Сценарий предметного вечера "Берегите русский язык!"
Сценарий предметного вечера "Берегите русский язык!"
Этот праздник - завершающее занятие элективного курса "Секреты орфографии" в 6 классе. Конечно же, его можно провести и во время предметной недели, и после изучения темы "Лексика", и в День славянской письменности и культуры, и в рамках внеклассной работы по предмету- всё на усмотрение педагога. Буду рада, если кому-нибудь пригодится данный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий предметного вечера "Берегите русский язык!"»
Сценарий предметного вечера «Берегите русский язык»
Ведущий: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». С этих прекрасных слов русского писателя К. Г. Паустовского мы начинаем наш вечер «Берегите русский язык».
На нашем вечере есть хозяйки четырех стран: Лексики, Орфографии, Орфоэпии и Фразеологии. Они помогут нам открыть кладовые языка, почувствовать его богатство, которое надо беречь.
Лексика: Здравствуйте дорогие друзья! Я Лексика, наука о словах, о их толковании.
... Я, чей хлеб насущный — слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов,
Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал,
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал.
Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля,
Чтоб шло в расчет любое слово
По курсу твердого рубля...
Я предлагаю командам, которые есть на нашем вечере, задание, которое выяснит, умеют ли они беречь слово, дорожить им. Надо исправить ошибки в употреблении слов.
1.Выпас собак запрещается.
В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил пёрышки.
Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. Наставник от всей души поругал меня за поломку детали.
2.Он еще в глубокой юности начал писать стихи.
Я вчера взял самолет и прилетел в Москву.
Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
Лексика: Сейчас приглашаю к нам Словарь синонимов. Он проведет игру со зрительным залом «Кто быстрее подберет синоним к слову?» (это слово должно быть «старше»).
Словарь: Наводнение /потоки/,
Отель /гостиница/
Карлик /лилипут/
Насмешка /ирония/
Потеря /утрата/
Армия /войско/
Лоск /глянец/
Лексика: Я приглашаю на сцену еще одного моего друга - Наборщика. Наборщик: Я предлагаю командам поиграть в игру, которую я придумал.
Надо из букв слова ВЕЛИКАН составить как можно больше слов.
Победит сильнейший и быстрейший! А зрителям предлагаю аукцион
новых слов. Словарь поможет определить мне степень их новизны.
Он и начинает.
Словарь: «Ножки Буша»
«Ножки Буша» раз... и т.д.
Ведущая: Слово жюри. Оно подведет итог первой части нашего вечера.
Я приглашаю на сцену хозяйку страны Орфографии.
Орфография: Я и мой помощник Орфографический словарь приглашаем Вас в нашу страну. Пропуском в нее будет ваша грамотность. На доске написана Жалоба. Пусть команды напишут ее в исправленном виде.
«Дядя, прашу тебя, памаги.
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель поставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок про читать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И поставить мне пять».
Словарь: О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте его, уважаемые зрители.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах;
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы.
2) Какие наречия на -ую пишутся раздельно?
3) Какие приставки в наречиях пишутся через дефис?
4) Лучину щепают или щипают?
5)Кудри развеваются или развиваются?
6)Врага призирают или презирают?
Орфография: Я приготовила еще одно испытание для команд. Аукцион «Все ли исключения на О в корне слова после шипящих вы знаете?», побеждает та команда, которая назовет последнее исключение. Итак, Крыжовник... Крыжовник раз...
Ведущая: Ну что, хозяйка страны Орфографии, пропуск получат в вашу страну команды? А их ждет другое испытание. Приглашаю к нам хозяйку страны Орфоэпии.
Орфоэпия: «Здравствуйте. Я хозяйка страны Орфоэпии. Приглашаю вас всех к себе в гости. Но что это такое?! Что я слышу!»
(На сцену выходят два ученика и звучит диалог).
— Привет, Колян!
— Привет, Серый!
— Куда топаешь?
— До хаты! А ты?
— В музыкалку.
— Ну, ты продвинутый!
— Я-то что! Вот ты, ты всегда при бабках.
— Да, а что? Предки дают.
— Ладно, беги, меня маман ждет.
— Ну, топай. Пока.
Орфоэпия: «Неужели все так здесь разговаривают?»
Ведущая: «Нет, хозяйка страны Орфоэпии, эти ребята случайно попали к нам на вечер. Придумайте испытания для наших команд, они не подведут нас».
определить род существительных, придумав к ним прилагательные: интервью, пенальти, авеню, тюль, пони, кенгуру, кашне.
Пока команды выполняют задания, я поиграю со зрителями. Поставьте правильно ударение в слове, и тогда вы отгадаете загадки.
На бахче у нас растет,
Как разрежешь — сок течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется….. (арбуз)
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…… (фарфор).
Эту зелень ты не тронь,
Жжётся больно, как огонь,
Неприметна, некрасива,
Называется….. (крапива).
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный….. (каталог).
А теперь догадайтесь, где город, а где фамилия?
С Пушкином – с Пушкиным;
За Ивановом – за Ивановым;
Над Бородином – над Бородиным.
Ведущая: «Жюри проверило выполнение заданий командами. Кто же получит диплом знатоков Орфоэпии?»
Орфоэпия: «Почётными жителями моей страны стали все члены команд, а диплом знатоков получит команда …..»
Ведущая: «А теперь настало время побывать в самой загадочной стране – стране Фразеологии».
Фразеология: «Я хозяйка страны Фразеологии. Приветствую вас на этом вечере, хочу вам дать добрый совет: «Тише едешь – дальше будешь».
Ведущая: «А это значит, что нам всем придётся много думать, чтобы не попасть в сети, которые расставили фразеологизмы».
Фразеология: «Ну-ка, быстро отвечайте, что вы будете делать, если:
1команде 2 команде
Вас посадили в лужу. Вам подложили свинью.
В ваш огород пустили козла. Вам суют палки в колеса.
Вы съели собаку. Вы проглотили аршин.
В вас мечут гром и молнии. Перед вами ломают комедии.
Эта игра была боевым крещением, а сейчас получите конверты. Здесь предложения с ошибочным употреблением фразеологизмов, исправьте их.
1команде 1. После приезда Ольги жизнь нас стала бить другим ключом.
2. Павел Иванович знал всю его подноготную жизнь.
3. Мы обязаны объявить самую решительную борьбу с хулиганами.
4. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят.
2 команде
Приведённые показатели играют мало места для нашей экономики.
Шефы с честью оправдали свой долг.
Писатель идёт в ногу со своим временем.
4. Вообще-то он без минуты повар.
Фразеология: «А вы, уважаемые зрители, вспомните фразеологизмы со словами:
ИГРАТЬ — (в кошки-мышки, в бирюльки, с огнем, в прятки, вторую скрипку, в молчанку и т.д.)
ВЗЯТЬ — (быка за рога, в руки, голыми руками, грех на душу, измором, на абордаж, пример, слова обратно, себя в руки, под обстрел, на пушку и т.д.)
Победитель тот, кто назовет последним фразеологизм.
А теперь ответьте на «хитрые» вопросы:
1. Есть ли у Земли лицо? /стереть с лица земли/;
2. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? /каша/;
3. Может ли вопрос заболеть /больной вопрос/;
4. Из какого фразеологизма можно заключить, что у человека не две ноги, а больше? /броситься со всех ног/.
Ведущая: «Наш вечер подходит к концу — жюри определило, какая команда вышла с честью из всех испытаний хозяйки страны Фразеологии. Слово жюри».
(Объявляется и итог игры команд. Определяется лучший знаток русского языка из зрителей.)
Ведущая: «Сегодня вы показали отличные знания четырех лингвистических наук: лексики, орфографии, орфоэпии, фразеологии. На следующий год мы попадем в другие лингвистические страны. Сохраняйте и приумножайте свои знания, любите и берегите наш русский язык».