kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя прилагательное как часть речи

Цели: дать понятие об имени прилагательном как части речи; сформировать представление о грамматических категориях имени прилагательного, о его роли в предложении.

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится по усмотрению учителя.

Синтаксическая пятиминутка.

Закончите предложение. Сделайте его синтаксический разбор и составьте схему.

Зашевелились, тревожно зашумели, застонали над головой сосны, и.

III. Объяснение новой темы.

Беседа.

- Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную полянку. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т.д.

Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.

Задание. Запишите предложение:

Берегите нашу землю, её леса и реки, её луга и озёра, её небо.

Распространите предложение следующими прилагательными: тенистые, заливные, глубокие, быстрые, мирное.

- Что изменилось в предложении? Почему?

- Когда мы оглядываем мир вокруг себя, мы видим, что он состоит из предметов. Когда мы всматриваемся, вслушиваемся, мы начинаем понимать, что все предметы как бы состоят из свойств и качеств. Именно их и обозначают, передают в речи имена прилагательные. По признакам, которые обозначает имя прилагательное, легко восстановить сам предмет. Давайте попробуем сделать это.

Игра «Опознай незнакомца».

Высокое, ветвистое, раскидистое.

Трусливый, длинноухий.

Яркое, ослепительное, лучезарное.

Разноцветная, дугообразная.

Большой, лохматый, белый, северный.

Большой, кирпичный, многоэтажный.

(Дерево, заяц, солнце, радуга, медведь, дом.)

- Как видите, перечисления постоянных признаков предмета оказалось достаточно, чтобы узнать «предмет» или «существо».

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Правильно, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? - в зависимости от того, какие слова-существительные стоят рядом с ними.

- Каждый вопрос предназначен только для одного рода существительных. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имен существительных. Существительное снег – мужского рода, значит, прилагательное белый – мужского рода.

- Род прилагательного определяется по роду существительного. Число тоже определяется по имени существительному. Множественному числу соответствует вопрос какие? Например: цветущие сады, белые снега.

- Имена прилагательные могут изменять ещё и род. Это необходимо для того, чтобы они могли ПРИЛАГАТЬСЯ к существительным любого рода. Изменяться по родам – это, пожалуй, и есть самая главная отличительная особенность прилагательных.

- Так что же такое имя прилагательное? Об этом оно вам расскажет само. Послушайте стихотворение.

- Я слово замечательное, -

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

- А теперь чуть-чуть прозы. Дайте определение имени прилагательного. Сверьте свой ответ с правилом на стр. 249.

- Ребята, давайте познакомимся с именами прилагательными поближе и узнаем их характер. Поможет нам в этом сказка.

От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа, падежа.

- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные: чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе служба, вместе – дружба.

- Итак, мы теперь знаем, что имя прилагательное – это знаменательная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам. Согласуются с существительными, к которым относятся, и в предложении чаще всего являются определениями или сказуемыми.

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)

Тренировочные упражнения.

1. Расположите данные ниже слова-синонимы по степени усиления выражаемых ими признаков:

1) по степени быстроты движения;

2) по величине;

3) по степени одарённости человека.

1) торопливый, стремительный, быстрый;

2) колоссальный, большой, огромный;

3) талантливый, гениальный, способный

2. Учащиеся выполняют упр. 196 на стр. 72 Рабочей тетради.

Вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные.

Пригрело _______ солнышко. На ________ полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ________ ручеёк, наполнил до краёв _______ и _______ лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели _______ квартиры в _______ пне. Выполз из трухи _______ тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушка тоже от _______ сна очнулась. Ожил под _______ _______ солнцем и _______ _______ дом - муравейник. Вместо _______ квартир теперь на полянке появились _______ - _______.

Слова для справок: весенний, лесной, веселый, большой, зимний, старый, длиннохвостый, зимний, глубокий, теплый, весенний, огромный, лесной, зимний, новый, весенний.

Работа с учебником.

Учащиеся выполняют упр. 876 на стр. 251 учебника.

Домашнее задание.

1. § 76.

2. Упр. 875 на стр. 250.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи»

Имя прилагательное как часть речи


Цели: дать понятие об имени прилагательном как части речи; сформировать представление о грамматических категориях имени прилагательного, о его роли в предложении.


I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.


II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится по усмотрению учителя.


Синтаксическая пятиминутка.

Закончите предложение. Сделайте его синтаксический разбор и составьте схему.

Зашевелились, тревожно зашумели, застонали над головой сосны, и ...


III. Объяснение новой темы.

Беседа.

- Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную полянку. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т.д.

Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.


Задание. Запишите предложение:

Берегите нашу землю, её леса и реки, её луга и озёра, её небо.

Распространите предложение следующими прилагательными: тенистые, заливные, глубокие, быстрые, мирное.


- Что изменилось в предложении? Почему?

- Когда мы оглядываем мир вокруг себя, мы видим, что он состоит из предметов. Когда мы всматриваемся, вслушиваемся, мы начинаем понимать, что все предметы как бы состоят из свойств и качеств. Именно их и обозначают, передают в речи имена прилагательные. По признакам, которые обозначает имя прилагательное, легко восстановить сам предмет. Давайте попробуем сделать это.


Игра «Опознай незнакомца».

Высокое, ветвистое, раскидистое...

Трусливый, длинноухий...

Яркое, ослепительное, лучезарное...

Разноцветная, дугообразная...

Большой, лохматый, белый, северный...

Большой, кирпичный, многоэтажный...

(Дерево, заяц, солнце, радуга, медведь, дом.)


- Как видите, перечисления постоянных признаков предмета оказалось достаточно, чтобы узнать «предмет» или «существо».

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Правильно, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? - в зависимости от того, какие слова-существительные стоят рядом с ними.

- Каждый вопрос предназначен только для одного рода существительных. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имен существительных. Существительное снег – мужского рода, значит, прилагательное белый – мужского рода.

- Род прилагательного определяется по роду существительного. Число тоже определяется по имени существительному. Множественному числу соответствует вопрос какие? Например: цветущие сады, белые снега.

- Имена прилагательные могут изменять ещё и род. Это необходимо для того, чтобы они могли ПРИЛАГАТЬСЯ к существительным любого рода. Изменяться по родам – это, пожалуй, и есть самая главная отличительная особенность прилагательных.

- Так что же такое имя прилагательное? Об этом оно вам расскажет само. Послушайте стихотворение.

- Я слово замечательное, -

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.


- А теперь чуть-чуть прозы. Дайте определение имени прилагательного. Сверьте свой ответ с правилом на стр. 249.

- Ребята, давайте познакомимся с именами прилагательными поближе и узнаем их характер. Поможет нам в этом сказка.


От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа, падежа.

- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные: чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе служба, вместе – дружба.

- Итак, мы теперь знаем, что имя прилагательное – это знаменательная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам. Согласуются с существительными, к которым относятся, и в предложении чаще всего являются определениями или сказуемыми.

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)


Тренировочные упражнения.

1. Расположите данные ниже слова-синонимы по степени усиления выражаемых ими признаков:

1) по степени быстроты движения;

2) по величине;

3) по степени одарённости человека.


1) торопливый, стремительный, быстрый;

2) колоссальный, большой, огромный;

3) талантливый, гениальный, способный


2. Учащиеся выполняют упр. 196 на стр. 72 Рабочей тетради.

Вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные.

Пригрело _______ солнышко. На ________ полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ________ ручеёк, наполнил до краёв _______ и _______ лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели _______ квартиры в _______ пне. Выполз из трухи _______ тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушка тоже от _______ сна очнулась. Ожил под _______ _______ солнцем и _______ _______ дом - муравейник. Вместо _______ квартир теперь на полянке появились _______ - _______ .


Слова для справок: весенний, лесной, веселый, большой, зимний, старый, длиннохвостый, зимний, глубокий, теплый, весенний, огромный, лесной, зимний, новый, весенний.


Работа с учебником.

Учащиеся выполняют упр. 876 на стр. 251 учебника.


Домашнее задание.

1. § 76.

2. Упр. 875 на стр. 250.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи

Автор: Халтова Айша Азиевна

Дата: 20.10.2016

Номер свидетельства: 350922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи.""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-rol-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447000925"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Имя прилагательное как часть речи. Роль в предложении. Разнообразие лексических значений имен прилагательных."
    ["seo_title"] => string(80) "imia_prilagatelnoe_kak_chast_rechi_rol_v_predlozhenii_raznoobrazie_leksicheskikh"
    ["file_id"] => string(6) "590810"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636390654"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Роль имён прилагательных в речи. "
    ["seo_title"] => string(36) "rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "213556"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432095467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства