kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов "От слова к словесности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».

Данный курс призван объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения. Часть этих сведений содержится в различных разделах действующих программ и учебников по русскому языку и по литературе и стала уже привычной, а часть только входит в обиход. Но главное не в наборе сведений, а в том, чтобы они были представлены в виде систематического курса. Предложенный подзаголовок – «От слова к словесности»- обозначает и путь создания словесного произведения, его языковую природу, и последовательность построения курса «Основы русской словесности».

Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».

В первой части описывается лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как материал, из которого создаются произведения словесности.

Во второй части рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое».

«Основы русской словесности» не являются механическим соединением двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. В словесности объектом выступает язык «не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая». Литературный текст, в свою очередь, выступает объектом словесности прежде всего как словесное (языковое) произведение.     Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.

Изучив определенную тему курса, ученики выполняют либо практическую работу, либо сдают зачет.

Курс имеет практическую направленность. Во-первых, старшеклассники более осмысленно используют языковые средства, богатства языка в устной и письменной речи: в сочинениях, изложениях, докладах, рефератах, монологических высказываниях. Во-вторых, занятия помогают подготовиться к ЕГЭ, так как задания блока B и C предполагают частичный лингвистический анализ текста и написание эссе. В-третьих, позволяют выявить склонности и способности школьников и определиться с выбором будущей специальности.

Курс рассчитан на 35 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов "От слова к словесности" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35

ГОРОД ТАГАНРОГ














Рабочая программа

элективного курса

«Основы русской словесности»

для 10 класса

учителя Кравцовой Виктории Александровны























Пояснительная записка.

Элективный курс «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».

Данный курс призван объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения. Часть этих сведений содержится в различных разделах действующих программ и учебников по русскому языку и по литературе и стала уже привычной, а часть только входит в обиход. Но главное не в наборе сведений, а в том, чтобы они были представлены в виде систематического курса. Предложенный подзаголовок – «От слова к словесности»- обозначает и путь создания словесного произведения, его языковую природу, и последовательность построения курса «Основы русской словесности».

Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».

В первой части описывается лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как материал, из которого создаются произведения словесности.

Во второй части рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое».

«Основы русской словесности» не являются механическим соединением двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. В словесности объектом выступает язык «не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая». Литературный текст, в свою очередь, выступает объектом словесности прежде всего как словесное (языковое) произведение. Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.

Изучив определенную тему курса, ученики выполняют либо практическую работу, либо сдают зачет.

Курс имеет практическую направленность. Во-первых, старшеклассники более осмысленно используют языковые средства, богатства языка в устной и письменной речи: в сочинениях, изложениях, докладах, рефератах, монологических высказываниях. Во-вторых, занятия помогают подготовиться к ЕГЭ, так как задания блока B и C предполагают частичный лингвистический анализ текста и написание эссе. В-третьих, позволяют выявить склонности и способности школьников и определиться с выбором будущей специальности.

Курс рассчитан на 35 часов.



































Содержание изучаемого курса.



Введение.

Слово и словесность.

Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни. «Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.

Словесность – все, что составлено, создано из слов, все словесные произведения какого-либо народа, словесное творчество, словесное искусство. Словесность народная (устное народное творчество) и словесность книжная (литература).

Словесность – словесные науки, «все, что относится к изучению здравого сужденья, правильного и изящного выражения». Словесность и филология. Словесные науки – основа филологии, изучающей историю и сущность духовной культуры народа через анализ текстов – произведений словесности.



Материал словесности.

Русский язык и разновидности его употребления.

А.С.Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности.

Строй и употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.

Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как категория словесности.

Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).

Стилистические возможности языковых средств.

Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова. «Макаронический язык». Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.

Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология, античные авторы, Ветхий и Новый Завет, произведения русских и зарубежных писателей. Важность знания источников и подлинного значения крылатых слов для правильного понимания произведений словесности.

Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.

Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение. Порядок слов – «главная сокровищница синтаксической синонимики русского языка».

Формы и качества словесного выражения.

Выражение устное и письменное. Различие понятий устныйи разговорный, письменный и книжный (литературный). Выражение диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и стихотворное. Различие понятий стихотворныйи поэтический.

Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения. Особенности их строения. Жанры, в которых выступают повествование, описание и рассуждение.

Общие требования ко всем видам словесного выражения: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие).

Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие эти качества.

Уместность того или иного способа словесного выражения.



Средства художественной изобразительности.

Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание, вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.

«Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной звуковой организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология». Каламбур.

Ритм и интонация в прозе и в стихах.

Русское стихосложение.

Система стихосложения. Устный народный стих. Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Стопа. Двухсложные и трехсложные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифмованные стихи. Свободный стих. Строфа. Главные виды строф.















Требования к уровню подготовки учащихся.



В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: слово, словесность, строй языка, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудиро­вания:

• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;

• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку и литературе;

• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения;

• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

• создавать устное высказывание на лингвистические темы;

• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

• эффективно использовать языковые единицы в речи;

• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практикум, защита проекта


















Календарно – тематическое планирование

Тема

Дата

Вид деятельности

1

Введение. Слово и словесность

07.09


Конспектирование

2

Язык и разновидности его употребления

14.09


Развернутый ответ на вопрос

3

Стиль как категория словесности.


21.09


Анализ языковых единиц

4

Стилистические возможности языковых средств

28.09


Создание проектов

5

Средства художественной изобразительности

05.10


Выразительное чтение, анализ поэтического текста

6

Тропы языка и фигуры речи

12.10



7

«Звуковой символизм» и звукоподражание

19.10


Создание проектов

8

«Поэтическая этимология». Каламбур.

26.10


Проектная деятельность

9

Ритм и интонация в прозе и в стихах.

09.11


Конспектирование

10

Системы стихосложения. Стихотворные размеры

16.11



11

Языковые средства, обеспечивающие правильность речи

23.11


Конспектирование

12

Уместность различных способов словесного выражения

30.11


Развернутый ответ на вопрос

13

Роды и виды произведений словесности

07.12


Анализ языковых единиц

14

Эпос. Отличительные черты. Эпические жанры.

14.12


Создание проектов

15

Лирика, ее отличительные черты.

28.12


Выразительное чтение, анализ поэтического текста

16

Лирика, ее отличительные черты.

18.01



17

Лиро-эпические жанры: ода, поэма, баллада.


25.01


Выразительное чтение, анализ поэтического текста

18

Признаки текста: выраженность, отграничен­ность, связность, цельность, упорядоченность (струк­турность).

01.

02


Конспектирование

19

Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.




08. 02


Развернутый ответ на вопрос

20

Признаки текста: выраженность, отграничен­ность, связность, цельность, упорядоченность (струк­турность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.


1502.


Анализ языковых единиц

21

Признаки текста: выраженность, отграничен­ность, связность, цельность, упорядоченность (струк­турность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.


22.

02


Конспектирование

22

Композиция и архитектоника. Сюжет и фабула. Понимание композиции как развертывания сюже­та: экспозиция, завязка, развитие действия, кульми­нация, развязка.


01.

03


Создание проектов

23

Композиционные функции «деталей» Всловесном

произведении.


15.

03



24

Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении

29.

03



25

Понятие об авторском повествовании и его субъек­тивации.


05.

04


Конспектирование

26

Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.

12.

04


Развернутый ответ на вопрос

27

Композиционные формы субъективации: формы представления, изобразительные формы, монтажные формы. Прием «отстранения» в отношении к компо­зиционным формам субъективации.


19.

04


Анализ языковых единиц

28

Стилизация. Сказ. Пародия.


26.

04


Создание проектов

29

Юмор и сатира (сатирический пафос) в словесных произведениях.


03.

05




30

Язык художественной литературы как особая разно­видность употребления языка.

10.

05


Конспектирование

31

Образность произведений художественной словес­ности, Слово и образ.

17.

05


Создание проектов

32

Понимание образности как результата применения тропов и фигур.

24.

05


Конспектирование

33

Образ-символ.




Создание проектов

34

Виды диалога и полилога в драматургии.



Развернутый ответ на вопрос

35

Ремарки, их характерологическое и композиционное значение



Анализ языковых единиц

36

Вопрос об образе автора в драматургии.
















































Литература.



Для учителя.

  1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

  2. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.

  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

  4. Винокур Г.О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка//Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

  5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

  6. Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 2006.

  7. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1974.

  8. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

  9. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

  10. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.

  11. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.

  12. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку)//Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.



Для учащихся.

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб.для общеобразоват. учреждений. – М., 2004.

  2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2004.

  3. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского языка. – М., 1993.

  4. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1976.

  5. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1973.

  6. Шмелев Д.Н. слово и образ. – М., 1964.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов "От слова к словесности"

Автор: Кравцова Виктория Александровна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Учебная программа факультативного курса по русскому языку "От слова к словесности" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(95) "uchiebnaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-ot-slova-k-sloviesnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418058853"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая прграмма курса "Русская словесность . От слова к словесности" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-prghramma-kursa-russkaia-sloviesnost-ot-slova-k-sloviesnosti"
    ["file_id"] => string(6) "232096"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442752241"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русской словесности" (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(91) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-praktikum-po-russkoi-sloviesnosti-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427441135"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа "К тайнам мысли и слова""
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghrammaktainammysliislova"
    ["file_id"] => string(6) "340281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471854291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства