Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для инклюзивного обучения учащегося 2 класса (вариант 5.1)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для инклюзивного обучения учащегося 2 класса (вариант 5.1)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащегося 2 класса с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для инклюзивного обучения учащегося 2 класса (вариант 5.1)»
….
Рассмотрена на заседании методического объединения
протокол от_____________ 2017 года № ______
Утверждена приказом от_______ 2017 года № ______
Принята на заседании научно-методического совета
протокол от_____________ 2017 года № ______
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
для инклюзивного обучения учащегося 2 класса
(вариант 5.1)
Разработчик: Дереполенко Марина Александровна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
2017–2018 учебный год
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащегося 2 класса с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи …(1 – 4 класс) на 2017 – 2021 гг.(вариант 5.1)
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ТНР. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи …(1-4 класс) на 2017-2021 г.г.;
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — М.: Просвещение, 2015.
Основанием для разработки адаптированной рабочей программы для инклюзивного обучения на дому является заключение муниципальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии от _____ № _.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» учитывает психолого-педагогическую характеристику учащегося № __, от _______, выданную по результатам психолого-педагогического обследования педагогом-психологом …
Общая характеристика учащегося с ТНР
Учащийся 2 класса начал обучение, по адаптированной рабочей программе для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с сентября 2017 года.
Учащийся испытывает в некоторой степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и легким когнитивным нарушением.
Речь учащегося характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В активном словаре мальчик чаще произносит существительные и глаголы, но недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение ребенка не соответствует возрастной норме: учащийся не всегда дифференцирует близкие звуки, искажает звуковую структуру слов. Связное речевое высказывание у ребенка отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. В устном изложении больше отражает внешнюю сторону явлений и не учитывает причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями.
Наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста; недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению.
Учащийся быстро утомляется, имеет пониженную работоспособность. Он долго не включаются в выполнение задания. Ему легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.
Также наблюдаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Для учащегося характерны следующие специфические потребности:
уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса;
коррекция специфических ошибок устной и письменной речи;
развитие связной речи;
мотивация языковой и речевой активности;
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие внимания и памяти;
формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков;
развитие саморегуляции и самоконтроля.
Коррекция устной и письменной речи у учащихся с ТНР является длительным и сложным процессом.
Предмет «Русский язык» занимает центральное место в системе предметов начального образования, поскольку от уровня овладения письменной речью (чтением и письмом), устными коммуникативно-речевыми умениями и системой языка зависят успехи учащихся по другим предметам.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» реализует четыре основные цели:
1) социокультурную (коммуникативную) - формирование письменной речи, развитие монологической и диалогической речи, повышение общей речевой культуры учащихся и формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
2) познавательную: первоначальное знакомство детей с системой языка; формирование на этой основе навыков грамотного, безошибочного письма; развитие логического (понятийного) и образного мышления учащихся, а также освоение приемов организации своей познавательной и учебной деятельности.
3) воспитательную: развитие нравственно-этических представлений, формирование основ гражданской общности (идентичности) и мировоззрения, развитие эстетических чувств, чувства любви к своей Родине и отечественному языку; уважение, доброжелательность и миролюбивое отношение к другим людям.
4) коррекционная: предупреждение и коррекция нарушения письменной (устной) речи учащегося с ТНР.
Поставленные цели реализуются благодаря использованию системно-деятельностного подхода, который помогает объединить первоначальное изучение системы языка, формирование речевых умений и навыков (на коммуникативно-познавательной основе) с нравственным воспитанием учащихся, формированием у них умения организовать свою учебную деятельность, проявив в ней свои творческие способности.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать;
воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Коррекционные задачи:
развитие фонематических процессов;
коррекция произношения звуков;
формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
2. Развитие и совершенствование:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
3. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
Программа представлена следующими структурными элементами:
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Содержание учебного предмета «Русский язык».
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и методических пособий УМК «Перспектива»:
1.Климанова Л. Ф., Макеева С. Г.. Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций.2 класс. - М.: Просвещение, 2016.
2. Климанова Л. Ф.. Русский язык. Рабочая тетрадь.2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.
3.Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М.: Просвещение, 2013.
4.Электронное приложение к учебнику Климановой Л. Ф., Макеевой С. Г. «Русский язык», 2 класс. – М.: Просвещение, 2015.
5. Михайлова С. Ю. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.
6. Михайлова С. Ю. Русский язык. Тесты. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.
7. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — М.: Просвещение, 2015.
Место учебного предмета в Учебном плане …. на 2017 – 2018 учебный год.
Согласно Учебному плану … на 2017 – 2018 учебный год адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащегося 2 класса рассчитана на 5 часов в неделю, 175 часов в год.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учащимся с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Личностные результаты
Учащийся научится:
• понимать значимость речи для процесса общения;
• испытывать чувство гордости за родной язык;
• осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
• уважительно относиться к языку и его традициям;
• применять навыки культурного поведения при общении.
Учащийся получит возможность:
• развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.);
• испытывать потребность в общении;
• осмысливать значение общения;
• осознавать необходимость писать грамотно;
• сформировать интерес к изучению истории русского языка;
• понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
• развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
• проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
• осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям);
• усвоить уважительное отношение к семейным ценностям;
• осознать важность сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
• научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
• сформировать интерес и любовь к живой природе.
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
• использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
• работать с моделями слова, звуковыми схемами;
• пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;
• контролировать свою речь в процессе общения.
Учащийся получит возможность научиться:
• находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
• развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);
• развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
• работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм); понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
• сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
• работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
• развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ошибок в чужом тексте и т. п.);
• понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;
• понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;
• применять полученные знания для решения практических задач.
Предметные результаты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Учащийся научится:
• ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
• различать устные и письменные формы общения;
• составлять рассказ о себе и своей семье по заданному плану;
• составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
• понимать важность слова для точного называния предметов и явлений,
• понимать важность освоения лексического богатства русского языка;
• понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
• называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
• писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.
Учащийся получит возможность научиться:
• поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять внимание, терпение к собеседнику, уважение к чужому мнению;
• понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
• составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
• составлять тексты разных типов и стилей, в том числе тексты делового стиля (записка, письмо, объявление, поздравление).
ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК
Фонетика, графика, орфография
Учащийся научится:
• понимать преимущества звуко-буквенного письма;
• осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
• понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
• систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
• находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
• передавать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
• разграничивать две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
• делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
• находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
• понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
• понимать различия в алгоритмах объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости—глухости согласных;
• верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
• переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
• употреблять прописную букву;
• правильно писать слова с удвоенными согласными;
• правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
• уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
• употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в их употреблении.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
• пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарями, понимать их назначение;
• иметь представление о единообразном написании слова.
Лексика
Учащийся научится:
• формировать ценностное отношение к слову;
• расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
• формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
• понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.
Учащийся получит возможность:
• научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
• научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
• углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
• углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
• научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
• расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
• понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.
Состав слова (морфемика)
Учащийся научится:
• называть части слова;
• выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
• разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
• выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
• различать предлоги и приставки;
• находить суффикс в слове, определять значение, которое придаёт слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
• правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
• объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.
Учащийся получит возможность научиться:
• формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
• понимать принцип единообразного написания морфем;
• составлять слова с предложенными морфемами.
Морфология
Учащийся научится:
• определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
• понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.
• получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Учащийся научится:
• находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
• определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
• осознанно употреблять прописную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления прописной буквы;
• определять число имён существительных.
Учащийся получит возможность научиться:
• верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).
ГЛАГОЛ
Учащийся научится:
• находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
• определять число глагола.
Учащийся получит возможность научиться:
• ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
• на практическом уровне изменять глаголы по временам.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Учащийся научится:
• находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
• определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
• классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.
Учащийся получит возможность научиться:
• редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
• образовывать имена прилагательные от других частей речи.
СИНТАКСИС
Предложение
Учащийся научится:
• выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
• определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
• составлять предложения разных типов.
Текст
Учащийся научится:
• озаглавливать текст;
• определять тему и главную мысль текста.
Учащийся получит возможность научиться:
• практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
• составлять план текста на основе памяток, образцов;
• составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).
III. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Мир общения (20 ч.)
Собеседники (4 ч.).
Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык — самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Обогащение словарного запаса.
Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи.
Коррекционная работа. Обогащение словарного запаса. Работа над связной речью.
Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.
Коррекционная работа. Работа над выразительностью речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Овладение основными навыками ведения разговора. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Слово, предложение и текст в речевом общении (11 ч.)
Слово, предложение и текст в речевом общении. Различия функции слова и предложения(3 ч.).
Различение предложения, словосочетания и слова (осознание их сходства и различия).
Типы предложений по цели высказывания и по интонации(2 ч.).
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью. Работа с деформированными предложениями.
Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (2 ч.).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора признаков текста.
Озаглавливание текста (1 ч.).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора заголовка к тексту.
Знакомство с типами текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Р.р. «Словесное творчество».
Практическая работа по теме «Слово, предложение и текст в речевом общении»(1 ч.).
Работа с деформированными предложениями и текстами.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора типа текста.
Главный помощник в общении — родной язык (5 ч.)
Главный помощник в общении — родной язык Основные языковые единицы, их особенности (1 ч.).
Знакомство с основными языковыми единицами, их особенностями.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений (2 ч.).
Дать общее представление о языке как знаковой системе. Знакомство с простейшими наглядно-образными моделями слов и предложений. Р.р. «Словесное творчество».
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Работа над соотнесением слов и предложений со схемами.
Проверочная работа по разделу «Мир общения» (1 ч.).
Выполнение заданий «Проверь себя».
Работа над ошибками (1 ч.).
Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Звуки и буквы. Слог. Ударение (65 ч.)
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (7 ч.)
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Классификация гласных и согласных звуков (1 ч.).
Различение гласных и согласных звуков. Различение звуков и букв.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов (2 ч.).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Коррекционная работа. Упражнение в правильном названии букв в алфавите; расстановки слов по алфавиту.
Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие (1 ч).
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; определения ударных гласных; характеристикой согласных звуков.
Роль гласных и согласных звуков в речи. Передача звуков речи на письме (1 ч.).
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости —мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Коррекция передачи звуков речи на письме.
Возможные расхождения произношения и написания. Понятие орфограммы (2 ч.).
Знакомство с понятием орфограмма. Развитие орфографической зоркости.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Звук [й’] и буква й (2 ч.).
Сравнение звуков: [и] (гласного) и [й’] (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Дифференциация звуков [и] (гласного) и [й’] (согласного).
Звук [э] и буква э (1 ч.). Слова с буквой э в начале и в середине слова.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Дифференциация звука [э] (гласного) и буквы Э.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7 ч.)
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. Парные и непарные по мягкости — твёрдости согласные звуки (2 ч.)
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков.
Коррекционная работа. Работа над развитием фонематического слуха: различение звуков на слух.
Обозначение мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака (2 ч.).
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Коррекционная работа. Работа над нахождением в словах мягких согласных.
Обозначение мягкости согласного звука на письме: с помощью гласных е, ё, ю, я, и (1 ч.).
Функция букв е, ё, ю, я.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; правильном выборе позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука (1 ч.).
Знакомство с позициями гласных букв е, ё, ю, я, обозначающие два звука.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; правильном выборе позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм слов с данными буквосочетаниями. Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн.
Коррекционная работа. Работа над умением распределять слова по группам.
Выполнение проверочной работы. Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Слог. Перенос слов (3 ч.).
Слог как минимальная произносительная единица. Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов. Р.р. «Словесное творчество».
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; алгоритмом переносе слов. Развитие связной речи. Коррекция при определении количества слогов в словах и правильном переносе слов.
Ударение. Ударный слог (3 ч.).
Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарём
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в слова; определением ударного слога.
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме (9 ч.).
Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного.
Р.р. «Словесное творчество».
Коррекционная работа. Работа над правильным выбором ударного и безударного гласного в словах. Коррекция в нахождении проверочных слов.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2 ч.).
Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Развитие навыков работы с орфографическим словарём.
Коррекционная работа. Работа над лексическим значением слов; правильности выбора ударного гласного звука.
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме (9 ч.).
Парные по звонкости — глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости — глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости — глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Коррекционная работа. Работа над четким и правильным произношением звуков в словах; над правильным определением звонких и глухих согласных звуков.
Слова с удвоенными согласными (3 ч.).
Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания.
Коррекционная работа. Коррекция действий при переносе слов с удвоенными согласными.
Непроизносимые согласные (3 ч.).
Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки. Применение правил правописания: непроизносимые согласные.
Коррекционная работа. Работа над правильным и четким произношением звуков в словах. Коррекция в подборе проверочных слов. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) (7 ч.).
Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака. Использование на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков.
Коррекционная работа. Анализировать слово с опорой на схему: определять место ь, ъ знаков.
Проверочная я работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение» (1 ч.).
Выполнение контрольной работы.
Работа над ошибками (1 ч.). Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Слово и его значение (20 ч.)
Что рассказало слово (4 ч.).
Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей). Обобщающее значение слова. Этимология слова (сведения о происхождении слова). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение его значения с помощью толкового словаря.
Р.р. Составление предложений по рисунку.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Имена собственные и нарицательные (3 ч.).
Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные). Умение опознавать имена собственные.
Р.р. Составление и запись предложений с кличками животных.
Коррекционная работа. Коррекция в определении имен собственных и нарицательных в устной и письменной речи. Коррекция письменной речи.
Слова с несколькими значениями (2 ч.).
Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение его значения с помощью толкового словаря.
Р.р. «Словесное творчество».
Коррекционная работа. Работа над лексическим значением слов.
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1 ч.).
Сопоставление слов-омонимов по значению и звучанию с применением наглядно-образных моделей. Наблюдение за использованием в речи омонимов.
Коррекционная работа. Коррекция в правильности выбора омонимов в устной речи.
Слова, близкие по значению (синонимы) (3 ч.).
Синонимы, их роль в речи. Различие в оттенках значения и в сфере употребления слов-синонимов. Наблюдение за использованием в речи синонимов. Выбор слова-синонима в зависимости от ситуации общения. Умение пользоваться словарём синонимов.
Р.р. Работа с текстом.
Коррекционная работа. Работа над правильным выбором и произношением синонимов; лексическим значением слов. Коррекция в подборе синонимов. Работа над связной речью.
Слова, противоположные по значению (антонимы) (2 ч.).
Роль антонимов в речи. Умение пользоваться словарём антонимов. Наблюдение за использованием в речи омонимов.
Коррекционная работа. Коррекция в подборе слов с противоположным значением. Устойчивые сочетания слов (1 ч.).
Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. Наблюдение за использованием в речи фразеологических оборотов.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Объяснение смысла фразеологизмов.
Тематические группы слов (2 ч.).
Распределение слов по тематическим группам. Обогащение словаря учащихся при подборе слов разных тематических групп. Развитие умения подобрать слово с обобщающим значением для ряда конкретных наименований.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Проверочная работа по разделу «Слово и его значение» (1 ч.).
Выполнение контрольной работы.
Работа над ошибками (1 ч.). Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Состав слова (16 ч.)
Как «собрать» и «разобрать» слово (2 ч.).
Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
Коррекционная работа. Коррекция при определении корня в словах.
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (5 ч.).
Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах. Усвоение понятия «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Коррекционная работа. Лексическое значение слов. Работа над связной речью и правильным произношением звуков в словах.
Приставка (3 ч.).
Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову. Правописание разделительного твёрдого знака (ъ). Образование однокоренных слов с помощью приставок.
Коррекционная работа. Обогащение словарного запаса. Коррекция в образовании однокоренных слов с помощью приставок.
Суффикс (2 ч.).
Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т. п.). Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Коррекционная работа. Работа с подбором однокоренных слов; над правильным определением в словах приставки и суффикса.
Окончание (2 ч.).
Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова. Роль окончания для связи слов в словосочетании. Выделение окончания, корня, приставки и суффикса в словах с
однозначно выделяемыми морфемами.
Коррекционная работа. Коррекция определения окончания в словах.
Проверочная работа по разделу «Состав слова» (1 ч.).
Выполнение проверочной работы.
Работа над ошибками (1 ч.). Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Части речи (31 ч.)
Что такое части речи (3 ч.).
Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов.
Коррекционная работа. Обогащение словарного запаса. Упражнение в распределении слов по группам.
Имя существительное (7 ч.).
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? Изменение имён существительных по числам. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов — грамм).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Правильное употребление слов во множественном числе. Развитие связной речи.
Глагол (6 ч.).
Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи.
Р.р. «Словесное творчество».
Коррекционная работа. Лексическое значение слов. Работа над правильностью выбора времени глагола. Распространение предложений по заданному глаголу. Развитие связной речи.
Имя прилагательное (8 ч.).
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по числам. Роль имён прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи.
Р.р. Составление загадок –описание.
Р.р. Сочинение-миниатюра «Весеннее утро».
Р.р. «Словесное творчество».
Коррекционная работа. Распространение предложений по заданному прилагательному. Работа по описанию предмета с использованием прилагательных. Работа над правильным составлением словосочетаний. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Предлог (5 ч.).
Предлог, его роль в речи. Функция предлогов. Отличие предлогов от приставок. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Проверочная работа по разделу «Части речи» (1 ч.).
Выполнение контрольной работы.
Работа над ошибками (1 ч.). Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Предложение. Текст (15 ч.)
Предложение (1 ч.).
Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Типы предложений по интонации и по цели высказывания.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Работа над интонацией высказывания. Развитие связной речи.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое (3 ч.).
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Коррекционная работа. Следить за правильностью выбора главных членов в предложениях.
Связь слов в предложении (3 ч.)
Работа над связью слов в предложениях с помощью вопросов.
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Работа с деформированным текстом.
Текст, определение текста, типы текстов (2 ч.).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Коррекционная работа. Работа над четким произношением звуков в словах. Обогащение словарного запаса.
Р.р. Составление текста по рисункам (1 ч.). Развитие речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Развитие связной устной речи. Составление текста по сюжетным картинкам.
Р.р. Записка как один из видов текста, её особенности (1 ч.).
Развитие речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Наводящие вопросы для написания записки.
Р.р. Письмо как один из видов текста, требования к его написанию (1 ч.).
Развитие речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Составление текста по сюжетным картинкам.
Р.р. Приглашение как вид текста, его особенности (1 ч.).
Развитие речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Наводящие вопросы для составления приглашения.
Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст» (1 ч.).
Выполнение проверочной работы.
Работа над ошибками (1 ч.). Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Повторение (3 ч.)
Коррекционная работа. Развитие связной речи как устной, так и письменной. Развитие памяти, внимания.
Промежуточная аттестация за 2017-2018 учебный год (1 ч.)
Резерв учебного времени(4 ч.)
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Количество часов - 175 ч.
Название темы
Количе
ство часов
Дата
Содержание урока
План
Коррек
ция
Тема 1.Мир общения (20ч.)
Мир общения. Собеседники.
1
Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык — самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Обогащение словарного запаса.
Собеседники.
1
Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи.
Коррекционная работа. Обогащение словарного запаса. Работа над связной речью.
Собеседники.
1
Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.
Коррекционная работа. Работа над выразительностью речи.
Собеседники.
1
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Овладение основными навыками ведения разговора. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Слово, предложение и текст в речевом общении.
Различия функции слова и предложения.
3
Различение предложения, словосочетания и слова (осознание их сходства и различия).
Типы предложений по цели высказывания и по интонации.
1
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью. Работа с деформированными предложениями.
Входная контрольная работа (диктант).
1
Выполнение входной контрольной работы.
Работа над ошибками.
Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста.
1
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора признаков текста.
Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста.
1
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора признаков текста.
Озаглавливание текста. Проверочное списывание.
1
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора заголовка к тексту.
Типы текстов:
текст-описание,
текст-повествование, текст-рассуждение.
1
Знакомство с типами текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора типа текста.
Типы текстов:
текст-описание,
текст-повествование, текст-рассуждение.
Р.р. «Словесное творчество».
1
Работа над развитием речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора типа текста.
Практическая работа по теме «Слово, предложение и текст в речевом общении».
1
Работа с деформированными предложениями и текстами.
Главный помощник в общении — родной язык Основные языковые единицы, их особенности.
1
Знакомство с основными языковыми единицами, их особенностями.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений.
1
Дать общее представление о языке как знаковой системе. Знакомство с простейшими наглядно-образными моделями слов и предложений.
Коррекционная работа. Работа над соотнесением слов и предложений со схемами.
Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений.
Р.р. «Словесное творчество».
1
Работа над развитием речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Работа над соотнесением слов и предложений со схемами.
Проверочная работа по разделу «Мир общения».
1
Выполнение заданий «Проверь себя».
Работа над ошибками.
1
Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Тема 2. Звуки и буквы. Слог. Ударение (65 ч.)
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Классификация гласных и согласных звуков.
1
Различение гласных и согласных звуков. Различение звуков и букв.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов.
2
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Коррекционная работа. Упражнение в правильном названии букв в алфавите; расстановки слов по алфавиту.
Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
1
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; определения ударных гласных; характеристикой согласных звуков.
Роль гласных и согласных звуков в речи. Передача звуков речи на письме.
1
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Коррекция передачи звуков речи на письме.
Возможные расхождения произношения и написания. Понятие орфограммы.
2
Знакомство с понятием орфограмма. Развитие орфографической зоркости.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Звук [й’] и буква й.
2
Сравнение звуков: [и] (гласного) и [й’] (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Дифференциация звуков [и] (гласного) и [й’] (согласного).
Звук [э] и буква э.
1
Слова с буквой э в начале и в середине слова.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Дифференциация звука [э] (гласного) и буквы Э.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. Парные и непарные по мягкости —твёрдости согласные звуки.
2
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков.
Коррекционная работа. Работа над развитием фонематического слуха: различение звуков на слух.
Обозначение мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака.
2
Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Коррекционная работа. Работа над нахождением в словах мягких согласных.
Обозначение мягкости согласного звука на письме: с помощью гласных е, ё, ю, я, и.
1
Функция букв е, ё, ю, я.
Коррекционная работа. Работа над нахождением в словах мягких согласных.
Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
1
Знакомство с позициями гласных букв е, ё, ю, я, обозначающие два звука.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; правильном выборе позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн.
Коррекционная работа. Коррекция при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн.
Проверочная работа по теме: «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн»
1
Выполнение проверочной работы.
Работа над ошибками.
1
Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Слог. Перенос слов.
Р.р. «Словесное творчество».
1
Слог как минимальная произносительная единица. Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове.
Работа над развитие речи.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; алгоритмом переносе слов. Развитие связной речи.
Слог. Перенос слов.
2
Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов.
Коррекционная работа. Коррекция при определении количества слогов в словах и правильном переносе слов.
Ударение. Ударный слог.
3
Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове.
Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи.
Работа с орфоэпическим словарём.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в слова; определением ударного слога.
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.
5
Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Алгоритм проверки безударных гласных в слове.
Коррекционная работа. Работа над правильным выбором ударного и безударного гласного в словах.
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.
Р.р. «Словесное творчество».
1
Подбор родственных слов для проверки безударного гласного.
Работа над развитием речи.
Коррекционная работа. Работа над четким и правильным произношением звуков в словах; правильным выбором и обозначении безударных гласных на письме.
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.
3
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Алгоритм проверки безударных гласных в слове.
Коррекционная работа. Коррекция в нахождении проверочных слов.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями.
2
Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Развитие навыков работы с орфографическим словарём.
Коррекционная работа. Работа над лексическим значением слов; правильности выбора ударного гласного звука.
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.
9
Парные по звонкости — глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости — глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости — глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Коррекционная работа. Работа над четким и правильным произношением звуков в словах; над правильным определением звонких и глухих согласных звуков.
Слова с удвоенными согласными.
2
Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания.
Коррекционная работа. Коррекция действий при переносе слов с удвоенными согласными.
Контрольная работа
(диктант с грамматическим заданием).
1
Выполнение контрольной работы.
Работа над ошибками.
Непроизносимые согласные.
1
Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных.
Коррекционная работа. Работа над правильным и четким произношением звуков в словах. Коррекция в подборе проверочных слов.
Непроизносимые согласные.
2
Способы их проверки. Применение правил правописания: непроизносимые согласные.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ).
7
Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака. Использование на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков.
Коррекционная работа. Анализировать слово с опорой на схему: определять место ь, ъ знаков.
Проверочная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение».
1
Выполнение поверочной работы.
Работа над ошибками.
1
Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Тема 3. Слово и его значение (20 ч.)
Слово и его значение.
Что рассказало слово.
Р.р. Составление предложений по рисунку.
1
Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Что рассказало слово.
3
Обобщающее значение слова. Этимология слова (сведения о происхождении слова). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение его значения с помощью толкового словаря.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Имена собственные и нарицательные.
2
Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные). Умение опознавать имена собственные.
Коррекционная работа. Коррекция в определении имен собственных и нарицательных в устной и письменной речи.
Имена собственные и нарицательные.
Р.р. Составление и запись предложений с кличками животных.
1
Работа над развитием речи.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Коррекционная работа. Коррекция письменной речи.
Слова с несколькими значениями.
1
Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).
Коррекционная работа. Работа над лексическим значением слов.
Слова с несколькими значениями.
Р.р. «Словесное творчество».
1
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение его значения с помощью толкового словаря.
Коррекционная работа. Работа над лексическим значением слов.
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
1
Сопоставление слов-омонимов по значению и звучанию с применением наглядно-образных моделей. Наблюдение за использованием в речи омонимов.
Коррекционная работа. Коррекция в правильности выбора омонимов в устной речи.
Слова, близкие по значению (синонимы).
2
Синонимы, их роль в речи. Различие в оттенках значения и в сфере употребления слов-синонимов. Наблюдение за использованием в речи синонимов. Выбор слова-синонима в зависимости от ситуации общения. Умение пользоваться словарём синонимов.
Коррекционная работа. Работа над правильным выбором и произношением синонимов; лексическим значением слов.
Слова, близкие по значению (синонимы).
Р.р. Работа с текстом.
1
Замена повторяющихся слов в тексте, синонимами.
Коррекционная работа. Коррекция в подборе синонимов. Работа над связной речью.
Слова, противоположные по значению (антонимы).
2
Роль антонимов в речи. Умение пользоваться словарём антонимов. Наблюдение за использованием в речи омонимов.
Коррекционная работа. Коррекция в подборе слов с противоположным значением.
Устойчивые сочетания слов.
1
Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. Наблюдение за использованием в речи фразеологических оборотов.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Объяснение смысла фразеологизмов.
Тематические группы слов.
2
Распределение слов по тематическим группам. Обогащение словаря учащихся при подборе слов разных тематических групп. Развитие умения подобрать слово с обобщающим значением для ряда конкретных наименований.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Проверочная работа по разделу «Слово и его значение».
1
Выполнение проверочной работы.
Работа над ошибками.
1
Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Тема 4. Состав слова (16 ч.)
Состав слова.
Как «собрать» и «разобрать» слово.
2
Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
Коррекционная работа. Коррекция при определении корня в словах.
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.
5
Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах. Усвоение понятия «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Коррекционная работа. Лексическое значение слов. Работа над связной речью и правильным произношением звуков в словах.
Приставка.
3
Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову. Правописание разделительного твёрдого знака (ъ). Образование однокоренных слов с помощью приставок.
Коррекционная работа. Обогащение словарного запаса. Коррекция в образовании однокоренных слов с помощью приставок.
Суффикс.
2
Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т. п.). Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Коррекционная работа. Работа с подбором однокоренных слов; над правильным определением в словах приставки и суффикса.
Окончание.
2
Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова. Роль окончания для связи слов в словосочетании. Выделение окончания, корня, приставки и суффикса в словах с
однозначно выделяемыми морфемами.
Коррекционная работа. Коррекция определения окончания в словах.
Проверочная работа по разделу «Состав слова»
1
Выполнение проверочной работы.
Работа над ошибками.
1
Разбор заданий. Выполнение работы над ошибками.
Тема 5. Части речи (31 ч.)
Части речи.
Что такое части речи.
2
Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Имя существительное.
6
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов — грамм).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Правильное употребление слов во множественном числе. Развитие связной речи.
Глагол.
5
Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина).
Коррекционная работа. Лексическое значение слов. Работа над правильностью выбора времени глагола.
Глагол.
Р.р. «Словесное творчество».
1
Роль глаголов в речи.
Коррекционная работа. Распространение предложений по заданному глаголу. Развитие связной речи.
Имя прилагательное.
Р.р. Составление загадок –описание.
1
Имя прилагательное как часть речи.
Работа над развитием речи.
Коррекционная работа. Распространение предложений по заданному прилагательному.
Имя прилагательное.
5
Изменение имён прилагательных по числам. Роль имён прилагательных в речи.
Коррекционная работа. Работа по описанию предмета с использованием прилагательных. Работа над правильным составлением словосочетаний.
Имя прилагательное.
Р.р. Сочинение-миниатюра «Весеннее утро».
1
Обобщение знаний об основных частях речи.
Работа над развитие речи.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Имя прилагательное.
Р.р. «Словесное творчество».
1
Обобщение знаний об основных частях речи.
Работа над развитие речи.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Предлог.
5
Предлог, его роль в речи. Функция предлогов. Отличие предлогов от приставок. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст».
1
Выполнение проверочной работы.
Работа над ошибками
1
Разбор заданий.
Выполнение работы над ошибками.
Тема 6. Предложение. Текст (15 ч.)
Предложение.
1
Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Типы предложений по интонации и по цели высказывания.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Работа над интонацией высказывания. Развитие связной речи.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
3
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Коррекционная работа. Следить за правильностью выбора главных членов в предложениях.
Связь слов в предложении.
3
Работа над связью слов в предложениях с помощью вопросов.
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Работа с деформированным текстом.
Текст, определение текста, типы текстов.
2
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Коррекционная работа. Работа над четким произношением звуков в словах. Обогащение словарного запаса.
Р.р. Составление текста по рисункам.
1
Развитие речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Развитие связной устной речи. Составление текста по сюжетным картинкам.
Р.р. Записка как один из видов текста, её особенности.
1
Развитие речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Наводящие вопросы для написания записки.
Р.р. Письмо как один из видов текста, требования к его написанию.
1
Развитие речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Составление текста по сюжетным картинкам.
Р.р. Приглашение как вид текста, его особенности.
1
Развитие речи и творческих способностей.
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Наводящие вопросы для составления приглашения.
Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст».
1
Выполнение проверочной работы.
Работа над ошибками.
1
Разбор заданий.
Выполнение работы над ошибками.
Повторение.
3
Повторение изученного материала.
Коррекционная работа. Развитие связной речи как устной, так и письменной. Развитие памяти, внимания.