kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по русскому языку "Секреты языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Секреты текста»для 9-го класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В.В.Бабайцевой. М.: «Дрофа» 2010 год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку "Секреты языка"»



Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Малый Узень Питерского района Саратовской области»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По русскому языку (элективный курс) «Секреты текста»


Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс


Количество часов 17/0,5 Уровень: базовый






Рабочая программа по элективному курсу «Секреты текста»для 9-го класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В.В.Бабайцевой . М.: «Дрофа» 2010 год.

















Пояснительная записка

Программа 2 вида предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ГИА предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что части 1, 3 ГИА составляют примерно 2/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для успешной сдачи экзамена. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ГИА.

Использует в качестве программно-методического сопровождения:

  1. Учебники «Русская речь» Е.И. Никитиной. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».

  2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

  3. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ГИА.

Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

  1. пояснительную записку;

  2. содержание программы;

  3. технологию организации учебного процесса;

  4. формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

  5. требования к результатам освоения ГИА;

  6. основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;

  7. список литературы для учащихся.






Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к написанию изложения и сочинения для успешной сдачи ГИА.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (сочинение-рассуждение).

  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте.

  3. Способствовать развитию письменной речи.

  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ГИА.


В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

  • виды текста;

  • определение понятий «вступление» и «заключение»;

  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

    • указывать средства связи между частями текста;

    • определить тему и основную мысль текста;

    • определить тип и стиль речи;

    • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

    • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

    • анализировать форму исходного текста;

    • находить характерные для исходного текста языковые средства;

    • создавать связное высказывание;

    • излагать последовательно собственные мысли;

    • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

    • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает ГИА.


Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа (написание изложений, сочинений, нахождение в тексте выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ГИА.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  • промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов);

  • итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов;

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).



2.Содержание обучения.

РАЗДЕЛ I

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (7 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.



Тема 2. Лингвистический анализ текста. (5часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.



РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (1 час)

Тема 1. Анализ текста. Содержание исходного текста.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (4 часа)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Практические работы:

  1. написание сочинений-рассуждений, изложений;

  2. редактирование.


Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.


3.Список методической литературы:


  1. Никитина Е.И. «Русская речь» . М.: «Дрофа» 2010

  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 9-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА– М.: Интеллект-Центр, 2012;

  4. ГИА 2012: Русский язык. – М.: Просвещение, 2012.


Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru

  2. http://rustest.ru

  3. wwwfipi.ru

  4. http://www.prosa.ru

  5. http://www.pritchi.nm.ru









Календарно – тематическое

планирование



Календарно-тематическое планирование


п/п

ДАТА

Тема

Вид урока

По плану

По факту

 

 


Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста

(7 часов)

 

1

 


Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

 


Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

лекция

3

 


Выделение микротем в тексте

Практическая работа

4

 


Морфологические средства организации текста

Лекция

5

 


Синтаксические средства организации текста

Лекция

6

 


Стили речи

Тренировочный

7

 


Типы речи

Тренировочный

 

 


Тема 2. Лингвистический анализ текста (5часов)

 

8

 


Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Лекция

 9

 


Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

 

10

 


Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

11

 


Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум

12

 


Промежуточная контрольная работа 2

 

 

 


Тема 3. Анализ текста. (1часов)

 

13

 


Содержание исходного текста

Лекция

 

 


Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (4 часов)

 

14

 


Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция

Практикум

15

 


Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения

Практикум

16

 


Заключительная часть сочинения

Практикум

17

 


Тренировочные сочинения

Практикум




Итого -17 часов












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс по русскому языку "Секреты языка"

Автор: Комова Светлана Александровна

Дата: 24.08.2016

Номер свидетельства: 340588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "vneurochnaia_deiatelnost_po_russkomu_iazyku_eio_rol_i_mesto_v_uchebno_vospitatel"
    ["file_id"] => string(6) "529748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575233701"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Элективный курс «Секреты русской орфографии" (для учащихся 9 класса)"
    ["seo_title"] => string(75) "eliektivnyi-kurs-siekriety-russkoi-orfoghrafii-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "252322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447352824"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Элективный курс по русскому языку "Секреты текста""
    ["seo_title"] => string(53) "eliektivnyi_kurs_po_russkomu_iazyku_siekriety_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "424345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1500729976"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Элективный курс для 9 класса по теме: "Секреты синтаксиса и пунктуации""
    ["seo_title"] => string(75) "eliektivnyi_kurs_dlia_9_klassa_po_tiemie_siekriety_sintaksisa_i_punktuatsii"
    ["file_id"] => string(6) "374748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483159210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Сценарий предметного вечера "Берегите русский язык!""
    ["seo_title"] => string(62) "stsienarii_priedmietnogho_viechiera_bierieghitie_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "383613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485334168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства