программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русской словесности" (9 класс)
Программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русской словесности" (9 класс)
«Практикум по русской словесности» (9 класс)
Пояснительная записка.
Данная программа «Практикум по русской словесности» разработана как дополнительный курс, направленный на углубление и расширение знаний и умений учащихся, необходимый при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку по технологии ГИА. Данный курс опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Важное место в программе по управлению учебной деятельностью учащихся занимают аналитические планы – система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: способствовать осознанию смысла выполняемой работы; помочь сосредоточиться на главном, выбрать способы деятельности; сформировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение года (один час в неделю) для учащихся 9-х классов.
Данный курс является систематизирующим курсом русского языка в аспекте речевой деятельности, опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Но в отличие от базового в предлагаемый элективный курс введены такие темы, которые не изучаются в школьной программе: «Психологические основы коммуникативного поведения» и «Мастерство публичного выступления». Изучение данных тем позволит учащимся научиться логично и связно строить монологическое высказывание, диалог, слушать себя и других, участвовать в диспуте, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению, научит считаться с мнением других и отстаивать свои убеждения.
Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.
Цели данного курса: научить школьников эффективному речевому поведению, а именно, сознательному выбору именно таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего или пишущего.
Задачи:
* задать систему ориентиров в языковом/речевом многообразии, с тем, чтобы ученик мог определять границы своей коммуникативной компетентности и ставить учебные цели;
* систематизировать представления об основных требованиях к стилистически правильной, логичной и выразительной речи;
* способствовать расширению речевого опыта учащихся в разных речевых сферах;
* способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;
* работать над повышением культуры речи.
Конечным результатом обучения является достаточный уровень владения как письменной, так и устной речью, отвечающей следующим параметрам:
устноречевые:
умение вступить в общение официального и неофициального характера;
умение поддержать общение, корректно реагировать на реплики собеседника;
умение завершать общение;
умение решать определённые коммуникативные задачи: расспросить, убедить, охарактеризовать, описать, сообщить, обосновать и т.д.; воспринять аутентичный текст с учётом различных сфер и ситуаций общения (объявление, газету, кинофильм, радио- и телепередачу и т.д.);
умение участвовать в споре, дискуссии, свободно излагая мысли, убеждения и оценки, и др.;
знание законов построения текста;
знание правил речевого общения.
письменная речь:
умение создавать тексты, принадлежащие к различным стилям речи (разговорному, научному, деловому, публицистическому, художественному), к разным типам речи (повествование, описание, рассуждение), имеющим различное предназначение (описание человека, природы, обстановки и др., рассказ, рассуждение-размышление, рассуждение-доказательство и т.д.), представляющим собой разнообразные жанры (художественные жанры - сочинение, рассказ и т.п.; жанры научной речи –план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, рецензия, доклад и т.д.; публицистические жанры – заметка, статья, фельетон, репортаж, интервью);
умение соблюдать нормы словоупотребления, связи слов и предложений, частей текста;
владение речью:
умение сознательно относиться к выбору, что читать;
умение максимально полно и точно извлечь из текста содержащуюся в нём информацию.
Оценка знаний, умений и навыков предполагает контролирование результатов выполнения работы на каждом занятии. При этом должна преобладать оценка – суждение как следствие качественного анализа выполнения заданий учащимися как в классе, так и дома. Именно содержательность и деликатность контроля становится залогом эффективности обучения в целом, стимулом успешного контакта «учитель – ученик», взаимной заинтересованности преподавателя и учащегося.
Основа общения учеников и учителя на занятиях – диалог и коллективный поиск истины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русской словесности" (9 класс) »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ»
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании кафедры протокол НМС № ___
«____» _________20 __ г. от «____» ________ 20__ г.
Заведующий кафедрой Председатель НМС
____________________ ______________________
____________________ ______________________
«Практикум по русской словесности»
(9 класс)
Учитель:
Дук Татьяна Ивановна.
Волгодонск
2015 год
«Практикум по русской словесности»
(9 класс)
Пояснительная записка.
Данная программа «Практикум по русской словесности» разработана как дополнительный курс, направленный на углубление и расширение знаний и умений учащихся, необходимый при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку по технологии ГИА. Данный курс опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Важное место в программе по управлению учебной деятельностью учащихся занимают аналитические планы – система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: способствовать осознанию смысла выполняемой работы; помочь сосредоточиться на главном, выбрать способы деятельности; сформировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение года (один час в неделю) для учащихся 9-х классов.
Данный курс является систематизирующим курсом русского языка в аспекте речевой деятельности, опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Но в отличие от базового в предлагаемый элективный курс введены такие темы, которые не изучаются в школьной программе: «Психологические основы коммуникативного поведения» и «Мастерство публичного выступления». Изучение данных тем позволит учащимся научиться логично и связно строить монологическое высказывание, диалог, слушать себя и других, участвовать в диспуте, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению, научит считаться с мнением других и отстаивать свои убеждения.
Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.
Цели данного курса: научить школьников эффективному речевому поведению, а именно, сознательному выбору именно таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего или пишущего.
Задачи:
* задать систему ориентиров в языковом/речевом многообразии, с тем, чтобы ученик мог определять границы своей коммуникативной компетентности и ставить учебные цели;
* систематизировать представления об основных требованиях к стилистически правильной, логичной и выразительной речи;
* способствовать расширению речевого опыта учащихся в разных речевых сферах;
* способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;
* работать над повышением культуры речи.
Конечным результатом обучения является достаточный уровень владения как письменной, так и устной речью, отвечающей следующим параметрам:
устноречевые:
умение вступить в общение официального и неофициального характера;
умение поддержать общение, корректно реагировать на реплики собеседника;
умение завершать общение;
умение решать определённые коммуникативные задачи: расспросить, убедить, охарактеризовать, описать, сообщить, обосновать и т.д.; воспринять аутентичный текст с учётом различных сфер и ситуаций общения (объявление, газету, кинофильм, радио- и телепередачу и т.д.);
умение участвовать в споре, дискуссии, свободно излагая мысли, убеждения и оценки, и др.;
знание законов построения текста;
знание правил речевого общения.
письменная речь:
умение создавать тексты, принадлежащие к различным стилям речи (разговорному, научному, деловому, публицистическому, художественному), к разным типам речи (повествование, описание, рассуждение), имеющим различное предназначение (описание человека, природы, обстановки и др., рассказ, рассуждение-размышление, рассуждение-доказательство и т.д.), представляющим собой разнообразные жанры (художественные жанры - сочинение, рассказ и т.п.; жанры научной речи –план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, рецензия, доклад и т.д.; публицистические жанры – заметка, статья, фельетон, репортаж, интервью);
умение соблюдать нормы словоупотребления, связи слов и предложений, частей текста;
владение речью:
умение сознательно относиться к выбору, что читать;
умение максимально полно и точно извлечь из текста содержащуюся в нём информацию.
Оценка знаний, умений и навыков предполагает контролирование результатов выполнения работы на каждом занятии. При этом должна преобладать оценка – суждение как следствие качественного анализа выполнения заданий учащимися как в классе, так и дома. Именно содержательность и деликатность контроля становится залогом эффективности обучения в целом, стимулом успешного контакта «учитель – ученик», взаимной заинтересованности преподавателя и учащегося.
Основа общения учеников и учителя на занятиях – диалог и коллективный поиск истины.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема, раздел
Кол-во
часов
Дата
1.
Введение.
Роль языка в жизни общества
(1ч.)
1
2.
Основы культуры речи
Понятие «речевая ситуация». Нормы современного русского языка. Основные виды норм русского литературного языка.
(6 ч.)
1.
3.
Основные виды ошибок в устной и письменной речи. Направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
1
4-5.
Говори правильно.
Соблюдение норм современного русского литературного языка.
2
6.
Речевой этикет. Правила речевого этикета.
1
7.
Правка и редактирование отдельных фраз и небольших текстов.
1
8.
Психологические основы коммуникативного поведения
Понятие «коммуникативное поведение». Средства общения. Типы темперамента и их особенность в общении.
(7 ч.)
1
9.
Тренинговые упражнения на установление контакта.
1
10.
Тренинговые упражнения на ориентацию в проблеме
1
11.
Тренинговые упражнения на аргументацию своей точки зрения
1
12.
Тренинговые упражнения на отстаивание своих интересов
1
13.
Тренинговые упражнения на отработку принятия решения и нахождения компромисса.
1
14.
Ролевые игры, в которых активизируются все коммуникативные умения.
1
15.
Текст – продукт речи
Текст, его признаки. Структура текста.
(4 ч.)
1
16.
Роль вступления и заключения в сочинении. Формулировка основной проблемы исходного текста. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
1
17.
Основные средства связи предложений в тексте. Роль абзаца в тексте. Основные способы сжатия текста.
1
18.
Создание микротекстов различных жанров (эссе, отзыв, рецензия)
1
19-20.
Функциональные стили речи
Стили речи.
Функциональный стиль языка. Стили русского литературного языка и их характерные особенности. Взаимодействие функциональных стилей.
(6 ч.)
2
21.
Составление таблицы «Функциональные стили».
1
22.
Определение функциональных стилей различных текстов с указанием характерных особенностей, стилевых черт. Работа по предупреждению стилистических ошибок.
1
23.
Арсенал поэтических тропов и стилистических фигур и их роль в тексте.
1
24.
Создание микротекстов различных стилей
1
25.
Типы речи
Тип речи. Выделение трёх основных типов речи в зависимости от цели коммуникации.
(6 ч.)
1
26.
Определение каждого типа речи и его характеристика. Языковые средства, характерные для каждого типа речи.
1
27.
Описание предметов (по иллюстрации).
1
28.
Разговор по иллюстрациям, речевым ситуациям. Обсуждение речевых ситуаций.
1
29.
Определение в тексте тезиса, аргументов, вывода.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1
30.
Связь типов речи с функционально-смысловыми стилями речи.
1
31.
Мастерство публичного выступления
Публичная речь. Советы начинающим ораторам.
(2 ч.)
1
32.
Подготовка мини-сообщения для публичного выступления и представление его перед слушателями
1
33-34.
Подведение итогов.
Научно-практическая конференция «Русский язык как средство общения».
3
Теоретическая часть - 17 ч.
Практическая часть - 18 ч
Литература.
Азбука делового общения. М., 1991
Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. и др.. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). /Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка: Пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации. М., 1994
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.- М.: 5 за знания, 2005
Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачёва М.П. Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку /Серия «Стань грамотным!» - Ростов н/Д:Феникс, 2004.
Львова С.И., В.В.Львов В.В. Русский язык. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 1997.
Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.
Степанова Л.С. ГИА 2009: Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 класс /Л.С. Степанова, И.Б.Маслова, А,В.Терентьева. – М.: Эксмо, 2009.
Цыбулько И.П., Александров В.Н, Пучкова Л.И., Соловьёва Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009