kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастие как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по русскому языку для 7 класса по теме: "Деепричастие как часть речи" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Тема: Деепричастия как часть речи

7 класс

Цель: ознакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; вырабатывать умение разграничивать основное и добавочное действие, правильно употреблять деепричастия в речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат...

А. П. Сумароков

ХОД УРОКА

  1. Лингвистическая разминка

  2. Организационный этап

  3. Объяснительный диктант. Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского язы­ка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, \ улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части урав­нения.

Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершен­ный - с, несовершенный - н.)

II.        Изучение темы «Деепричастие как часть речи»

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее   дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что

  и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

-       Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

-       Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемымиосыпались и ро­няли, во втором - сказуемым осыпались и добавочным дейст­вием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает дру­гое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для  нас частью речи - деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? -роняя - несовершенный вид.)

Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами {роняя что? - лепестки; роняя куда? - на землю).

Рассмотрим другое предложение: Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и под­прыгивая - однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)

-     Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

-     Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)

-     Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (На­речие.)

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и на­речные признаки; оно не изменяется, в предложении служит об­стоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).

III. Выполнение упражнений

1.           Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим вни­мание на запятые, уже поставленные в тексте.

-           Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)

2.          Упражнение 160: устно.

3.          Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно

в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепри­частиями.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуе­мое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невоз­можно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:

2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.

4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.

Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.

5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.

8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком  грустным.

Домашнее задание

1.      §26.

2.      Выбрать из любых школьных учебников предложения с дее­причастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деепричастие как часть речи

Автор: Хоменко Елена Ивановна

Дата: 21.03.2018

Номер свидетельства: 462880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Деепричастие как часть речи"
    ["seo_title"] => string(31) "deeprichastie_kak_chast_rechi_4"
    ["file_id"] => string(6) "624485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675102630"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Деепричастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(35) "dieieprichastiie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "240315"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444994649"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Самостоятельная работа: "Деепричастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(59) "samostoiatiel-naia-rabota-dieieprichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "254655"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447783509"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Разработка  урока  русского языка в группе с казахским языком обучения на тему: «Деепричастие как часть речи»."
    ["seo_title"] => string(105) "razrabotkaurokarusskoghoiazykavghruppieskazakhskimiazykomobuchieniianatiemudieieprichastiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "328030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463552058"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства