Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Говорим красиво"
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Говорим красиво"
Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 8-9 классах начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы я, как учитель русского языка и литературы, вижу в введении элективного курса «Культура речи», который поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 8-9 классах начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы я, как учитель русского языка и литературы, вижу в введении элективного курса «Культура речи», который поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся.
Процесс живой речи, как известно, не предполагает постоянного обращения к сведениям о системе языка, то есть человек чаще говорит не так, как надо, а так как он привык говорить с детства. Поэтому речевое развитие многих, в том числе сельских, школьников к моменту начала знакомства с языком как системой вербальных знаков, подчиняющихся определённым законам, уже имеет устойчивый характер, далеко не всегда совпадающий с требованиями языковых законов.
Самый влиятельный фактор формирования речи ребёнка – речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребёнок осваивает речь как средство общения, усваивая все ярусы языковой системы. В некоторых семьях учеников нашей школы уровень речевого общения весьма далёк от совершенства. В первую очередь это связано с образовательным уровнем родителей. Сказывается и низкий уровень общей культуры родителей, обусловленный оторванностью деревни от центров культурной жизни.
Разумеется, качество речи в таких семьях значительно ниже общепринятого уровня: оно изобилует диалектизмами, речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом, к тому же в некоторых семьях привычным является употребление нецензурных выражений. Воспитываясь в такой семье, ребёнок соответственно усваивает и её речевые нормы.
Таким образом, я выделю следующие признаки речи среднего школьника, обучающегося в нашей школе:
1) насыщенность речи диалектными словами и выражениями;
2) чрезмерное активное употребление сленговых выражений, особенно в сфере оценки фактов и явлений, вытеснение сленгом и арго литературной лексики;
3) бедный синтаксис, характеризующийся преобладанием неполных предложений, парцеллированных конструкций, как следствие преимущественно устной речевой практики;
4) отсутствие (за редким исключением) оценочной, высокой, абстрактной лексики в речи;
5) неумение создавать развёрнутое связное высказывание, т.е. ученик знает материал и хочет выразить своё мнение (например, о литературном герое), но не умеет высказаться, оформить свои мысли вербально, хотя по наводящим вопросам отвечает охотно и правильно.
Поэтому основное предназначение элективного курса (и это главное в работе учителя сельской школы) – научить ученика говорить и писать правильно, грамотно. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.
Стилистика и культура речи не преподаются в школе отдельным предметом, а лишь частично включаются в школьную программу. Может быть, поэтому знанием «секретов» стилистики наши учащиеся не могут похвалиться, на стилистические ошибки в речи обращают внимание в последнюю очередь. И все же нередко именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на экзаменах становятся главкой причиной низких оценок.
Грамотнее человек становится, если он видит ошибки других, если он более требователен к своей речи, если он понимает, как важно учиться хорошему слогу.
2.Задачи курса:
Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи.
Сформировать представление о роли изобразительных средств в речи, выработать умение умело пользоваться выразительными средствами в собственной речи.
Подвести обучающихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охраны литературного языка.
3.Цель занятий :
научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи, избегая распространенных стилистических и речевых ошибок;
пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
помочь обучающимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;
развить творческие способности обучающихся;
оказать содействие обучающимся в предпрофильной ориентации.
4.Отличительные особенности данного курса от уже существующих.
Изучение данного курса (в отличие от других) поможет школьникам:
научиться общаться и вести беседы;
слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения;
участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение;
участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;
свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;
успешно сдать государственную итоговую аттестацию.
5.Возраст детей, на развитие которых направлена программа.
Программа рассчитана для обучающихся 9 классов
6.Срок реализации программы.
1-е полугодие 2013-2014 учебного года.
7. Формы и режим занятий.
Занятия по элективному курсу «Говорим красиво» рассчитаны на 17 часов (1 раз в неделю).
Форма занятий: лекции, индивидуально-групповые занятия, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, семинары-практикумы, практические работы, зачеты, тестирование.
8. Ожидаемые результаты элективного курса.
Введение данного курса должно способствовать:
качественному повышению уровня речевой культуры обучающихся;
формированию коммуникативной компетенции (организации речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);
расширению культурного уровня обучающихся, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.
Обучающиеся:
В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Обучающиеся будут уметь:
Правильно подбирать лексические понятия;
Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
создавать собственные высказывания;
сохранять стиль речи до конца высказывания;
грамматически правильно выстраивать свою речь;
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Обучающиеся приобретут навыки:
работы над благозвучием собственной речи;
составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
В процессе преподавания данного курса, помимо предметных, я ориентируюсь и на метапредметные образовательные функции родного языка.
Метапредметные результаты:
владение видами речевой деятельности;
способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;
взаимодействие в процессе речевого общения;
овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностные результаты:
понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.
воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.
достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение культурного речевого общения).
Особенности оценивания достижений обучающихся
На каждого обучающегося заводится технологическая карта, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются по пятибалльной системе достижения обучающихся.
Оцениваются следующие достижения:
наблюдение за активностью на занятиях;
выполнение творческих, исследовательских работ;
зачетная работа (тесты, диктанты);
создание и защита собственных проектов;
анкетирование;
документально-подтвержденные достижения (грамоты, дипломы).
9. Формы подведения итогов реализации программы
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа в форме конференции (1час), где обучающиеся продемонстрируют публичное выступление, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи), и тестирование (2час).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
17 часов
Тема 1. Знакомство с курсом. (1ч.)
Занятие №1
Знакомство с курсом. Презентация курса. Стилистические ресурсы русского языка. Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной.
Тема 2. Культура речи. Ее предмет и задачи. (2ч.)
Занятие №2
Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Закрепление представления о составляющих культуры речи.
Занятие № 3
Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.
Тема 3. Языковая норма. (2ч.)
Занятие № 4
Наличие норм – важнейший признак литературного языка.
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство.
Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте речи. «Борьба» с паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексикой.
Занятие №7.
Многословие и речевая недостаточность.
Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, эллипсис. Практическая работа в группах.
Тема №5. Виды речи. (1ч.)
Занятие № 8.
Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть?
Тема № 6. Фигуры речи. Выразительные средства языка (2ч.)
Занятие №9
Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями.
Занятие №10
Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.
Тема № 7. Орфоэпические нормы. (1ч.)
Занятие №11
Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.
Тема № 8. Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы.(4ч.)
Занятие № 12
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов.
Занятие № 13
Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).
Занятие № 14
Особенности функциональных стилей литературного языка. Подбор текстов разных стилей.
Занятие № 15
Тестирование по теме «Функциональные стили литературного языка».
Тема № 9. Зачетная работа по результатам изучения курса (конференция) (2ч.)
Занятие №16.
Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.
Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи).
Занятие №17.
Контрольный (итоговый) тест по курсу «Говорим красиво».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ заня
тия
Дата
Количес
тво часов
Наименование раздела
Наименование темы
Деятель-
ность
учащихся
Вид и форма
занятий
Контроль
1
1
Знакомство с курсом.
Знакомство с курсом. Презентация курса. Определение основных направлений в работе.
Заполнение анкеты.
Коллективное составление схемы «Структура языка».
Лекция с использованием коллективной формы работы
Анкетирование
2-3
1
Культура речи. Ее предмет и задачи
1 ур. Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность.
Выполнение упражнений по культуре речи.
Индивидуально-групповая форма
Термино логичес-кий диктант по нормам русского языка
1
2 ур. Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.
Выполнение упражнений по культуре речи.
Урок-практикум
Анализ речевых ошибок.
4-5
1
Языковая норма
1ур.Наличие норм – важнейший признак литературного языка.
Коллективное составление схемы «Нормы литературного языка».
1ур. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте речи. «Борьба» с паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексикой.
Редактирование (работа с текстами) и составление собственных текстов
Урок-дискуссия
Анализ текста
1
2ур.Многословие и речевая недостаточность.
Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис. Практическая работа в группах.
Практическая работа в группах по устранению лексических ошибок (лишних слов в речи, тавтологии, неуместного повторения слов и т.д.)
Практическая работа в группах
Анализ текста
8
1
Виды речи.
Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия.Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание.
Создание проектов: текст-приветствие; информационный текст.
Семинар-практикум
Защита проектов
9-10
1
Фигуры речи. Выразительные средства языка
1ур.Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями.
2ур.Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Т иАнализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.
Работа с текстами
Групповой практикум
Анализ текста
11
1
Орфоэпические нормы
Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.
Выполнение упражнений по культуре речи.
Групповая и индивидуальная работа
Анализ текста
12-15
1
Функциональ-ные стили литературного языка. Стилистические нормы
Составление таблицы «Особенности функциональных стилей литератур-ного языка». Работа с текстом
Лекция с использованием коллективной формы работы.
Анализ текста
1
2ур.Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).
Выполнение упражнений
Индивидуально-групповая работа
Анализ текста
1
3ур.Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи). Особенности функциональных стилей литературного языка. Подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах: подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах
Защита проектов
1
4ур. Тестирование по теме «Функциональные стили литературного языка».
Зачетная работа
Контроль знаний
Тестиро-вание
16-17
1
Зачетная работа
(конференция) по результатам изучения курса.
1 ур. Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи).
Составление собственных текстов
Контроль знаний
Публич-ное выступление
1
2 ур. Контрольный (итоговый) тест по курсу «Культура речи».
Заполнение анкеты (рефлексия).
Зачетная работа
Контроль
знаний
Тестиро-вание
Анкетирование
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература и другие источники, рекомендуемые для обучающихся.
1.Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. 4-е изд.- Ростов, 2002
2.Материалы сайтов:
http://www.ege.edu.ru
http://www.fipi.ru
3.Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – Санкт-Петербург, 2001.
4.Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – Дрофа, 2009.