Программа элективного курса "Литературное краеведение"
Программа элективного курса "Литературное краеведение"
Значение курса:
Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине – краю, городу, в котором родился и вырос. Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение – это связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на изучении культуры и литературы родного края. В связи с этим изучение курса «Литературное краеведение» имеет наибольшую значимость, актуальность в процессе развития, внутреннего обогащения учащихся.
Вид курса: предметно-ориентированный.
Назначение курса:
Элективный курс предназначен для учащихся 9-ых классов в рамках их предпрофильной подготовки.
Продолжительность курса: 12 часов. Курс «Культура речи» рассчитан на 1 час в неделю.
Цель курса: воспитание духовно-нравственной личности с высокой гражданской, патриотической активностью.
Задачи курса:
-изучение литературного краеведческого материала, связанного с жизнью и творчеством поэтов, писателей Владимирского края;
-расширение кругозора учащихся;
-развитие коммуникативных и социальных компетенций учащихся;
-воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа курса:
1. включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учеников по литературе, знакомит с фактами жизни и творчества писателей и поэтов Владимирской области;
2. способствует интеллектуальному, эмоциональному развитию учащихся, предполагает использование активных форм обучения;
3. формирует у школьников высокую гражданскую позицию;
4. способствует развитию речевой культуры.
Программа курса включает в себя произведения художественной литературы, историко-литературные сведения.
В процессе освоения курса предполагается:
- знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений; анализ содержания и структуры, проблематики произведений;
- освоение элементарных знаний по теории и истории литературы.
Формы организации занятий:
-индивидуальные,
- парные,
- групповые.
Методы обучения:
- словесные, наглядные, практические
- объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый методы
- метод проблемного обучения.
Курс обладает возможностью для развития следующих компетенций учащихся: ценностно- смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.
Место курса в образовательном пространстве школы: федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает включение вариативной части на этапе основного общего образования.
Требования к умениям и навыкам учащихся:
Школьники должны знать содержание изучаемых произведений.
Освоить необходимый уровень знаний по теории и истории литературы.
Уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к прочитанному, выступать с докладами и сообщениями, писать отзыв.
Уметь выразительно читать фрагменты из изучаемых произведений в соответствии с авторским замыслом.
Курс «Литературное краеведение» способствуют овладению следующих учебных умений, навыков и способов деятельности:
Познавательная деятельность – анализ, обобщение, сравнение, сопоставление объектов; самостоятельное выполнение различных работ.
Информационно-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие устной и письменной речи; свободная работа с текстами;умение вступать в речевое общение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность – владение навыками контроля и оценки своей деятельности и достижений; поиск и устранение причин возникших трудностей.
Форма зачётной работы учащихся – письменный отзыв о произведении владимирского писателя или поэта.
Окончание курса: при успешном окончании курса учащиеся получают отметку «зачёт» в зачётной книжке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Литературное краеведение" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА СУЗДАЛЯ»601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27
Программа элективного курса
«Литературное краеведение»
(для учащихся 9-ых классов)
Полякова Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 г.Суздаля»
Владимирской области
2014 год
Пояснительная записка.
Значение курса:
Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине – краю, городу, в котором родился и вырос. Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение – это связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на изучении культуры и литературы родного края. В связи с этим изучение курса «Литературное краеведение» имеет наибольшую значимость, актуальность в процессе развития, внутреннего обогащения учащихся.
Вид курса: предметно-ориентированный.
Назначение курса:
Элективный курс предназначен для учащихся 9-ых классов в рамках их предпрофильной подготовки.
Продолжительность курса: 12 часов. Курс «Культура речи» рассчитан на 1 час в неделю.
Цель курса: воспитание духовно-нравственной личности с высокой гражданской, патриотической активностью.
Задачи курса:
-изучение литературного краеведческого материала, связанного с жизнью и творчеством поэтов, писателей Владимирского края;
-расширение кругозора учащихся;
-развитие коммуникативных и социальных компетенций учащихся;
-воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа курса:
1. включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учеников по литературе, знакомит с фактами жизни и творчества писателей и поэтов Владимирской области;
2. способствует интеллектуальному, эмоциональному развитию учащихся, предполагает использование активных форм обучения;
3. формирует у школьников высокую гражданскую позицию;
4. способствует развитию речевой культуры.
Программа курса включает в себя произведения художественной литературы, историко-литературные сведения.
В процессе освоения курса предполагается:
- знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений; анализ содержания и структуры, проблематики произведений;
- освоение элементарных знаний по теории и истории литературы.
Формы организации занятий:
-индивидуальные,
- парные,
- групповые.
Методы обучения:
- словесные, наглядные, практические
- объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый методы
- метод проблемного обучения.
Курс обладает возможностью для развития следующих компетенций учащихся: ценностно- смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.
Место курса в образовательном пространстве школы: федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает включение вариативной части на этапе основного общего образования.
Требования к умениям и навыкам учащихся:
Школьники должны знать содержание изучаемых произведений.
Освоить необходимый уровень знаний по теории и истории литературы.
Уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к прочитанному, выступать с докладами и сообщениями, писать отзыв.
Уметь выразительно читать фрагменты из изучаемых произведений в соответствии с авторским замыслом.
Курс «Литературное краеведение» способствуют овладению следующихучебных умений, навыков и способов деятельности:
Познавательная деятельность – анализ, обобщение, сравнение, сопоставление объектов; самостоятельное выполнение различных работ.
Информационно-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие устной и письменной речи; свободная работа с текстами; умение вступать в речевое общение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность – владение навыками контроля и оценки своей деятельности и достижений; поиск и устранение причин возникших трудностей.
Форма зачётной работы учащихся – письменный отзыв о произведении владимирского писателя или поэта.
Окончание курса: при успешном окончании курса учащиеся получают отметку «зачёт» в зачётной книжке.
Содержание курса
№
Содержание
Кол-во часов
1
Лирика А.Лебедева: сборник «Кронштадт»
1
2
Лирика А.Лебедева: сборник «Лирика моря»
1
3
С. Никитин цикл рассказов «Медосбор»
1
4
С. Никитин «Живая вода»
1
5
В.Солоухин «Владимирские просёлки»
2
6
А.Фатьянов. Гражданская и философская лирика
1
7
И.Назаров. Сборник «Жизнь и песни»
Ю.Мошков. Сборник «Моя улица»
1
8
Э.Зорин. Обзор тетралогии о Древней Руси
1
9
Н.Златовратский. Рассказы книги «Маленький Щедрин»
1
Учебно-тематический план
№
Содержание занятия
Кол-во часов
1
Краткий обзор литературной жизни во Владимирской области
1
2
Лирика А.Лебедева
2
3
Проза С.Никитина. Рассказы.
1
4
С. Никитин. Повесть «Живая вода»
1
5
Проза В.Солоухина. «Владимирские просёлки»
2
6
Лирика А.Фатьянова
1
7
Поэзия И.Назарова, Ю.Мошкова
1
8
Обзор творчества Э.Зорина
1
9
Обзор творчества Н.Златовратского
1
10
Зачётная работа: отзыв о произведении
1
ИТОГО:
12
В помощь учителю
Лирика Алексея Лебедева
Одной из главных в предвоенном творчестве Лебедева была тема героического прошлого русского флота. Лучшее в этом ряду — «Смерть Нахимова», «Памятник», «Компасный вал». Не раз говорится в стихах Лебедева о создателе флота Петре I, о первых победах русских моряков, о героях Ханко, о битвах при Синопе и Наварине, об обороне Севастополя в 1854-55, о бесстрашных русских флотоводцах и мореходах, тех, кто «доблестно и прямо, / Форштевнем разрубив струю, / В боях Гангута и Гренгама / Стоял за Родину свою». Поэт создал вполне монументальные образы, но они вместе с тем овеяны высокой юношеской романтикой, искренней мечтой о героическом, что стало особенно актуальным в молодой поэзии конца 1930-х. Во многих стихах Лебедева 1940 звучит мотив готовности к жертве во имя родины — типичная форма выражения гражданского идеала «юношей 1941» («...бороться так, как Матюшенко, / И умирать, как умер Шмидт»). Это общечеловеческое, а не только флотское содержание поэзии Лебедева отметил Н.Тихонов в очерке о творчестве и личности поэта-мариниста: «...перед нами раскрывается морской мир, но раскрывается не как самоцель, а громадная область человеческой деятельности...» (Об Алексее Лебедеве // Лебедев А. Стихи. Л., 1977. С.7). С первых дней Великой Отечественной войны Лебедев — на боевых кораблях Балтики. Перед тем как назначить его штурманом на минзаг Л-2, ему предложили работу в штабе. Лебедев откажется, ответив: «Я штурман, и если пойду в штаб, то и стихов писать не смогу. Мое место на боевом корабле»... Поэт-подводник писал свои стихи как дневник, бережно, день за днем, фиксируя военные будни моряков. Главные темы — тяжелый труд воина, героизм, который стал повседневной реальностью, победа, в которой никто не сомневался с первых дней войны. Одной из важных тем поэзии Лебедева, как и всей русской поэзии 1941-45, стала тема смерти. О ней Лебедев писал и раньше, и, как у мн. молодых поэтов, в предвоенные годы она ставила точку в судьбе. В годы войны в стихах Лебедева мотив гибели за Родину и смерти как таковой получает развитие, переход, по сути, в просветленный трагедией мотив бессмертия. Об этом поэт говорит с суровой простотой. Так, в стихотворении «На дне» трагическая картина, намеченная точными реалистическими мазками («Лежит матрос на дне песчаном / Во тьме зелено-голубой...) вырастает в высокий символ бессмертия человеческого духа, подвига «ради жизни на земле». Профессия обязывала Лебедев смотреть в лицо правде военной реальности, и в стихотворении «Тебе», написанном в авг. 1941, обращаясь к любимой, поэт говорит о возможной гибели («И если пенные объятья / Нас захлестнут в урочный час...»), но не отрекается от любви к морю,— его «могиле и купели». Строки оказались пророческими. 11 нояб. в последнем письме из Кронштадта в Ленинград Лебедев пишет: «Через пару часов я уже буду далеко. Вернусь или нет — не знаю...» Подводная лодка Л-2 из похода не вернулась.
Проза Сергея Никитина
С. Никитин пришел в литературу в начале 50-х годов, именно в это время в русской литературе начинает свое движение это замечательное художественное явление, именуемое деревенской прозой, в русле которой оказался и наш земляк.
Лирическая проза С. Никитина рассматривает не только проблемы быта, но и национального бытия, национального характера, задумывается над вечными вопросами о добре и зле, смысле человеческого существования, жизни и смерти.
Примечательные черты творческой индивидуальности Сергея Константиновича Никитина! Критика видела их в разном. Одни их видят в умении «захватить в охапку рассказа жизнь во всей полноте, со всеми её запахами, красками, цветами», другие — в исследовании «микромира человеческих чувств». Эти определения не спорят друг с другом и в общем правильно говорят о стремлении Сергея Никитина к многокрасочности, полнозвучию, естественной полноте отражения жизни в произведении. Писатель вмещает большое содержание в очень тесное пространство рассказа. Добивается он этого путем строжайшего отбора слов, мотивировок, деталей, персонажей. Здесь проявился чеховский подход к жанру, который выражен классиком в формулах: «краткость — сестра таланта», «искусство писать — это искусство сокращать». И потому-то почти во всех рассказах С. Никитина нет ничего лишнего, сделаны они безыскусственно, просто и лаконично. Большинство его произведений посвящено родной Владимирщине. Никитин предстаёт перед нами истинным певцом родного края. Здесь писатель нашел для себя плодотворную почву, обогащающую его творчески. Ту самую почву, которую, по мудрому замечанию Павла Бажова, никогда не сможет заменить письменный стол. И занимают писателя жизненные ситуации не исключительные, а как правило самые-самые рядовые. Он чаще всего обращается к образам тех людей, с которыми повстречался у перевоза ли, в колхозе ли, в избушке ли бакенщика или в каюте парохода. Это рыбаки, сторожа, агрономы, плотники, лесники, бригадиры, пастухи. В обыденном писатель раскрывает поэтическое, в незаметном — значительное. Раскрывает во всей жизненной сложности и внутренней противоречивости. Жизнь, описываемая рассказчиком, полна радости и страдания, горькой боли и ликующего счастья. Талант С. Никитина по своей направленности боевой и активный. Писатель или радуется красоте человеческой, открывая её в людях, или обличает пережитки мещанства. В том и другом случае он — оптимист. Читая произведения Никитина, воспринимаешь и не только рассудком. Точное, свежее слово художника задевает какую-то струну, в душе что-то начинает звенеть и уже вместе с героем негодуешь или смеёшься. По единству идейно-художественных особенностей произведений Сергея Никитина можно судить, что у него свой стиль.
Никитин принадлежит к писателям, крепко привязанным к своим родным краям, к их природе, он пишет в традициях И. Тургенева, И. Бунина, К. Паустовского. Его внимание сосредоточено на отношениях между людьми, на чувствах простых людей, на важных для них событиях повседневности. Его проза далека от политики, не содержит ни пропаганды, ни общественной критики, но она отражает время. Его сюжеты не оригинальны, но выписаны психологически точно, он ориентируется на добро, не избегая при этом описания зла и страданий. В своих коротких рассказах Никитин стремится к охвату целых человеческих судеб, сохраняя спокойный и плавный ход повествования.
Проза Владимира Солоухина
Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.
Писатель стремительно вошел в литературу в конце 50-х с повестями "Владимирские проселки" и "Капля росы", утверждавшими конкретные понятия любви к тому, что Пушкин называл "милым пределом", а мы, чаще, – "малой родиной". Эти произведения положили начало целому литературному направлению – так называемой "деревенской прозе". Затем последовали "Письма из Русского музея", "Черные доски", "Время собирать камни", ставшие вехами в становлении нашего самосознания. В них писатель размышлял о судьбах родной культуры и – в противовес некоему "общечеловеческому", безнациональному, абстрактному искусству – стремился привлечь внимание к неповторимым по своей самобытности реликвиям русской "седой старины": храмам и усадьбам, иконам и картинам, книгам и крестьянской утвари. Борьба за спасение культурных и архитектурных памятников, находившихся под угрозой разрушения и полного исчезновения, была делом его жизни.
Любовь к родной земле, поэтическое восприятие природы и человека отличают прозу Владимира Солоухина. Его "Каплю росы", как и "Владимирские проселки", трудно причислить к ка кому-нибудь определенному жанру -- это не повесть, не роман, не очерки, а скорее, как пишет сам автор, "лирические записки". Во «Владимирских просёлках» звучит поэзия родной земли, поэзия сельской жизни, поэзия крестьянского труда. Пожалуй, острее всего красоту этого труда чувствуют деревенские ребятишки. И может быть, одна из причин удачи прозаических книг В.Солоухина в том, что он рассказал о поэзии крестьянского быта через восприятие своего детства Многое устарело в этом восприятии, потому что детство писателя пришлось еще на довоенные годы, а сколько появилось после этого в деревне новых (порой странных) примет' Но в том-то и ценность этой книги, что автор рассказывает здесь только о том, что он пережил, перечувствовал, что успел увидеть и полюбить на родной земле. И судя по книге, мало что запечатлелось в его памяти и сознании с такой же силой и яркостью ощущения, как первые встречи с "великими колхозными работами" -- уборкой и молотьбой хлеба, севом, косьбой.
Лирика Алексея Фатьянова
Стихи Фатьянова простые и бесхитростные, но пронзительно искренние, нежные и изящные. Фатьянов — один из тончайших советских лириков, его герои — простые парни и девушки, молодые, свежие, благородные и романтичные, как правило крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся. Быт и чувства таких людей воспеты Фатьяновым, многие стихи стали песнями, популярными на протяжении более чем 60 лет, надолго пережившими автора.
Песни Алексея Фатьянова, написанные в годы Великой Отечественной войны, были особенно близки солдатам, потому что они приходили в самое нужное время и говорилось в них о самом главном — о боях, которые были впереди, о любви, о дружбе, о родном доме. И говорилось замечательно просто, задушевно, проникновенно.
Послевоенная лирика Фатьянова — это лирика возрождения сожженных войной деревень. Послевоенная лирика Фатьянова — это лирика новой энергии городов, энергии благодати и неуемного трудового ритма.
Юрий Мошков
Юрий Васильевич Мошков родился в 1928 году в г.Вязники Владимирской области. Окончив текстильный техникум, работал бригадиром слесарей и чертежником льнокомбината под Ярославлем, где впервые выступил в печати со стихами. Служил в Советской Армии, несколько лет отдал журналистике, заведовал сельским клубом, был художником-оформителем и школьным работником. Стихи Юрия Мошкова печатались в "Литературной газете", "Комсомольской правде", коллективных сборниках. В разное время во Владимире вышли книги его стихотворений "Моя улица" и "Дым весны и лета", книги очерков "В добрый путь" и "Голос земли". В 1964 году Юрий Мошков закончил заочное отделение Литературного института им. Горького, а на следующий год в Ярославле вышла его лирическая повесть "Цветы на подоконнике". То же Верхне-Волжское издательство в 1971 году выпустило его поэтическую книжку "Ночные костры", а в 1977 году - сборник "Родниковый говор".
Иван Назаров
Иван Абрамович Назаров родился 7 февраля 1878 года в Суздале, в мещанской семье. Учился в народной школе, но из-за бедности не закончил. С детства работал по найму. Был лакеем, слесарем, певчим в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, разносчиком книг, сторожем в доме для умалишенных, ткачом на фабрике Каретникова в Тейкове. В 895 году принимал участие в тейковском забастовке. Писать стихи начал с 14 лет, печатался с 1899 года в журнале "Народное Благо", затем в журналах "Воскресенье", "Муравей", "Юная Россия", "Кормчий", "Русский листок". С 1903 года - помощник заведующего отделением конторы "Владимирской газеты". Первый сборник стихов "Жизнь и песни" выпустил в 1908 году в Суздале. После революции редактировал суздальскую газету "Голос народа". С 1929 года занимался составлением биобиблиографического словаря писателей-самоучек, включающего более 100 биографий (не издан). Архив Назарова был приобретен Институтом мировой литературы имени М. Горького Подробнее: http://vladimironline.ru/society/id_17090/
Эдуард Зорин
Эдуард Павлович Зорин родился 28 сентября 1931 года в городе Кулябе Таджикской ССР. Раннее детство прошло на Урале. В 1953 году закончил факультет иностранных языков Ташкентского педагогического института, а затем заочно – Литературный институт им. А.М. Горького.
В 1967 году переехал во Владимир. Преподавал в Юрьевецкой школе, работал заведующим Бюро пропаганды художественной литературы. В 1972-1985 гг. возглавлял Владимирскую писательскую организацию на выборной должности ответственного секретаря. Литературный путь начал со стихов. В 1960 году в Ташкенте вышел его первый поэтический сборник «В двадцать лет», затем изданы книги: «Красные карагачи», «Дарю вам сад», «Следы ведут в Караташ».
Член Союза писателей СССР с 1965 года.
Расцвет таланта писателя пришелся на владимирский период его жизни. После выхода в свет поэтического сборника «Костры» (1969) и повести «Соловьиный дозор» (1973), главное внимание писателя сосредотачивается на исторической теме, истоках становления нашего государства. За сравнительно небольшой срок написаны романы о Руси ХII-ХIII вв.: «Богатырское поле», «Большое Гнездо», «Огненное порубежье», «Обагренная Русь», опубликованные в Верхне-Волжском книжном издательстве (1976-1983 гг.) и переизданные в столичных издательствах. Дилогия «Клич» об уроженце Владимира генерале Н.Г. Столетове осталась незавершенной. В свет вышла только первая книга.
Николай Златовратский
Златовратский — наиболее известный из представителей «мужицкой беллетристики», заметно отличающейся от филантропически-народолюбивой беллетристики 1840-х и 1850-х. Оставляя в стороне вопрос о степени художественного дарования, нельзя не признать, что по приближению к живой действительности, по точному воспроизведению всех мелочей крестьянского быта, типы, картины и язык «мужицкой беллетристики» вообще, и Златовратский в частности, представляют несомненный шаг вперёд. Писатели 1840-х, задавшись целью отыскать в мужике человека, не всегда видели в нём мужика. То, что свойственно только крестьянину, в литературе прежнего времени отражения не находило. Так, например, как это особенно часто любит подчеркивать Златовратский, «художественная литература наша не дала ни одной мало-мальски типичной и яркой картины из области общинной жизни: мы не имеем ни общинных характеров, ни типичных сцен общинных сходов, судов, переделов — этих выразительнейших и характернейших картин народной жизни. Наши художники как-то ухитрялись изображать народ, отвлекая его совершенно от почвы, на которой он рождался, вырастал, действовал и умирал» («Деревенские будни»).
Ревностнее других своих товарищей по «мужицкой беллетристике», Златовратский старался о пополнении именно таких специально-мужицких сторон народной жизни. Его главные произведения — бесспорно ценное пособие для всестороннего понимания народных «устоев», по любимому термину его: это своего рода энциклопедия деревенской жизни, и притом будничной. Златовратский вводит читателя именно в те мелочи, которые многим наблюдателям кажутся слишком дробными и бесцветными, но гораздо больше характеризуют основной фон народной жизни, нежели всякие исключительные положения. Не всегда одинаково ярко, не раз даже очень «скучно» для специальных любителей «изящного чтения», но всегда добросовестно ищет Златовратский народные «устои» не только там, где они ясны и сразу бросаются в глаза наблюдателю, но и там, где их нужно отрыть в массе посторонних наслоений и подробностей «деревенских буден».
Литературные приёмы, при помощи которых Златовратский старается уловить народные «устои», трудно подвести под установившиеся литературные формы. Это очень своеобразная смесь беллетристики, этнографии и публицистики, а подчас даже статистики. Автор мало заботится о цельности впечатления; его занимает исключительно задача «уразуметь» и представить правду народной жизни. Но, при всём страстном желании сказать полную и всестороннюю правду о мужике, существеннейшей особенностью Златовратского остается значительная доля идеализации.