Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 9 класса по теме: "Секреты синтаксиса и пунктуации"»
Общая характеристика элективного курса
«Секреты синтаксиса и пунктуации.»
Программа элективного курса «Секреты синтаксиса и пунктуации» - школьный курс для уч-ся 9 класса. Она построена в основном на углубленном изучении простых и сложных предложений и знаков препинания в них.
Программа включает в себя:
- теоретический материал;
- задания практического характера;
- задания и вопросы занимательного характера.
Программа элективного курса имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 9 классе. Предполагаемый курс позволит более тщательно подготовиться к итоговой аттестации учащихся и ВОУД. В работу курса включены тестовые задания.
Курс «Секреты синтаксиса и пунктуации» систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, способствует глубокому повторению и закреплению трудных или наиболее значимых тем.
Основная цель элективного курса:
Формирование практических навыков и теоретических знаний учащихся по синтаксису и пунктуации, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Задачи:
1.Углубить знания учащихся по разделам «Синтаксис и пунктуация русского языка.»
2.Сформировать умения определять структуру предложения;
3.Анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;
4.Обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;
5.Определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.
6.Развивать навыки исследовательской творческой работы с текстом, со справочной литературой.
Факультативные занятия выполняют следующие функции:
обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся);
диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения теоретического материала, сформированность пунктуационных умений и навыков;
развивающую (развивают самостоятельность мышления, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют потребность обращения к справочной литературе.)
Результаты обучения.
В результате изучения курса уч-ся должны знать:
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
типологию простого и сложного предложения, типологию главных и второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
виды чужой речи;
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
уметь:
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
пользоваться справочной литературой.
Список литературы:
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2000
Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначения.-М., 1979.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений.- М., Дрофа, 2002.
Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка. – М. 2003
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. 2003
Программа элективного курса: «Секреты синтаксиса и пунктуации».
Тема 1.Простое предложение как синтаксическая единица. (4 часа)
Значение, строение и функции предложения.
Типы предложений. Односоставные предложения.
Особенности синтаксического и пунктуационного разбора простых предложений.
Тире между подлежащим и сказуемым
Тема 2. Пунктуация в предложениях с однородными членами (3 часа)
Однородные члены предложения с бессоюзной связью.
Сочинительные и подчинительные союзы. Однородные члены предложения, соединенные союзами.
Обобщающие слова при однородных членах.
Тема 3.Знаки препинания при словах , грамматически не связанных с членами предложения.(5 часов)
Обращения в предложениях.
Вводные слова и словосочетания.
Вставные конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных и
отрицательных словах.
Тема4.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (5 часов)
вопросительные (Вы намерены биться на шпагах?), [ ] , [ ] - значение одновременности и
побудительные (Спой мне песню.) последовательности перечисления.
Поинтонации предложения бывают: Союзные [ ] ; [ ] – перечисление более распространено, восклицательными и внутри предложения уже есть запятые. Невосклицательными [ ] : (причина), ( по смыслу союз- потому что)
По наличию и отсутствию второстепенных членов: [ ] : (поясняет первое), (а именно ,то есть) распространенные (кроме главных есть и второстепенные члены) [ ] : (дополняет первое), (как, что)
Наступила долгожданная весна. [ ] – [ ] при противопоставлении (а, но и др.)
нераспространенные (состоят только из грамматической основы) (время или условие) - [ ] , (когда, если)