Просмотр содержимого документа
«Буквы о - а в корне - лаг - лож -»
Буквы о - а в корне - лаг - лож -
Цель:
- знать, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-);
- владеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-
Задачи:
- обучающие: обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
- развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
- воспитательные:формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся:фронтальные, индивидуальные.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый: научить учащихся владеть способом выбора гласныхо-а при
правописании корня -лаг-(-лож-).
Оборудование: карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
III. Объяснение нового материала.
Лингвистическая сказка
За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-,того награжу по-царски”.
Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Жоказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-.Согласная Гбыстро подскочила к брату -лаг-,а ее сестрица – к брату -лож-.Да так и остались навсегда с ними.
С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г,то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-,а если сестрицу Ж – то братец -лож-.
Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.
- Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)
– Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)
– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем–лаг-всегда стоит суффикс
-а-, после корня -лож– этого суффикса нет)
Я расскажу вам сказку про –ЛАГ- и –ЛОЖ-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их друг с другом?
Оказывается очень просто. У корня –ЛАГ- есть друг суффикс А, а у –ЛОЖ- нет такого друга. И поэтому корню –ЛОЖ- очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова предлАгАть, прилАгАть пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А.
А вот в словах предлОжить, прилОжить этого волшебного друга нет, поэтому в корне –ЛОЖ- мы пишем гласную О.
– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).
– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике.