Элективный курс по русскому языку «Анализ текста».
Элективный курс по русскому языку «Анализ текста».
Элективный курс «Анализ текста»
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Анализ текста».
Главная задача языкового образования – формирование у учащихся коммуникативной компетенции. А поскольку текст является высшей единицей коммуникации, умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать и умение самим порождать текст – необходимое условие современной научно-производственной и общественной деятельности выпускника школы.
Данный элективный курс на 18 часов рассчитан на учащихся старших классов основной школы и может быть использован для предпрофильной подготовки. Содержание программы направлено не на ориентацию какого- либо профиля учащихся, а на развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного высказывания, на формирование у школьников речевой культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку «Анализ текста». »
Элективный курс «Анализ текста»
Пояснительная записка
Главная задача языкового образования – формирование у учащихся коммуникативной компетенции. А поскольку текст является высшей единицей коммуникации, умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать и умение самим порождать текст – необходимое условие современной научно-производственной и общественной деятельности выпускника школы.
Данный элективный курс на 18 часов рассчитан на учащихся старших классов основной школы и может быть использован для предпрофильной подготовки. Содержание программы направлено не на ориентацию какого- либо профиля учащихся, а на развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного высказывания, на формирование у школьников речевой культуры.
Задачи курса:
систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике;
научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность;
научить самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа;
развивать творческие способности учащихся.
Курс предполагает лекции – беседы с текстами художественного и публицистического стилей, организацию практических занятий, выполнение исследовательских заданий.
Формы итоговой отчётности – творческая работа, написание рецензии на текст публицистического стиля.
Содержание курса.
Тема 1. Введение. Речевая коммуникация и её виды.
Тема 2. Виды текста. Понятие текста. Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте.
Тема 3. Тема. Основная мысль текста. Микротемы.
Тема 4. Типы речи. Понятие о типе речи как способе изложения. Повествование, описание, рассуждение. Основные требования к тексту – рассуждению.
Тема 5. Стили текста. Основные признаки публицистического стиля речи. Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи. Художественный стиль речи, средства художественной выразительности.
Тема 6. Смысловой анализ текста. Информационный центр. Выводы и обобщения.
Тема 7. Языковой анализ текста. Художественно-изобразительные средства языка. Тропы. Фигуры речи.
Тема 8. Комплексный анализ текста.
Тематическое планирование.
Тема занятия
срок
1
Введение. Речевая коммуникация и её виды.
- Запись лекции учителя.
2
Понятие текста. Основные признаки текста.
- Работа с учебником.
- Анализ образцов текстов.
3
Способы связи в тексте.
- Анализ текстов с точки зрения средств и способов связи.
4, 5
Тема, основная мысль текста. Микротемы.
- Тренировочные упражнения.
- Деление текста на микротемы.
6
Понятие о типе речи как способе изложения.
- Беседа. Ответы на вопросы.
- Практическое занятие: определить тип речи.
-Чтение текстов.
- Сочинение – описание.
8, 9
Тексты – рассуждения.
- Работа с текстом. Составление плана.
- Исследовательская работа.
- Творческая работа: составление текста – рассуждения.
10
Стили текста. Публицистический стиль.
- Запись лекции учителя.
11
Средства выразительности в публицистическом стиле.
- Лабораторная работа.
12
Художественный стиль.
- Работа с литературоведческими словарями и справочниками.
13
Смысловой анализ текста.
- Работа с текстом: составление плана.
14, 15, 16
Языковой анализ текста.
- Работа со словарями, справочной литературой
- Анализ поэтического текста
- Выразительное чтение.
17, 18
Комплексный анализ текста.
- Сочинение – рецензия на предложенный текст.
Литература
Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.», М.; Просвещение, 2000 г.
Капинос В. И. и др. «Развитие речи: теория и практика», М.; 1991 г.