kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по данной теме рассматривает эффективные приемы работы для овладения общим способом чтения, а также использование современных технологий обучения чтению младших школьников: здоровьесберегающие, авторские технологии обучения, технология проблемного обучения, проектная деятельность, игровые технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»







Доклад на тему:



 Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ Душатинская СОШ

Чагина Галина Сергеевна

Содержание.

  1. Введение.

  2. Глава 1. Эффективные приемы работы для овладения общим способом чтения.

  3. Глава 2. Использование современных технологий обучения чтению младших школьников:

а) здоровьесберегающие технологии

б) авторские технологии обучения

в) технология проблемного обучения

г) проектная деятельность

д) игровые технологии

4.Заключение.

Введение.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно–экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования. На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий.  В практике своей работы, в период обучения грамоте, я часто сталкиваюсь со следующими трудностями:

  • Разноуровневая подготовка учеников к обучению при поступлении в школу. Часть учеников владеют приёмами чтения, часть не знают букв алфавита.

  • Учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего, не могут при обычной методике обучения грамоте своевременно овладеть навыками беглого, правильного, выразительного чтения, что ведёт к отставанию и по другим предметам.

  • Отсутствие у некоторых учащихся интереса к учёбе.

Проблема: Слабый навык чтения затрудняет процесс обучения ребенка не только в начальных классах, но и на следующих ступенях обучения.

Объект: Обучение учащихся чтению.

Предмет: Инновационные технологии обучения чтению.

Цель: 1) Поиск таких технологий обучения чтению, которые содействуют всем участникам проекта в приобретении знаний, умений и навыков, направленных на формирование беглого, выразительного, осознанного чтения уже на первых уроках обучения грамоте, понимания важности чтения как необходимого условия для дальнейшего приобретения знаний по всем предметам.

Задачи:

  1. Создание оптимальных условий для овладения учащимися техникой чтения.

  2. Показать важность процесса овладения чтением учащимся, родителям.

  3. Выявить наиболее эффективные методики обучения чтению для определенного класса.

Ожидаемые результаты:

  1. Появление у учащихся желания читать больше и лучше.

  2. Овладение техникой чтения на выходе из 4 класса в темпе разговорной речи у 80 % учащихся.

  3. Выработать привычку читать художественную литературу.

Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить имеющиеся недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыт педагогов–новаторов, новые технологии обучения.

Глава 1. Эффективные приемы работы для овладения общим способом чтения.

В настоящее время в педагогической науке встречается огромное количество образовательных технологий. Да и само понятие «образовательная технология» имеет разные определения. В Толковом словаре записано, что технология - это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Т.Б.Лихачев).

И.П.Волков дал следующее определение педагогической технологии: «Это описание процесса достижения планируемых результатов обучения». В книге Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» записано, что педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Перемены, произошедшие в мире за последние десятилетия, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без пересмотра целей образования и системы организации работы школы ученикам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву».

Ситуация, сложившаяся в российском образовании, ставит задачу по смене парадигмы образования с формулирующей на развивающую. Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В настоящее время необходимо эффективно развивать способности учащихся через внедрение новых инновационных технологий обучения.

Множество методистов занято попытками придумывать такую методику, которой было бы легко научить ребенка читать бегло, схватывая смысл. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать. Значит, одной из актуальных задач начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. Задача современной начальной школы – сделать процесс овладения чтением, развивающим, дифференцированным, направленным на сильного и слабого ученика.

Остановлюсь на эффективном приеме работы для овладения общим способом чтения.

Ранее по методике Горецкого, дети учились анализировать звуковой состав слова, выделяя нужный звук и соотнося его с буквой. Затем, показывая прием слияния согласного и гласного, учителя используют традиционные приемы: «тянуть», «поют», «сливают» гласный, часто так и не добиваясь желаемого успеха. Чтение получалось отрывное, побуквенное. Дети, дойдя до конца слова, забывали его начало. В своей практике я показываю, как «выпустить» гласный звук. Говорю кратко и четко: «Держи на губах [б], поставь преграду. (Дети плотно сжимают губы), открой окошечко (разжать губы, приоткрыв рот), выпусти гласный [а]. Дети очень хорошо понимают прием «выпусти», т.е. убрать преграду, выпустить голос.

Для отработки звукового произношения букв я использую игру «Звуковые цепи». Детей разбиваю на согласные и гласные звуки. На голове у гласных коронки букв. «Согласные» образуют цепь, крепко держась за руки, и превращаются в тот звук, какую букву назовет учитель. Например, показываю букву Б. Дети произносят ее, крепко держась за руки, наглядно демонстрируя, что они преграда для гласного звука. Гласный разбегается и встречает преграду. Если же преграда разбита, дети «выпускают» гласный звук, образуют слог – слияние. Выпустить, значит, убрать преграду.

Этот прием имеет несколько преимуществ. Образуя свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов, учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной, и не весь урок сидит за партой, находится в движении, что не маловажно для детей в первые дни пребывания в школе.

После ознакомления с 4-5 согласными буквами основной механизм чтения слогов – слияний и слов, состоящих из открытых слогов, практически уже готов. Для учащихся, которые уже овладели приемом чтения, подбирается серия игр, имеющих большое значение для полноценного речевого развития.

  1. Сконструируй слово из первых двух строк алфавита.

  2. Переставь буквы так, чтобы получилось слово: «рямо» (моря), «леса» (сале) и т.д.

  3. Замени гласный, чтобы согласный звук стал мягким: –рад-ряд, вал – вял,был-бил,бант-бинт и т.д.

Для читающих детей в этот период обучения грамоте подбираю задания такого вида:

  1. Прочти текст, назови слова, в которых есть буква о.а,у.

  2. Придумай слова на тему «Школа», «Лето», «Лес», составь их из букв.

  3. Вставь пропущенную букву, прочитай слово, составь с ним предложение: р..чка, ко…а, м…шка и другие.

Я пришла к выводу, что имеет смысл ритм чтения в начале работы над слогом. С этой целью подобрала четверостишия, определяющие темп чтения. Медленный характер «отстукивания» карандашом настраивает детей на плавное, неторопливое чтение слогов. Например,:

Птицы на юг улетают:

Гуси ,грачи , журавли .

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали .

Ритм быстрее:

Снег кружится,снег ложится.

Снег ,снег ,снег .

Рады снегу зверь и птицы .

И ,конечно,человек!

Подобная работа проводится не только со стихотворениями, но и со слогами, т.е. со слабоуспевающими детьми. Игра «Падают листья» предназначается именно для этих детей. На карточках кленовых листьев напечатаны слоги (ра, ко, на, бу, ми, сы и т.д.) Медленный темп показа – медленное плавное чтение. Затем быстрая смена карточек – быстрое чтение. При этом включаются в работу все виды внимания, отрабатывается и четкость произношения.

Провожу упражнения, когда идет чтение слов способом причитывания слогов к одному и тому же слогу, либо наоборот.

  1. Сначала отрабатывается чтение слов с открытым слогом: ма- ши- на ,ло -ша -ди ,ко –ро -ва ,

  2. Подбирается большой материал слов, где в словах изменяется только одна или прибавляется только одна буква к слову:

- в конце слова – сор, сок, сом

- в начале слова – мак, рак, бак

- в середине слова – мал, мыл.мил

Отработав данный прием, подбираю упражнения такого вида:

  1. ров

ко---нёк

жин

  1. Ка-рась, руч-ка

При этом стрелкой показываю темп чтения: медленный, быстрый, очень быстрый.

Следующим очень важным этапом в период обучения грамоте является отработка приема «чтение целыми словами». Перед учащимися ставится новая задача: смотри в середину слова. Для чтения предлагаю горки слов с выделения середины слова.

бес

кот

Шура

Мурка

густо

куклы

сок

рост

кусты

кустик

хвостик

Выделение в середине слова дает акцент зрению. Дети очень быстро понимают, что от них требуется: не смотреть на первый слог, тренировать зрение, видеть все слово. Постепенно вводится чтение предложений. Их подбираю в строгом порядке.

  1. Чтение предложений со словами, состоящими из двух слогов.

Была зима. Мама варит. Саша моет. Гале дали мыло. Она мыла руки, лицо.

  1. Чтение предложений из слов, состоящих из двух – трех слогов.

Дети решали задачу. Мама купила сухари. Баба читает газету.

  1. Чтение предложений со словами, состоящими из трех – четырех слогов.

Наташа уронила карандаш. Малыши получили игрушки. Володя нарисовал машину. Девочки вязали шарфики.

В результате использования такой методики уже к концу первого класса большинство детей читают целыми словами, и к концу выполняют норму, предусмотренную программой МО РФ.



Глава 2. Использование современных технологий обучения чтению младших школьников.

За последние десятилетия произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно – экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе, совершенствуется содержание и структура образования.

На современном этапе развития общества, многие учителя и я в том числе, работая по традиционной системе обучения, стараемся обновить содержание обучения и включаем в уроки элементы современных образовательных технологий. Этого требует время. В наш век научно – технического прогресса, без опыта педагогов – новаторов, без новых технологий обучения невозможно развитие детей.

Здоровьесберегающая технология.

Учитель начальных классов как никто другой во главе угла должен ставить такие технологии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья младшего школьника. Здоровьесберегающие технологии обучения способствуют также формированию здорового образа жизни. Физкультминутки на уроках обучения грамоте способствуют снятию усталости и запоминанию новых букв и звуков.

Физкультминутка.

Учитель: Давайте потанцуем. (Дети выполняют упражнения) Я буду произносить гласные и согласные звуки. Если вы слышите гласные, то делаете наклон вправо, если – согласные, то влево: саж, ре, со, зима, гра, зо, грач, ол, ежик, дуб.

Учитель: Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы поднимаете руки вверх, а если на звонкий – приседаете: зайка, сойка, Веня, Феня, трава дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

При чтении стихотворений с изученными буквами также выполняются физкультурные движения, имитирующие предметы, о которых идет речь в данном стихотворении:

1)Ветер дунул нам в лицо

.Закачалось деревцо.

Ветер тише ,тише ,тише.

Деревцо всё выше ,выше .

2)Раз-поднялись .потянулись.

Два-согнулись ,разогнулись .

Три-в ладоши три хлопка .Головою три кивка .

На четыре руки шире .

Пять –руками помахать . Шесть –за парту тихо сесть .

Игра с движениями способствует снятию напряженности, усталости, восстанавливает умственную работоспособность. Составление предложений из слов: мыло, зубная паста, щетка, полотенце, зарядка непроизвольно приучает детей соблюдать правила личной гигиены.

Проведение дыхательной гимнастики не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.

Упражнения « Свеча-1» , «Именинный пирог» , « Пятёрочка».

Мы шагаем-2раза .Руки выше поднимаем.

Голову не опускаем . Дышим ровно ,глубоко.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью уроков обучения грамоте и других уроков. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных физических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Упражнения мозговой гимнастики.

  • (Дети спокойно кладут головы на руки, закрывают глаза и делают вид, что засыпают). Спите дети, спать пора. Спит Мамонская гора. Спят деревья и кусты. Спят грачи и воробьи. (Дети дышат глубоко, расслабляют плечи) и при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Время выполнения 30 секунд.

  • «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

  • «Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку» , т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка. Поэтому, при планировании и проведении любого рока необходимо помнить заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!» Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Например, в начале урока тренинг – настрой:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Положительно влияет на учащихся – наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Остановлюсь на соревновательном методе, который применяю в период обучения грамоте.

Дети называют слова на какую – либо букву. Например, на букву К, кто больше. Идет соревнование, кто больше. Несколько слов школьника, который победил, записываются в тетрадь. На следующий день подбирают слова на другую букву. Чтобы победить, дети дома стараются побольше подобрать слов, запоминают их.

Авторские технологии обучения.

Каждый автор вносит в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой – то наиболее значительной авторской идеи. По чтению в 1 классе применяю упражнения для совершенствования техники чтения из опыта работы Лагутиной Т.В., учителя начальных классов школы №517 города Москвы. Это такие упражнения:

  1. Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией. Упражнения «Губы» ,»Хомячок» ,»Конфета»

Гласные: а,у,ы,и,э.о я ё ю читают нараспев.

Сочетания: а-у, у-а, а-о, ы-и,,и-о,у-ю э-е ,а-я нараспев «по дорожке».

Согласные: р-л –с .с-л-р,ч-ш,ш-щ-ч

Согласные и гласные: жи,ча,ко,тя,мор,кон,гип,зас.

Скороговорки: На дворе- трава, на траве-дрова. Не руби дрова на траве двора. Шесть мышат в шалаше шуршат. Проворонила ворона воронёнка.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

Так же применяю упражнения по совершенствованию техники чтения по системе Пальченко.

  1. Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

  2. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и влиять на улучшение качества чтения слабых учащихся.

  3. Многократное чтение способствует накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения выполняется в таком порядке:

1 - ый раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов.

2- ой раз – повторное прочтение без учителя.

3 – ий раз – плавное, слитное чтение слов.

4 – ый раз – чтение в темпе разговорной речи.

5, 6,7 – ой раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Использую методику обучения чтению по системе И.Т.Федоренко. Начиная со второго класса, провожу зрительные диктанты. В каждом из восемнадцати наборов напечатано по шесть предложений. Показываю по очереди по одному предложению из набора. В течение определенного времени ученики читают предложения про себя, стараются запомнить. Затем предложение убирается. Дети его записывают на листочке. На шесть предложений из набора уходит от шести до восьми минут. За два месяца при ежедневном письме появляются первые успехи в обучении чтению. Вторым важным составляющим системы Федоренко являются пятиминутки чтения. Их провожу на всех уроках, кроме математики. И третье задание – это еженедельные замеры скорости чтения с записью в дневник. Пользуясь на своих уроках перечисленными упражнениями, начиная со второго класса, убедилась в том, что систематическое их проведение, дает хорошие результаты.

Технология проблемного обучения.

Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Что же такое проблемная ситуация?

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей или просто проблемой. В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют сформулированный С.Л.Рубинштейном тезис: «Мышление начинается с проблемной ситуации». Но не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний, и эта недостаточность должна быть осознана учащимися. Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это важно учесть, чтобы не включить в учебный процесс непосильных заданий, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

Какую же задачу можно считать проблемной для определенного класса, каковы признаки проблемы? Признаками проблемы являются:

1) Порождение проблемной ситуации

2) Определенная готовность и определенный интерес решающего к к поиску решения

3) Возможность неоднозначного пути решения, обуславливающая наличие различных направлений поиска

Эти признаки отражают отношение между заданием и теми, кому она предложена. Не имеет смысла ставить вопрос, например, «Являются ли задания на распознания безударной гласной в корне слова проблемным?» Если оно предложено до того, как они изучили эту тему, то оно для них несомненно - проблема, так как имеющихся у них знаний недостаточно для его решения. Если же это задание предложено учащимся уже владеющим приемом распознавания безударной гласной в корне, то естественно, для них она не является проблемой. В связи с проблемным обучением употребляют обычно два термина: проблема и проблемное задание. Иногда они понимаются как синонимы, чаще же объекты, обозначаемые этими терминами, отличают по объему. Проблема распадается на последовательность проблемных заданий. Таким образом, проблемное задание можно рассматривать как простейший частный случай проблемы, состоящий из одного задания.

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребностей в ней, то есть, оно более интенсивно, чем проблемное обучение влияет на развитие творческого мышления учащихся. Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед не проблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком, как проблемное. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов каких – либо тем для осуществления проблемного обучения.

Исследовательская технология.

Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные ученики, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности, умений работать с разными текстами.

В период обучения грамоте исследовательская работа учащихся проводится по таким темам: «Гласные и согласные звуки», «Мягкие и твердые согласные звуки», «Звонкие и глухие согласные звуки» Ударение», «Алфавит». Приведу фрагмент урока, на котором учащиеся проводят исследование гласных и согласных звуков.

  1. Картинный диктант. Называем первый звук слова: школа, слон, оса, урок, астра, карта, кочка, танк.

  2. Исследуем каждый произнесенный звук: как проходит воздух? Какие звуки можно удерживать на губах? Делим звуки на две части. Обозначаем одни красными квадратами, другие синими

  3. Звуковой диктант. Учитель называет звук, ученики показывают красный или синий квадрат. [о] [н][ж] [р] [а] [э] [г] [к] [э] [ в]

  4. Вопрос: какие звуки согласны шелестеть, свистеть, шипеть, но не хочется им петь. Дети называют: [р][ш] [ф] [д] [с].

  5. Заучивается стихотворение про гласные:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается гласный.

  1. Ролевая игра «Кто, какой звук издает»

-Какой звук произносит мама, когда укачивает ребёнка? -(А-а-а) Дети исследует, как проходит воздух изо рта, участвует ли голос при произнесении звука.

- Какой звук издаёт волк? :( У-у-у-у!) Проводят такое же исследование.

- Изобразите как жужжат пчёлы? :( Ж-ж-ж-ж!)

- А как фыркает ёжик? :( Ф-ф-ф-ф!) . Как девочка удивляется? (О-о-о!). Исследуется положение зубов, языка, губ. Делается вывод.

При умелой организации исследований на ранней стадии обучения, дети погружаются в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Проектная деятельность.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). Включая младших школьников в проектную деятельность, можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Они учатся определять цели, план деятельности, способы реализации проекта (создание рисунка, поделки), презентацию результатов деятельности. Основой проекта являются различные произведения разных авторов, посвященных теме проекта. Достоинством такого подхода является наличие ориентировочной основы деятельности: ребенок понимает цель своей деятельности и средства для ее достижения.

В период обучения грамоте ученики работали над проектом «Город гласных букв». Ребята создавали проект книги для детей. Вначале учитель сообщил тему проекта. Предложил создать проект книги для детей. Далее проводится беседа о том, какую книгу дети хотели бы создать, чтобы она была интересной по оформлению. По содержанию. Учащиеся получили индивидуальные задания – подобрать и принести материал в стихах о гласных буквах.

В этой букве нет угла, оттого она кругла.

Посмотри на колесо и увидишь букву О.

Вот два столба наискосок. А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква …А .

На следующий день дети обменялись информацией, обсудили, как лучше оформить книгу. Решено: каждую страничку оформить в виде какой-либо гласной буквы. Далее каждый ученик занимается оформлением своего сообщения о букве. Следующий этап - работа коллективная. Первый ученик (кто хорошо рисует) оформляет книгу, а второй пишет вступительную статью. Третий делает привлекательную обложку. Учитель контролирует деятельность каждого ребёнка, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.

Вот некоторые вступительные статьи к книге.

Это – книжечка моя

Про букву, а, про букву я.

Эти буквы – гласные,

Гласные прекрасные. (Ключников И.)

Дорогие ребятишки!

Познакомьтесь с нашей книжкой! (Шарлаев В.)

Прочитав нашу книжку, вы узнаете, что гласные буквы – это: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Всего десяток гласных ребяток. (Болховитина Настя.)

В заключительный день идет отчет каждого ребёнка о проделанной работе. Идет объединение работ в единое целое – проект книги для детей «Город гласных букв». Учитель оценивает работу каждого ученика. Затем проходит презентация проекта среди учащихся нашей школы.

Проектное обучение имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной деятельности.

        Е.С. Палат [15] даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».

          Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев [1] как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

Игровые технологии.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствует как приобретению, так и развитию многих качеств личности. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. При обучении чтению игра вызывает у учащихся потребность прочтения заданий, что помогает формированию навыка быстрого, осознанного чтения целыми словами.

Игра «Фотоглаз». За определенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос: есть ли в данном столбике названное учителем слово.

Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

Тетрадь

Ручка

Школа

Карандаш

Перемена

Книга

Ножницы

Клей

Бумага

Картон

Город

Автомобиль

(Ученица)(Пластилин)

Кто быстрее найдет лишнее слово:

1) Береза, дуб, сосна, тюльпан, тополь

2) нож, вилка, тарелка, творог, блюдо

Игра «Наборщик»

На магнитной доске буквами выложено слово. Например, автомобиль. Задание: набрать как можно больше слов из букв этого слова (моль, боль, лом, атом и т.д.)

Игра «Буква заблудилась», «Озорная буква» способствуют расширению кругозора детей, стимулируют потребность читать больше, быстрее.

Найди ошибки и назови правильные слова: фамолет, маразин, варильки, мозлята, стакач, свег, капусла, пуловица

Исключите из слов по одному звуку, чтобы образовалось новое слово: крот, плуг, гроза, шарф

Добавьте к слову один звук, чтобы образовалось новое слово: роза, шар, рот, луг

Замените в слове один звук, чтобы получилось новое слово: кочка, стул, точка, лещ, лень

Заключение.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. А, если ребенок не научится правильно и быстро читать, то он не сможет правильно ориентироваться в потоке информации, с которой предстоит ему столкнуться в нашей повседневной жизни.

Использование в учебном процессе различных инновационных технологий, направленных на развитие у учащихся навыков чтения, позволяет более успешно осваивать и другие учебные дисциплины, а учителю эффективно проводить уроки на высоком профессиональном уровне. Быстрое чтение активизирует процесс мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения от начальной до средней школы.

Если мы не научим детей любить книгу, работать с ней, черпать их книги необходимые знания, значит, мы не научим их учиться.

Инновационные технологии обучения чтению по сравнению с традиционными, несут высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.            






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе

Автор: Чагина Галина Сергеевна

Дата: 18.07.2019

Номер свидетельства: 516907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Доклад "Использование инновационных технологий на уроках начальных классов""
    ["seo_title"] => string(73) "dokladispolzovaniieinnovatsionnykhtiekhnologhiinaurokakhnachalnykhklassov"
    ["file_id"] => string(6) "298456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456328420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Языковой портфель по чтению (My Reading Portfolio) как инновационная технология обучения на начальном этапе изучения иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(153) "iazykovoi-portfiel-po-chtieniiu-my-reading-portfolio-kak-innovatsionnaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-nachal-nom-etapie-izuchieniia-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "169295"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423394874"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Инновационные  методы и  технологии обучения чтению в младших классах"
    ["seo_title"] => string(74) "innovatsionnyiemietodyitiekhnologhiiobuchieniiachtieniiuvmladshikhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "273383"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452194629"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Инновационные технологии в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(50) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457722657"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства