Рабочая прграмма курса "Русская словесность . От слова к словесности"
Рабочая прграмма курса "Русская словесность . От слова к словесности"
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» для учащихся 6-9 классов МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2»Яковлевского района Белгородской области имени Героя Советского Союза Швеца В. В. составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М. «Дрофа, 2010).
В 6 классе
- осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, также применять это свойство языка в собственных высказываниях;
- учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;
Основная цель преподавания русской словесности
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Изменения
Класс
Изменения
Обоснования
6
1.Практическая работа по теме : «Употребление знаменательных частей речи»
2.Остроумная речь Конкурс чтецов.
Преподавание ведётся по УМК: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. – М, Дрофа, 2008-2013.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма курса "Русская словесность . От слова к словесности" »
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» для учащихся 6-9 классов МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2»Яковлевского района Белгородской области имени Героя Советского Союза Швеца В. В. составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М. «Дрофа, 2010).
Программа по основам русской словесности для 6—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности 5—6 классы, второй — более глубокий, основысловесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 6 классе
- осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, также применять это свойство языка в собственных высказываниях;
- учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;
в 7 классе
- изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски;
- продолжают учиться различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;
в 8 классе
- осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качества текста;
- осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов;
в 9 классе
- получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи;
- рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Основная цель преподавания русской словесности
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Изменения
Класс
Изменения
Обоснования
6
1.Практическая работа по теме : «Употребление знаменательных частей речи»
2.Остроумная речьКонкурс чтецов.
Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу
7
1.Зачет по теме «Формы словесного выражения»
2.Анализ лирического произведения
Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу
8
1.Употребление тропов. Практическая работа. Анализ текста.
2.Практическая работа по теме «Словесные средства выражения комического»
3.Практическая работа. Анализ текста (сцена из пьесы).
Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу
9
1.Практическое занятие по теме «Средства художественной выразительности»
2.Практическое занятие по теме «Историческая жизнь поэтического слова»
3.Практическое занятие по теме «Произведения словесности в истории культуры»
Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу
Преподавание ведётся по УМК: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. – М, Дрофа, 2008-2013.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5-9 класс». – М., 2008.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5-9 класс.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2008-2013
Формы организации учебного процесса и формы текущего контроля знаний, умений и навыков
- дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа,
- элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты),
- зачеты,
- тесты,
- задания творческого характера.
Количество часов:
6 класс - 35 часов (1 час в неделю)
7 класс - 35 часов (1 час в неделю)
8 класс - 35 часов (1 час в неделю)
9 класс- 34 часов 1 час в неделю)
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Русская словесность. От слова к словесности»
В результате изучения русской словесности ученик 6 класса должен
знать/понимать
- богатство лексики русского языка;
- особенности употребления лексики русского языка;
- средства художественной изобразительности и их роль;
- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
- определять лексическое значение слова;
- определять виды лексических единиц;
- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
- различать жанры народной словесности;
- различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и жанров;
- пересказывать прозу;
- работать со словарями;
- находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
- строить диалог;
- создание собственных текстов различных типов речи;
- создание собственных текстов различных жанров;
- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
В результате изучения русской словесности ученик 7 класса должен
знать/понимать
-выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
уметь
-различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
-различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
-определять тему и основную мысль произведения;
чтение и аудирование
-излагать своих мысли ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
- употреблять стилистически окрашенные слова в речи
выразительно читать эпические , лирические и драматические произведения.
говорение и письмо
- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
-создавать собственный устный монолог в научном стиле
-создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей
-создавать сказ, стилизацию и пародии;
-писать сочинение-эссе по лирическому произведению
-создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;
-писать сочинение- анализ эпизода пьесы
- в ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
выполнение различных заданий исследовательского характера;
умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;
изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения русской словесности ученик 8 класса должен
знать (понимать):
- единство содержания текста и способы языкового выражения этого содержания;
- связь языка и истории, культуры русского народа;
- взаимосвязь основных единиц и уровней языка;
уметь:
- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;
- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самовыражения;
- увеличивать словарный запас, расширять круг используемых языковых и речевых средств;
совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
В результате изучения русской словесности ученик 9 класса должен
знать/понимать
- идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
- поэтическое значение словесного выражения в произведениях древнерусской литературы и произведениях литературы XVIII и XIX вв.;
- способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности;
- произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;
- художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
- значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
уметь
- выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;
- использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
- сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;
- сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;
- воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;
- создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях;
аудирование и чтение
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
- передавать при чтении лирического произведения своеобразие образа-переживания;
- понимать идею драматического произведения и передавать её в чтении по ролям.
говорение и письмо
- применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
- редактировать и совершенствовать текст;
- использовать средства комического изображения в собственных сочинениях;
- создавать собственные высказывания, отвечающие требованиям текста;
- создавать собственное произведение, употребляя различные средства выражения идеи; создавать прозу, стихи и драматические произведения, используя различные способы выражения идеи;