Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку "Секреты текста"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку (элективный курс) «Секреты текста»
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс
Количество часов 17/0,5 Уровень: базовый
Рабочая программа по элективному курсу «Секреты текста»для 9-го класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В.В.Бабайцевой . М.: «Дрофа» 2010 год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку (элективный курс) «Секреты текста»
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс
Количество часов 17/0,5 Уровень: базовый
Рабочая программа по элективному курсу «Секреты текста»для 9-го класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Никитиной Е.И М.: «Дрофа» 2010 год.
Пояснительная записка
Программа 2 вида предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ГИА предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что части 1, 3 ГИА составляют примерно 2/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для успешной сдачи экзамена. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ГИА.
Использует в качестве программно-методического сопровождения:
Учебники «Русская речь» Е.И. Никитиной. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ГИА.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
пояснительную записку;
содержание программы;
технологию организации учебного процесса;
формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
требования к результатам освоения ГИА;
основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
список литературы для учащихся.
Цели элективного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к написанию изложения и сочинения для успешной сдачи ГИА. 2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе. 3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью. 4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей. 5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте. 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (сочинение-рассуждение).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ГИА.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает ГИА.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции; - уроки применения знаний на практике; - уроки навыков (тренировочные); - уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала); - самостоятельная работа (написание изложений, сочинений, нахождение в тексте выразительных средств языка и объяснение их роли); - работа в группах; - индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ГИА.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов);
итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов;
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
2.Содержание обучения.
РАЗДЕЛ I
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (7 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (5часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 9-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА– М.: Интеллект-Центр, 2012;
ГИА 2012: Русский язык. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
http://www.ege.edu.ru
http://rustest.ru
wwwfipi.ru
http://www.prosa.ru
http://www.pritchi.nm.ru
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания Заместитель директора
ШМО филологического цикла по УВР
от 27 августа 2012 г. ________Т.В. Малашенко
_______Н.В.Харченко от 28 августа 2013 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
________Т.В. Малашенко
28 августа 2013 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
Календарно – тематическое
планирование
По элективному курсу «Секреты текста»
Класс:9
Учитель:Симоненко Наталья Николаевна
Количество часов: всего 17 часов; в неделю 0,5 ч.
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н., утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 29 августа 2012 г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
ДАТА
Тема
Вид урока
По плану
По факту
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста
(7 часов)
1
Текст. Тема и основная мысль текста
Лекция
2
Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте
лекция
3
Выделение микротем в тексте
Практическая работа
4
Морфологические средства организации текста
Лекция
5
Синтаксические средства организации текста
Лекция
6
Стили речи
Тренировочный
7
Типы речи
Тренировочный
Тема 2. Лингвистический анализ текста (5часов)
8
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение
Лекция
9
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение