kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая прграмма курса "Русская словесность . От слова к словесности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» для учащихся 6-9 классов МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2»Яковлевского района Белгородской области  имени Героя Советского Союза Швеца В. В. составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией  Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М.  «Дрофа, 2010).

В 6 классе

- осваивают такое   важнейшее по­нятие, как   стилистическая  окраска  слов и вы­ражений, учатся  видеть  стилистические  возмож­ности  лексики и   грамматики в  произведении,  также  применять  это  свойство языка  в собствен­ных высказываниях;

- учатся  различать роды и  жанры как устной народной словесности, так и  ли­тературных  произведений, видеть словес­ные средства  изображения героев в  произведениях   разных  родов и жанров, исходить из   особен­ностей  языка в  понимании и  оценке  произведения в соответствии с его    жанрово-родовой природой;

Основная цель преподавания русской словесности

помочь ученику, творчески овладевая род­ным языком, осваивать духовный опыт человечест­ва.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

  1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексиче­ские, фонетические, словообразовательные, грам­матические средства, формы словесного выраже­ния содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словеснос­ти — на протяжении веков его развития.
  2.   На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением са­мостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, компози­ции, идее, учится осмысливать все компоненты со­держания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник должен научиться ис­пользовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений сло­весности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Изменения

Класс

Изменения

Обоснования

6

1.Практическая работа по теме : «Употребление знаменательных частей речи»

2.Остроумная речь Конкурс чтецов.

Преподавание ведётся по УМК: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для  6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. – М, Дрофа, 2008-2013.

Альбеткова Р.И. Методические рекомендациик учебнику «Русская словесность. 5-9класс». – М., 2008.

Альбеткова Р.И. Русская словесность.От слова ксловесности.5-9класс.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2008-2013

Формы организации учебного процесса и формы текущего контроля знаний, умений и навыков

- дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа,

- индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы,

- элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты),

- зачеты,

- тесты,

- задания творческого характера.

Количество часов:

6 класс - 35 часов (1 час в неделю)

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу

«Русская словесность. От слова к словесности»

В результате изучения русской словесности ученик 6 класса должен

знать/понимать

- богатство лексики русского языка;

- особенности употребления лексики русского языка;

- средства художественной изобразительности и их роль;

- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

- определять лексическое значение слова;

- определять виды лексических единиц;

- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

- различать жанры народной словесности;

- различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и   жанров;

- пересказывать прозу;

- работать со словарями;

- находить в текстах лексические единицы;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма курса "Русская словесность . От слова к словесности" »

Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» для учащихся 6-9 классов МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2»Яковлевского района Белгородской области имени Героя Советского Союза Швеца В. В. составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М. «Дрофа, 2010).

Программа по основам русской словесности для 6—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Россий­ской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изу­чение строя языка, то программа по словес­ности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произ­ведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературно­го развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначаль­ные сведения о словесности 5—6 классы, вто­рой — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.

В 6 классе

- осваивают такое важнейшее по­нятие, как стилистическая окраска слов и вы­ражений, учатся видеть стилистические возмож­ности лексики и грамматики в произведении, также применять это свойство языка в собствен­ных высказываниях;

- учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и ли­тературных произведений, видеть словес­ные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, исходить из особен­ностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;

в 7 классе

- изучают разновид­ности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произ­ведении, но и создавать собственные тексты, ис­пользуя для выражения мысли средства стилис­тической окраски;

- продолжают учиться различать роды и жанры как устной народной словесности, так и ли­тературных произведений, не только видеть словес­ные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особен­ностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;

в 8 классе

- осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфоло­гии, синтаксисе; учатся оценивать качества текс­та;

- осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отноше­ние к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выра­жения содержания в произведениях всех родов;

в 9 классе

- получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи;

- рассматривают произведение как единство художественного содержания и его сло­весного выражения, осваивают понятие художе­ственный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание про­изведения, выраженное в словесной форме.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведе­ния о словесности, основные приемы словесного вы­ражения содержания. Теоретические сведения рас­сматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражаю­щего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответ­ствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не меха­ническое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

Основная цель преподавания русской словесности

помочь ученику, творчески овладевая род­ным языком, осваивать духовный опыт человечест­ва.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

  1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексиче­ские, фонетические, словообразовательные, грам­матические средства, формы словесного выраже­ния содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словеснос­ти — на протяжении веков его развития.

  2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением са­мостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, компози­ции, идее, учится осмысливать все компоненты со­держания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник должен научиться ис­пользовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений сло­весности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Изменения

Класс

Изменения

Обоснования

6

1.Практическая работа по теме : «Употребление знаменательных частей речи»

2.Остроумная речь Конкурс чтецов.

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу

7

1.Зачет по теме «Формы словесного выражения»

2.Анализ лирического произведения

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу

8

1.Употребление тропов. Практическая работа. Анализ текста.

2.Практическая работа по теме «Словесные средства выражения комического»

3.Практическая работа. Анализ текста (сцена из пьесы).

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу

9

1.Практическое занятие по теме «Средства художественной выразительности»

2.Практическое занятие по теме «Историческая жизнь поэтического слова»

3.Практическое занятие по теме «Произведения словесности в истории культуры»

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу


Преподавание ведётся по УМК: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. – М, Дрофа, 2008-2013.

Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5-9 класс». – М., 2008.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5-9 класс.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2008-2013







Формы организации учебного процесса и формы текущего контроля знаний, умений и навыков

- дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа,

- индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы,

- элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты),

- зачеты,

- тесты,

- задания творческого характера.



Количество часов:

6 класс - 35 часов (1 час в неделю)

7 класс - 35 часов (1 час в неделю)

8 класс - 35 часов (1 час в неделю)

9 класс- 34 часов 1 час в неделю)






























Требования к уровню подготовки учащихся по курсу

«Русская словесность. От слова к словесности»

В результате изучения русской словесности ученик 6 класса должен

знать/понимать

- богатство лексики русского языка;

- особенности употребления лексики русского языка;

- средства художественной изобразительности и их роль;

- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

- определять лексическое значение слова;

- определять виды лексических единиц;

- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

- различать жанры народной словесности;

- различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и жанров;

- пересказывать прозу;

- работать со словарями;

- находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

- строить диалог;

- создание собственных текстов различных типов речи;

- создание собственных текстов различных жанров;

- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества


В результате изучения русской словесности ученик 7 класса должен

знать/понимать

-выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

уметь

-различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

-различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

-определять тему и основную мысль произведения;

чтение и аудирование

-излагать своих мысли ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

- употреблять стилистически окрашенные слова в речи

выразительно читать эпические , лирические и драматические произведения.

говорение и письмо

- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

-создавать собственный устный монолог в научном стиле

-создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей

-создавать сказ, стилизацию и пародии;

-писать сочинение-эссе по лирическому произведению

-создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

-писать сочинение- анализ эпизода пьесы

- в ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • выполнение различных заданий исследовательского характера;

  • умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

  • изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

  • поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения русской словесности ученик 8 класса должен

знать (понимать):

- единство содержания текста и способы языкового выражения этого содержания;

- связь языка и истории, культуры русского народа;

- взаимосвязь основных единиц и уровней языка;

уметь:

- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самовыражения;

- увеличивать словарный запас, расширять круг используемых языковых и речевых средств;

совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

В результате изучения русской словесности ученик 9 класса должен

знать/понимать

- идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

- поэтическое значение словесного выражения в произведениях древнерусской литерату­ры и произведениях литературы XVIII и XIX вв.;

- способы выражения авторской позиции в произведениях раз­ных эпох и литературных направлений, разных ро­дов и жанров словесности;

- произведения словесности как це­лостное явление, как формы эстетического освоения действительности;

- художественное содержание, выраженное в словесной форме произ­ведения;

- значение художественного об­раза, героя произведения, художественного про­странства и художественного времени;

уметь

- выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразитель­ности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;

- использовать средства художественной изобра­зительности языка в собственных устных и письмен­ных высказываниях; определять тему и идею произ­ведения, исходя из внимания к поэтическому слову;

- сопоставлять документальные сведения о реаль­ных событиях и лицах с их изображением в художе­ственном произведении с целью понимания специ­фики искусства слова;

- сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;

- воспринимать худо­жественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;

- со­здавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях;

аудирование и чтение

- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

- передавать при чтении лирического произведения своеобразие образа-переживания;

- понимать идею драматического произведения и передавать её в чтении по ролям.

говорение и письмо

- применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;

- редактировать и совершенствовать текст;

- использовать средства комического изображения в собственных сочинениях;

- создавать собственные высказывания, отвечающие требованиям текста;

- создавать собственное произведение, употребляя различные средства выражения идеи; создавать прозу, стихи и драматические произведения, используя различные способы выражения идеи;

- анализировать прозу, стихи, драматическое произведение;

- создавать собственное произведение с использованием традиций;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.


Основное содержание курса «Русская словесность. От слова к словесности»

Используется содержание авторской программы.


Формы и средства контроля

  1. Создание собственных произведений

  2. Редактирование и совершенствование текста.

  3. Сочинение - рассуждение.

  4. Анализ текста.



Перечень учебно-методического обеспечения


УМК для 5 класса:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 5класс.общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008-2011.

  2. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5класс». – М., 2010.

  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010.


УМК для 6 класса:

1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности Учебник для 6класс.общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, , 2008-2011.

2.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М., 2010.

3.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.6 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010.


УМК для 7 класса:

1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011

2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс». — М., 2008.


УМК для 8 класса:

1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 8класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011

2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс». — М.,


УМК для 9 класса:

1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 9класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011

2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс». — М.,

Литература для учащихся


1.Арсирий А. Т. Занимательные материалы по рус­скому языку. — М., 1995.

2.Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.

3.Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость язы­ка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

4.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

5.Максимов В. И. Точность и выразительность сло­ва. - Л., 1968.

6.Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.

7.Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.

8.Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)

9.Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.

10.Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)

11.Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое из­дание.)

12.Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая прграмма курса "Русская словесность . От слова к словесности"

Автор: Солодовникова Наталья Юрьевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232096


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства