Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов "От слова к словесности"
Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов "От слова к словесности"
Элективный курс «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».
Данный курс призван объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения. Часть этих сведений содержится в различных разделах действующих программ и учебников по русскому языку и по литературе и стала уже привычной, а часть только входит в обиход. Но главное не в наборе сведений, а в том, чтобы они были представлены в виде систематического курса. Предложенный подзаголовок – «От слова к словесности»- обозначает и путь создания словесного произведения, его языковую природу, и последовательность построения курса «Основы русской словесности».
Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».
В первой части описывается лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как материал, из которого создаются произведения словесности.
Во второй части рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое».
«Основы русской словесности» не являются механическим соединением двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. В словесности объектом выступает язык «не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая». Литературный текст, в свою очередь, выступает объектом словесности прежде всего как словесное (языковое) произведение. Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.
Изучив определенную тему курса, ученики выполняют либо практическую работу, либо сдают зачет.
Курс имеет практическую направленность. Во-первых, старшеклассники более осмысленно используют языковые средства, богатства языка в устной и письменной речи: в сочинениях, изложениях, докладах, рефератах, монологических высказываниях. Во-вторых, занятия помогают подготовиться к ЕГЭ, так как задания блока B и C предполагают частичный лингвистический анализ текста и написание эссе. В-третьих, позволяют выявить склонности и способности школьников и определиться с выбором будущей специальности.
Курс рассчитан на 35 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов "От слова к словесности" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35
ГОРОД ТАГАНРОГ
Рабочая программа
элективного курса
«Основы русской словесности»
для 10 класса
учителя Кравцовой Виктории Александровны
Пояснительная записка.
Элективный курс «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».
Данный курс призван объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения. Часть этих сведений содержится в различных разделах действующих программ и учебников по русскому языку и по литературе и стала уже привычной, а часть только входит в обиход. Но главное не в наборе сведений, а в том, чтобы они были представлены в виде систематического курса. Предложенный подзаголовок – «От слова к словесности»- обозначает и путь создания словесного произведения, его языковую природу, и последовательность построения курса «Основы русской словесности».
Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».
В первой части описывается лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как материал, из которого создаются произведения словесности.
Во второй части рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое».
«Основы русской словесности» не являются механическим соединением двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. В словесности объектом выступает язык «не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая». Литературный текст, в свою очередь, выступает объектом словесности прежде всего как словесное (языковое) произведение. Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.
Изучив определенную тему курса, ученики выполняют либо практическую работу, либо сдают зачет.
Курс имеет практическую направленность. Во-первых, старшеклассники более осмысленно используют языковые средства, богатства языка в устной и письменной речи: в сочинениях, изложениях, докладах, рефератах, монологических высказываниях. Во-вторых, занятия помогают подготовиться к ЕГЭ, так как задания блока B и C предполагают частичный лингвистический анализ текста и написание эссе. В-третьих, позволяют выявить склонности и способности школьников и определиться с выбором будущей специальности.
Курс рассчитан на 35 часов.
Содержание изучаемого курса.
Введение.
Слово и словесность.
Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни. «Слово есть воссоздание внутри себя мира».
Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.
Словесность – все, что составлено, создано из слов, все словесные произведения какого-либо народа, словесное творчество, словесное искусство. Словесность народная (устное народное творчество) и словесность книжная (литература).
Словесность – словесные науки, «все, что относится к изучению здравого сужденья, правильного и изящного выражения». Словесность и филология. Словесные науки – основа филологии, изучающей историю и сущность духовной культуры народа через анализ текстов – произведений словесности.
Материал словесности.
Русский язык и разновидности его употребления.
А.С.Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности.
Строй и употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.
Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как категория словесности.
Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).
Стилистические возможности языковых средств.
Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова. «Макаронический язык». Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.
Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология, античные авторы, Ветхий и Новый Завет, произведения русских и зарубежных писателей. Важность знания источников и подлинного значения крылатых слов для правильного понимания произведений словесности.
Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.
Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение. Порядок слов – «главная сокровищница синтаксической синонимики русского языка».
Формы и качества словесного выражения.
Выражение устное и письменное. Различие понятий устныйи разговорный, письменный и книжный (литературный). Выражение диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и стихотворное. Различие понятий стихотворныйи поэтический.
Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения. Особенности их строения. Жанры, в которых выступают повествование, описание и рассуждение.
Общие требования ко всем видам словесного выражения: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие).
Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие эти качества.
Уместность того или иного способа словесного выражения.
Средства художественной изобразительности.
Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание, вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.
«Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной звуковой организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология». Каламбур.
Ритм и интонация в прозе и в стихах.
Русское стихосложение.
Система стихосложения. Устный народный стих. Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Стопа. Двухсложные и трехсложные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифмованные стихи. Свободный стих. Строфа. Главные виды строф.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: слово, словесность, строй языка, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку и литературе;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практикум, защита проекта
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
Дата
Вид деятельности
1
Введение. Слово и словесность
07.09
Конспектирование
2
Язык и разновидности его употребления
14.09
Развернутый ответ на вопрос
3
Стиль как категория словесности.
21.09
Анализ языковых единиц
4
Стилистические возможности языковых средств
28.09
Создание проектов
5
Средства художественной изобразительности
05.10
Выразительное чтение, анализ поэтического текста
6
Тропы языка и фигуры речи
12.10
7
«Звуковой символизм» и звукоподражание
19.10
Создание проектов
8
«Поэтическая этимология». Каламбур.
26.10
Проектная деятельность
9
Ритм и интонация в прозе и в стихах.
09.11
Конспектирование
10
Системы стихосложения. Стихотворные размеры
16.11
11
Языковые средства, обеспечивающие правильность речи
23.11
Конспектирование
12
Уместность различных способов словесного выражения
Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.
08. 02
Развернутый ответ на вопрос
20
Признаки текста: выраженность, отграниченность, связность, цельность, упорядоченность (структурность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.
1502.
Анализ языковых единиц
21
Признаки текста: выраженность, отграниченность, связность, цельность, упорядоченность (структурность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.
22.
02
Конспектирование
22
Композиция и архитектоника. Сюжет и фабула. Понимание композиции как развертывания сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
01.
03
Создание проектов
23
Композиционные функции «деталей» Всловесном
произведении.
15.
03
24
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении
29.
03
25
Понятие об авторском повествовании и его субъективации.
05.
04
Конспектирование
26
Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.
12.
04
Развернутый ответ на вопрос
27
Композиционные формы субъективации: формы представления, изобразительные формы, монтажные формы. Прием «отстранения» в отношении к композиционным формам субъективации.
19.
04
Анализ языковых единиц
28
Стилизация. Сказ. Пародия.
26.
04
Создание проектов
29
Юмор и сатира (сатирический пафос) в словесных произведениях.
03.
05
30
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.
10.
05
Конспектирование
31
Образность произведений художественной словесности, Слово и образ.
17.
05
Создание проектов
32
Понимание образности как результата применения тропов и фигур.
24.
05
Конспектирование
33
Образ-символ.
Создание проектов
34
Виды диалога и полилога в драматургии.
Развернутый ответ на вопрос
35
Ремарки, их характерологическое и композиционное значение
Анализ языковых единиц
36
Вопрос об образе автора в драматургии.
Литература.
Для учителя.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.
Винокур Г.О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка//Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 2006.
Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1974.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.
Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.
Щерба Л.В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку)//Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.
Для учащихся.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб.для общеобразоват. учреждений. – М., 2004.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2004.
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского языка. – М., 1993.
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1976.
Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1973.