Просмотр содержимого документа
«"Главные члены предложения"»
Урок по русскому языку в 7-м классе по теме "Главные члены предложения"
Цель урока:
- отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо;
- развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;
- прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу;
Тип урока: новая тема
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, слайд на котором изображен ковер-самолет, карта сказочной страны "Предложение".
Ход урока
1. Орг. Момент урока.
Приветствие.
Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной: - Я есть Любовь! - Я есть воля! - Я есть сила! - Я есть добро! - Я есть всё прекрасное! - Я – человек! - Все зависит от меня! - Я все смогу! - У меня все получается!
2. Опрос домашнего задания
Бывает такой прием под названием «Рыбалка».
Вы будите ловить рыбу. В каждой рыбке спрятана вопрос.
3. Разбивка. Ученики разбиваются на две группы по японскому алфавиту.
«номотэтакусукахикуку» - подлежащее.
«аримэказдокуринмоку» - сказуемое.
4. Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на сказочном ковре- самолете в сказочное королевство Предложение. Наш волшебный ковер - самолет отправляется в путь (на экране появляется летящий ковер-самолет, под негромкую музыку). Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку.
Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по -разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. (на экране слайд Короля и Королевы в костюмах).
Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство Предложение и первая остановка в нем "Портняжкин дом"
в этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело - помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства.
На партах у вас лежат листы, с напечатанными текстами:
Петя------ морем.---- меняется на глазах каждый час. Штормовой_____гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные-----. То оно-------барашками.
Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер.
-Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.
1. Петя залюбовался морем.
2. Оно меняется на глазах каждый час.
3. Штормовой ветер гонит крупную зыбь.
4. От этой зыби на воде образовываются пенные цыпочки.
5. То оно играет барашками.
-Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам, или другими словами, какими частями речи выражены главные члены предложения?
Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги.
(Учитель на карте показывает остановки)
В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 7 класса.
Откройте учебники, найдите упражнение 1, 2.
Ребята, наше путешествие продолжается. Мы находимся в игровом зале королевского дворца "Составь предложение".
Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения.
(Предложения: Скоро наступит радостная весна. Радостно светит яркое солнце.
5. Физминутка.
Ученики весело и дружно делают разминку под музыкой.
6. Стадия «Рефлексия»
«Семицветик»
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками. На лепестке вопросы по пройденной теме. Если ученик ответит правильно приклейевает к доску . И получается у нас семицветик.
8. Стадия «Синквейн»
Подлежащее
Главное, необходимое,
Говорит, называет, указывает.
Без него обойтись трудно.
Предмет.
Сказуемое
Главное, необходимое,
Сообщает, открывает, сказывает.
Без него как-то скучно.
Действие.
7. «Лист самооценки»
Узнал что-то новое Научился
Расстроился Я Получил радость
Удивился Ничего не понял
8. Закрепление материала.
Учитель: Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия королевства Предложение.
Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, мы его продолжим на следующих уроках.