Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку, 9 класс»
Программа элективного курса
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Общая характеристика элективного курса
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл.) и пунктуации (5 – 8 кл.)
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Цель курса:
-обобщить полученные знания по орфографии и пунктуации за курс 5-8 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
-преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Основные задачи курса:
-осмысление русского языка как национально - культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
-расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся, осознание принципов русской орфографии и пунктуации и систематизация их правил;
-овладение универсальными учебными действиями (информационная обработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.).
Место элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в базисном учебном плане
Учебный план школы предусматривает на изучение курса 17 часов из расчета 1час в 2 недели.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
11. Пунктуация
- знаки препинания в предложениях с однородными членами и однородными частями сложного предложения
- знаки препинания в предложениях с обособленными членами
- знаки препинания при обращениях, вводных словах, междометиях
Календарно – тематическое планирование
Номер урока
Наименование раздела
Название темы
1
Введение
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.
2
Орфограммы в корнях
Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные.
3
Правописание согласных в корне слова. О- Ё после шипящих в корне.
4
Правописание приставок
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения.
5
Орфограммы в суффиксах
О, Ё после шипящих в суффиксах. Буквы ч, щ в суффиксах существительных. Правописание суффиксов существительных –ек и -ик Различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.
6
Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)).
7
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
8
Орфограммы в окончаниях
О, Ё после шипящих в окончаниях слов.
9
Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов.
10
Правописание сложных слов
Соединительная гласная в сложных словах.
Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных.
11
Правописание служебных частей речи
Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов
12
Слитное и раздельное написание союзов
13
Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи
14
Правописание числительных
Мягкий знак на конце и в середине числительных
15
Пунктуация
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и однородными частями сложного предложения.
16
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
17
Знаки препинания при обращениях, вводных словах, междометиях.
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
Литература для учителя
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.