Курс «Культура речи» предназначен для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы и ориентирован на учащихся классов базового уровня.
Значение и актуальность данного курса в современном образовании определяется необходимостью формирования у учащихся коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций в условиях серьезного снижения уровня речевой культуры современных выпускников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Культура речи»»
Элективный курс «Культура речи»
Курс «Культура речи» предназначен для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы и ориентирован на учащихся классов базового уровня.
Значение и актуальность данного курса в современном образовании определяется необходимостью формирования у учащихся коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций в условиях серьезного снижения уровня речевой культуры современных выпускников.
Культура речи – понятие многоаспектное, базирующееся на существовании в сознании носителей языка представления о «речевом эталоне», соотносимом с понятиями «правильная (грамотная) речь», «хорошая (образцовая) речь».
Правильная (грамотная) речь – это такая речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка: орфоэпические, фонетические, лексические, морфологические, синтаксические.
Понятие хорошей (образцовой) речи, разработанное в трудах ряда ученых (Г.О.Винокура, С.И.Ожегова, В.И.Чернышева и др.), также соотносится с понятием нормативной речи, но хорошая (образцовая) речь ориентирована еще и на рекомендации стилистики: логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность.
Таким образом, под культурой речи понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм.
Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Эта сторона лингвистической подготовки проверяется в ходе ЕГЭ. Тестирование по русскому языку и культуре речи включено в вузовские экзамены на всех факультетах. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у абитуриентов.
Цель курса:способствовать углублению и расширению знаний учащихсяпо культуре речи, подготовить выпускников средней школы к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, повысить общий уровень речевой культуры учащихся.
Спецкурс рассчитан на 68 часов и разделен на два модуля: 34 часа – на расширение и углубление знаний по орфоэпии, лексике, фразеологии, совершенствование умений и навыков определения стилистических особенностей речи и образного выражения мысли; 34 часов – на расширение и углубление знаний по русской грамматике. Каждый модуль завершается проверочными работами по изученному материалу в форме письменных работ и тестовых заданий.
Содержание программы
Введение (2 ч)
Понятие культуры речи. Значение культуры речи в жизни общества. Качества хорошей речи. Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды. Ударение, литературное произношение и фоника. (3 ч)
Произносительная система современного русского языка, стили произношения. Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств. Роль пунктуации в оформлении письменной речи. Звукопись.
Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Признаки неблагозвучия. Звукопись. Аллитерация и ассонанс.
Лексика и фразеология. (13 ч)
Многообразие значений слов. Значения основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное). Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова. Слова одинаковые, разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.
Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контрастные слова - антонимы. Оксюморон. Антифразис. Созвучные слова - паронимы. Многословие (речевая избыточность) и пустословие. Плеоназм (излишество) и его разновидность тавтология. Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная.
Логичность как важнейшее условие речи. Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы логических ошибок.
Стилистические особенности речи (7 ч)
Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности. Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний имен существительных. Возможности варьирования глагольных форм Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».
Образность речи (7ч.)
Тропы. Художественные определения – эпитеты. Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально – авторские, развернутые. Симфора. Метонимия. Синекдоха. Антономазия. Олицетворение. Персонификация как вид олицетворения. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.
Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Экспрессивный синтаксис. Риторические фигуры. Анафора. Эпифора. Ритмомелодическое оформление.
Трудности русской грамматики (11 класс)
Введение (2 ч)
Понятие культуры речи. Значение культуры речи в жизни общества. Качества хорошей речи.
Части речи (13 ч)
Понятие нормы литературного языка. Правильный выбор слова. Требования лексической сочетаемости. Морфологические нормы. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Формы рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Варианты падежных окончаний существительных. Разные формы имен местоимений. Особенности употребления глаголов.
Синтаксические нормы (12ч.)
Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения и приложения. Формы управления. Употребление обособленных оборотов. Конструкции с отглагольными существительными. Правила употребления сложных предложений.
Повторение и закрепление (7 ч.)
Обобщение и систематизация материала, изученного в курсе «Культура речи»
Учебно - тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Примечания
10 класс
Введение
2
1-2
Понятие культуры речи. Значение культуры речи в жизни общества. Качества хорошей речи
2
Ударение, литературное произношение и фоника
3
3-4
Правильное ударение и произношение. Трудности произношения. Орфоэпические нормы.
2
5
Звукопись
1
Лексика и фразеология
13
6
Поиск нужного слова. Употребление заимствований.
1
7 - 8
Логические ошибки. Логичность речи.
2
9-10
Толкование лексического значения слова. Богатство речи. Многообразие значений слова. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 3)
2
11
Синонимы и синонимичные конструкции. Синонимическое богатство языка. Контрастные и созвучные слова.
1
12-13
Паронимы. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 5)
2
14-15
Плеоназм и тавтология.
Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 6)
2
16-17
Фразеологизмы и другие устойчивые словосочетания. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 25)
Экспрессивная лексика, старославянизмы и «возвышенная» лексика.
1
Образность речи
7
26
Как простые слова становятся образными.
1
27-28
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворения
2
29-30
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы: метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраза, ирония, аллегория. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 26)
2
31-32
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры. Живость, эмоциональность, выразительность речи. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 26)
2
Повторение и закрепление изученного в курсе 10 класса
33
Повторение и закрепление изученного.
34
Итоговая работ по материалам курса.
35
Анализ итоговой работы.
11 класс
Введение
2
1-2
Понятие культуры речи. Значение культуры речи в жизни общества. Качества хорошей речи
2
Части речи.
13
3
Род, число и падеж имен существительных. Формы родительного падежа множественного числа имен существительных. Трудные случаи определения рода существительных.
1
4-5
Формы имен прилагательных. Как правильно употреблять части речи. Параллельные формы имён существительных. Разные формы имён прилагательных. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 5)
2
6-7
Формы имен числительных. Употребление числительных в речи.
2
8
Склонение числительных (практическое занятие)
1
9
Употребление местоимений. Секреты местоимений.
1
10
Грамматические ошибки, связанные с употреблением местоимений. Тестирование.
1
11-12
Употребление глагольных форм. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 8).
2
13
Синонимия сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и обстоятельственными и простых предложений с причастными и деепричастными оборотами.
1
14
Работа с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы.
1
15
Стилистика словообразования.
1
Синтаксис.
12
16-17
Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 8)
2
18
Согласование. Как согласуются определения и приложения. Работа с КИМами ЕГЭ (задание № 8)
1
19
Управление. Формы управления. Обособленные обороты.
1
20
Практическая работа с КИМами ЕГЭ (задание № 8)
1
21-22
Употребление однородных членов предложения и однородных конструкций в сложных предложениях.
2
23-24
Сложное предложение. Многообразие синтаксических конструкций. Правила употребления сложных предложений.
2
25
Смысловые отношения частей в сложноподчиненном предложении.
1
26
Речевые недочеты в употреблении указательных слов в сложноподчиненном предложении.
1
27
Практическая работа с КИМами ЕГЭ (задание № 8)
1
Повторение и закрепление изученного.
7
28-29
Обобщение и систематизация материала, изученного в курсе «Культура речи»
2
30 – 31
Итоговая письменная работа – анализ текста.
2
32 – 33
Итоговый тест в форме ЕГЭ.
2
34
Анализ итоговой работы.
1
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические, синтаксические нормы русского языка
- основные требования к хорошей речи (логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность) изобразительно-выразительные средства русского языка
Учащиеся должны уметь:
соблюдать орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические, синтаксические нормы языка в устных и письменных высказываниях
владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.)
анализировать текст с точки зрения стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка
выбирать языковые средства в зависимости от содержания текста, его общей стилистической направленности, жанра и формы высказывания
Основные виды устных и письменных работ, которые можно проводить в процессе изучения курса «Культура речи»
Устные работы
Выразительное чтение учащимся текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.
Составление текстов в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публицистическом.
Краткий пересказ содержания понравившегося фильма, спектакля, художественного произведения.
Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах).
Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.
Письменные работы
Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.
Написание текстов в различных жанрах научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).
Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера.
Написание сочинения-рассуждения.
качестве итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать тест, включающий задания по культуре речи, аналогичные тем, которые используются в тестах ЕГЭ по русскому языку. Итоговой работой может стать также сочинение-размышление по предложенному тексту. В таком случае итоговая контрольная работа по элективному курсу станет важным этапом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Итоговая оценка по элективному курсу может быть накопительной. При этом результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Литература для учащихся
1. Крылов, Г.А. Словарь ошибок русского языка [Текст]. – Спб.: Виктория плюс, 2012.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секреты стилистики [Текст]. – М.: Рольф,
1996.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Русский Стилистика и культура речи [Текст]. – М.: Махаон, 2005.
Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст]. – М., 1994.
Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика [Текст]. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»:
ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013.
Розенталь, Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник
[Текст]. – М.: Книга, 1986.
Скворцов, Л.И. Культура русской речи [Текст]: Словарь-справочник. –
М., 2003.
Солганик, Г.Я. Стилистика русского языка [Текст]: 10 – 11 кл. – М.,
2011.
Литература для учителя
Крестинская, Т.П., Петров, С.В. Как пользоваться словом [Текст]: Пособие для учителя.- Л.: Просвещение, 1968.
Культура речи: нормы русского языка (материалы к урокам для 9-11 классов общеобразовательной школы) [Текст]: Учебное пособие / Сост. Н.Б.Руженцева. – Екатеринбург, 2015.
Пленкин, Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка [Текст]. – М. – Л.: Просвещение, 1964.
Райский, С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях [Текст]. – М.: Дрофа, 2006.
Тренировочные задания к ЕГЭ.
Примечание
Дидактический материал представлен по темам и дан в избытке, для того чтобы учитель имел возможность выбрать разноуровневые задания, организовать не только фронтальную, но и групповую, а также индивидуальную работу учащихся.