kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на РМО "Использование инновационных технологий в воспитательном процессе при работе с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Уянская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

«Использование инновационных технологий

в воспитательном процессе при работе 

с детьми с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад подготовила

Учитель начальных коррекционных классов

Васильева Любовь Анатольевна

 

 

август 2013г

Использование инновационных технологий

в воспитательном процессе при работе 

с детьми с ОВЗ

 

Васильева Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ «Уянская СОШ»

 

 

                                    Кто-то когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв,

                                    Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв?

                                    Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он

                                    С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон.

                                    Вот они главные истины эти: поздно заметил и поздно учли…

                                    Нет! Не рождаются трудными дети,

                                    Просто им вовремя не помогли…!!!

 

Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Это становится возможным лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.

           

   Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

          Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальных коррекционных классах является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого обучающегося класса. В начале учебного года обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, анкеты, беседы с родителями). В начале сентября провожу анкетирование детей с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников,  что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.

Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания.

Используются разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности.  Сделала для себя вывод,  что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества на уроке.          Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркие наглядные пособия, занимательность. «Учить играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети  с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на РМО "Использование инновационных технологий в воспитательном процессе при работе с детьми с ОВЗ" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уянская средняя общеобразовательная школа»






ДОКЛАД


«Использование инновационных технологий

в воспитательном процессе при работе

с детьми с ОВЗ»






























Доклад подготовила

Учитель начальных коррекционных классов

Васильева Любовь Анатольевна



август 2013г

Использование инновационных технологий

в воспитательном процессе при работе

с детьми с ОВЗ


Васильева Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ «Уянская СОШ»



                                    Кто-то когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв,

                                    Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв?

                                    Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он

                                    С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон.

                                    Вот они главные истины эти: поздно заметил и поздно учли…

                                    Нет! Не рождаются трудными дети,

                                    Просто им вовремя не помогли…!!!



Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Это становится возможным лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальных коррекционных классах является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.


В своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого обучающегося класса. В начале учебного года обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, анкеты, беседы с родителями). В начале сентября провожу анкетирование детей с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.

Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания.

Используются разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Сделала для себя вывод, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества на уроке. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркие наглядные пособия, занимательность. «Учить играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.


Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, занятия в спортивных кружках, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, прогулки, экскурсии.

- игровые технологии: коррекционно-развивающие игры и упражнения;

- разноуровневое обучение.

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса провожу психолого-педагогическую диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива. Только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Наиболее информативными методами диагностики являются:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • тестирование.


«Ранжирование»- выявление учебно-воспитательных интересов обучающихся.

«Ассоциации»- определение позитивных или негативных ассоциаций, связанных со школой.

«Что у меня на сердце»- узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.

«Три желания» - выяснить направленность (личную, общественную).

Ключевой единицей воспитательного процесса является классный час, который можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Чаще всего классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации и активность участия учеников в классном часе.



Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

К сожалению, по данным исследований более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка с ОВЗ, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.



Знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.


Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями, мы будем ещё не скоро. Сейчас оценивать результаты своей воспитательной работы нам приходится по каким-то пусть не слишком значительным, но успехам. В прошлом году я приняла 2 СКК. В классе были 2 девочки, одна не общалась ни с кем из класса, у второй не было интереса абсолютно ни к какому виду деятельности. Сейчас первая вполне дружелюбный, общительный ребёнок, нашла общий язык с отдельными ребятами из класса. Вторая научилась списывать с печатного текста, ей нравятся уроки изобразительного искусства и трудового обучения, неплохо начала рисовать. Это вселяет уверенность в правильности выбранной тактики воспитания подрастающего поколения.


Таким образом, инновационные технологии существенно помогают мне в воспитательной работе с детьми с ОВЗ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Васильева Любовь Анатольевна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107225

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства