kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий предметного вечера "Берегите русский язык!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот праздник - завершающее занятие элективного курса "Секреты орфографии" в 6 классе. Конечно же, его можно провести и во время предметной недели, и после изучения темы "Лексика", и в День славянской письменности и культуры, и в рамках внеклассной работы по предмету-  всё на усмотрение педагога. Буду рада, если кому-нибудь пригодится данный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий предметного вечера "Берегите русский язык!"»

Сценарий предметного вечера «Берегите русский язык»


Ведущий: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». С этих прекрасных слов русского писателя К. Г. Паустовского мы начинаем наш вечер «Берегите русский язык».


На нашем вечере есть хозяйки четырех стран: Лексики, Орфографии, Орфоэпии и Фразеологии. Они помогут нам открыть кладовые языка, почувствовать его богатство, которое надо беречь.


Лексика: Здравствуйте дорогие друзья! Я Лексика, наука о словах, о их толковании.

... Я, чей хлеб насущный — слово,

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов,

Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал,

Чтоб не транжирить как попало

Из капиталов капитал.

Чтоб не мешать зерна с половой,

Самим себе в глаза пыля,

Чтоб шло в расчет любое слово

По курсу твердого рубля...

Я предлагаю командам, которые есть на нашем вечере, задание, которое выяснит, умеют ли они беречь слово, дорожить им. Надо исправить ошибки в употреблении слов.


1.Выпас собак запрещается.

В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил пёрышки.

Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. Наставник от всей души поругал меня за поломку детали.


2.Он еще в глубокой юности начал писать стихи.

Я вчера взял самолет и прилетел в Москву.

Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.


Лексика: Сейчас приглашаю к нам Словарь синонимов. Он проведет игру со зрительным залом «Кто быстрее подберет синоним к слову?» (это слово должно быть «старше»).


Словарь: Наводнение /потоки/,

Отель /гостиница/

Карлик /лилипут/

Насмешка /ирония/

Потеря /утрата/

Армия /войско/

Лоск /глянец/

Лексика: Я приглашаю на сцену еще одного моего друга - Наборщика. Наборщик: Я предлагаю командам поиграть в игру, которую я придумал.

Надо из букв слова ВЕЛИКАН составить как можно больше слов.

Победит сильнейший и быстрейший! А зрителям предлагаю аукцион

новых слов. Словарь поможет определить мне степень их новизны.

Он и начинает.

Словарь: «Ножки Буша»

«Ножки Буша» раз... и т.д.

Ведущая: Слово жюри. Оно подведет итог первой части нашего вечера.


Я приглашаю на сцену хозяйку страны Орфографии.

Орфография: Я и мой помощник Орфографический словарь приглашаем Вас в нашу страну. Пропуском в нее будет ваша грамотность. На доске написана Жалоба. Пусть команды напишут ее в исправленном виде.

«Дядя, прашу тебя, памаги.

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель поставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок про читать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И поставить мне пять».

Словарь: О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте его, уважаемые зрители.

  1. Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах;

На мотоцикле разъезжал

И цифр он знал немало

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.


2) Какие наречия на -ую пишутся раздельно?

3) Какие приставки в наречиях пишутся через дефис?

4) Лучину щепают или щипают?

5) Кудри развеваются или развиваются?

6) Врага призирают или презирают?


Орфография: Я приготовила еще одно испытание для команд. Аукцион «Все ли исключения на О в корне слова после шипящих вы знаете?», побеждает та команда, которая назовет последнее исключение. Итак, Крыжовник... Крыжовник раз...


Ведущая: Ну что, хозяйка страны Орфографии, пропуск получат в вашу страну команды? А их ждет другое испытание. Приглашаю к нам хозяйку страны Орфоэпии.

Орфоэпия: «Здравствуйте. Я хозяйка страны Орфоэпии. Приглашаю вас всех к себе в гости. Но что это такое?! Что я слышу!»

(На сцену выходят два ученика и звучит диалог).

— Привет, Колян!

— Привет, Серый!

— Куда топаешь?

— До хаты! А ты?

— В музыкалку.

— Ну, ты продвинутый!

— Я-то что! Вот ты, ты всегда при бабках.

— Да, а что? Предки дают.

— Ладно, беги, меня маман ждет.

— Ну, топай. Пока.

Орфоэпия: «Неужели все так здесь разговаривают?»

Ведущая: «Нет, хозяйка страны Орфоэпии, эти ребята случайно попали к нам на вечер. Придумайте испытания для наших команд, они не подведут нас».

Орфоэпия: Вот мои задания:

  1. расставить ударения в словах: баловать, газопровод, диспансер, дозвонится, завидно, индустрия, банты, торты, каталог, похороны, углубить, партер, украинский, облегчить;


  1. определить род существительных, придумав к ним прилагательные: интервью, пенальти, авеню, тюль, пони, кенгуру, кашне.




Пока команды выполняют задания, я поиграю со зрителями. Поставьте правильно ударение в слове, и тогда вы отгадаете загадки.

На бахче у нас растет,

Как разрежешь — сок течет.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется….. (арбуз)


Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я…… (фарфор).


Эту зелень ты не тронь,

Жжётся больно, как огонь,

Неприметна, некрасива,

Называется….. (крапива).


Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный….. (каталог).

А теперь догадайтесь, где город, а где фамилия?

С Пушкином – с Пушкиным;

За Ивановом – за Ивановым;

Над Бородином – над Бородиным.

Ведущая: «Жюри проверило выполнение заданий командами. Кто же получит диплом знатоков Орфоэпии?»

Орфоэпия: «Почётными жителями моей страны стали все члены команд, а диплом знатоков получит команда …..»

Ведущая: «А теперь настало время побывать в самой загадочной стране – стране Фразеологии».

Фразеология: «Я хозяйка страны Фразеологии. Приветствую вас на этом вечере, хочу вам дать добрый совет: «Тише едешь – дальше будешь».

Ведущая: «А это значит, что нам всем придётся много думать, чтобы не попасть в сети, которые расставили фразеологизмы».

Фразеология: «Ну-ка, быстро отвечайте, что вы будете делать, если:


1 команде 2 команде

Вас посадили в лужу. Вам подложили свинью.

В ваш огород пустили козла. Вам суют палки в колеса.

Вы съели собаку. Вы проглотили аршин.

В вас мечут гром и молнии. Перед вами ломают комедии.


Эта игра была боевым крещением, а сейчас получите конверты. Здесь предложения с ошибочным употреблением фразеологизмов, исправьте их.



1 команде 1. После приезда Ольги жизнь нас стала бить другим ключом.

2. Павел Иванович знал всю его подноготную жизнь.

3. Мы обязаны объявить самую решительную борьбу с хулиганами.

4. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят.



2 команде

  1. Приведённые показатели играют мало места для нашей экономики.

  2. Шефы с честью оправдали свой долг.

  3. Писатель идёт в ногу со своим временем.

4. Вообще-то он без минуты повар.


Фразеология: «А вы, уважаемые зрители, вспомните фразеологизмы со словами:

ИГРАТЬ (в кошки-мышки, в бирюльки, с огнем, в прятки, вторую скрипку, в молчанку и т.д.)

ВЗЯТЬ (быка за рога, в руки, голыми руками, грех на душу, измором, на абордаж, пример, слова обратно, себя в руки, под обстрел, на пушку и т.д.)


Победитель тот, кто назовет последним фразеологизм.


А теперь ответьте на «хитрые» вопросы:

1. Есть ли у Земли лицо? /стереть с лица земли/;

2. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? /каша/;

3. Может ли вопрос заболеть /больной вопрос/;

4. Из какого фразеологизма можно заключить, что у человека не две ноги, а больше? /броситься со всех ног/.


Ведущая: «Наш вечер подходит к концу — жюри определило, какая команда вышла с честью из всех испытаний хозяйки страны Фразеологии. Слово жюри».


(Объявляется и итог игры команд. Определяется лучший знаток русского языка из зрителей.)


Ведущая: «Сегодня вы показали отличные знания четырех лингвистических наук: лексики, орфографии, орфоэпии, фразеологии. На следующий год мы попадем в другие лингвистические страны. Сохраняйте и приумножайте свои знания, любите и берегите наш русский язык».


Молчат гробницы, мумии и кости;

Лишь слову жизнь дана:

Из тьмы веков, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена,

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий предметного вечера "Берегите русский язык!"

Автор: Ковалева Светлана Викторовна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383613


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства