kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Эффективность использования инновационных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:      «Эффективность использования инновационных технологий»

     Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Эффективность использования инновационных технологий» »

Теректі ауданының білім беру бөлімінің

әдістемелік кабинеті







Тема: «Эффективность использования инновационных технологий»



Сарсенова Улдай Орнбасаровна-

методист русского языка и литературы

отдела образования Теректинского района





















Федоровка, 2013г.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной компетенций. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании русского языка, так как способствуют активизации мышления учащихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь ученика и учителя. Их внедрение в учебный процесс обеспечивает:

· систематизацию и интеграцию информационных потоков в образовательном пространстве;

· формирование субъектной позиции учеников на основе освоения ИКТ;

· проектирование и мониторинг личностных достижений ученика.

Таким образом, необходимость использования ИКТ в преподавании русского языка не вызывает сомнения.

В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети - это будущий мир. Перед нами встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?» «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли стать ученику конкурентоспособной личностью?». В поисках решения этих проблем учителя ставят перед собой следующие задачи:

- обеспечение высокого уровня преподавания предметов;

- использование новых технологий в обучении;

- реализация комплексного подхода к освоению технологии развивающего обучения;

- технологизация и компьютеризация учебно-воспитательного процесса;

- диагностика резервных возможностей школьной образовательной среды и способностей учащихся и др.

Все это помогает двигаться к реализации цели деятельности школы: создание развивающей среды, способствующей самореализации творческого потенциала участников образовательного процесса.

По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

• урочные;

• внеурочные

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

• раскрытия творческого потенциала обучающихся;

• освоения учащимися современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

- при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

- для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

- для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учащихся.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

• при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала.

В преподавании русского языка и литературы традиционно используются фонетический, морфологический, орфографический, словообразовательный, лексический, синтаксический, пунктуационный и другие виды языкового анализа, основанного на выделении главных и системообразующих характеристик единицы языка. Посредством использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин становится возможным увеличение продуктивности такой исследовательской работы на разных этапах изучения и усвоения учебного материала, помогают сделать этот анализ и само исследование языка наглядным, запоминающимся, а значит, эффективным средством повышения формирования и развития языковой компетенции.

Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения языковым материалом. В настоящее время в процессе разработки специализированных средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры по русскому языку и мультимедийные обучающие системы, целые «школы» (например, Школа Кирилла и Мефодия http://www.km-school.ru/), позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Так как отказаться от уже разработанных и доказавших свою эффективность форм обучения и внедрить альтернативные формы за короткий срок невозможно, включение ИКТ поможет усовершенствовать и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала. В преподавании филологических дисциплин традиционно используется театрализация – инсценировка произведений различных жанров, художественно-музыкальные композиции, проведение литературных гостиных (на внеаудиторных занятиях с большим количеством участников). Все эти формы, обогащаясь возможностями использования ИКТ, способствуют более высокому уровню осмысления языкового и литературного материала..

Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.

Анализ поведенных с применением ИКТ занятий свидетельствует о том, что в изложении учебного материала курсов русского языка и литературы мультимедиа средства позволяют использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят учащиеся, охотно составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы. Занятия в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов дает возможность ученикам самим оценить свои знания и уровень лингвистической (языковой) компетенции.

Постоянно возрастающие возможности ИКТ позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку.

Таким образом, включение ИКТ в традиционную систему преподавания русского языка и литературы обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит способствует высокому качеству обучения. Использование ИКТ в преподавании филологических дисциплин увеличивает заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и глубокое усвоение их, помогает организовать осмысленное включение учеников в активный образовательный процесс.

Рассмотрев теоретические подходы к использованию ИКТ в области филологии и результаты освоения ИКТ в преподавании русского языка и литературы, можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов.

2. Используя ИКТ, необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала курсов русского языка и литературы через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах.

3. При использовании ИКТ нужно увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.

4. Планируя формы работы с текстом на занятиях с использованием ИКТ, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность) .

5.При использовании ИКТ нужно планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и самооценки и др.

6. При использовании ИКТ в реализации ученических проектов нужно обеспечить всестороннюю поддержку и поощрение инициатив участников.

Таким образом, практическое применение информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа средств в преподавании филологических дисциплин требует не только тщательной подготовки, но и проектирования образовательного процесса с учетом различных аспектов использования ИКТ.

Исследуя наиболее важные психолого-педагогические и практические аспекты использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин, можно сделать следующие выводы:

В преподавании русского языка и литературы ИКТ используют при объяснении нового материала для максимального его усвоения, для оптимального закрепления изученного материала, для улучшения контроля знаний обучающихся, для организации эффективной самостоятельной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской деятельности.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад «Эффективность использования инновационных технологий»

Автор: Сарсенова Улдай Орнбасаровна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Доклад на РМО "Использование инновационных технологий  в воспитательном процессе при работе   с детьми с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(116) "doklad-na-rmo-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "107225"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403186886"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему "Проектирование урока с использованием современных технологий""
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-na-tiemu-proiektirovaniie-uroka-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "249147"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446829153"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnye_tekhnologii_obucheniia_chteniiu_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "516907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563475376"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Доклад на тему "ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ""
    ["seo_title"] => string(68) "doklad_na_temu_innovatsii_v_prepodavanii_angliiskogo_iazyka_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "572308"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612521109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства