Повторение основных теоретических сведений за курс основной средней школы по русскому языку и литературе; развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла; расширение кругозора учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знатоки русского языка и литературы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа №35 г. Иркутска
Внеклассное мероприятие
«Знатоки русского языка и литературы»
(для девятых классов)
Составитель: Доржипаланова Х.Ш,
учитель русского языка и литературы,
IКК
Иркутск, 2017
Внеклассное мероприятие
"Знатоки русского языка и литературы” (для 9 класса)
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7-9 классов.
Задачи: повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе; развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла; расширить кругозор учащихся.
Ход мероприятия
Учитель:
-. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
3 команды - представители из трех девятых классов. 1тур.
1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждой команде будет задано по 10 вопросов).
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”?
(А.С. Пушкин)
2. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
3.. Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
4. Расскажите правило дефисного написания наречий.
5. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
6. “Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
7. Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
8. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
9. Кто написал строчки: “о великий, правдивый и свободный русский язык»? (И.С.Тургенев)
10.Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
Для второй команды:
1. Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
2. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
3. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
4. Кто является создателем «Теории трех штилей»? (М.В.Ломоносов)
5. Что написал И.С. Тургенев: “Записки из сумасшедшего дома” или “Записки охотника”? (“Записки охотника”)
6.Чьи это годы жизни: 1799 - 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
7.К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
8.Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
9.Расскажите правило -ГОР-, -ТАР-, (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
10.Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
Для третьей команды:
Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
Кто написал первую “Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
Лисички 1 - грибы, лисички2 - лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
Из какого произведения эта фраза: “ Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие...”? ( “Ревизор” Н.В. Гоголя)
Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)
Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
Кто написал “Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как...)
Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
1-я группа
П. Ершов
Калашников
Остап
Капитанская
купец
Астафьев
Виктор Петрович
Старуха Изергиль
дочка
Н.А.Некрасов
“Левша”
Тарас Бульба
Коробочка
Н.Лесков
Мороз, Красный нос
“Конёк-горбунок”
Данко
“Уроки французского”
Протопоп
И.С.Тургенев
В. Распутин
Г оголь
Бирюк
Аввакум
2-ая группа
Евгений
луг
Виссарион
Казбич
Размер
«Старший сын»
Помещик
Н.Некрасов
Бэла
Онегин
А. Вампилов
тучка золотая
«Русские женщины»
Амфибрахий
Ночевала
Добчинский
Бежин
Белинский
Бобчинский
Плюшкин
М.Ломоносов
М.Лермонтов
«Смерть поэта»
«Российская грамматика»
3-я группа
Печорин
поэма
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Хамелеон»
Дактиль
жанр
«Мертвые души»
А.Пушкин
А.П.Чехов
Максим Максимыч
К нам едет ...
сатирик
Рассказ, повесть, роман -
Ольга
«Медный всадник»
трехсложный размер стиха
Ленский
Ясная Поляна
публицистический
ревизор
Л.Н.Толстой
сентиментализм
«Бедная Лиза»
стиль
II тур.
1 задание. “Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача - вспомнить, кто написал и что за произведение.
Вопросы для 1 команды:
«Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом... Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель». (“Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове». (М.Е.Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)
«И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием». (Библия. “Рождение Христа”)
Вопросы для второй команды.
«Вдруг оба генерала.. .начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один...откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их». (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков- Щедрин)
«И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, ... что тьма разлетелась от света его...» (“Старуха Изергиль” М. Горький)
«Я раз слушал его: ну, покамест говорил об.. .вавилонянах - ещё ничего, а как думал, что пожар...! Сбежал с кафедры и ... хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне». (“Ревизор” Н.В. Гоголь)
Вопросы для третьей команды.
«Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили..., но моего согласия дать я тебе не намерен... Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича». (“Капитанская дочка” А.С. Пушкин)
«Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня» (И.Тургенев «Бежин луг»)
« Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же глосс; я на минуту задумался, и когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было». (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени», «Тамань»)
2 задание. “Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.
Вопросы для 1 команды:
1.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(...Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном) (“Узник” А.С. Пушкин)
2.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(.. .Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь) (“Не позволяй...” Н. Заболоцкий)
Вопросы для второй команды.
3.
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(.. .Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?) (“Парус” М.Ю. Лермонтов)
1 задание. “Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?
Для первой команды Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся - бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
Для второй команды
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить - только небо коптить; взялся за гуж - не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу - время, потехе - час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
Для третьей команды
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги - гости: то нет, то горсти; деньги - не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).
Для всех трех команд: кто больше вспомнит пословиц или поговорок о языке.