В школе появилось много кружков по математике, физике, биологии, количество часов преподавания по ним увеличилось, в то время как по предметам гуманитарного цикла уменьшилось. Но ведь именно на уроках гуманитарного цикла при разговоре, при диалогах, при общении , взаимодействии детей между собой происходит развитие ребенка в целом и формирование его личности в частном. Вывод, к которому я пришла: не надо обделять детей, ликвидируя кружки, интересные для детей, ведь многие сочиняют стихи, играют на домбре, импровизируют. Об аспекте преподавания и обучения, который я рассматриваю в рамках исследования в действии в моем классе, давно известно. Многие ученые, психологи, философы, социологи и психолингвисты утверждают, что общение – решающий фактор общего личностного развития школьников. В более широком смысле овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной. Именно поэтому я выбрала тему исследования «Как подходы диалогического обучения влияют на формирование коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в 9 классе в школах с казахским языком обучения». Цель исследования: сформировать коммуникативные навыки учащихся на уроках русского языка в 9 классе. Ожидаемые результаты: у учащихся сформированы навыки ведения беседы на русском языке. Подходы диалогического обучения делают ученика исследователем, и ученик начинает мыслить самостоятельно и творчески. А это – основа жизненной позиции. Тема исследования отражает содержание подмодуля «Диалогическое обучение», потому что « хорошо развитые коммуникативные навыки и чувство сопереживания учителя необходимы для установления уровня знаний и «незнаний» (Руководство, стр.254).Ключевым навыком диалога является постановка вопросов, которые способны поддерживать, улучшать и совершенствовать обучение учеников. Исследования показывают, что качество разговора в классе способствует развитию или замедлению процесса познания и обучения. Как сформировать коммуникативные навыки на уроках русского языка, когда дети не говорят по-русски? Во-первых, учитель должен специально организовать диалог. Через него ученик получает творческое усвоение знаний. Ученик не должен получать истину в готовом виде, а открывает ее сам при поддержке взрослого. Он получает новое знание в сотрудничестве. Значит, формируются коммуникативные навыки. Ученик учится решать проблемы сам, самостоятельно ищет пути решения. Не одно, а много решений. Он учится ставить вопросы, делать выводы, у него развивается стремление к познанию. В процессе диалогического общения ученик сам добывает прочные знания, глубоко понимает суть предмета, у него развивается творческое мышление, навыки сотрудничества, коммуникативные навыки. «Диалоговое преподавание использует возможность беседы для стимулирования и развития учащихся, утверждая, что посредством диалога учителя могут выявлять «здравый смысл» учащихся ежедневно, Взаимодействовать с их идеями и помогать им в преодолении непонимания. Когда учащимся предоставляется возможность внести свой вклад в диалоговое обучение в классе различными способами, они могут осознать ограничение своего понимания. В то же время они практикуют новые способы использования речи в качестве инструмента для формирования знания» Александер (2008 ) (Руководство для учителя, стр.250). Именно в диалоге у ребенка зарождаются новые идеи, новые мысли. Диалог – это снятие факторов, тормозящих общение учителя с учащимися во время организации учебного процесса, нетерпимости к другому мнению, к ошибке товарища, к навязыванию собственного мнения. Исследование в классе в контексте теории Диалогового обучения Александера(2004) предполагает, что традиционные модели общения в классе, в котором голоса учеников едва принимались во внимание, ставятся под сомнение диалектической и диалогической педагогикой. Они бросают вызов традиционному акценту на обучение через учебники, и учителя ложны пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований (Руководство, стр .192)
На втором этапе обучения «Практика в школе» я в корне пересмотрела планирование своих 4 -х уроков, опираясь на среднесрочный план, составленный на первом этапе обучения на курсах «Лицом к лицу». Темы последовательных уроков: 1.Культура течи. 2.Языковые нормы. 3.Стили речи. 4.Текст. Типы текста. Ознакомила с темой, целью и задачами исследования коллег и администрацию школы. Выслушав мнения коллег, внесла корректировку в свой рабочий план исследования, определились, кто из коллег сможет присутствовать на уроках и помочь в проведении исследования. Так как коллеги ведут уроки в моем классе, мы совместно троих учеников разного уровня мышления для моего исследования. Я попросила их помочь пронаблюдать за всем моим классом в процессе исследованияза всем моим классом в процессе исследования. Ученицы А и Б не могут полностью раскрыть себя и показать свои знания. А ученик В остается вне зрения незамеченным.При объяснении на традиционных уроках я основном от начала до конца говорила сама.
Ученица А – талантливая и одаренная, хорошо владеет русским языком, ответственно относится к учебной деятельности, проявляет и развивает творческие способности во внеурочной деятельности. У нее заметны лидерские качества. Но при возможности предпочитает работать самостоятельно.
Ученица Б – осознает цель учения, но личностный смысл учения преобладает над общественным, на достаточном уровне владеет приемами умственной деятельности. Принимает активное участие в школьных мероприятиях. Работает тогда, когда к ней обращаются и просят это сделать.
Ученик В недостаточно проявляет активность на уроках, успевает слабо, требует поддержки в учении и самореализации способностей. Интеллектуальные способности недостаточно развиты.
Выслушав коллег
мнение коллег после выбора наблюдаемых учеников, я составила следующий Выслушав мнение коллег после выбора наблюдаемых учеников, я составила следующий план работ.
Планирование работы
Что я хочу изменить в диалогической работе?
Что я хочу изменить?
Проводить уроки с использованием новых подходов в преподавании и обучении.
Что я должна для этого сделать?
Научить учеников грамотно и правильно вести диалог, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнения других, анализировать и вести исследовательскую беседу.
Как я буду применять план исследования?
После каждого урока анализировать достижения учащихся и вносить корректировки в свой план действия.
Как я буду применять диалогическое обучение?
Развивать коммуникативные навыки учащихся, используя диалог на уроке
Чтобы решить эти проблемы, с кем буду советоваться?
С администрацией школы, с психологом, с учителями - предметниками.
Кто проявил интерес к моему профессиональному росту?
Моя подопечная и многие молодые специалисты.
Заключение
Мне необходимо проверить свои возможности в качестве исследователя и проверить, насколько использование инструментов диалогического обучения влияет на формирование коммуникативных навыков.
В процессе исследования я провела анкетирование среди учащихся класса, при этом в фокусе моего наблюдения были учащиеся А,Б,В. На вопрос «Нравятся ли вам новые уроки?» ученица А ответила, что ей понравилось общение и попросила о том, чтобы такие уроки проводились чаще. Ученица Б сказала, что ей было весело на уроке, и все помогали друг другу. Ученик В сказал, что на новых уроках он чувствовал себя уверенно, особенно в групповой работе. Наблюдая за учениками А, Б ,В на следующих уроках, проследила, кто из моих наблюдаемых легко вступает в общение, а кому из них нужна помощь. Разделила на группы , дала задание «Составить кластер на тему «Культура», пронаблюдала, как при выполнении задания они общаются с другими учащимися, помогают ли они друг другу, отвечают ли на задаваемые вопросы, как ведут себя в группы. Я увидела изменения. Если раньше каждый работал за себя, то теперь они работали сообща, спорили между собой, вели себя уверенно. При выполнении задания ученица А активно включилась в работу, помогала ученикам в своей группе, и они первые закончили задание. На первом уроке «Культура речи» в ходе объяснения нового материала я применила 2 модуля: «Использование информационно-коммуникативных технологий» - презентация слайд-шоу «Культура речи» и « Обучение критическому мышлению» (составление кластера на тему «Культура). Ученики активно включились в работу. Ученица А работала по тексту на интерактивной доске. Ученица Б в ходе диалога сделала выводы о значении культуры речи в жизни. Ученик В участвовал в изготовлении постера. Поняла, что при групповой работе слабые ученики чувствуют себя более уверенно. Они выходят к доске вместе с другими учениками, проговаривают свое предложение или довод, смотрят на меня весело, не боясь получить плохую отметку. Пришла к выводу о том, что эффективная организованность групповых работ является основой для положительной атмосферы в классе. Правильная постановка вопросов способствует развитию навыков критического мышления у учащихся. По рефлексии учащихся было заметно, что урок им понравился. Со своей стороны могу сказать, что в целом урок мне понравился тем, что дети начали приобретать навыки оценивания, хотя раньше такого не было на уроках, что при правильной постановке вопросов дети дают полные ответы. Но были и минусы, учащиеся иногда не дослушивали ответы одноклассников до конца, перебивали, шумели. Снова пришла к выводу, что надо установить правила группы (в начале занятия) – не шуметь, уважать друг друга. Все время напоминала, что тема наша о культуре, и просила вести себя достойно. Оценивали смайликами. Я пронаблюдала, как развивались коммуникативные умения учеников от первого урока до четвертого. Ведь именно в сфере коммуникации и дети, и взрослые осуществляют свои жизненные планы. Здесь он получает поддержку, сочувствие, помощь. Так и мои ученики. От урока к уроку крепла их дружба, они помогали друг другу, поддерживали учеников группы В. Коммуникативные навыки помогли ученикам повысить успеваемость. На втором уроке «Стили речи» ученики смогли показать свои возможности, потому что участвовали в групповой работе – физминутках, создании постера, в диалогах , в различных видах оценивания, использования интерактивной доски. На уроке использовались стикеры, листы оценивания «Почему мне понравилось на уроке?»,тексты различного стиля ( на слайде и в бумажном варианте).Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей»я провела через постановку вопросов высокого порядка ученикам группы А и Б, а ученикам группы В я задавала вопросы низкого порядка. Также и через работу в группах, где «сильный» ученик помогает более «слабому». Творческое задание (работа с текстом «Мир») ученики выполняли в группе «Снежный ком». Я также дала им работу в парах, что способствовало их коммуникативности. Ученикам понравилась работа в парах, им было легче строить диалог. «Подумай! Поделись мнением!»Пары объединялись вгруппы по 4 ученика, потом по8 и в конце стала одна большая группа. После окончания урока я провела с ними беседу. На вопрос «Как вы чувствовали себя на уроке?» 5 ответили «Было интересно»,4 - «Весело, уверенно»,ученица В сказала: «Раньше было скучно, а теперь весело, интересно», 2 – ничего не ответили,1ученик сказал, что ему все равно, ученик С ответил, что ему было хорошо. Во всех 4х уроках я применяла модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» при выполнении заданий и упражнений на развитие памяти. Урок по теме «Типы текста» я провела в 9-м классе, а моя подопечная в 5-м классе. На вопрос «Какие типы текста вы знаете?» ученики 5-ого класса отвечали: «Повествование, описание, рассуждение». Ученики 9-ого класса по каждому типу защищали постер, обосновывая свой ответ, приводя примеры. Наблюдая уроки подопечной в пятом классе, я увидела, что она применила дифференцированные задания для АБВ. Я обрадовалась, что она применяет на практике методы и приемы, которые она видела на уроке у меня и научилась им.
Мои уроки получались скомканными. Я планировала одно, а на уроке выходило по-другому. Дети не привыкли каждый день делится на группы, чувствовали себя скованно, может, из-за видеокамеры тоже и вели себя неестественно. Каждый свой урок я меняла, дополняла с учетом недостатков предыдущего урока. Старалась внести изменения для того, чтобы разнообразить процесс обучения, активизировать у учащихся интерес к предмету, развивать их познавательный интерес. И уже к третьему и четвертому уроку они начали рассуждать и анализировать, а ученики А и Б, по-видимому, поняли необходимость работать над собой, в силу своих индивидуальных способностей. Я поняла, что надо было менять стили преподавания уже давно, жаль, что это происходит поздно. На последнем уроке «Текст. Типы текстов» я интегрировала модули «Новые подходы в преподавании и обучении» и «Обучение критическому мышлению» через подводящие вопросы, диалоги, создание проблемной ситуации, групповую работу, создание коллаборативной среды. Ожидаемыми результатами были проявление интереса к предмету, умение давать полный аргументированный ответ, выработка собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, взаимопомощь, дальнейшее развитие коммуникативных способностей, что и являлось моей главной целью и целью моего исследования в действии. При взаимооценивании группы завышали друг другу оценки, конечно же, они не хотели обижать друзей, Я применила модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», показав моим ученикам таблицу «Критерии успеха», и они с удивлением узнали, что за использование нескольких цветов балл повышается.(Постер «Публицистический стиль» был написан только одним цветом). Модуль «Управление и лидерство в преподавании и обучении» я применила через наблюдение и на уроке при взаимопроверке и взаимообучении. Урок наблюдала моя подопечная Г.А .Ученики оценивали друг друга, выбирали лидера.(2х учеников, набравших высокие баллы: А и Б)
На всех 4х уроках, проведенных на практике в школе, я пользовалась интерактивной доской, внедряла модуль «Использование ИКТ» через просмотр видео ролика, слайд-презентацию. ИКТ на моих уроках выступало как средство обучения, ученики выполняли упражнения, красным цветом выделяли ошибки. На всех уроках делила детей на группы по-разному (с помощью конфет, смайликами, по стилям речи, по типам речи – в соответствии с темой). Каждый из четырех уроков заканчивался рефлексией (светофор, смайлики, листы оценивания, диалог на стикерах). Чтобы обратная связь была позитивной, я с детьми становилась в круг, и все говорили друг другу пожелания, комплименты. Что я узнала нового и чему научилась? Да, я научилась четко определять цели и задачи каждого урока, определила ожидаемый результат для каждого ученика, продумывала формы и методы для активного включения детей, разрабатывала разноуровневые задания для А,Б,В.
Я применяла методы индивидуальной, парной и групповой работы во всех 4х уроках, опосредуя обучение через диалог. Беседа с учителем и другими учениками, является, пожалуй, самым важным средством вовлечения ученика в мероприятия, которые могут способствовать развитию его понимания. (Руководства для учителя, стр.250).
Изменения в практике. После первого этапа «Лицом к лицу» я научилась составлять ССП – среднесрочное планирование и КСП – краткосрочное планирование. На каждом уроке применяю методы и приемы, соответствующие тематике семи модулей, выбираю подходящие материалы и источники, продумываю завтрашнееделение на группы. Подбираю задания таким образом, чтобы ученики научились координировать вопрос и ответ, видеть в разных ответах не ошибку, а разные точки зрения. Стараюсь создать такой настрой на уроке, чтобы ученики слушали и слышали друг друга, согласовывали свои точки зрения. Если раньше я сама оценивала учеников, то теперь ученики сами оценивают себя и друг друга. Во всех проведенных четырех уроках я применяла подходы диалогического обучения, способствующие развитию коммуникативных способностей детей, что и являлось главной целью моего исследования. Именно эти подходы помогли формировать лингвистические навыки и их использование в устной и письменной речи. Во всех уроках я использовала тексты, темы , задания, ориентированные на диалог и на создание дружеской атмосферы. Диалогическое обучение помогло в использовании русского языка как средства общения, коммуникации. Мои ученики постепенно овладевали стратегиями говорения, чтения, аудирования. Если раньше я в классе много говорила, объясняла, сама сильно уставала, то теперь ученики сами добывают знания, много говорят между собой, объясняют друг другу. И в процессе их общения они стали помогать друг другу, дружески общаться, у них поднялось настроение, они стали более спокойными, дружелюбными. Вследствие этого улучшилась успеваемость всего класса, улучшилось поведение детей, их коммуникация, что и было целью моего исследования. Просматривая видео уроков, я видела все это: и свои пробелы, и свои успехи. Главное, я увидела искренность, непосредственность детей, они были счастливы, в их глазах светилась радость. Значит, я добилась целей своих уроков. Новые подходы в обучении помогли мне увидеть учеников и коллег другими глазами, я стала больше общаться, углубила свою рефлексию. Я начала разрабатывать новые идеи урока. Свою практику я поменяла коренным образом. В отличие от прежних уроков мои новые уроки отличаются тем, что я стала формировать готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний. Именно это соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке, обучаться тому, как учиться. Конечно, я внесла изменения в практику, потому что изменилась сама, чтобы обрести свой путь. Я изменилась, потому что я люблю свою работу – обучать детей и знаю, что они нуждаются во мне, чтобы я направляла их в этом сложном, быстро меняющемся мире.
При анализе данных и оценке результатов нововведений исследования в действии оказалось, что собранные данные являются достаточным доказательством в поддержку осуществленных новых подходов в обучении. В ходе выполнения задания №3 этапа «Практика в школе» я взяла интервью у классного руководителя 9Ә класса К.Ж. и согласовала с ней кандидатуру учеников А,Б,В. С ученицей В беседовала о проведенном уроке. С группой учеников провела рефлексивную беседу..В конце исследования в действии – интервью с учеником В и другими учениками из группы В. Я собрала следующие данные: фотографии учеников, выполняющих определенные действия, видео уроков, интервью после выполнения работы в группе, записи бесед с учениками. Проанализировав результаты и собранный диагностический материал 4х уроков, в ходе которого осуществлялось наблюдение за АБВ, выполнявшими следующие виды деятельности: составление кластеров, создание и защиту постеров, анализ текстов, ответы на вопросы, выполнение контрольной работы, тестов, пришла к следующим выводам:1.Ученица А уже во время первого урока стала активно взаимодействовать с членами группы, была лидером в своей группе, организовала выступление группы, а сама сделала выводы. Работала по интерактивной доске, отвечала на вопросы высокого порядка. В рефлексивном листе она написала «Все ОК!».Ученица А понимает смысл учебных заданий, владеет способами самоконтроля, стремится получить глубокие и прочные знания. Реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы. 2.Ученица Б стала уверенно и с большим желанием выступать при защите постера, обосновывать свои выводы, однако интерес в ходе урока оставался неустойчивым. К концу исследования она уже помогала другим участникам группы, проявила качества лидера. Научилась составлять вопросы высокого порядка. На вопросы интервью отвечала весело, непосредственно. Ученица Б осознает цель учения, но личностный смысл учения преобладает над общественным. Проявляет активность только на уроке. Владеет на достаточном уровне приемами умственной деятельности, способами получения знаний, выбора способа деятельности. Общительна, коммуникативна. 3.Ученик В во время первого урока был «непримерным» учеником. Ему было скучно, это повторилось и на втором уроке. В «Круге радости» назвал себя счастливым. Вместе с группой защищал постер. Активно принимал участие в физминутке. После моего разговора с ним о его поведении и учебе, приготовил домашнее задание: выучил наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Но не хочу, о други, умирать» и задал классу вопрос высокого порядка – определить стиль речи этого стихотворения и аргументировать свой ответ. При оценивании написал, что ему было немного трудно, но он справился и чувствовал себя уверенно.
Ученик В недостаточно владел общеучебными умениями и навыками, не ставил сам учебных задач и ориентировался на готовые задачи от учителя, неадекватно оценивал свои учебные возможности, но к концу исследования научился задавать вопросы, с помощью учеников А и Б смог улучшить уровень своих коммуникативных способностей, речь немного улучшилась, стал больше общаться со своими одноклассниками.
Я убедилась, что новые подходы в преподавании и обучении помогают учителю обстоятельно знать проблемы, связанные с индивидуальными потребностями каждого учащегося, в соответствии с их талантом, одаренностью, возрастными различиями. При сборе данных я использовала интервью с коллегами. Нелегко было вести беседу с аудиторией, в которой многие тебя не понимают. Это нормально, ведь даже не во всех школах Великобритании приняли новые подходы.(Из Руководства). Но данные анкет, опросов родителей, учеников, интервью с коллегами показали, что многие хотят перемен, новизны, особенно молодые учителя. При разговоре с учениками 9х и 5х классов, их анкетировании я узнала взгляды детей на новые подходы в обучении, при просмотре видео ясно видно, что им нравятся проведенные уроки, и они поддерживают новые методы и приемы.
Самым трудным для меня было то, что приходилось обращаться за помощью ко всем, в ком я нуждалась в ходе моего исследования. Мне было некомфортно и эмоционально, и психологически и я не понимала, как именно надо построить свое исследование. Первое, чему я научилась, преодолевать свои амбиции, обращаться за помощью, если я что-то не знаю.
Также мне было трудно определить виды сбора данных по результатам исследования и их обрабатывать.
Трудности я испытывала при организации групповой работы, не все учащиеся соблюдали правила работы а группе.
Детям в некоторых ситуациях было удобно говорить на родном языке, что также было трудностью для меня.
Пути преодоления этих трудностей я вижу в следующих действиях:
Улучшить систему сбора данных по исследованию.
Провести беседу с учащимися о правилах поведения в группе.
Провела коучинг с коллегами на тему « Культура класса»
Продумать систему заданий для учащихся для преодоления языкового барьера.
Я не могу сказать, что мне удалось внедрить в свою практику кардинальные изменения, и я коренным образом поменяла мой традиционный стиль преподавания на новые подходы в преподавании и обучении. В конце исследования ученица А реализовала свои способности в учении и поддержала среди товарищей престиж знаний. Ученица Б овладела новыми учебными действиями, проявила качества лидера и наблюдатели из Lesson-группы внесли предложение о переводе ее в группу А.Ученик С сделал значительные успехи, овладел учебно-коммуникативными навыками, стал выполнять задания быстрее, чем раньше, овладел приемами самоконтроля. Мне удалось систематизировать полученные знания, и я действовала в условиях школы с лидерской позиции, оказывая влияние на своих коллег путем инициирования профессиональных размышлений с Lesson-группой об исследованиях в области преподавания и обучения. В нашей школе уже есть сетевое сообщество и я влилась в него. Члены профессионального сообщества посещали мои уроки и делились своим мнением. В ходе интервью заведующий по воспитательной части Е.Б. сказал, что мы, группа людей, преданных своему, сможем изменить климат в нашей школе, внедряя идеи семи модулей Программы второго уровня. Учитель казахского языка Р.С. поделилась планами на будущее, сказав, что изменение, обновление означает рост, и мы должны оказать коллегам помощь, обучая их. Именно они стали Lesson-группой. Я помогала им ресурсами, советами. Многие коллег изменили написание поурочных планов, теперь они пишут среднесрочные и краткосрочные планы. В конце моей практики ко мне подошла учитель по биологии и выразила желание стать такой как я, измененной, потому что ей понравились коучинги, на которых она защищала постер. Она хотела применить на своих уроках новые методы и приемы, о которых она узнала. Я посоветовала ей записаться на курсы по Программе второго уровня. Только предупредила, что будет очень трудно, но в конце мучение превратится в радость, в ЗНАНИЕ. Она с радостью согласилась. У меня появилось чувство готовности помогать всем, кому нужна моя помощь, кто нуждается в моей поддержке.
Я пришла к выводу, что изменения, которые я внесла в свою практику, я применю и в других ситуациях. Я постараюсь улучшить свою практику. Учту, что прошло хорошо и что прошло не очень хорошо. Буду реализовывать идеи Программы второго уровня. По окончании курсов я буду помогать коллегам в проведении в школе исследования в действии, внедрю в школе подход Lesson Study. Соберу банк инструментов, создам постоянный состав Lesson-группы из своего методического объединения. Буду оказывать помощь коллегам, обучать их посредством подходов, которые я изучила на курсах Программы второго уровня в городе Алматы.
Использованная литература:
Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье
Среднесрочное планирование четырёх последовательных уроков русского языка в 9 классе по разделу «Культура речи»
№
2.Тема.
Основные цели обучения по уроку (по таксономии Блума)
3.Какие стратегии 7 модулей вы планируете использовать в образовательном процессе?
4.Как вы будете включать всех детей в обучение (в том числе, учеников А,Б,В).
5. Как вы будете оценивать (формативно и суммативно)?
6. Каких результатов вы планируете достичь в обучении?
7.Какие ресурсы планируете использовать?
Общая тема раздела: Культура речи
Основные цели обучения в целом по разделу: Формирование культурных ценностей у учащихся, умение применения в речи различных стилей и типов речи.
Тема исследования в действии: Как диалогическое обучение способствует формированию коммуникативных способностей на уроках русского языка в 9 классе в школах с казахским языком обучения
1 урок
Культура речи
Цель обучения:
1.Дать понятие о культуре речи.
2.Научить пользоваться стилями разных жанров, применять языковые средства.
3.Формировать у учащихся культурные ценностей.
I.Введение.
1.Организационный момент.
2.Психологический настрой.
3.Погружение в тему:
( КМ )Составление ассоциативного кластера («Культура»),
Тренинг «Приветствие»
«Как в разных странах мира люди приветствуют друг друга?»
II.Основная часть.
1.Формирование новых понятий. Приём
Работа с таблицей «Речь культурного человека должна быть»по методу «Думаем вместе» (Новые подходы в обучении)
2.Сравнительная характеристика критериев речи (содержательная, точная, правильная, выразительная)
Использование приема «Карусель».(КМ) Обобщение по группам.
3.Работа с текстом (По В.Бабайцевой)
Словарная работа.
Вопросно-ответная беседа. (ДО)
«Поймай вопрос».
(НПвПиО)
III. Заключительная часть.
1.Домашнее задание:
Уровень А -составить текст с использованием цитат из текста.
Уровень Б – редактирование текста
Уровень В – выполнение упражнения №291..
2.Саморефлексия. на стикерах
АБВ сравнивают, делают выводы в виде Диаграммы Венна
Ученики В Б выполняют индивидуальные задания
Ученик А готовит и задаёт вопросы
Взаимооценивание групп – таблица с критериями оценивания через наблюдение за учащимися ОДО.
Взаимооценивание по критериям.
Формативное
Знать: принципы культуры речи.
Понимать: что культура речи – часть общей культуры человека.
Уметь: Различать две стороны культуры речи:
Правильность речи;
Речевое мастерство.
Интерактивная доска, фломастеры, таблица.
стикеры
2 урок
Языковые нормы
Цель обучения:
1.Научить соблюдать языковые нормы современного литературного языка
..2.Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
I. Введение
1.Организационный момент.
2.Психологический настрой.
Способ образования групп по цветам.
3.Проверка домашнего задания.
«Поймай вопрос» ( ДО
4.Словарно-орфографическая пятиминутка.
II. Основная часть
1.Погружение в тему. Самостоятельное изучение темы по опорным таблицам («Языковые нормы») ( ИКТ)
2.Составление кластера(КМ)
.
4.Работа с текстом (По К.Чуковскому).
5.Упражнения на расстановку ударения.(№292)
6.Распределитель-ный диктант
III.Заключительная часть
1. Домашнее задание
2.Рефлексия.«Продолжи фразу (по выбору)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Урок дал мне для жизни…
.
Работа в группах.
Индивидуальная работа.
Опережающее задание ученику группы А.
Работа в группе
Индивидуальное задание для группы Б
Индивидуальное задание для учащегося группы В
Оценивание методом наблюдения, самооценива-ние, взаимооценивание
1.Изучение нового материала. (ИКТ). Таблица «Лестница»
2 .Комплексное применение знаний и действий.
3.Задания по группам
1 .Повествование (Чтение миниатюры «Кони»)
2 .Описание (чтение фрагмента «Сковорода»)
3 . Рассуждение (Работа с текстом В.Осеевой «Плохо»)
Ш.Заключительная часть
1.Домашнее задание: написать эссе.Упр.304,стр.198
2.Рефлексия «Дневник двойной записи».
Способ образования групп по стихиям: земля, воздух, небо, вода.
Вопросы готовит ученик группы Б
Опережающее задание ученику группы А.
Вовлечение всех учащихся активными формами работы.
Работа в группе
Работа в группе
Индивидуальное задание для ученика группы Б и В – составляют тонкие вопросы.
.Взаимооцени-вание групп
Оценивание групп.
Самооценива-ние
Осуществление взаимопровер-ки.
Формативноое оценивание группы экспертов
Знать, что текст – единица речи, обладающей смысловой и структурной завершенностью.
Понимать: Роль словарей, определять тему и основную мысль текста, какие языковые средства в нем используются.
Уметь: Правильно строить тексты.
Листы оценивания
Интерактивная доска
Сигнальные карточки
Краткосрочный план № 1
Четверть IV
Неделя 2
День 3
Урок 1
Тема урока:
Культура речи
Краткосрочный план № 1
Цель: 1.Дать понятие о культуре речи.
2.Научить пользоваться стилями разных жанров, применять языковые средства.
3.Формирование у учащихся культурных ценностей
Класс 9 «Ә»
Форма группы: АБВ
Дата:09.04.2014г.
Результат обучения для ученика А:
Знать, что культура речи – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.
Результат обучения для ученика Б:
Знать, что речь культурного человека должна быть содержательной, точной, выразительной.
Результат обучения для ученика В:
Знать, что повышению культуры речи способствует постоянный самоконтроль, чтение произведений лучших писателей, пользование словарями.
Основные ключевые идеи:
Культура речи – это качество нашей жизни.
Культура речи – неотъемлемая часть народного достояния.
Вид деятельности и время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вводная часть
Организационный момент.
Психологический настрой.
Погружение в тему.(КМ)
Составление кластера «Культура».
Создание проблемной ситуации ( на каждой парте текст, цветные карандаши)
Делит учеников на группы:
сезоны.
Раздает раздаточный материал (листы с текстом, словари)
Выводит на экран слово «Культура»
Вопросы разного уровня.
О чем текст?
Можно ли понять мысль автора?
Разбиваются на группы.
Составляют кластер
из ключевого
слова «Культура»
Читают текст.
Отвечают на вопросы.
Основная часть
1.Формирование новых понятий.
2.Работа с таблицей «Речь культурного человека должна быть..»
3.Стратегия КМ (сравнительная характеристика критериев речи)
4.Работа с текстом (По В. Бабайцевой)
5.Изучение новых слов
(словарная работа).
6.Знание, понимание
Объясняет задание
Деление текста на 4 части
Выводит на экран новые слова
(культура речи – сөз мәдениеті)
(неиссякаемое богатство - сарқылмас қазына)
Вопросы высокого порядка
1.Для чего нужно глубокое знание родного языка?
2.Как вы понимаете выражение «слово – одежда мысли»?
3.Чем должен отличаться культурный человек?
4.Почему необходимо обращаться к словарям?
5.Какие словари вам известны?
6.Что нужно делать для того, чтобы речь становилась богаче и выразительнее?
7.Как следует относиться к языку?
Ученик А составляет тезис о культуре.
По тому,как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.
(память, мышление при выполнении данного задания. самооценивание)
Ученики внимательно читают текст, анализируют его, отвечают на вопросы.
(анализ, синтез)
Ученики записывают в словари новые слова, составляют с ними предложения.(взаимооценивание).
Ученикам дается на обсуждение несколько минут.
Один ученик от каждой группы отвечает на вопрос.
(взаимопроверка)
(Кумулятивная беседа)
Заключительная часть
Оценивание.
Рефлексия.
Учитель дает каждому ученику лист оценивания
(на каком уровне оценивает себя ученик по знаниям после завершения первого урока).
Учитель вывешивает на доске 3 смайлика
(хорошо, так себе, плохо)
(Самооценивание)
Ученики прикрепляют стикер к тому смайлику,с каким ассоциируется у них данный урок.
Ресурсы:
Учебник «Русская речь» для 9 классов общеобразовательных школ с казахским языком обучения, словари (толковые, двуязычные, орфографические, орфоэпические), справочники.
Руководство для учителя, стр.260
Домашнее задание:
$26,стр.187.
Упр.291
Уровень А – составить текст с использованием цитат из текста.
Уровень Б – редактирование текста.
Уровень С – написать 5 пословиц и поговорок о культуре речи, знаниях, книгах.
Краткосрочный план № 2
Неделя 3
День 1
Урок 2
Тема урока: Языковые нормы
Класс:9Ә
Форма группы: АБВ
Преподаватель: Киржикбаева Р.А.
Цели урока:
1.Научить соблюдать языковые нормы современного литературного языка.
2.Развивать умения анализировать, сравнивать.
3.Расширить словарный запас.
4.Формировать навыки культурной речи.
Задачи: 1.повторить трудные случаи постановки ударения;
2.избегать ошибок в употреблении деепричастного оборота;
3.научиться согласовывать имена прилагательные с несклоняемыми именами существительными.
Результат обучения для ученика А:
Знать: правильность речи и языковые нормы.
Результат обучения для ученика Б:
Уметь: Владеть языковыми нормами
Результат обучения для ученика В:
Понимать: необходимость соблюдения языковых норм.
Основные ключевые идеи:
.Языковая норма – это образец, то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху.
Уметь задавать вопросы. Понимать, что речевое мастерство – это умение соблюдать языковые нормы.
Основные ключевые идеи:
Речевое мастерство – это умение, соблюдая языковые нормы, выбрать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения своей мысли.
Стили речи выбираются в соответствии с ситуацией.
Вид деятельности и время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Заключительная часть.
1.Домашнее задание.
2.Рефлексия. Заполнение бортового журнала.
Объясняю домашнее задание.
Подвожу итоги по проделанной работе.
Прием «Светофор»
Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы. Достигли ли мы критериев успешности? Оцените свою работу.
Что понравилось? (Сигнализируют смайликами: зеленый – хорошо, желтый – не знаю, красный - плохо)
Оценивание - формативное
Ресурсы:
Листы А4, смайлики 3х цветов, листы с критериями оценок, стикеры, маркеры, учебник для 9 класса под ред.Н.Н.Шмановой, Н.Ж.Шаймерденовой, А.Т.Кошеровой.
Домашнее задание:
Упражнение №298,№299, стр.193
Краткосрочный план № 4
Четверть IV
Неделя 3
День 2
Урок 4
Тема урока: Текст. Типы текста.
Краткосрочный план № 4
Цели: К концу урока учащиеся научатся:
а) анализировать тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение) по алгоритму;
б) анализировать построенные тексты по алгоритму;
в) оценивать правильность построения текста;
г) моделировать построение текстов разного типа.
Задачи обучения:
1. Ознакомить с видами словарей
2..Научить различать типы речи.
4 .Развивать речевые и творческие способности учащихся.
15.04.2014
9 «Ә»класс
Киржикбаева Р.А.
Результат обучения для ученика А:
Правильно строить тексты. Уметь ставить к ним вопросы. Анализировать построенные тексты по алгоритму.
Результат обучения для ученика Б:
Различать типы текста. Правильно определять тему и основную идею текста.
Результат обучения для ученика В:
Знать основные типы речи: повествование, описание. рассуждение
Основные ключевые идеи:
Знать, что текст – единица речи, обладающей смысловой и структурной завершенностью.
Понимать: Роль словарей, определять тему и основную мысль текста, какие языковые средства в нем используются.
Уметь: Правильно строить тексты.
Вид деятельности и время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вводная часть
Физминутка.
1. Организационный момент.
Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодиться!
2. Проверка домашнего задания.
Выслушиваются составленные предложения (по 5 стилям)
1. Получился ли подробный пересказ?
2. Рассказывал ли по плану (основные функции, общие особенности, сфера применения)
3. Использовал ли авторские слова, удачно ли подбирал соавторские слова?
4. Не пропустил ли важных событий?
5. Не допускал ли продолжительных пауз?
6. Интересно ли было слушать?
Оформление работы в тетрадях (число, классная работа)
3. Работа над типами текста. -К какому типу текста миниатюра «Кони»?
А) выход и пути решения ситуации
Докажите свой ответ, используя памятку.
Весело танцуют.
Делятся на группы.
Взаимооценивание групп
Ученик А читает предложения (разграничивает по стилям).
Ученик В и С отвечают на вопросы.
Оценивание групп.
Самооценива-ние
Оформляют записи в тетрадях.
Записывают число, классная работа.
Осуществление взаимопровер-ки
(Дети определяют тип текста – повествование).
Основная часть
Вопрос высокого порядка:
Можно ли содержание этого текста передать на одном фотоснимке или слайде?
(нельзя, так как это – повествование, потому что основа его – перечень действий, которые развиваются последовательно, происходят одно за другим, в разное время).
Вопрос низкого порядка:
Почему текст называется «Сковорода»?
(Залив называется Сковорода, потому что по форме и даже по цвету он напоминает сковороду).
Какой тип речи у вас получился?
Текст-повествование.
(что? где? когда? с кем? произошло)
1. В заголовке названо (или подразумевается) действие.
2. В первом предложении происходит завязка действия, хочется узнать, что было дальше.
3. Далее перечисляются действия, события.
4. В текст можно вставить слова «потом», «затем».
5. К тексту можно нарисовать несколько картинок.
6. Текст заканчивается выводом.
4.Работа с фрагментом текста «Сковорода»
Можно поставить вопросы
(какой? какая? какое? какие?)
1. В заголовке назван предмет описания.
2. В первом предложении назван предмет описания.
3. Далее перечисляются признаки предмета описания.
4. В текст нельзя вставить слова «потом», «затем».
5. К тексту можно нарисовать только одну картинку.
6. Текст заканчивается выводом.
Чтение миниатюры «Кони»
Ученик С рисует коней и фигуру человека.
Группа составляет постер.
Ученик В делает вывод.
Вывод: Я был теперь не простой человек, а с конями.
Группа готовит постер, защищает его.
Ученик А отвечает на вопрос высокого порядка (содержание этого текста можно передать на одном фотоснимке или слайде, так как это – описание, потому что основа его – перечень таких признаков, которые воспринимаются одновременно ).
В и С находят языковые средства
Заключительная часть
.Закрепление.
-Какие типы текста мы еще знаем?
-Обратимся к тексту по В Осеевой «»Плохо».
.
-Вспомним структуру текста-рассуждения.
-Составьте текст-рассуждение по одной из предложенных тем: Текст-рассуждение. Слайд 6
Можно поставить вопросы
(как? зачем? почему?)
1. Тезис.
2. Доказательства.
3. Вывод.
· Дети сами предлагают темы для рассуждения.
Выслушиваются и анализируются 2-3 текста, составленных детьми.
5.Демонстрация текста рассуждения
Дети работают с текстом-рассуждением, выполняя грамматические задания, предложенные в упражнении
Ученик А отвечает на вопрос:
«Плохо» - это тема или основная идея?
В и С объясняют знаки препинания при диалоге.
«Посланцы»из 3х групп ходят по классу, слушают рассуждения в других группах, возвращаются в свои группы и делятся идеями, пересказывают услышанное своим.(ДО)
Группы АВС заполняют листы оценивания, определяют лидера каждой группы.
Ресурсы:
Учебник для 9класса под ред. Н.Шмановой,Н.Шаймерденовой,А.Кошеровой