kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс для 9 класса по теме: "Секреты синтаксиса и пунктуации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс позволяет более углубленно изучить разделы русского языка "Ситаксис и пунктуации" в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 9 класса по теме: "Секреты синтаксиса и пунктуации"»

Общая характеристика элективного курса

«Секреты синтаксиса и пунктуации.»


Программа элективного курса «Секреты синтаксиса и пунктуации» - школьный курс для уч-ся 9 класса. Она построена в основном на углубленном изучении простых и сложных предложений и знаков препинания в них.

Программа включает в себя:

- теоретический материал;

- задания практического характера;

- задания и вопросы занимательного характера.


Программа элективного курса имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 9 классе. Предполагаемый курс позволит более тщательно подготовиться к итоговой аттестации учащихся и ВОУД. В работу курса включены тестовые задания.

Курс «Секреты синтаксиса и пунктуации» систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, способствует глубокому повторению и закреплению трудных или наиболее значимых тем.


Основная цель элективного курса:

Формирование практических навыков и теоретических знаний учащихся по синтаксису и пунктуации, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Задачи:

1.Углубить знания учащихся по разделам «Синтаксис и пунктуация русского языка.»

2.Сформировать умения определять структуру предложения;

3.Анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;

4.Обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;

5.Определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.

6.Развивать навыки исследовательской творческой работы с текстом, со справочной литературой.


Факультативные занятия выполняют следующие функции:

обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся);

диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения теоретического материала, сформированность пунктуационных умений и навыков;

развивающую (развивают самостоятельность мышления, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют потребность обращения к справочной литературе.)


Результаты обучения.

В результате изучения курса уч-ся должны знать:

строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

типологию простого и сложного предложения, типологию главных и второстепенных членов предложения, односоставных предложений;

виды чужой речи;

признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;

уметь:

производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

пользоваться справочной литературой.


Список литературы:


Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2000

Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначения.-М., 1979.

Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений.- М., Дрофа, 2002.

Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка. – М. 2003

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. 2003


Программа элективного курса: «Секреты синтаксиса и пунктуации».



Тема 1.Простое предложение как синтаксическая единица. (4 часа)

Значение, строение и функции предложения.

Типы предложений. Односоставные предложения.

Особенности синтаксического и пунктуационного разбора простых предложений.

 Тире между подлежащим и сказуемым


Тема 2. Пунктуация в предложениях с однородными членами (3 часа)

Однородные члены предложения с бессоюзной связью.

Сочинительные и подчинительные союзы. Однородные члены предложения, соединенные союзами.

Обобщающие слова при однородных членах.


Тема 3.Знаки препинания при словах , грамматически не связанных с членами предложения.(5 часов)

Обращения в предложениях.

Вводные слова и словосочетания.

Вставные конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных и

отрицательных словах.


Тема4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (5 часов)

Обособленные определения. Согласованные определения.

Несогласованные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.


Тема 5. Сложные предложения как синтаксическая единица.(10 часов)

Основные виды сложных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Типы придаточных предложений.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным обстоятельственным

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Типы подчинения в сложносочиненных предложениях.


Тема 6 . Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении(4часа)

Запятая в бессоюзном сложном предложении

Точка запятой в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении


Тема 7. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной, при диалоге.(2часа)

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной

Знаки при диалоге.

Знаки препинания при цитатах

Контрольное тестирование









Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Секреты синтаксиса и пунктуации».

Тема урока

Кол-во часов

Дата


Тема 1.Простое предложение как синтаксическая единица.

4


1.

Значение, строение и функции предложения.

1


2

Типы предложений. Односоставные предложения.

1


3

Особенности синтаксического и пунктуационного разбора простых предложений.

1


4

 Тире между подлежащим и сказуемым

1



Тема 2. Пунктуация в предложениях с однородными членами.

3


5

Однородные члены предложения с бессоюзной связью.

1


6

Сочинительные и подчинительные союзы. Однородные члены предложения, соединенные союзами.

1


7

Обобщающие слова при однородных членах.

1



Тема 3.Знаки препинания при словах , грамматически не связанных с членами предложения.

5


8

Обращения в предложениях.

1


9

Вводные слова и словосочетания.

1


10

Вставные конструкции.

1


11

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

1


12

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных и отрицательных словах.

1



Тема4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

5


12

Обособленные определения. Согласованные определения.

1


13

Несогласованные определения.

1


14

Обособленные приложения.

1


15

Обособленные обстоятельства.

1


16

Обособленные дополнения.

1



Тема 5. Сложные предложения как синтаксическая единица.

10


17

Основные виды сложных предложений.

1


18

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1


19

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1


20

Типы придаточных предложений.

1


21

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным.

1


22

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным.

1


23

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным обстоятельственным.

1


24

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1


25

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1


26

Типы подчинения в сложносочиненных предложениях.

1



Тема 6 . Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

4


27

Запятая в бессоюзном сложном предложении.

1


28

Точка запятой в бессоюзном сложном предложении.

1


29

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1


30

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1



Тема 7. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной, при диалоге.

2


31

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной.

1


32

Знаки при диалоге.

1


33

Знаки препинания при цитатах.

1


34

Контрольное тестирование.

1































Предложения с обособленными членами.



Второстепенный член предложения (один или вместе с зависимыми словами ),

выделенный в составе предложения по смыслу и интонационно, называется обособленным.


Предложения с обособленными членами

Второстепенные члены предложения являются обособленными в следующих случаях:

Примеры


Обособленные

определения


1) Если они стоят после определяемого

слова.

- Одиночное определение должно нести

значительную смысловую нагрузку.


2)Если они стоят перед определяемым

словом и имеют добавочное значение

причины и уступки.


3) Если они относятся к личному

местоимению.


-Поляны, усыпанные березовым листом, были полны солнца.

-Молодому человеку, влюбленному, невозможно не проболтаться.

(молодому человеку, если он влюблен…)

-Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался снова размышлениям. (так как он был тронут преданностью старого кучера )

-Убаюканный сладкими надеждами, он

крепко спал.

А он, мятежный, просит бури…

Обособленные приложения

1) Если они относятся к нарицательному

имени существительному и стоят после

него.

2) Если они относятся к собственному имени

существительному и стоят после него.


3) Если они относятся к личному

местоимению.

4) Приложения могут присоединяться

союзом как

а) являются обособленными, если союз

как имеет оттенок причинности

б) необособленными, если союз как имеет

значение « в качестве»

-Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его.


-Майя Плисецкая, знаменитая русская балерина, принадлежит к театральной династии.

- Он, художник, никогда раньше не видел такого разнообразия красок.



-Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки метлу.

- Уже не раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке.

Обособленные обстоятельства

1) Обстоятельства, выраженные

деепричастиями и деепричастными

оборотами.

2)Обстоятельства уступки с предлогом

несмотря на.

3) Не обосабливаются обстоятельства, выраженные устойчивыми сочетаниями типа

спустя рукава , сломя голову.

-Мать несколько раз обернулась, взмахивая платком.


-Несмотря на усталость, он много работал.


-В тяжелые военные годы многим пришлось работать засучив рукава.

Уточняющие обособленные члены предложения


1)Служат для пояснения других членов предложения (уточняемых).


2)Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи:

а) союзов то есть, или.



б) слов особенно, даже, в частности.

-Здесь ,в спальне , царил полный покой.

Мы гуляли довольно долго, до самого

вечера.



-Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее.

-Значимые части слова, в частности приставки, суффиксы, способны образовать новые слова.


Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения- отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.



Соединяются


При помощи интонации. Сочинительных союзов.


У набережной теснятся

пароходы, шхуны, баржи.

Союзы


Примеры

Соединительные

И, да(и),

ни-ни,

не только…,но и;

как…, так и

Его движения были точны и спокойны.

Я знаю и русский, и казахский язык.

Ночью ветер злится да стучит в окно.

Ни время , ни расстояние не ослабляют дружбу.

Он был не только хорошим учеником, но и настоящим другом.

Вокруг столпились как местные, так и приезжие.


Разде

лительные

Или, либо,

То-то,

Не то-…не то

Подчеркните красной или синей линией.

Солнце то спрячется, то вновь появится…

Но вот впереди показались не то огни поселка, не то горящих костров.

Противительные

А, но, да(но),зато

Знание- орудие, а не цель.

Старцев поехал домой, но скоро вернулся.

Язык мал, да горами качает.


Предложения с несколькими рядами однородных членов.

Вдали над нами пестрели и цвели луга и нивы золотые.

На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.

Устойчивые сочетания: и день и ночь ни то ни се

ни свет ни заря и так и сяк

ни рыба ни мясо и смех и грех


Определения.


Однородные Неоднородные.

На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. Мама купила большой красный

На прилавке лежали шерстяные, шелковые платки.сладкий арбуз.


Обобщающие слова при однородных членах.

О: О,О,О Вокруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.

О,О,О- О Затуманенный лес, озеро, небо- все было серое.

О:О,О,О- … Все вокру: затуманенный лес, озеро, небо- было серое.

О, а именно: О, О и О (как-то, а именно, например)

Строение и грамматическое значение предложения.

Предложение- это грамматически и интонационно оформленная единица , выражающая законченную мысль.

Обязательно содержит грамматическую основу (подлежащее и сказуемое)


Предложения


Простые Сложные (Одна грамматическая основа) ( Две и более грамматических основ)


По цели высказывания:

повествовательные (Морозные ночи, ясные, тихие сны…), Бессоюзные

вопросительные (Вы намерены биться на шпагах?), [ ] , [ ] - значение одновременности и

побудительные (Спой мне песню.) последовательности перечисления.

Поинтонации предложения бывают: Союзные [ ] ; [ ] – перечисление более распространено, восклицательными и внутри предложения уже есть запятые. Невосклицательными [ ] : (причина), ( по смыслу союз- потому что)

По наличию и отсутствию второстепенных членов: [ ] : (поясняет первое), (а именно ,то есть) распространенные (кроме главных есть и второстепенные члены) [ ] : (дополняет первое), (как, что)

Наступила долгожданная весна. [ ] – [ ] при противопоставлении (а, но и др.)

нераспространенные (состоят только из грамматической основы) (время или условие) - [ ] , (когда, если)

Наступила весна. [ ] – ( следствие, вывод ), (так что)

По строению грамматической основы: Сложносочиненные Сложноподчиненные

двусоставные (с двумя главными членами) (Равноправные по смыслу, (Одно из предложений подчинено другому

односоставные (с одним главным членом.) связываются сочинительными и связано с ним подчинительным союзом:

союзами: и, да(и), ни..ни ,а ,но, что,потомучто,где,куда,откуда,когда,

главным членом-сказуемым с главным членом- подлежащим да(но), однако ли, либо,ли..ли, чтобы,едва,оттогочто,таккак,из-за того что)

да..да и, тоже,также,то есть, Независимое предложение- главное,

Определенно- личные Назывное а именно, зато, же. а подчиненное главному- придаточное)

( в форме 1-го, 2-го лица (Еду в город ) (Тихая, звездная ночь.)

Неопределенно-личные С придаточными С придаточными С придаточными

(в форме 3-го лица мн.ч. и в форме мн. Определительными изъяснительными обстоятельственными

ч. прош врем. Важно действие,а не лицо. ( Отвечают на вопросы (Отвечают на вопросы Места- где? куда? откуда?

Лицо мыслится неопределенно.(На берегу громко пели.) определения-какой?… косв.педежей, чаще всего Времени- когда? как долго?…

Безличные Относятся к существительному относятся к сказуемому.) Причины- почему? отчего?…

(нет и не может быть подлежащего) В боку колет. и всегда стоят после него.) Я сказал мальчикам, что Образа действия- как?…

Мы вышли на поляну, где рос заблудился Следствия- что из этого следует?

огромный дуб. Цели- зачем? для чего?…

Сравнения, условия, уступки.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс для 9 класса по теме: "Секреты синтаксиса и пунктуации"

Автор: Ворожбит Ирина Ивановна

Дата: 31.12.2016

Номер свидетельства: 374748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства