kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

4 класс факультативные занятия по русскому языку( программа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал  поможет развивать знания и позновать русский язык дополнительно к учебному материалу по любой программе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«4 класс факультативные занятия по русскому языку( программа)»

1. Пояснительная записка

1. 1. Цели и задачи:

Цель курса :

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших

           школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

           говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно,

           содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

           создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

          способностей.

 Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2.     Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

         Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

2 .Нормативные документы на основании которых разработана программа:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)

  • приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»

  • Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;

  • Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);

  • Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;

  • Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».

3. Сведения о программе:

Рабочая программа по факультативному курсу «Великий русский язык» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС.

.4. Обоснование выбора программы.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Великий русский язык» должна пробуждать у учащихся стремление расширят

свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

5. Изменения в программу не внесены.

6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г. Липецка рабочая программа рассчитана на на 1 год,  на  35 учебных недели в год – 2 часа в неделю.

7. Формы организации образовательного процесса.

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

-Информационный поиск

задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной

литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

Дифференцированные задания: предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

Интеллектуальный марафон: задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

Творческие задания: направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

Работа в паре: задания ориентированы на использование групповых форм обучения.

Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение

работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.

Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

8. Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

- развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

9 .Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменные самостоятельные работы (изложения, сочинения, загадки, заметки, репортажи);

- олимпиада;

- выставка

10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.

Учащиеся научатся распознавать:

Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.)

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

Что такое речь, предложение, текст.

Как писать изложение, сочинение.

Учащиеся получат возможность научиться:

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.

Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.

Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов. Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план.

Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.

Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.

Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.

Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.

Создавать тексты освоенных жанров.

Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.).Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи.


11. Информация об учебнике.


Практикум по русскому языку. 3-4 классы.

Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ
Полякова А.В. (Издательский дом «Федоров»)


2. Общая характеристика предмета

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

 Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

 Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьни­ков. Кроме развития речи каждого ученика предполагается во­оружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл об­ращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ СОШ № 70, примерными программами начального общего образования на факультативный курс в 4В классе отводится 70 часов ( 2 раза в неделю, 35 учебных недель) в год.

4 .Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения факультативного курса « Великий русский язык» во 4-м классе является формирование следующих умений.

- Уважение к своему народу, к своей родине.  

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 

- Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметными результатами изучения факультативного курса «Великий русский язык» во 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 

- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 

- Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

- Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 

- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

- Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания. 

- Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

- Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Коммуникативные УУД:

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 

- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметными результатами изучения факультативного курса «Великий русский язык» во 4-м классе являются формирование следующих умений

- осознавать слово, предложение как главные средства языка;

- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

6 .Содержание учебного предмета


Развитие речевых компетенций (устная форма)

 Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.  Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики 9при наличии русских слов с этим же значением).

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

Тема раздела:

Количество часов:

1.

Сокровища родного языка.

28

2.

Средства выразительности языка.

42


7. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:

Практикум по русскому языку. 3-4 классы.

Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ
Полякова А.В. (Издательский дом «Федоров»)

В.А. Малюгина. Олимпиады по русскому  языку. 4 классы. М.: ВАКО, 2010г.

Л.Л. Страхова. Диктанты по русскому языку. 4 класс. СПб.: Издат. Дом "Литера",2010

В.И. Капинос. 4 класс (ЕГЭ: шаг за шагом). М.: Дрофа, 2011г.

Н.В. Соколова. Русский язык. 4 класс. Контрольные работы в новом формате.

 М.: Интеллект-Центр, 2012г.

Т.И. Козлова. Промежуточное тестирование. Русский язык. 4 класс.

  М.: "Экзамен", 2012г.

Литература для учащихся:

Юным умникам и умницам. Русский язык. Задания по развитию познавательных способностей. 4 класс. В 2 частях

Комплексные работы по текстам. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь

Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь. 4 класс. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф.

Школа развития речи. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Соколова Т. Н.

Учимся писать сочинение изложение.

Рабочая тетрадь 3 класс. Комплект в 2-х частях. Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Битянова М. Р., Беглова Т. В.



Библиотечный фонд: орфографические словари, орфоэпический словарь русского языка.

Интернет ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа http://school-collection.edu.ru/.

2. Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/

Наглядные пособия:

тематические и обобщающие таблицы.

Технические средства обучения:

компьютер, интерактивная доска

8 .Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Приложение 1


9 Система контрольно – измерительных материалов

Приложение 2


Итоговая аттестация учащихся проводитс в соответствии с локальным учреждением в форме» Олимпиада» (Приложение 2)









Приложение 1


п/п

Дата

(по плану)

Дата

(факти

чески)

Наименование разделов

и тем

Кол-

во

часов




Виды учебной деятельности

1

2

3

4

5

7

1.





Сокровища родного языка.



28



1-2



Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

2

Побеседовать о сокровищах русского языка.

 

Обогащать словарный запас.

3-4



Почему их так называют?

(Происхождение слов).

 

2

Познакомить с  наукой этимологией.

Обогащать словарный запас.

5-6



Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.


2

Познакомить с многозначностью слов.

Обогащать словарный запас.

7-8



Слова – тезки. (Омонимы).

 


2

Продолжить знакомство с  омонимами.

Обогащать словарный запас.

9-10



Одно и то же, но по-разному. (Синонимы). О различиях слов синонимов

2

Продолжить знакомство с  омонимами.

Обогащать словарный запас


11-12




Слова с противоположным значением. (Антонимы).



2


Продолжить знакомство с  антонимами.

 Обогащать словарный запас.


13-14



Устаревшие слова.


2

Познакомить со словами – архаизмами.

Обогащать словарный запас.

15-16



Новые слова.

 


2

Находить изученные орфограммы в словах;

правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне; определять род и число имен прилагательных; выполнять разбор предложения; записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы

17-18



Слова – пришельцы.

 


2

Помнить изученные орфограммы.

Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания

19-20



Крылатые слова и

выражения

2

Выполнять работу над ошибками


21-22



Фразеологизмы.

2

Понимать, что интонация – звуковое (голосовое) средство языка.

На слух определять количество предложений; выразительно читать вслух; определять тип предложений;

находить в тексте глаголы; находить границы предложения; подчеркивать в словах непроверяемые орфограммы; объяснять расстановку знаков препинания в предложении

23-24



Словарное богатство родного языка

2

Понимать, что общий тон высказывания может быть дружелюбный, радостный, восторженный, печальный, злобный, приказной и др.; частое произнесение высказывания сопровождается изменением высоты голосового тона: повышением, понижением.

Сравнивать предложения по интонации и по цели высказывания; выписывать предложения по группам по интонации;

подчеркивать знаки препинания в конце предложения; выделять в словах приставки; соотносить предложение с его схемой

25-26



Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

 

2

Понимать, что логическое ударение – это выделение голосом слова в речи для подчеркивания его смысловой значимости.

Отвечать на вопросы; ставить в тексте логическое ударение;

вставлять пропущенные буквы; расставлять знаки препинания в предложении; производить разбор предложений; объяснять значение пословицы «Пословица – всем помощница»

27-28



Сочинение в рисунках. (Пиктография).


2

Понимать что такое сочинение.

Писать сочинение на свободную тему.

2



Средства выразительности языка.

42


29-30



Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

2


31-32



Обучение сочинению стихов

2


33-34



Письмо – текст. Поздравление к Новому году.


2

Выполнять работу по заданию учителя.

35-36



Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.

2


37-38



Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).


2

Выполнять работу по заданию учителя.

39-40



Редактирование текста.

 


2


41-42



Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

2

Выполнять работу по заданию учителя.

43-44



Изложение текста по готовому плану.

 

2

Выполнять работу по заданию учителя.

45-46



Подробное изложение по измененному плану.

2

Выполнять работу по заданию учителя.

47-48



Изложение текста – повествования.

 

2

Выполнять работу по заданию учителя.

49-50



Работа над сокращением текста.


2

Выполнять работу по заданию учителя.


51-52



Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану

2

Выполнять работу по заданию учителя.

53-54



Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

2

Оформлять текст; определять количество смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст;

55-56



Сочинение загадки наоборот.


2

Составлять текст загадки;

анализировать тексты сверстников

57-58



Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.

2

Анализировать и редактировать своё сочинение и товарища;

исправлять речевые и орфографические ошибки

59-60



Оформление классной газеты. Реклама.

 

2

Выполнять работу по заданию учителя.

61-62



Заметка в газету.


2

Выполнять работу по заданию учителя.

63-64



Репортаж в газету.


2

Выполнять работу по заданию учителя.

65-66



Олимпиада.

2

Выполнять работу по заданию учителя.

67-68



Подведение итогов.

Обобщение.

2


69-70



Выставка работ.

 

2










Приложение 2

Олимпиада


Русский язык, 4 класс
1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей - _______________
Шей - ______________
Шёл - ______________
Лёд - _______________
3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – _____________________________________________________.
Верное средство – _________________________________________________.
Верный ответ – __________________________________________________.

5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши
получившиеся словосочетания.

6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ:

7. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ____________________________________________________.
Где много слов, там _______________________________________________.
Долго спать, с долгом ______________________________________________.
Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________.
За всё берётся, да _________________________________________________.
Тяжело в учении, _________________________________________________.

8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_
2 группа_

















Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – мину 0,25 балла.
Задание 1.
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь, толь.
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла

Задание 3
Домов, столов, ковров (окончание –ов)
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)

2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.
0,5 балла за верно подобранное слово.

Задание 5.
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль,
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.

0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.

Задание 6.
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово

Задание 7.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да не ленив вставать.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу.

Задание 8.
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке

Другой вариант олимпиады.


.Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, тран вай, интиресный.

(10 баллов)

2. Расставьте ударение в словах: звонит, цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы, щавель, хозяева, баловать, дремота.

(10 баллов)

3.Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков

1) спальня

4) стулья

2) скальпель

5) мыться

3) штамповать

6) фильм

(5 баллов)

4. Подчеркните слова, состав которых соответствует схеме:

1) вылеты

4) походы

2) осмотр

5) пригород

3) списки

6) безголосый

(3 балла)

5. Подчеркните слова, которые нельзя переносить

1) трость

4) утёс

2) пояс

5) грызть

3) осень

6) сельдь

(5 баллов)

6.Определите род существительных: туфля, повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе, кенгуру, такси.

(10 баллов)

7. Определите падеж выделенных слов.

Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз. (9 баллов)

8. Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

  • За рекой находится село.

  • Солнце село за горизонт.

(12 баллов)

9. Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.

яблоко-_____________

ботинок-____________

стекло-_____________

кольцо-_____________

носок-______________

помидор-______________

апельсин-_____________

грамм-________________

полотенце-____________

облако-_______________

(10 баллов)

10. Объясните фразеологический оборот:

У него ветер в голове________________________________________________

Как ветром сдуло___________________________________________________

Бросать слова на ветер_______________________________________________

Искать ветра в поле_________________________________________________

(4 балла)

11. Подчеркните лишнюю пару слов.

глубокий - мелкий

громкий - сильный

робкий - смелый

широкий - узкий

говорить - молчать

(1 балл)

12. Запишите пословицы, в которых встречается слово "два".

(за каждую - 1 балл)

13. Найдите "третье лишнее".

1) Гореть, угорать, гора.

2) Горе, нагорный, горевать.

3) Пот, потолок, потливый.

4) Море, морщины, морской.

5) Боль, большой, больница.

6) Вода, водить, водник.

(6 баллов)

14. Соедините части пословиц.

На словах и так и сяк...

покажи делом

На словах города берёт...

да скупа на дела

Не храбрись словом...

а на деле ни шагу вперёд

Щедра на слова...

а на деле никак.

(4 балла)

15. Расшифруйте слова. Запишите полученные слова.

РАВЗДСТВУЙТЕ

РЕСИНТЕНЫЙ

ЛЮСТРАК

НИКАЗЕМЛЯ

АНИТРАК


ИНЕРЖЕН

КАРФЕЛЬТО


(7 баллов)

____________________________________

____________________________________

При выполнении заданий олимпиады вы можете набрать 100 баллов.

Список литературы.

1. Шкатова Л. А. Подумай и ответь.Занимательные задачи по русскому языку. Книга для учащихся 5-7 классов средней школы.М.:Просвещение,1989.

2. Королёва Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: Арктик,2005.

3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады, начальная школа. 2-4 классы.М.:Айрис-пресс, 2006.

4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания 3-4 классы. М.: Вако, 2009.

Поделиться…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
4 класс факультативные занятия по русскому языку( программа)

Автор: Хайдаршина Ирина Ивановна

Дата: 07.04.2017

Номер свидетельства: 407459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Учебная программа факультативного курса по русскому языку "От слова к словесности" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(95) "uchiebnaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-ot-slova-k-sloviesnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418058853"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Краткосрочное планирование факультативного занятия русского языка в 5 классе по теме: Род и число имени существительного"
    ["seo_title"] => string(138) "kratkosrochnoie-planirovaniie-fakul-tativnogho-zaniatiia-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-rod-i-chislo-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "152542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420876568"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр  и вид задания повышенной сложности  на ЕГЭ по русскому языку» "
    ["seo_title"] => string(137) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-sochinieniie-rassuzhdieniie-kak-zhanr-i-vid-zadaniia-povyshiennoi-slozhnosti-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "198590"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428422044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства